Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Поиск

Приход к власти Ярослава Мудрого. Внутренняя и внешняя политика.

Ярослав (1019-1054)

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославовича, Ярослав стал Новгородским князем.

В 1014 г. Ярослав, посаженный княжить в Новгороде, отказался платить традиционную дань в Киев и начал против отца мятеж, наняв варягов. Владимир организовал карательный поход, который так и не произошел в связи со смертью Владимира.

Положение сыновей в княжеской семье было различным. Поскольку двое старших сыновей от Рогнеды умерли, претендентом на русский престол оставался старший в роду Святополк, приемный сын, которого Владимир не любил. Поэтому Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке с Анной – Борису, с чем не смог смериться ни Святополк, ни Ярослав.

Едва Владимир умер, как власть в Киеве захватил Святополк. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает своих братьев: князя ростовского Бориса, князя муромского Глеба и князя древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава.

Церковь потом канонизировала, Бориса и Глеба.

Канонизация (от греч. «узаконят») – причисление к лику святых в христианской церкви. В чем вы видите смысл поведения князей Бориса и Глеба? (Они избрали христианский путь непротивления злу, отказа от борьбы во имя высших государственных, нравственных и религиозных идеалов.)

Святополк «Окаянный» не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками заняли Киев. Поляки начали чинить насилие над людьми, и население стало браться за оружие. Общее восстание горожан заставило поляков убраться восвояси.

В это время Ярослав, собрав новую рать в Новгороде, двинулся на юг. В битве на Альте в 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Ярославу не сразу удалось восстановить единство Руси. Он начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В 1024 году Мстислав под Листвиным нанес поражение Ярославу, после чего Русь по договору между братьями была разделена на две части. Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси.

В 1018 г. произошло решающее сражение между братьями на реке Альте. Ярослав одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, погиб где-то в безвестных местах между Чехией и Польшей.

Ярослав делил свою власть с братом Мстиславом Тмутараканским (их владения разделял Днепр). После смерти Мстислава в 1036 г. Русь объединилась под властью Ярослава.

Внутренняя политика:

Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Этому способствовала во многом его активная поддержка церкви, потому что Ярослав хорошо понимал идеологическую силу христианства. Он развивал церковное строительство, создание монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, собора святой Софии (покажите иллюстрации).

Ярослав совершил весьма важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, поставив в 1051 г. на митрополичий престол не грека, а русского, - монаха Илариона. О заботах Ярослава относительно распространения христианства киевский летописец пишет следующее: «При нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».

Иларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях. Он принимал участие в составлении церковного Устава князя Ярослава Мудрого. Ему принадлежат сочинения: «Слово о законе и благодати», «Исповедание веры», «Молитва».

Вначале своего правления князь много сил вложил в дело повышения грамотности своих поданных. В Новгороде было основано училище для мальчиков, в котором детей учили церковному делу. Он закупал фолианты, а монахи их переводили. Вскоре эти книги стали служить учебниками для славянских людей. При раскопках историки обнаружили рукописи, на которых дети обучались правописанию.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко говоря, была также нацелена на градостроительство. Столица Киевской Руси по красоте, можно сказать, соперничала с Константинополем. В честь долгожданной победы над кочевниками в 1037 году был воздвигнут знаменитый Софийский собор. Таким образом, Киев вышел на один уровень с Византией, где тоже существовали храмы с таким названием. Не менее значительные соборы были сооружены в Юрьеве, Пскове и других русских городах. Также Ярославом Мудрым были основаны такие города, как Ярославль (один находится в Польше, другой – на Волге).

Внешняя политика:

Ярослав продолжал внешнюю политику своего деда и отца. В 1030 г. он совершил поход на прибалтийскую чудь и для закрепления победы основал недалеко от Чудского озера город Юрьев (Тарту). В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, напали печенеги. Но они были наголову разбиты Ярославом, а часть из них откочевала в Венгрию. В 1043 г. был предпринят поход на Константинополь для защиты торговых интересов русских купцов, однако он закончился неудачно. Хотя вскоре конфликт был улажен.

Тысячу лет назад войны были обычным явлением, как и сегодня. То в одну, то в другую кампанию вступала и Киевская Русь. И хотя сын Владимира тоже расширял границы своего государства мечом (воевал с Литвой, Польшей. Византией, половцами…), но все же при его правлении кровопролитных походов было меньше. Внешняя политика Ярослава Мудрого, основные направления которой заключались в укреплении авторитета Киевской Руси в Европе, отличалась взвешенностью, аккуратностью и продуманностью. Князь отдавал предпочтение дипломатическим мерам в решении конфликтов.

Также он считал очень полезными межгосударственные браки. Сам Ярослав был женат на дочери шведского правителя Ингигерде, его сестра стала королевой Польши, дочь – супругой французского короля, сыновья взяли в жены дочерей польского короля и императора Византии.

Внутренняя и внешняя политика князя Ярослава Мудрого привела Киевскую Русь к процветанию. С этим государством считались все, а внутри него росли и богатели города, возводились храмы, школы и библиотеки, развивались торговля и ремесленничество.

Русская Правда».

Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - Русскую Правду. При его сыновьях было продолжено написание законов, а также дополнено Владимиром Мономахом. Отсюда структура: «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» и «Устав Владимира Мономаха».

Законодательство самого Ярослава, хотя и включало древние устные законы («Русские законы»), но сокращало родоплеменные, языческие нормы.

Вводился новый принцип наследования, завещанный Ярославом Мудрым: передача власти по старшинству. Однако в реальной действительности осуществлялся принцип родового наследования. Он отличал Киевскую Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал старший сын. Если королевство дробилось между братьями, то каждый передавал свою часть собственности детям, но никак не братьям или детям родственников, как это было на Руси.

