Психолого-педагогические тесты, анкеты, игры и упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические тесты, анкеты, игры и упражнения



Психолого-педагогические тесты, анкеты, игры и упражнения

Для работы с детьми ОВЗ

Дошкольного возраста

(Методические рекомендации)

 

Подготовила: Зенькович Вероника Юрьевна,

педагог – психолог

 

Г. Моршанск

 

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………..……………………3

I. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?.................................................................................................................... 4

    Анкеты и тесты школьной мотивации…………………………………………..……………………………………4-9

II. Готов ли ваш ребёнок к школе?

1. Диагностика способностей…………………………………………….. 10-15

2. Тесты и упражнения для изучения различных свойств внимания………………………………………………………….. 15-16

3. Тесты и игры для изучения воображения………………………………………….……..….. 16 - 21

4. Тесты и упражнения для изучения восприятия………………………………………………………. 21- 23

5. Тесты и упражнения для изучения различных видов мышления……………………………………………………………….…. 23- 29

6. Игры и упражнения для развития различных видов памяти…………………………………………………………... 29- 31

7. Игры и упражнения для развития речи и наблюдательности…………………………………………………….……. 31 – 37

8. Список используемой литературы………………………………………..38

2

Пояснительная записка

 

Сегодня большое внимание уделяется формированию познавательных интересов, развитию математических представлений и творческого мы­шления у дошкольника.

Именно с дошкольного возраста есть богатейшая возможность для развития интеллектуальных способностей. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накопления знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности.

Применение на занятиях различных современных технологий, таких как ИКТ, здоровьесберегающие технологии, вопросы думающего характера позволят наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребёнка.

Данные рекомендации  направлены на развитие личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил. А также на развитие математических представлений детей дошкольного и младшего возраста.

3

Раздел 1. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

Анкета.

1. Ф.И.О.(родителя):

2. Ф. И.О.(ребёнка):

3. Возраст ребёнка:

4. Ты хочешь идти в школу?

5. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?

6. Какие занятия тебе больше нравятся в детском саду? Почему?

7. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

8. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

9. Какие у тебя любимые книжки?

10. Почему ты хочешь идти в школу?

11. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

12. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

13. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

14. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

15. В игре в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

 

Учитываются ответы на вопросы №1, 2,3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:

№ 1 – Хочу идти в школу.

№ 2 – Не хочу ещё на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 – Те занятия, на которые учили (буквы, цифры, т.д.).

№ 4 – Люблю, когда мне читают книги.

№5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.

№ 10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 12 – Пусть будет длиннее урок.

4

Тест: «Каков уровень вашей самооценки?»

Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто – 4 очка;

часто – 3 очка;

иногда – 2 очка;

редко – 1 очко;

никогда – 0 очков.

Вопросы

1. Вы часто волнуетесь понапрасну.

2. Вам хочется, чтобы ваши друзья подбадривали вас.

3. Вы боитесь выглядеть глупцом.

4. Вы беспокоитесь за свое будущее.

5. Внешний вид других куда лучше, чем ваш.

6. Как вы думаете, к вам относится эта фраза: «Как жаль, что многие не понимают меня».

7. Чувствуете ли вы, что не умеете, как следует разговаривать с людьми.

8. Люди ждут от вас многого?

9. Чувствуете ли вы себя скованным.

10. Вам кажется что с вами должна случиться какая-нибудь неприятность.

11. Вас волнует мысль о том, как люди относятся к вам.

12. Вы чувствуете, что люди говорят про вас за вашей спиной.

13. Вы не чувствуете в безопасности.

14. Вам есть с кем поделиться своими мыслями.

15. Как вы считаете, люди интересуются вашими достижениями.

 

Подсчет очков

Для того чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить очки по утверждениям.

Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете.

5

 

Набранное количество очков от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т. е. Реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьезные дела.

 

Ключ

За каждый ответ «да» начислите себе 4 очка, «нет» — 0 очков.

