Ушинский Константин Дмитриевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ушинский Константин Дмитриевич



(1824 - 1871) Основоположник отечественной педагогической науки

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Религия, вера - это то, что помогает человеку, при соблюдении им правил духовной жизни, устранить дисгармонию в душе, адаптироваться, исцелиться от нравственных недугов, страстей, которые являются причинами всех человеческих бед. Религия - один из важнейших элементов духовной культуры, её главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие аспекты его бытия и возвысить человека до абсолютного и неизменного. Нравственность и достоинство всегда были на первом плане религиозной культуры. Современные педагоги должны найти в себе моральные силы, знание, мудрость, чтобы исполнить задачу духовного возрождения личности.

Занимаясь воспитанием, следует обратиться к трудам К.Д. Ушинского. Крупнейший педагог-теоретик, педагог-философ впервые объединил в педагогике достижения различных антропологических наук. В истории советской педагогики его взгляды на религиозное воспитание не рассматривались. Глубокая религиозность этого замечательного педагога трактовалась как одна из «реакционных ошибок его мировоззрения». Между тем, вопросы значения религии в воспитании в его работах имеют ключевое значение, о чём свидетельствуют результаты анализа таких его сочинений и статей, как «Педагогическая антропология», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Воскресные школы», «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе воспитания», «О необходимости сделать русские школы русскими» и др.

В своём педагогическом творчестве на протяжении жизненного пути К.Д. Ушинский двигался от объективного идеализма к материализму и затем опять возвращался к идеализму, но уже к историческому (духовный фактор, общественные идеи выделялись им как движущий принцип истории). Происходил как бы возврат к исходной ступени, но на другом витке спирали. Но даже искренне восхваляя материализм, Ушинский полагал, что первопричиной всего сущего является Творец, Абсолютный Дух, Создатель. Это свидетельствует о том, что Ушинский, сам того не осознавая, в этот период своей жизни всё же оставался идеалистом. Какой бы концепции он ни придерживался, можно говорить о религиозности Ушинского на протяжении всей его жизни.

Великий педагог пришел к выводу, что психология и педагогика в своих основах должны иметь религиозное обоснование. Более того, он считал нехристианскую педагогику немыслимой, «предприятием без побуждений позади, без результатов впереди». Христианство, по мнению Ушинского, указывает высокую цель воспитанию, его истины должны быть положены в основу воспитания. Он писал, что окончанием курса общей педагогики должно служить «изложение психических основ религиозного чувства» в человеке.

Анализируя отношение К.Д. Ушинского к религии и к религиозному воспитанию, мы убедились, что особенно заметный след религиозность оставила в этической концепции педагога и в теории нравственного воспитания. Именно здесь Ушинский соединяет религию и мораль. Вопросы христианского воспитания у К.Д. Ушинского тесно переплетаются с народностью в воспитании. Народность отражается в воспитании национального характера, творческой силы, психологического склада народа, его любви к Родине. Он понимал, что «просвещенный религией и образованием рассудок народа» - лучшее ручательство за благоденствие, спокойствие, силу и богатство государства. По мере распространения веры в обществе «приживаются добрые нравы» и укрепляется порядок.

По мнению К.Д. Ушинского, именно христианство является культурно-историческим самоопределением славянских народов и наделяет своих последователей личной свободой. Он был уверен в необходимости воспитания нравственной, гуманной христианской идеи в молодой душе. Существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности. Христианский идеал в своей основе имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим людям. Личностное развитие понимается как расцвет всех талантов, данных человеку Богом, и в то же время - постоянное приготовление к жизни вечной.

Великий педагог говорил о религии как об одном из главных составляющих элементах воспитания, без которого невозможно полноценное формирование личности. Важной социальной функцией религии является мировоззренческая: религия организовывает систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира. Интегрирующая функция религии заключается в том, что она включает человека в систему общественных отношений. Компенсаторная функция состоит в следующем: религия компенсирует человеку в рамках его веры чувство психологической защищенности.

Если человек научится видеть во всём проявление высшего смысла, мудро относиться к различным жизненным испытаниям и страданиям, он станет сильной личностью. Воспитание в ребёнке такой личности невозможно без духовно-нравственной базы.

Кроме того, необходимо обратить внимание на регулятивную функцию религии. Она заключается в том, что религия регулирует социальное поведение своих приверженцев с помощью моральных норм, запретов, предписаний, которые реализуются на уровне индивидуального и общественного сознания и поведения. Как следствие живой веры, формируется внутренняя рефлексия нравственного поведения. Церковь, по мнению Ушинского, помогает поднять человека на высшую ступень самосознания. Он был убежден в необходимости союза Церкви и школы в воспитании.

К.Д. Ушинский был уверен в необходимости изучения Библии в школе. Он подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и воспитания. Священное Писание и Предание несут, несомненно, положительные образы, которые могут стать благодатным материалом для образовательных и воспитательных программ.

Анализируя отношение Ушинского к преподаванию Библии, мы пришли к выводу, что Библия помогает по-новому взглянуть на многие педагогические идеи, глубже понять их смысл, рассмотрев через призму вечных нравственных общечеловеческих ценностей.

