Контрольная работа №16 по теме: «Биогенные круговороты веществ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа №16 по теме: «Биогенные круговороты веществ»



Контрольная работа №16 по теме: «Биогенные круговороты веществ»

 

Тип задания: выберите один правильный ответ из четырёх.

1. Бобовые растения, образующие симбиоз с клубеньковыми бактериями, включаются в круговорот:

а) углерода;

б) азота;

в) фосфора;

г) калия.

 

2. Синтез глюкозы зелеными растениями при фотосинтезе – это часть круговорота:

а) азота;

б) углерода;

в) фосфора;

г) калия.

 

3. В процессе круговорота углерода образуются ресурсы:

а) энергетические;

б) минеральные;

в) органические;

г) все перечисленные.

 

4. Круговорот азота в природе происходит в основном за счет:

а) процесса выветривания горных пород;

б) процесса фотосинтеза;

в) деятельности микроорганизмов;

г) промышленной фиксации азота.

 

5. Основная роль в круговороте серы принадлежит:

а) высшим растениям;

б) прокариотам;

в) грибам;

г) беспозвоночным.

 

6. Важной особенностью круговорота углерода является:

а) отсутствие газовой фазы, включающей свободное распространение в атмосфере с перенесением на значительные расстояния;

б) полная зависимость естественных экосистем от микроорганизмов, обеспечивающих эффективную фиксацию углерода из атмосферы;

в) образование и выделение углекислого газа при фотосинтезе у зелёных растений с последующим вовлечением в следующий цикл;

г) выведение части углерода из естественного круговорота экосистемы и накопление в виде гумуса почвы.

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2 балла)

Задание 7.

 

Различают два вида круговоротов веществ: большой, или геологический и малый, или биологический. В каких пределах происходит большой и малые круговороты веществ?

 

Примерный вариант ответа: большой или геологический между сушей и океаном. Малый или биологический в пределах экосистем.

Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу (каждыйправильныйответ–1балл. Всегозазадачу3балла)

Задание 8.

 

В круговорот газов атмосферы включены такие биогенные элементы как:

а) …………………………………………………

б)............................................................................

в)............................................................................

 

Ответы: углерод, кислород, азот

Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу

(правильный ответ – 1 балл)

 

Задание 9.

 

Отличительной особенностью круговорота фосфора является отсутствие газовой фазы.

Продолжите фразу (каждый ответ – 1 балл.

Всего за задачу 2 балла)

Задание 10.

 

Отрицательным следствием нарушения круговорота фосфора является:

 

Примерный вариант ответа: попадание в водные экосистемы с минеральными удобрениями и моющими синтетическими средствами. Наряду с азотом, фосфор является основным фактором зарастания водоёмов, загрязнения вод органическими веществами и как следствие процессов эвтрофикации.

 

Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла)

Задание 11.

 

Как происходит круговорот углерода в природе? Кратко представьте общую схему круговорота.

 

Примерный вариант ответа: из атмосферного воздуха (или растворённый в воде), углекислый газ усваивается фотосинтезирующими организмами в виде органического вещества, которое поступает в цепи питания, проходя таким образом через продуцентов, консументов и редуцентов, а затем возвращается в атмосферу в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения, разложения или сжигания ископаемого топлива.

 

Ответьте на вопросы:

Задание 12.

 

В процессе круговорота углерода происходят процессы:

а) «включения» углерода в состав живого вещества; (ответ - 0-1-2 балла)

б) «выключения» или освобождения углерода из живого вещества и продуктов его жизнедеятельности; (ответ - 0-1-2 балла)

в) «Уход в геологию» (ответ - 0-1-2 балла)

 

Приведите примеры процессов «включения» и «выключения» углерода, «ухода его в геологию».

 

Примерный вариант ответа:

а) углерода «включается» в состав живого вещества в виде углекислого газа при фотосинтезе, по трофическим связям т.е. перехода по цепям питания от продуцентов и далее к консументам различных порядков.

 

б) «выключение» т.е. освобождение углерода из состава живого вещества происходит при дыхании, разложении органического вещества почв редуцентами, при сжигании человеком горючих полезных ископаемых (нефть, торф, уголь).

 

в) «уход в геологию» подразумевает уход части углерода из круговорота в виде торфа, нефти, угля, карбонатных отложений в водных экосистемах (остатки раковин простейших, коралловых полипов, диатомовых водорослей).

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3-4 балла)

Задание 13.

 

Способен ли человек нарушить процессы круговорота углерода? Если да, то какие процессы этому способствуют?