Полученные очки сложите. Если сумма:

 

 

14

88 очков — здорово!

44 очка — неплохо.

Меньше 22 очков — стоит задуматься.

 

2. Тесты и упражнения для изучения различных свойств внимания:

Тест «Переплетённые линии»

(Оценка устойчивости внимания)

Предложите ребёнку рисунок, на котором изображены 10 переплетённых линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребёнка внимательно проследить за каждой линией от её начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребёнок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Обработка данных

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

 

 

Упражнение: «Сколько чего?»

Взрослый просит ребёнка осмотреть комнату в квартире или площадку, на которой вы играете, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву "К", или "Т", или "С", можно не целые предметы, а их части. Затем назвать предметы круглые или прямоугольные, квадратные. Далее – деревянные, металлические, стеклянные. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

 

Упражнение: «Найди букву»

Если ребёнок знает буквы (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом (например, "Мойдодыр", но можно и в другой) нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву "а" ("о") в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребёнку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете контролировать успех вашего ребёнка.

Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

 

Упражнение: «Найди буквы»

Можно усложнить задание. Букву "о", например, обвести в кружок, а букву "п" – в квадрат, треугольник, подчеркивать, зачёркивать и т. д.

 

Тест «Дорисовывание фигур».

Данная методика является модифицированным вариантом методики Е.П. Торренса, она позволит определить, развито ли у детей воображение.

 

16

Детям даётся 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

Обработка данных

0 – 2 балла – ребёнок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то своё; неопределённые штрихи и линии.

3 – 4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишённое деталей; фантазия не угадывается.

5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединённых сюжетом.

10 баллов – создал единую композицию. Включив в неё все предлагаемые элементы, превращённые в образы.

Низкий уровень – от 2 до 2 баллов;

Средний – от 3 до 7 баллов;

Высокий – от 8 до 10 баллов.

 

Тест «Что может быть одновременно…?»

Приготовить набор вопросов, например такой:

Что может быть одновременно

живым и неживым,

чёрным и белым,

маленьким и большим,

мягким и твёрдым,

лёгким и твёрдым,

горячим и холодным,

кислым и сладким?

Даётся задание: «Я буду задавать по очереди вопросы, на которые нужно ответить как можно быстрее». Если ребёнок не понял вопрос и даёт два ответа, ему напоминают, что речь идёт об одном предмете, который может в одно и

17

тоже время быть, например, и белым, и чёрным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой чёрный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.

При анализе подсчитывают количество баллов по тем же, что и в предыдущем тесте, параметрам: беглость, гибкость и оригинальность. Как правило, дети набирают 3-4 балла, которые свидетельствуют о среднем уровне развития творческого воображения.

Игра: «На что это похоже»

Для игры взрослый рисует геометрические фигуры:

 

Эти карточки лежат перевёрнутые. Взрослый предлагает ребёнку взять карточку и подумать на что похож кружок (на яблоко, на апельсин, на шляпу, на колодец и т.д.).

Прямоугольник похож (на стекло, на школьную доску, на лавочку, на книгу, на тетрадь и т.д.). Треугольник (на крышу, на дорожный знак, на корабль (впереди и т.д.).

Дети не должны называть одинаковые предметы. Если дети затрудняются, помогите им, рассмотрите предмет и выясните, на что он похож.

Можно эту игру проводить наоборот: вы называете предмет, а ребёнок выбирает карточку с геометрической формой.

 

Игра: «Волшебные картинки»

Для проведения игры требуются цветные карандаши или фломастеры и листы бумаги. Взрослый рисует схематические изображения. Фигурка, нарисованная взрослым, может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо из предметов.

 

18

Взрослый говорит, что он нарисовал волшебную картинку, если ребенок пофантазирует, то картинка может превратиться в предмет. Дети рисуют, превращая эти рисунки в предметы. Причем каждый рисунок можно превратить в несколько предметов.