Среди огромного количества рекомендаций в статьях Ушинского по поводу религиозного воспитания есть и рекомендация о необходимости создания и функционирования воскресных школ. Он писал о нравственном воспитании при помощи воскресных школ. Как ни странно, современное общество столкнулось с той же проблемой, которая существовала в дореволюционной России, а именно, занятость учащихся во внеурочное время. Как правило, сейчас большое количество детских и юношеских кружков переходит на платную основу, что не может устроить многие семьи. Как известно, ничем не занятый ребенок, юноша подвергается большим опасностям в сфере неформального общения, искушениям улицы. Поэтому можно сделать вывод, что воскресные школы или уроки религии помогут в определённой степени решить и эту проблему.

Актуальность духовного, религиозного воспитания не только сохраняется, но и приобретает новое звучание в начале XXI века, когда наблюдается резкое снижение нравственного уровня общества. Совершенно очевидно, что религия и наука в рамках здравого смысла нисколько не исключают, а наоборот, хорошо согласуются и взаимно дополняют друг друга. Нельзя противопоставлять образование, науку и религию как нечто несовместимое, что подтверждает история научных открытий. Духовные ценности - это своеобразный фонд человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, как правило, возрастает. В моральных поисках каждого человека важным является вопрос о соотношении добра и зла, сущности счастья и справедливости, любви, смысле жизни. Нравственный долг педагога - убедительно показать огромную культурно-формирующую роль религиозных традиций и ценностей, чтобы помочь своим воспитанникам сформировать уважительное отношение к своей истории, культуре, христианской религии.        

Менделеев Дмитрий Иванович

(1834-1907) Ученый-химик, деятель народного образования, автор первых русских фундаментальных учебников химии

В педагогических статьях («О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России») высказал мысли о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями.

Бунаков Николай Федорович (1837-1905)

Педагог, общественный деятель, теоретик и практик начального обучения

Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Руководитель учительских курсов и съездов, автор множества учебных пособий. В системе учебных знаний выделял три главных составляющих: обучение грамоте, объяснительное чтение, письменные упражнения.

Лесгафт Петр Францевич

(1837-1909) Педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании

В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности.

Основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания, первого в России высшего учебного заведения физического воспитания. Все педагогические явления рассматривал с позиции антропологизма.

Основную роль в формировании личности ребенка отводил воспитанию. С помощью воспитания можно развить нравственные качества личности и ее волевые проявления, совершенствовать умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка.

Цель воспитания и образования - формирование гармонически развитого человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий.

Наиболее полно понимание цели воспитания им раскрыто в книге "Семейное воспитание ребенка и его значение", где он четко сформулировал свои позиции: содействовать становлению разумного человека, понимая под этим положением воспитание критически мыслящего, высоконравного, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности человека. Лесгафт был противником концепции нравственной обреченности ребенка, считая, что воспитание тесно связано с социальной средой, микросредой, бытовыми условиями, самим направлением воспитания. Именно поэтому семейному воспитанию он отводил ведущую роль в формировании личности ребенка. Подчеркивая, что даже условия утробной жизни ребенка имеют огромное значение для его последующего развития.

Центральное место пед. концепции Лесгафта занимают проблемы физ. воспитания и образования детей. Все физ. упражнения классифицировал с учетом педагогических задач: простые, сложные, систематические и т.д. Для каждого возраста выделял свои упражнения: грудной, преддошкольный, дошкольный, школьный (младший, средний и старший).

Физ. воспитание взрослых. Взаимосвязь умственного воспитания с физическим легла в основу оригинальной методики, которая базировалась не на показе детям упражнений, а на словесном их описании учителем. Это способствует развитию памяти, воображения и мышления. Много внимания уделял взаимосвязи физ. и труд.воспитания: занятия трудом развивает мышцы, влияет на здоровье.

Модзалевский Лев Николаевич

(1837-1896) Педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского, детский поэт, историк педагогики

Один из первых исследователей педагогического наследия ЯЛ. Коменского, автор первого систематического пособия по истории педагогики «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней» (1866).

Соловьев Владимир Сергеевич

(1853-1900) Крупнейший религиозный философ, поэт, публицист

Создатель «философии всеединства», ищущей гармонию между космическим и социальным началами. Разрабатывал теорию «цельного знания» - интуитивного образно-символического постижения мира, основанного на личном усилии человека. Создал концепцию «богочеловечества», высочайшее значение в выполнении божественной миссии придавал образованию

Практическое занятие – нет

 

Самостоятельная работа – по деятелям

 

Литература:

1. Крившенко Л.П. Педагогика – М.: Проспект, 2008.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС,2009.

3. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2010

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000

Дополнительная литература:

1. Герцен А.И. "Кто виноват?" "Былое и думы"

2. Добролюбов Н.А. «О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами", "От дождя да в воду".

3. Карамзин Н.М. История государства Российского», «Записки о древней и новой России»

4. Корф Н.А. «Наш друг»

5. Лесгафт П.Ф.«Семейное воспитание ребенка и его значение"

6. Лобачевский Н.И.«Наставления учителям математики в гимназиях»

7. Менделеев Д.И. («О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России»

8. Модзалевский Л.Н. «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней»

9. Панин И.П.«Опыт о просвещении относительно к России»

10. Пирогов Н.И.«Вопросы жизни»

11. Поливанов Л.И. «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей»

12. Рачинский С.А. «Сельская школа».

13. Ушинский К.Д. «Педагогическая антропология», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Воскресные школы», «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе воспитания», «О необходимости сделать русские школы русскими»

14. Хомяков А.С. «Об общественном воспитании в России»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.035 с.)