Примерный вариант ответа: да, способен. Основное нарушение циклов углерода связано с высвобождением его из геологических структур (горючие ископаемые, известняки), а также в результате изменения площадей и продуктивности лесных и других растительных сообществ, разрушения органического вещества почв и высвобождения из вечномёрзлых грунтов при их оттаивании (в виде метана). Часть этого углерода накапливается в атмосфере в форме углекислого газа и метана, обуславливая парниковый эффект.

Ответьте на вопрос (ответ - 0-1-2-3 балла)

Задание 14.

 

Как происходит круговорот азота в природе? Кратко представьте общую схему круговорота.

 

Примерный вариант ответа: молекулярный азот из атмосферного воздуха растениям напрямую недоступен (кроме процессов окисления азота во время грозовых разрядов). Его могут усваивать и, переводят в доступную для растений форму, некоторые группы бактерий (например, клубеньковые бактерии      на корнях бобовых растений и цианобактерии). Но в основном, растения получают азот из разлагающегося мёртвого вещества.  Из почвы азот поступает в цепи питания, проходя таким образом через продуцентов, консументов и редуцентов, а затем снова усваивается живыми организмами, а часть азота возвращается в атмосферу в форме газа.

 

Задание 15.

 

Идут «жаркие» споры - надо ли убирать опавшую осенью листву в условиях большого города? Приведите по одному наиболее весомому аргументу «за» и «против».

Примерный вариант ответа:

 

1. Опавшая листва, перегнивая, обогащает почву органическими веществами, создавая благоприятные условия для экосистемы города.

 

2. Листва в условиях большого города аккумулирует в себе многие загрязнители и, оставаясь в почве, ведет к ее все большему загрязнению.

 

 

Задание 16.

 

Изменения в круговороте азота под влиянием антропогенных факторов обусловлено:

 

Примерный вариант ответа:

а) переводом его в усвояемые формы из воздуха при получении азотных удобрений;

б) выбросом в атмосферу в виде оксидов при работе двигателей внутреннего сгорания, промышленных установок;

в) разрушением органического вещества почв, гуано, сапропелей.

Задание на сопоставление (6 баллов)

Задание 17.

Определите, какому циклу (круговороту азота, серы) соответствует каждый признак (1—6). Установите соответст­ вие между круговоротом веществ и их признаками:

 

ПРИЗНАКИ КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ
1) содержание этого вещества в атмо­сфере составляет более 70%

А — цикл азота

Б — цикл серы

2) растения из почвы поглощают суль­фатные соединения
3) в водной среде это вещество фикси­руется цианобактериями
4) попадает в почву в результате разло­жения медного колчедана
5) основными антропогенными постав­щиками элемента в круговорот ве­ществ служат теплоэнергетические установки
6) фиксатором атмосферного элемента являются клубеньковые бактерии бобовых растений

 

Признаки 1 2 3 4 5 6
Круговорот А Б А Б Б А

 

Задание 18.

Нарушение естественного круговорота серы может происходить в результате:

а) использования человеком радиоактивных веществ;

б) озонирования воды;

в) развития альтернативной энергетики;

г) загрязнения окружающей среды.

 

Примерный вариант ответа:

 

Ответ г) является верным. На всех участках естественный круговорот серы сильно изменен человеком, прежде всего, в связи с прямым привносом в ландшафты (эмиссии в результате загрязнения окружающей среды, внесение удобрений) и выносом элемента с урожаями. Соединения серы относятся к числу наиболее опасных (по масштабам загрязнения и вызываемых ими последствий) загрязнителей среды.

 

 

Задание 19. «Саранча на связи»

 

Известно, что саранчовые наносят существенный вред посевам и пастбищам. Ученые Новосибирского государственного университета показали, что злакоядные саранчовые играют важную положительную роль в минеральном питании растений в период вегетации, выступая в качестве «связующего звена» пастбищной и детритной цепей питания. Это можно объяснить тем, что саранчовые:

 

а) являются детритофагами;

б) выбрасывают вместе с выделениями микроорганизмы, переводящие азот из воздуха и почвы в усваиваемую растениями форму;

в) выбрасывают вместе с выделениями микроорганизмы, разлагающие целлюлозные останки поврежденных растений;

г) размыкают круговорот биогенных элементов в системе почва-растение.

 

Примерный вариант ответа:

 

Ответ а неправильный, поскольку саранчовые насекомые относятся к фитофагам (питаются растениями, в частности, злаками).

