Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта



Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.

Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.

Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А. Моцарта (Презентация):  

1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…

2) Блестящие данные импровизатора он проявлял и в другом излюбленном своём эстрадном жанре — клавесинных концертах. Это всё ещё была наиболее популярная форма общения композитора с аудиторией… Он ещё в раннем возрасте отказывался играть, если замечал, что слушатели невнимательны. Теперь, в пору расцвета, энтузиазм публики и её живая реакция по-прежнему являлись для него высшей наградой; ни в какое сравнение не шёл с этим материальный успех концерта. «Что меня больше всего обрадовало и удивило — это небывалая тишина и внезапно раздавшиеся “браво”», — писал он отцу в апреле 1781 г.

Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.

Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром

Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:

- В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…

- Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.

2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:

- Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

- Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?

Прослушайте 1-ю часть ещё раз.

Повторное прослушивание фрагмента I части.

- Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Прослушайте фрагмент Финала, подумайте и скажите - та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?

4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:

- Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Вывод

Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.005 с.)