«Русская правда» стала первым законодательным сводом на Руси. Для будущего поколения этот документ был ценнейшим источником информации о жизни в те времена. Все последующие законы имели в основе своей идеи «Русской правды».

Привычное для нас слово «правда» во времена Ярослава Мудрого значило не только истину. Основной его смысл в ту эпоху – это закон и устав. Именно поэтому первый свод правил назвали «Русская правда» (год создания - 1016). До этого времени все правоустанавливающие документы были основаны на морали языческой, а позже – на церковно-византийской религии.

Законы «Русской правды» должны были появиться по нескольким причинам. Во-первых, судейство на Руси в то время состояло из греков и южных славян. Они практически не были знакомы с русскими обычаями в юриспруденции. Во-вторых, старые русские обычаи содержали нормы языческого права. Это не соответствовало новой морали, основанной на новых религиозных принципах. Поэтому введенный институт церковных судов и принятие христианства стали основными факторами, благодаря которым создали писаные законы. Именно поэтому «Русская правда» складывалась без особого участия княжества. Зато церковная юрисдикция выступила активным составителем этого уникального документа. О месте, в котором впервые выпустили «Русскую правду», идут споры.

К сожалению, «Русская правда», текст которой включал в себя законодательные статьи по уголовному, торговому, наследственному праву, претерпевала изменения. И первоначальное изложение не сохранилось до наших дней.

Год создания «Русской правды», по утверждению историков, 1016-й. Хотя достоверную информацию никто из исследователей предоставить не может. До 1054 года все законы собирались в одну книгу по инициативе Ярослава Мудрого. В ней содержались законодательные статьи, касающиеся следующих вопросов: уголовное право; работа суда; социальный статус граждан.

Структура «Русской правды»

Несмотря на то что год создания «Русской правды» – 1016-й, до наших дней дошел один их экземпляров, который относится к 1280 году. Это самая древняя копия, найденная на сегодняшний день. А в печати первый текст появился в 1738 году благодаря российскому историку В. Н. Татищеву. «Русская правда» имеет несколько вариантов изложения: краткое; пространное; сокращенное. Самая первая из них – это древнейший вариант.

1. В кратком варианте есть 4 документа. В них поместили 43 статьи. Они посвящены государственным традициям на Руси, включая старые обычаи наподобие кровной мести. Также в "Правде" выложены правила уплаты штрафов, и за что их необходимо взимать. При этом наказание определялось исходя из социального статуса преступника. Документ отличало отсутствие дифференцированного подхода к определению размеров штрафов.

2. В более полном варианте «Русская правда», текст которой насчитывает порядка 121 статьи, содержит уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Этот вариант носит название "Пространная Правда". Здесь уже четко определено, что феодалы наделены привилегиями, чего не скажешь о холопах. Статьи определяли правовые отношения при определении права собственности на любое имущество, при передаче его в наследство и заключении различных договоров. В таком варианте своды законов использовались также церковными и гражданскими судами для наказания преступников.

Сокращенная Правда. Это самый поздний вариант, который полностью сформировался к середине 15 века. Его создали на основе "Пространной Правды". Не было бы первоначальных источников свода закона, не будь фундамента для его создания. В данном случае такими источниками и стали "Краткая Правда" и "Пространная Правда".

Преступления и наказания

Великий князь Ярослав Мудрый совместно с сыновьями установили законы, по которым следовало жить, прописали все возможные наказания за различные преступления. Новшеством стало то, что был отменен обычай под названием «кровная месть». Правда, это случилось не в год создания "Русской Правды", а немного позже. За убийство должно было отвечать по закону. При этом княжеские приближенные и сами князья получали более мягкие наказания, чем люди без «рода и племени». За многие преступления были назначены штрафы. За тяжкие провинности наказания были суровые. Семью могли изгнать вместе с виновным из населенного пункта, а имущество конфисковывали. Эти наказания применяли за поджоги, воровство коней. Важное значение при принятии решения суд уделял показаниям свидетелей. Их тогда называли «послухи». Документ отделил умышленное убийство от неумышленного. В нем сохранялась смертная казнь. Штрафы назначались в различных денежных номиналах. "Русская Правда" определяла порядок проведения судов: в каком месте они должны происходить, кто в них участвует, где будут содержать преступников и как их необходимо судить. Значение документа для современников Год создания "Русской Правды" нельзя назвать однозначно. Она постоянно дополнялась. Однако, независимо от этого, книга имеет огромное значение и для историков, изучающих эпоху Ярослава Мудрого, и для будущих поколений. Ведь в ней сохранено столько интересных знаний о начальном этапе развития Киевской Руси.

Многие слова в современном праве имеют много общего с первым правовым документом. К примеру, «уголовник»: в «Русской Правде» убийца был назван «головник», а убитый в документе назывался «головой». Кроме того, законы "Русской Правды" дают нам представление о жизни княжества и простого народа в то время. Здесь четко прослеживается превосходство правящего класса над холопами и челядью. Это настолько благоприятно было для княжества, что статьи Русской Правды использовали в новых юридических сборниках до 15 века. Фундаментальной заменой "Правды" стал Судебник Ивана III, который вышел в 1497 году. Но это не значит, что он коренным образом изменил правовые отношения. Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на "Русской Правде".

Работа с документом:

«Русская правда»

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

20. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 40 гривен, а за княжеского рядовича 10 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 2 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен

2. «Дворцовые перевороты»: правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.009 с.)