Глава 10. Эмпатическая радость и спокойствие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Эмпатическая радость и спокойствие



 

 

Мне хотелось бы начать этот раздел с мудрого высказывания Тара Ринпоче, почтенного тибетского ламы, преподававшего в Американском институте буддийских исследований. Он рассуждал о двух путях развития безусловной любви и сострадания, свободных от предвзятости по отношению к другим людям, к какой бы культуре, нации и религии они ни принадлежали. Олицетворением первого пути, говорил лама Ринпоче, служит монастырский идеал: монах, пусть даже он и не отшельник, а живет в миру, как правило, отдаляется от своих родичей (если отшельник — то и физически). Он стремится смотреть на всех людей как на равных, воспринимает все человечество как близких и родных. Цель монаха — заботиться о каждом одинаково и расстаться с рассудочной иерархией мирянина, говорящего себе: «Вот эти люди — моя семья, вот те — ближайшие друзья, а остальные за пределами круга близких для меня людей». Таким образом, перед монахом стоит нелегкая задача.

Второй путь, по словам почтенного ламы Рин- поче, — путь мирской, не требующий отдаления от родных и отстраненной беспристрастности, позволяющей равно любить весь мир. Первый шаг на мирском пути выражается в стремлении стать идеальным родителем для своих детей, идеальным супругом для спутника жизни и идеальным ребенком для своих родителей. Первоначальная цель такого образа жизни — безусловная, непредвзятая любовь и сострадание к ближним. Даже если супруг, дети или представители старшего поколения порой ведут себя дурно, нужно не отдаляться и не гневаться на них, а проявлять еще больше нежной заботы, стараясь всеми способами помочь им вернуться на путь Дхармы. Суть такого подхода — в повышенном внимании к собственной семье, пусть даже это внимание и носит характер слишком эмоциональной привязанности, поначалу в чем-то эгоцентричной. По мере углубления духовной практики тот, кто пошел этим путем, начнет столь же заботливо относиться к более широкому кругу людей, которых встречает на жизненном пути, и круг этот будет постоянно расти. Человек, совершенствующийся духовно, со временем включит в свой «ближний круг» и коллег, и даже совершенно незнакомых людей и будет заботиться о них с той же любовью, которую проявляет к родным и друзьям. Ведь они тоже хотят счастья и избавления от страданий, а потому в равной степени заслуживают осуществления своих заветных желаний. Итак, на этом пути вы начинаете с еще большей близости к своей семье и друзьям, но со временем поле вашей любви и сострадания становится безмерным, охватывая всех существ без исключения, без чувства привязанности или неприязни к кому-либо. И хотя отправные точки для монаха и мирянина различны, их конечная цель одна.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

 

Как всегда, сеанс медитации следует начать традиционно — напомнить себе о своих высших целях и устремлениях. Мысленно повторите, чего вы хотите от жизни, к чему стремитесь, зачем взялись за духовную практику и чего желаете себе и окружающим. В принципе, если у вас есть сложившаяся формула клятвы или вам просто так удобнее настраиваться, то «посвящение» можно каждый раз произносить не мысленно, а вслух. Затем примите надлежащую позу, в которой вам удобно сидеть. Желательно, чтобы грудная клетка была приподнята, плечи, мышцы лица и глаза расслаблены. Перед тем как непосредственно приступить к медитации, сделайте три медленных глубоких вдоха и выдоха: вдыхать нужно через нос, наполняя воздухом сначала живот, затем диафрагму и грудную клетку. Выдыхать следует через ноздри, представляя, как из вашего тела и сознания улетучивается всякое напряжение.

Во время этого сеанса мы вернемся к основам, то есть к развитию гармоничного внимания, медитативного равновесия, неподвижности. Для начала пробудите свою осознанность. Пусть ваше внимание охватит все поле физиологических ощущений в теле, от макушки до подошв. Добейтесь ощущения полного физического присутствия во всем теле, чувствуя его в малейших подробностях. Затем продолжайте дышать как обычно, уже не стремясь к вдохам и выдохам в определенном ритме. Расслабьте живот, чтобы даже при неглубоком вдохе ощущать, как проникает в него воздух. На вдохе слегка расширяйте живот, на выдохе, наоборот, втягивайте, но ритм дыхания пусть остается естественным, произвольным.