Так, рисунок № 1 можно превратить в колесо, в трубу, в шляпу, в солнышко, в дуршлаг и т.д.

Рисунок № 2 можно превратить в шарик, в цветок, в человечка и т.д.

Рисунок № 3 – в лицо человека или животного, самокат, в очки, штангу, гантелю, коляску.

Во что можно превратить остальные рисунки, придумайте сами.

Если у ребёнка не получается, помогите ему, придумайте вместе с ним.

 

Игра: «Артисты пантомимы»

Организуйте свой театр пантомимы. Вместе с ребёнком изобразите:

1. Часы с кукушкой, дверной замок.

2. Мигающую лампочку, горячий утюг, спадающие с носа
очки.

3. Ситуацию из жизни: "Повар делает обед", "Зубной врач вырывает зуб".

4. Объект для изображения, разозлённый кот, говорящий попугай, злая собака, гордый петух.

 

Игра: «Театр теней»

Вместе с ребёнком с помощью ладоней и пальцев изобразите на стене: лающую собаку, зайца, слона, оленя, ежа, кошку, птицу, лошадь. Это должны быть "живые", двигающиеся звери и птицы. Обязательно забавные и весёлые. Помните, для театра теней нужны яркий источник света (лампа, фонарь, свеча), экран, темнота в комнате и, конечно, фантазия и выдумка.

 

Игра "Волшебный круг"

Задание на воображение. Взрослый показывает на листочке четыре кружка. И предлагает ребёнку превратить их в разные картинки.

 

 

20

Тест: «Узнай, кто это»

Сначала ребёнку объясняют, что ему покажут части, фрагменты рисунка, по которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, то есть по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Рисунку показывают рисунок, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребёнку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит эти детали. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребёнок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 секунд – ему показывают следующий, чуть более полный фрагмент «б», и так далее, до тех пор пока ребёнок наконец не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается в целом затраченное время и количество фрагментов рисунка.

В основном дети 6-7 лет справляются с заданием уже по фрагменту «б» за 20 секунд.

 

Тест: «Закрась фрукты»

Ребёнку дают рисунки с чёрно-белым изображением различных фруктов и цветные карандаши; ему можно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.

Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и других предметов.

Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но, если у вашего ребёнка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

 

21

 

Игра: «Выложи сам»

В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно сложить так:

Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребенка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.

Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур), а мельче, задача усложнится. Ее сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше, чем необходимо, ему придется отбирать нужные.

Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать из геометрических фигур:

Игра пройдет интереснее, если в ней будут участвовать несколько человек. Образцы можно расположить на листе картона по кругу, в центре которого на стержне укреплена вращающаяся стрелка. Один из участников игры будет крутить стрелку, другой – выкладывать изображение, на которое она указала. Хорошему игроку можно дать новое задание – придумать, как выложить какой-нибудь предмет.

 

23

 

Тест: «Нелепицы»

Покажите ребёнку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребёнок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На всё задание отводится не более 2 минут. За это время ребёнок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребёнок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

 

Игра: "Чудесный мешочек"

Взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т.д.). Вынимая по одному из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится, при этом ведёт беседу о каждом.

 

Игра: «Четвертый лишний»

Эту игру можно проводить с картинками или словесно. Взрослый называет предметы и объясняет: "Один предмет здесь липший, найди его и отложи в сторону или назови". После того, как ребёнок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались. Или просят доказать свой выбор лишнего предмета.

Заяц, белка, зубная щётка, медведь.

Яблоко, груша, огурец, лимон.

Суп, кисель, стол, картошка.

Берёза, осина, дерево, ель.

Курица, петух, кукушка, утка.

Платье, юбка, шляпа, сарафан.

Дряхлый, старый, изношенный, большой.

Смелый, храбрый, решительный, злой.

Собака, корова, лошадь, лось.

Дом, сарай, изба, здание.

Гнездо, нора, муравейник, курятник.