 

Ответ б правильный. Саранчовые насекомые являются активаторами микробных процессов, играющих положительную роль в обеспечении минерального питания злаковых растений. Выделения насекомых содержат азотфиксирующих, аммонифицирующих и нитрифицурующих бактерий, которые при попадании в почву, способствуют улучшению минерального питания растений путем, соответственно, связывания азота из воздуха (азотфиксаторы) или переводу его в легко усваиваемую аммонийную, нитритную форму.

 

Ответ в неправильный. Во-первых, микроорганизмы, перерабатывающие целлюлозу, находятся, в основном в почве. Во-вторых, разложение целлюлозы не приведет к улучшению минерального питания, поскольку основных минеральных элементов, необходимых растениям (азот, фосфор, калий), в целлюлозе не содержится.

 

Ответ г неправильный. Саранчовые являются активным элементом естественного круговорота веществ в природе.

 

Материал к задачи:

 

Выявлены изменения микробиологических показателей, происходящие при использовании в пищу саранчовыми злаков. При повреждении этими насекомыми кормовых растений наблюдается вспышка активности азотфиксаторов, аммонификаторов и нитрификаторов, что ведет к обогащению азотного питания растений в фитоценозе.

Известно, что саранчовые при массовом размножении могут наносить существенный вред посевам сельскохозяйственных культур и пастбищам. Однако было бы неверным данные, характерные в основном для стадных форм саранчовых в определенные периоды их жизни, однозначно переносить на все сообщество и к этому сводить их роль как фитофагов в биогеоценозах. <…> В кишечнике саранчовых происходит массовое размножение микрофлоры, что существенно усиливает собственную энзиматическую активность животных или дополняет ее. Микроорганизмы выбрасываются вместе с экскрементами в почву, где продолжается разложение непереваренных остатков растений.

Таким образом, насекомые-фитофаги, активнейшие деструкторы фитомассы, являются не столько звеном механической переработки, сколько активаторами микробных процессов, играющих благотворную роль в обеспечении минерального питания кормовых растений. Если же учесть тот факт, что саранчовые активно питаются, являются многочисленными и широко распространенными насекомыми, то их вклад в процессы, обеспечивающие тесное переплетение пастбищной и детритной пищевых цепей, трудно переоценить. Кроме того, необходимо учесть, что пик активности этих насекомых совпадает с моментом формирования у кормовых растений генеративных органов, когда азотное питание играет важнейшую роль в развитии полноценных семян.

Контрольная работа №16 по теме: «Биогенные круговороты веществ»

 

Тип задания: выберите один правильный ответ из четырёх.

1. Бобовые растения, образующие симбиоз с клубеньковыми бактериями, включаются в круговорот:

а) углерода;

б) азота;

в) фосфора;

г) калия.

 

2. Синтез глюкозы зелеными растениями при фотосинтезе – это часть круговорота:

а) азота;

б) углерода;

в) фосфора;

г) калия.

 

3. В процессе круговорота углерода образуются ресурсы:

а) энергетические;

б) минеральные;

в) органические;

г) все перечисленные.

 

4. Круговорот азота в природе происходит в основном за счет:

а) процесса выветривания горных пород;

б) процесса фотосинтеза;

в) деятельности микроорганизмов;

г) промышленной фиксации азота.

 

5. Основная роль в круговороте серы принадлежит:

а) высшим растениям;

б) прокариотам;

в) грибам;

г) беспозвоночным.

 

6. Важной особенностью круговорота углерода является:

а) отсутствие газовой фазы, включающей свободное распространение в атмосфере с перенесением на значительные расстояния;

б) полная зависимость естественных экосистем от микроорганизмов, обеспечивающих эффективную фиксацию углерода из атмосферы;

в) образование и выделение углекислого газа при фотосинтезе у зелёных растений с последующим вовлечением в следующий цикл;

г) выведение части углерода из естественного круговорота экосистемы и накопление в виде гумуса почвы.

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2 балла)

Задание 7.

 

Различают два вида круговоротов веществ: большой, или геологический и малый, или биологический. В каких пределах происходит большой и малые круговороты веществ?

 

Примерный вариант ответа: большой или геологический между сушей и океаном. Малый или биологический в пределах экосистем.

Вставьте пропущенное слово/данные или продолжите фразу (каждыйправильныйответ–1балл. Всегозазадачу3балла)

Задание 8.

 

В круговорот газов атмосферы включены такие биогенные элементы как:

а) …………………………………………………

б)............................................................................

в)............................................................................

 

Ответы: углерод, кислород, азот



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.064 с.)