Неважно, будет ли ваше дыхание глубоким или поверхностным, будет ли вдох длиннее выдоха или наоборот и будет ли иногда после выдоха наступать пауза. Ваша нервная система сама достигнет гармонии и равновесия, если вы как следует расслабитесь (кстати, в буддизме нервную систему принято называть системой жизненных потоков в теле и непосредственно связывать ее с дыханием). Позвольте осознанности погрузиться в поле физиологических ощущений.

Итак, вы приступили к развитию эмпатической радости, радости-за-других, — третьего из четырех неизмеримых качеств. Сейчас вам вновь потребуется включить интеллект, память и воображение. Для начала сосредоточьтесь на собственной жизни, концентрируя особое внимание на радостных событиях, на всем, что вам приятно. Если судьба наградила вас хорошим здоровьем, теплыми отношениями с близкими, любимой работой или любым другим источником счастья и радости, сосредоточьтесь на чувстве глубокой благодарности и порадуйтесь своей счастливой судьбе.

Следующий шаг. Сосредоточьте свое внимание на добродетелях сердца и ума, которые вы развиваете, и на тех случаях, когда ваши слова и поступки приносили пользу другим. Такие качества и деяния — семена истинного счастья, им можно и нужно радоваться. Похвалите себя за осмысленную жизнь, которую стараетесь вести, порадуйтесь тем минутам, когда вам удается воплотить свои идеалы и высшие устремления.

А теперь вспомните близкого или друга, излучающего хорошее настроение и радость жизни. Почувствуйте к нему эмпатию, образно говоря, встаньте на его место — ощутите его радость, порадуйтесь за него и вместе с ним. Вспомните конкретные счастливые моменты его жизни и разделите их. На этой стадии также можно опираться на те же источники счастья: мысли о семейном благополучии вашего друга или близкого, о его самореализации в работе, о его здоровье, достижениях и т. д.

Далее, вспомните человека, которого вы знаете лично или хотя бы наслышаны о нем как о воплощении добродетелей, — того, на кого вы равняетесь, кто служит вам идеалом. Это должна быть личность, которая излучает тепло и заботу, блещет ясным и живым умом, выказывает себя подлинным альтруистом и помогает другим как только может, пусть даже в малом. Лучше всего, если вы вспомните не одного такого человека, а нескольких. Нужно обязательно вспомнить того, кто служит образцом практики смирения, доброты, щедрости и мудрости. Порадуйтесь добродетелям этих людей, вдохновляющим всех нас.

И наконец, последний этап. Распространите поле своего осознания на незнакомых людей, а также на тех, с кем у вас непростые отношения, конфликты, взаимная неприязнь. Поищите мысленным взором их добродетели, которые вы могли проглядеть или проигнорировать, — это часто случается с каждым из нас. Лучше всего расширить поле своего осознания до такой степени, чтобы начать ощущать исконную добродетельность всего человечества. И когда поле вашего осознания расширится до предела, отриньте все мысли и образы, погрузитесь на мгновение в пустое светящееся пространство сознания. На этом сеанс медитации можно считать завершенным, но не забудьте плавно выйти из него, как и раньше, отсчитав 21 вдох-выдох и еще раз повторив мысленно или вслух свою клятву следовать высшим устремлениям.

 

 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ

 

Начав развивать в себе первые два из четырех неизмеримых качеств — доброту любви и сострадание, — вы вскоре обнаружите, что эмпатическая радость и спокойствие постепенно приходят к вам сами собой. Учитывая состояние нашего

общества и мира, в котором мы живем, эмпатиче- ская радость сегодня важна и актуальна как никогда. В наши дни, в основном благодаря СМИ, кому угодно максимально доступна информация о положении в мире и особенно о событиях, вызывающих скорбь, тревогу, подавленность, цинизм, негодование и отчаяние. Недавно мне попался афоризм-наклейка на стекло автомобиля: «Если ты не возмущаешься, значит, тебе на все наплевать». Думаю, вы понимаете, что имели в виду водитель и автор наклейки; они наверняка хотели как лучше, однако с точки зрения подлинного буддизма это высказывание вызывает возражение. Подумайте: если жить в непрестанном возмущении, то скорее становишься частью общемировой агрессии, накопившихся проблем, нежели решаешь их. Напомню вам слова Уильяма Джеймса: «Реальность — это то, на что ты обращаешь внимание сейчас, в данный момент». Это касается восприятия мира через средства массовой информации, нашего непосредственного общения с окружающей действительностью, а также и нашего понимания себя. Можно ли жить, сохраняя ощущение благополучия и при этом не прячась от реальности, не сходя с ума, если, в мире вокруг столько причин для страдания, страха и гнева?