Лишние слова в игре подчёркнуты, но ребёнок может назвать другие ответы и доказать. Если это логично, то похвалите его за смекалку и логику.

Сравнивая предметы между собой, мы узнаем, в чём состоит их сходство и различие. Чем больше у двух предметов одинаковых признаков, тем более они схожи. Так, например, если у сына мамины глаза, рот, а папин только подбородок, то говорят, что он похож больше на маму, чем на папу. Близнецы часто бывают так похожи, что их с трудом различают даже родители.

Иногда сходство не так-то легко заметить: оно бывает глубоко скрыто. Выявление сходства различных объектов помогает людям познавать окружающий мир, приводить знания в систему, открывать и изобретать новое. Художник, рисуя картину, стремится к сходству (внешнему или внутреннему) с изображаемым. Сходство в звучании слов лежит в основе стихосложения. Как видите, умение усматривать сходство в различных объектах бывает весьма полезным.

Попробуем научить своего ребёнка сравнивать различные объекты между собой.

 

Упражнение 1. Разберите с ребёнком следующие примеры на сравнение: больше – меньше, выше – ниже, тяжелее – легче и т. д. Например:

 

25

1. Грузовик больше легкового автомобиля.

2. Жираф выше лошади.

3. Слон тяжелее медведя.

4. Заяц бегает быстрее черепахи.

 

Упражнение 2.

а). Чем отличается кит от кота?

"Странный вопрос – между ними нет ничего общего", – скажете вы и ошибетесь: и кот, и кит – млекопитающие, но живут в разных местах.

А чем отличаются слова "кот" и "кит"?

Всего одной буквой. Слова "каша" и "кора"? (2 буквы)

б). Назови общие признаки яблока и груши, клубники и малины, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.

 

Упражнение 3. Взрослый говорит: "Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я буду говорить тебе 2 слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое короче. Только помни, что сравнивать надо сами слова, а не вещи, которые называются этими словами. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Ну-ка, скажи, какое слово длиннее – "карандаш" или "карандашик".

После того, как ребенок назвал слово "карандашик", спросите: "А почему оно длиннее?"

Вот пары слов для сравнения: червячок – змея; усики – усы; кот – котёнок; хвост – хвостик.

 

Упражнение 4.

Чем похожи слова:

а) кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв);

б) число, буква, цифра (5 букв, обозначают знаки);

в) трава и лягушка (цвет – зеленый);

г) лягушка и заяц (прыгают);

д) перец и горчица (приправа горькая);

е) пылесос и швабра (приборы для уборки помещения).

 

Упражнение 5. Чем отличаются:

осень от весны               вилка от ложки

лето от зимы                  кошка от собаки

книга от тетради            белый гриб от мухомора

26

стол от стула

 

Игра: «Повтори быстро»

Взрослый договаривается с ребёнком, чтобы он повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово "повтори".

Далее идет быстрый диалог- "перестрелка":

Повтори: "Стул".

Ребенок говорит: "Стул".

 

Повтори: "Дверь".

Ребенок говорит: "Дверь".

 

Скажи: "Улица". Быстро: "Кошка". Вслух "дым" и т.д.

 

Упражнение: «Запомни слова»

Возьмите существительное "сук". Ребёнок повторяет "сук". Вы добавляете слово "стол" – он повторяет "сук", "стол". Вы предлагаете ещё одно слово – "лимон", и ребёнок вспоминает – "сук", "стол", "лимон" и т. д. Постарайтесь увеличивать количество слов.

Это упражнение надо выполнять ежедневно 2–3 раза, стараясь каждый раз увеличивать количество слов.

 

29

Слова для запоминания: лев, трос, баран, огород, верблюд, бубен, дуб, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, луг, сноп, хвост, сверло, батарея, гусеница, дом, банк, рынок, собака, морковь, проспект, сок, река, канал, кирпич, пустыня, седло, нос, бусы, акула, гнездо, запятая, трапеция.

Слова для запоминания можете брать по своему усмотрению.

Скороговорки разной длины.