И все-таки так жить можно, если следовать канонам буддизма. Вам нужно просто развить в себе эмпатическую радость (вероятно, в специальной литературе вам также встретится термин на санскрите — мадита). Этот принцип духовной практики состоит в том, чтобы не возмущаться абстрактным и конкретным злом, но противостоять ему, радуясь и восхищаясь конкретными добродетелями, людьми и событиями. Тем самым вы будете вносить свою лепту в уменьшение агрессии в мире и оградите свою психику от бесплодного гнева, тревоги и возмущения. Нужно найти и выбрать конкретных людей и события, которым вы в состоянии порадоваться. Поскольку никто из нас не в силах объять реальность целиком, мы в любом случае воспринимаем реальность выборочно: смотрим на какие-то определенные явления и определенным образом, а остальные отбрасываем, то есть как бы постоянно «редактируем» мир. Зачастую, конечно, выбор осуществляем не мы сами, а полагаемся на средства массовой информации и другие авторитетные для нас источники (у каждого они свои).

Давайте рассмотрим, например, предвзятость в выпусках новостей, о которой следует всегда помнить. Новости склонны делать акцент на старых как мир трагедиях, кризисах, бедствиях и злодеяниях — на том, что хорошо продается, — и не из сострадания, а из желания повысить спрос на программу («рейтинг»). Между тем подлинными новостями, достойными внимания, в нашем мире, погрязшем в конфликтах и страдании, следует считать редкие проявления сострадания и мудрости. Однако, как вы все прекрасно знаете, именно им уделяется крайне мало внимания. Так, по причине близорукости средств массовой информации, мы упуска- ем.из виду многие добродетели и радости мира, и в результате они кажутся нам менее реальными. Так вот, принцип эмпатической радости состоит в том, чтобы исправлять этот дисбаланс и искать то, что приносит радость.

Развивая и осваивая эмпатическую радость, мы целенаправленно, любознательно, внимательно ищем в мире счастье и добродетель. Разумеется, испытывать эмпатическую радость по отношению к ближним не так уж трудно. Например, если ваш ребенок сделал первые шаги или получил пятерку или же, скажем, ваш друг нашел отличную работу, вы невольно ощущаете радость за них. Но этого мало, чтобы создать достойный противовес печалям и агрессии мира. Поэтому принцип буддийского поиска эмпатической радости — в том, чтобы искать причины для счастья и радости везде и во всем. Нужно научиться радоваться счастью других людей, пусть даже посторонних и незнакомых. Однако эмпатия имеет свои пределы, поэтому наша радость затрагивает одних, но не распространяется на других. Ведь наше сострадание и доброта любви предназначаются лишь немногим избранным, ближним, и эти качества сердца омрачены определенным эгоизмом, то есть, по меркам буддизма, нежелательной привязанностью, страстью.

Именно поэтому принцип эмпатической радости призывает стремиться к безграничности, радоваться не только за ближних, но и за весь мир. Когда доброта любви распространяется на все сущее, она дорастает до безусловной любви — любви, лишенной предвзятости, предрассудков и границ. А когда безграничным становится сострадание, распространяясь и на злодеев и на жертв, оно вырастает до безусловного сострадания. Сходным образом и эмпатическая радость может превратиться в безусловную и безграничную, то есть радость, которую вы испытываете за всех, без предубеждений, без предвзятости.

Оглянитесь вокруг. Не так уж трудно найти радость: ее доставляют самые простые вещи, скажем, вид ребенка, который смакует мороженое или пирожное. Порадуйтесь счастью этого ребенка, и вы сможете порадоваться счастью, которое передалось и вам. В этом нет ничего предосудительного! Если осмысленно и благотворно радоваться плодам счастья, то, разумеется, достойно радоваться и семенам счастья.

Подобно тому как доброта любви и сострадание углубляются, переплетаясь с мудростью, то же происходит и с эмпатической радостью. Каждый может вспомнить случаи, когда испытывал ощущение беспричинного счастья, радости, восторга, когда сердце переполняли теплые чувства и хотелось смеяться и петь. Таково ощущение радости. Можно спросить: «В чем ее причина?» Мудрость поможет нам осознать, что если причина не во внешнем мире, то, скорее всего, она там, где мы не додумались ее поискать: в нашем сознании, памяти, воображении.

Буддийская психология в основном изучает психические состояния, по самой своей природе побуждающие к счастью, а также состояния, ведущие к печали, скорби и агрессии. Первую категорию в буддизме называют здоровыми состояниями, вторую — болезненными (вспомним понятие «психических недугов» или пагубных страстей). Подобная классификация построена не на морали, навязанной человечеству извне некими авторитетами, а на естественных причинно-следственных связях, на которых держится наша психика. Судите сами: здоровое сознание и ум ведут к ощущению счастья, проистекающего из самой природы ума. Поэтому, видя людей, демонстрирующих здоровые состояния психики, речи и поведения, можно лишь порадоваться этому, а при желании и выразить им свое восхищение.

Для того чтобы в душе возникла эмпатиче- ская радость, даже не нужны какие-то из ряда вон выходящие события и потрясения. Радость порой доставляют самые обыденные явления, скажем, простая вежливость. Приведу пример из личного опыта. Однажды со мной случился подобный эпизод, когда я возвращался на самолете из Мехико. Я по ошибке занял чужое кресло. Естественно, вскоре появился пассажир, который забронировал его. Когда стюардесса объяснила, что произошло недоразумение, человек, чье место я занял, искренне извинился за неудобство, которое он причинил мне. Естественно и я извинился за то, что стал причиной путаницы. Казалось бы, пустячный случай, но доброжелательность и учтивость этого путешественника были искренними, и я мог только порадоваться за него. Такие случаи происходят постоянно, нужно лишь уметь их видеть. Поэтому, столкнувшись с чем-то подобным, вы окажете себе большую услугу, если не просто пройдете мимо, а осознаете этот приятный эпизод и порадуетесь. Позволю себе перефразировать тот афоризм-наклейку: «Если ты не радуешься,г значит, тебе все безразлично».

Не менее важно уметь радоваться и собственным добродетелям. Независимо от того, какими были ваши проявления доброты и мудрости — намеренными или спонтанными, порадуйтесь добру, которое подарили миру. Многие склонны недооценивать свою доброту, особенно ее мелкие проявления, и полагают, что лучше скромно держаться в тени, чем испытывать или показывать свое самодовольство. Однако, поступая таким образом, легко упустить из виду собственные положительные качества и поступки. Буддизм утверждает, что такое упущение незаслуженно. В конце концов, если радости заслуживают здоровые качества и поступки других людей, то не меньшую ценность представляют и наши собственные. А самый легкий и быстрый путь к духовному совершенствованию — радоваться собственным добродетелям. Понятно, что для этого следует почаще совершать добрые дела, пусть даже небольшие. Уверяю вас, повседневная жизнь всегда предоставляет нам множество возможностей кому-то помочь, кого-то поддержать, каким-то образом сделать мир лучше. Кормите ли вы птиц, уступаете ли пожилым людям место в транспорте или даже просто стараетесь не

мусорить на улице, — все зачтется. Из таких мелочей и складывается благополучие мира.

Радуясь добрым делам, вы укрепляете потенциал этих поступков, что позволит им принести более глобальные плоды. По тому же принципу «аукаются» и негативные действия. Помните: осознанно радуясь тому, что причиняет другим вред, вы подкрепляете негативные поступки. Так, с удовольствием отпуская саркастические колкости, чтобы унизить других, вы питаете и развиваете свою склонность к сарказму и вредите себе! Сходным образом, чувство раскаяния за любые поступки, здоровые или нездоровые, ослабляет их действенность. Следовательно, умение радоваться счастью и всему, что приносит его вам и другим, — это ключевой элемент духовного самосовершенствования. Только если вы преисполнены энтузиазма, сил хватит надолго. Поэтому радуйтесь тому, что работаете над собой, радуйтесь каждый миг.