Сначала предложите детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

Наш Полкан попал в капкан.

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

Упражнение: «Увидел, услышал – запомни!»

Память на числа очень часто нужна на практике. Взрослый записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого ребенок повторяет эти же числа.

Затем ребенок пишет пять чисел и показывает взрослому, а взрослый называет числа. Затем увеличивают количество чисел и повторяют то устно, то по записи.

Игра проводится в течение 7-10 минут.

3 – 8 – 6 – 2 – 5                  6 – 1 – 2 – 3 – 4

3 – 4 – 1 – 7 – 2                  6 – 1 – 5 – 8 – 3

8 – 4 – 2 – 3 – 9                  5 – 2 – 1 – 8 – 6

 

Упражнение: «Найди предмет»

Ведущий (родитель) описывает внешний вид дерева – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребёнок определяет, что это за дерево. Затем меняются ролями.

 

Упражнение: « Найди дерево»

Вы отдыхаете на даче. Сорвите листья и плоды разных деревьев. По сигналу предложите ребёнку подбежать к тому дереву, с которого сорван листок.

 

Игра: «Нужно - не нужно»

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Ребёнок отвечает: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Если ребёнок ошибся, загадывает загадку.

Посадив огород, можно продолжить игру – сажать сад.

 

Игра: «Живое – неживое»

Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребёнок хлопает в ладоши.

Аналогично проводится игра "Домашние и дикие животные".

 

33

Упражнение: «Зоопарк»

Ведущий даёт словесное описание животного, ребёнок должен угадать и назвать его.

Аналогично можно провести игру "Магазин".

 

Осень

После лета наступает осень.

Начало осени – "золотая осень": еще ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде (берёзы и тополя жёлтые, осины красные, дубы бурые, но остались зелёными ели и сосны). В парке много осенних цветов (астры, георгины, золотые шары).

На полях, огородах и в садах собирают урожай. Люди готовят огороды и сады к зиме, делают осенние посадки и посевы.

В середине осени солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди, часто бывают туманы, дуют холодные ветры. Утром и вечером замерзают лужи; крыши домов покрываются инеем. Идёт снег, но днем тает. Отцветают цветы, остаются семена. Трава желтеет и сохнет.

В конце осени становится ещё холоднее, снег уже не тает, но он лежит ещё тонким слоем. Сквозь снег видны опавшие листья, засохшие растения. Деревья стоят голые. На ветках видны только почки. Перелётные птицы улетают на юг. Зимующие перебираются поближе к жилью человека. В лесу и в парке появляются северные гости – снегири. Животные готовятся к зиме; насекомые прячутся; ужи, лягушки, ящерицы прячутся и засыпают; рыбы уходят на дно реки и зарываются в ил.

Зима

Зима приходит на смену осени. Зимой бывают снегопады, морозы, метели, дни короче, чем ночи; небо чисто-серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья; на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги, бураны. На реках (озёрах) по льду ездят на санках и ходят на лыжах. Подо льдом живут рыбы.

Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных (сосна, ель) остаются листья – иголки.

35

Птицы зимой перебираются ближе к жилищам, кормятся оставшимися семенами, ищут корм у жилья.

В начале зимы снег ещё не глубокий, морозы небольшие, лед на реках и озёрах тонкий, ходить по нему нельзя. Часто идёт мокрый снег и снег с дождём. Поля и огороды пусты: урожай давно собрали.

Середина зимы – глубокая зима – январь. Лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. В морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

В конце зимы часты бураны, метели, вьюги. Крепкие морозы бывают только ночью. Днём солнце пригревает, снег подтаивает.

Весна

В начале весны солнце раньше встаёт, дольше светит, всё короче становится ночь и длиннее день. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках тает, появляются проталины. По вечерам и утрам ещё холодно. Дует холодный ветер. Ещё бывают метели. Погода в марте изменчивая: то холодно, небо закрыто серыми тучами, идёт снег, то ярко светит солнце, тепло, небо голубое и чистое. От яркого солнца и снега люди щурятся. Падают и со звоном разбиваются сосульки.