Можно радоваться и за тех, кто посвящает себя духовной практике, включая лица, временно удаляющиеся от мира, — начиная от отшельников и заканчивая теми, кто уезжает в лес на выходные или ежедневно занимается медитацией. Почему этому нужно радоваться? Если человек устраняется от социальной активности просто из отвращения или от усталости, в этом нет особой ценности. Другое дело — тот, кто время от времени удаляется от мира во имя занятия, которое кажется вам осмысленным и важным, скажем, чтобы развивать в себе добродетели — уравновешенность внимания, чуткую осознанность, любовь и сострадание. Конечно, если рассматривать его поведение с точки зрения сиюминутных результатов и практической ценности, может показаться, будто медитирующий асоциален и ничего не делает для общества. Однако напомню, что такая работа над собой со временем приводит к психологической гармонии и духовной зрелости. Стоит ли объяснять, как ценны подобные достижения? Вспомним поговорку: «Капля камень точит». Стремление одного человека к добру меняет мир к лучшему медленно, но верно. Когда такие люди погружаются в свои глубинные источники добродетели, а затем возвращаются к своим «житейским обязанностям» исполненные большей доброты, ясности и прозорливости, они подают окружающим пример. И, глядя на них, легко понять, что внутри нас уже есть все необходимое для счастья, которое мы ищем.

Я встречал немало тибетских йогов, которые провели в уединенной медитации десятилетия. Однако многие члены современного общества искоса смотрят на затворнический образ жизни. Во время моего первого отшельнического уединения, в 1980 году, далай-лама рассказал мне поучительную историю об одном современном монахе, который достиг полного покоя и внутреннего равновесия, живя в уединении. Достигнув самадхи, отшельник этот перешел к освоению випашьяны, а в результате возник неожиданный побочный эффект: у монаха открылся дар целителя и спустя некоторое время он смог лечить людей от самых различных болезней одним своим присутствием! Правда, вскоре отшельнику пришлось отказаться от уединения и работы над собой: у дверей его хижины выстраивались очереди страждущих исцеления. Он вернулся в мир и занялся лечением больных. Полагаю, что к медитации его изначально побудило стремление очистить сознание от всех недугов (пагубных страстей), и вдруг — кто бы мог подумать — обнаружилось, что одним своим присутствием этот человек способен мгновенно исцелять от недугов физических. Мы восхищаемся людьми, которые годами обучаются в медицинских институтах, чтобы лечить больных, но с тем же успехом можем радоваться и тому, что кто-то посвящает себя суровой и длительной медитативной практике, чтобы исцелить свое сознание от пагубных страстей- недугов.

Практикуя четыре неизмеримых качества, медитируя на них, не нужно сосредоточиваться ни на себе, ни на других. Пусть лучше вашим стимулом будет гармоничное «как для себя, так и для других», абсолютное равенство в пожелании благодати себе и окружающим. Развитие и освоение эмпатической радости — здоровая, полная смысла медитация, которая приносит глубокое удовлетворение, и у нее нет обратной стороны. Независимо от того, о ком идет речь, — о вас или о других, должно радоваться самому факту добродетельного поступка. Как видите, решение проблемы эгоизма лежит на поверхности: ни одна из добродетелей, которые мы воплощаем, и ни один из правильных и здоровых поступков, которые мы совершаем, не возникают из самодостаточного автономного «я». Такого «я», или «эго», просто не существует. Все наши добродетели возникают вследствие определенных причин и условий, с которыми они находятся в отношениях взаимной зависимости. Иными словами, ничто не происходит само по себе, мир держится на причинно-следственных связях — и наши поступки тоже.

Подумайте о самых положительных своих качествах и спросите себя, откуда они взялись. Они развились по отношению к людям, которые заботились о вас, поскольку вы развивали эти качества. Что поддерживало вас в стремлении их развить? Что позволило этим качествам развиться, а не оказаться подавленными или даже искорененными? Задумавшись о том, что послужило толчком к развитию наших добродетелей (добродетельных мыслей и поступков), мы обнаруживаем, что все они возникли вследствие неких причин и условий. Иными словами, все добродетели и радости зависят от доброты других людей.

Начав размышлять об этом, нельзя не заметить два взаимосвязанных явления. Во-первых, человек способен радоваться тем аспектам своего поведения, которые приносят радость ему самому: «Как прекрасно, что мой образ жизни приносит счастье мне и окружающим». Однако, углубившись в этот вопрос, мы невольно спросим себя, где лежат истоки добродетели, и поймем, что они начинаются с родителей, учителей, друзей и всех тех, кто окружал нас своим вниманием. Все эти люди помогли нам развивать и поощрять то хорошее, что присутствует в нашей жизни. Таким образом, мы одновременно радуемся всему здоровому в собственной жизни и с благодарностью радуемся тем, кто поддерживал нас. Такой ход мыслей — одновременно лучшее противоядие от гордыни, к которой вы рискуете склониться, радуясь за собственные добродетели. Иными словами, поняв, что своими добродетелями вы обязаны окружающим, вы уже не будете приписывать их себе как эгоцентричную заслугу и надменно смотреть на других.

Принципиально важно раз и навсегда выбрать для себя образ реальности, в которой вы хотели бы существовать. Если вы не сделаете этого, лавина стимулов со стороны средств массовой информации и других источников заставит вас принять образ реальности, который за вас выбрал кто-то другой, — то есть образ, насильственно навязанный извне. А такое видение реальности далеко не всегда служит вашим интересам, более того, зачастую оно очень вредно. Заметив причины счастья в поведении других — немного доброты здесь, толика учтивости там, — остановитесь и порадуйтесь этому.

Следует иметь в виду, что существует опасность путаницы: не принимайте за подлинную, чистую, эмпатическую радость легкомысленное наслаждение, возникающее от мирских и плотских удовольствий. Такое счастье — лишь иллюзия, временный самообман, жалкое подобие или временами притворная имитация, которой человек пытается убедить себя, будто он счастлив. Все эти удовольствия от покупок, вкусной еды, дорогой одежды — иллюзорны и не имеют ничего общего с эмпатической радостью. В чем порочность, ошибочность мирских удовольствий? В том, что в их корне лежит неверное отношение к людям. Вместо того чтобы относиться к другим с эмпатией, мы рассматриваем их как объекты, которые вызывают у нас мимолетное наслаждение, но еще не делают по-настояще- му счастливыми.

Противоположность эмпатической радости — это зависть, которая тесно связана с иллюзорным счастьем от мирских удовольствий. Вы сами знаете, как легко перейти от бытовой радости, вызванной покупкой или успехом, к зависти в адрес человека, который купил что-то дороже или достиг положения выше. И, уверен, вы неоднократно испытывали такую зависть сами и ощущали себя ее объектом: ведь никто не совершенен. Если эмпатическая радость заключается в способности радоваться успехам других, их добродетелям и талантам, то противоположностью ей будет недовольство, цинизм и зависть по отношению к этим людям. При этом мы смотрим на человеческие добродетели, но не рассматриваем их как таковые. Вместо этого мы подозреваем и гадаем: «А зачем им это нужно, в чем их интерес?» Это снова возвращает нас к представлению об отношениях с другими «я-оно», отношению к человеку как к вещи. Такой подход изначально порочен и может закончиться только плохо. Как сказал

далай-лама, если вы теряете надежду, если вы впадаете в отчаяние — а по сути это синоним цинизма, — у вас нет шансов на успех, поскольку вам мешают ваши же взгляды на мир.

Непосредственная причина эмпатической радости — простое осознание добродетелей и радости окружающих, и ближних и посторонних. А потому основная суть этой медитации заключается в том, чтобы научиться внимательно относиться к окружающему миру. Такой вид медитации в буддизме носит название тонглен, что означает «вбирание» страданий и зол мира и «раздачу» радости и добродетели всем существам. Если вы по-настоящему внимательны к чужому горю, сострадание возникнет естественно. А если вы внимательны к счастью и успехам других, естественной реакцией будет эмпатическая радость. Развитие эмпатической радости достигает цели, когда терпит поражение ее противоположность, когда вы становитесь менее циничными, менее завистливыми. Таким образом, в мире становится меньше тьмы и больше света.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Как и всегда, начните сеанс медитации с приведения тела и ума в их естественное состояние — примите удобную, раскрепощенную, но не слишком расслабленную сидячую позу, а затем отсчитайте 21 вдох и выдох, чтобы успокоить сознание. Далее переходите к тренировке спокойствия, то есть беспристрастности: подумайте о желании освободиться от страдания и боли и обрести счастье; это желание заложено в каждом из нас от рождения. Мы все заботимся о себе, мечтаем о собственном благополучии, независимо от образа жизни. Если человек стремится к собственному счастью за счет окружающих и в ущерб им, это объясняется тем, что его сознанием временно овладели психические недуги (пагубные страсти). Таким образом, если мы причиняем вред другим, то делаем это из невежества и заблуждений и, в конечном итоге, вредим себе.