Апрель – середина весны. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, тает, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда, но весна берет своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые весенние цветы – подснежники, зацветает ива.

Вылезает из берлоги медведь, выводит медвежат. Люди готовятся к встрече птиц – строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают на север снегири, свиристели. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели бабочки и пчёлы. На лесных проталинках греются на солнышке первые ящерицы.

Май – конец весны. Снег растаял. Лишь в глухих местах леса ещё видны его остатки. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идёт тёплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыши, черёмуха, сирень. Цветут деревья: тополь, берёза, осина. Прилетели перелётные птицы, выводят птенцов, в лесу шумно от птичьего многоголосья. Поют соловьи. Линяют животные. Люди работают в садах и огородах.

 

36

Лето

Июнь – начало лета. Уже с утра припекает солнце, сияет голубое небо. Стоят длинные тёплые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни разражаются грозы с сильными тёплыми дождями. Во время дождя или после него, если светит солнце, на небе появляется радуга – разноцветное коромысло. В жаркие дни утром и вечером роса на траве, туманы в полях.

Распускается дуб. Деревья покрылись густой крупной листвой. Цветёт липа. На деревьях появляются плоды и семена: у ели, сосны, лиственницы – шишки, у клена – летучки, у рябины – ягоды. Цветёт шиповник. Цветут травы на лугах и хлеба в полях. В лесу начинают поспевать ягоды и грибы. Вылетают из гнезда птенцы.

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольётся тёплый, крупный дождь – и опять жарко. Особенно жарко в полдень. Солнце висит в небе, как раскалённый шар. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт подсолнечник; на лугах – сенокос. В лесу пахнут деревья, цветы, поспевшие ягоды (земляника, малина), в полях душистый запах сена. Жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики. В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. Ещё ласково светит солнце, пригревает, но в тени уже прохладно. Листья желтеют. Зелень стала тусклой. Но в цветниках много цветов: распустились розы, гладиолусы, георгины, астры.

В садах собирают смородину, малину, крыжовник. Начинается уборка урожая на полях и огородах. Идёт жатва, убирают с полей рожь, пшеницу, овёс. В лесу много грибов. Рябина покрывается ярко-красными ягодами, берёза роняет свой первый желтый лист. Птицы собираются в стаи. Скоро они полетят на юг.

Познакомив ребёнка с этим материалом, вы поможете ему уточнить, исправить, дополнить его собственное восприятие природы, сделать это восприятие более осмысленным. Задавайте ребёнку вопросы: "Расскажи, какое время года тебе нравится больше всего? Почему?"; "В букете больше всего мне нравится вот этот цветок. А тебе?.. Почему?" Своими вопросами, высказываниями, образным рассказом взрослый обращает внимание ребят на то, что каждое явление природы по-своему красиво и привлекательно. Если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности природы, то они очень легко могут дать ответ на логическую речевую задачу.

 

 

37


 

Список используемой литературы:

1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.

 

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

 

3. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. –ОАО «Дом – печати – ВЯТКА»; 2005 г. – 160 с. – с ил.

 

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – Питер, 2006. – 208 с.: ил.

 

5. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144 с., ил.

 

6. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал). Приложения к пособию «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». – М.: Баласс. Изд. Дом РАО; 2005г. – 48 с., ил.

 

38

 

 

Психолого-педагогические тесты, анкеты, игры и упражнения

Для работы с детьми ОВЗ

Дошкольного возраста

(Методические рекомендации)

 

Подготовила: Зенькович Вероника Юрьевна,

педагог – психолог

 

Г. Моршанск

 

Содержание:

Пояснительная записка…………………………………..……………………3

I. Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?.................................................................................................................... 4

    Анкеты и тесты школьной мотивации…………………………………………..……………………………………4-9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.235 с.)