Теперь нарисуйте перед своим мысленным взором образ человека, с которым вы хорошо знакомы, но относитесь к нему вполне равнодушно. Его успехи или горести вряд ли взволнуют вас. Позвольте этому чувству безразличия проявиться в вашем сознании, испытайте это чувство в полной мере и признайте его. Теперь смените точку зрения и подумайте о том же человеке иначе, воспринимая его уже не как нечто постороннее, не как объект, а как разумное существо, подобное вам. Далее поставьте себя на его место, как говорится, влезьте в его шкуру, проникнитесь надеждами и страхами этого человека. Для этого потребуется изрядная работа воображения! Итак, вы осознали, что герой ваших размышлений, несмотря на все поверхностные различия, такой же человек, как и вы. Вы перестали относиться к нему как к постороннему, к «другому». Теперь от всей души, с сочувствием, эмпатически пожелайте, чтобы его самые заветные желания сбылись. Пожелайте с такой силой, как если бы его надежды и желания были вашими собственными. Вернитесь к прежней точке зрения, вновь посмотрите на этого человека уже не его собственными глазами, а своими, но не как на постороннего, непостижимого, не как на «вещь», а как на себе подобного. Пожелайте этому человеку счастья и освобождения от страдания и его причин.

Переходим к следующему этапу медитации. Нарисуйте перед своим мысленным взором образ друга, доброго знакомого, близкого, — словом, того, к кому сильно привязаны. Вы вправе выбрать кого угодно, независимо от пола, возраста, статуса: быть может, этот человек вам помог в работе, утешил в беде, поддержал, просто доставил много радости; может статься, вы обожаете этого человека за прекрасные качества, внешние или внутренние и вам хорошо рядом с ним. Маленький ребенок, верный друг или коллега, пожилой родственник, прекрасная женщина — вот лишь немногие из возможных вариантов. Так или иначе, сейчас вы воспринимаете этого человека как объект, приносящий вам счастье, и ваша реакция — привязанность, то есть, напомню, по канонам буддизма, не что иное, как эгоцентричное желание. Прочувствуйте эгоцентричную привязанность во всей ее полноте, подумайте, как много этот человек значит для вас в качестве опоры вашего благополучия.

А теперь усилием воображения и мысли переключитесь на иную точку зрения: посмотрите на того же человека уже не со стороны, а как бы изнутри его самого. Мысленно поставьте себя на его место и вообразите все его надежды и страхи, успехи и неудачи. Попробуйте пережить их. Представьте себе, как он мечтает о счастье, и, проникнувшись сочувствием, эмпатически примите это желание как свое собственное. Затем переключитесь обратно, вернитесь к собственной точке зрения. Вы вновь воспринимаете этого человека как дорогого вам, но ваш взгляд теперь лишен эгоцентризма: перед вами некто, подобный вам, мечтающий о благополучии, независимый от ваших эгоцентрических желаний.

Третий шаг. Настройте свое внимание на того, кто причинил вам вред, обидел или просто отталкивает своими внешними или душевными качествами. Словом, сосредоточьтесь на человеке, который вам почему-либо неприятен. Может быть, вы воспринимаете его как препятствие на пути к счастью, может, видите в нем откровенного недоброжелателя или вам неприятно даже находиться в его присутствии. Не исключено, что, по-вашему, без него мир стал бы лучше. Теперь позвольте этой неприязни, страху или отвращению пройти перед вашим мысленным взором, проявиться в полной мере.

Затем усилием воображения переключитесь на точку зрения этого человека, поставьте себя на его место и проникнитесь его надеждами, страхами и радостями. Постарайтесь вообразить, в чем он видит счастье и благополучие. Возможно, его представления отчасти ошибочны, но пока он этого не понимает. Допустим, для него вполне приемлемо обрести искомое, «шагая по головам», и ему не важно, какими средствами добиваться победы. На этом этапе от вас не требуется принять и разделить его взгляды! Достаточно их просто понять, разобраться в его душе. Как только вы это сделаете, настройтесь на изначальное стремление к счастью и освобождению от страдания: этому человеку оно присуще так же, как любому другому. По сути своей, его стремление к счастью ничем не отличается от вашего. Постарайтесь ощутить его желание счастья как свое собственное и эмпатически пожелайте счастья тому, о ком размышляете. Кроме того, пожелайте ему четко осознать истинные причины счастья и страдания, а также прожить свою жизнь достойно. Затем снова вернитесь к собственной точке зрения. Вы заметите, что резко отрицательное отношение к этому человеку, который раньше был вам неприятен, прошло само собой: вы «побывали в его шкуре» и искренне постарались его понять. Теперь вы рассматриваете его не как неприятный угрожающий объект, а как живое существо, подобное вам и достойное счастья.

Итоговый, самый глобальный, этап медитации. Подумайте обо всем человечестве, а также обо всех живых существах, мечтающих о счастье, о свободе от боли и страдания. Распространите поле своего осознания на все сущее без исключения. Как и в ходе предыдущих медитаций, представьте, что ваша осознанность — сияющее облако белого света, которое исходит из вашего сердца. Представьте, как на вдохе вбираете все страдание этого мира, вместе с его причинами, а затем усилием воображения бесследно рассеиваете это темное облако несчастья, растворяя его светом, исходящим из собственного сердца. А на выдохе позволяйте свету своего сердца равномерно изливаться на все существа, исполняя их заветные желания, принося им радость и счастье. Пусть все существа, как и вы, освободятся от страдания и его причин. Пусть каждый найдет счастье и его истоки.

В завершение этого сеанса подумайте о том, как благотворно влияет на вас данный вид медитации, и прочувствуйте ее облагораживающее воздействие всей душой. Тонглен, эмпатическое отношение к миру, ведет к развитию в вашем сердце сострадания и доброты любви, эмпатической радости и спокойствия. Проникнитесь надеждой, что со временем станете примером для окружающих, что сумеете воплотить в себе четыре неизмеримых качества, а также и пробудить их в других. Подумайте о том, что постараетесь научить состраданию, радости, спокойствию и доброте своих детей, а те научат собственных потомков. Перед выходом из медитации нужно полностью очистить сознание от всех мыслей, образов и желаний и некоторое время побыть в блаженной пустоте. Затем можно плавно закончить медитацию 21 вдохом-выдохом.

 

 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ

 

 

Я советую вам прибегать к медитативной практике тонглен, которую вы только что освоили, всякий раз при столкновении с горем и бедствиями этого мира, (неважно, непосредственно или через СМИ). Еще раз напомню, что слово «тонглен» означает одновременно «вбирание» зла и «раздачу» радости и доброты. Очень важно не забывать о принципах буддизма: зачастую человеку свойственно, став свидетелем зла (в любых его проявлениях — жадности, заблуждений и ненависти, порождающих столько страдания), счесть, что он выше всего этого, или осудить злодеев. Это неправильный путь, поскольку в таком случае подлинный буддист не станет отчуждаться от горестей мира, но проявит к нему сострадание и займется медитацией тонглен. Мы все на собственном опыте знаем, что значит быть жадным, заблуждаться, испытывать ненависть. Любое проявление зла — в себе и в окружающем мире — должно становиться для вас толчком к медитации, катализатором к дальнейшему движению по пути Дхармы. Вместо того чтобы умножать страдания мира своей печалью, горечью й депрессией, проявите сострадание.

В принципе, медитацию тонглен можно практиковать в любых условиях и жизненных ситуациях. Если вы ведете напряженный образ жизни и вам некогда медитировать по всем правилам, то лучшее время для тонглен — просмотр или прослушивание новостей. С тем же успехом, повторю, данный вид медитации применим в любой ситуации, включая конфликтную, пусть даже самую бытовую. Допустим, в течение дня вы сталкиваетесь с человеком, который дурно ведет себя, — скорее пустите в ход тонглен! Если видите, что кто-то страдает, сделайте то же саМое — тонглен и здесь придет на помощь. Тонглен прекрасно сочетается с практической помощью; разумеется, медитация не может заменить ее, но придает практической помощи особый вес, а также хорошо поддерживает страдальца морально, даже на расстоянии. Встретив человека, целеустремленно ищущего свое счастье, помогите ему практикой тонглен. Для буддийской духовной практики не существует понятия «мелочей», поэтому даже минута, даже полминуты медитации тонглен в ходе обычной повседневной жизни имеют значение и делают свое дело. Напомню, что тонглен издавна считается одним из ценнейших достижений буддизма и отчасти именно потому, что дает любому человеку возможность воплощать принципы буддизма в повседневной жизни, не удаляясь от мира и не избирая монашеский путь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.061 с.)