Глава 3. Осознание осознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Осознание осознания



 

Обучаясь приводить сознание в естественное состояние, мы следили за содержанием сознания. Методика, которой посвящена эта глава, по сути своей иная: ее цель и смысл — НЕ направлять сознание на что бы то ни было, не фокусироваться на каком- либо объекте. Это уже иная, более сложная, ступень. Называют этот вид медитации «осознание осознания» (иногда еще «восприятие восприятия»). Иными словами, суть методики в том, чтобы ваше сознание находилось в статичном состоянии. Один из буддийских мудрецов называл такое состояние «покоем, лишенным особых примет», то есть максимально нейтральным состоянием. -

Я начал осваивать этот вид медитации наряду со многими другими подходами, практикуемыми в буддизме, и на своем опыте убедился, что он — один из самых эффективных и легко поддается освоению. Осознание осознания научит вас сливаться с миром, черпать из него энергию и, возможно, поможет открыть в себе творческие задатки и изобретательность (не обязательно связанную со сферой искусства). Главное, как и всегда при обучении новому виду медитации, — настойчивость, уверенность в себе и наличие желания, внутренней мотивировки, которая будет для вас хорошим, весомым стимулом.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Прежде чем приступить к новому виду медитации, нужно, как всегда, продумать смысл собственных действий, задать себе мотивировку, стимул (как и зачем это делать, вы уже читали в предыдущей главе). Итак, задайтесь вопросом: какая самая веская причина, самый сильный стимул, побуждающий вас взяться за эту медитацию? Чего вы хотите с ее помощью добиться? Пожалуйста, не «проскакивайте» эту фазу медитации, она крайне важна. Вступление к медитации, размышления о стимуле, — это нечто вроде духовной разминки, подобной физической разминке перед тренировкой. Любой тренер скажет вам, что нельзя браться за тренажер без предварительной разминки, потому что такая тренировка с резким началом принесет не пользу, а вред — боль в мышцах и сердце. Та же самая закономерность и в медитации. «Разминка» займет у вас не больше одной-двух минут. Помните: от того, каков ваш стимул, как окрашена мотивация, зависит и успех дела, причем не только медитации, но и любого другого — работы, досуга» общения. (Простой пример: если вы беретесь за ка- кое-то дело, стимулируемый злостью или голым честолюбием, оно вам вряд ли удастся и отнимет много сил.) Чем сильнее и чище в духовном отношении стимул, который подвиг вас на занятия, тем удачнее и плодотворнее будет медитация.

Лучше всего в качестве «духовной разминки» думать о собственном стремлении к благополучию, к ощущению самореализации. Думайте о том, что стремитесь наполнить смыслом жизнь в целом, во всех ее бытовых проявлениях. Вспомните и о том, что, желая блага себе, вы не должны замыкаться в эгоизме и пожелайте блага окружающим. Например, если вы желаете себе здоровья, подумайте о том, что здоровый человек приносит больше пользы и радости семье и близким. Вот общий шаблон «размышления-разминки».

Закончив мысленную разминку, переходите к следующему этапу. Приведите свое тело в естественное состояние (как это делается, вы уже знаете из предыдущей главы). Напомню, что все старания нужно направить на соблюдение трех обязательных условий: 1) раскрепоститься; 2) сохранять неподвижность; 3) не утрачивать бдительность, то есть не слишком расслабляться и не погружаться в дрему. Когда вы приступаете к медитации, этим трем условиям обязательно должны отвечать и ваше сознание, и ваше тело, тогда процесс медитации пойдет плавно и гармонично. В ходе этого вида медитации все усилия направлены на то, чтобы сознание бодрствовало, было раскрепощенным, не утрачивая яркости и живости восприятия, отчетливости и ясности.

Чтобы успокоить ум, начните с наблюдения за дыханием, отсчитывая 21 вдох и выдох, как раньше. Глаза лучше держать открытыми, как и при предыдущем виде медитации. Задержите свой взгляд на пространстве между точкой, из которой вы смотрите, и тем, что находится в вашем поле зрения. Взгляд нужно направлять на само пространство, а не на ка- кой-либо конкретный объект, подвижный или неподвижный. Скажем, если вы занимаетесь на открытом воздухе, не провожайте глазами облака или летящих птиц, смотрите перед собой. Продолжайте дышать животом в естественном ритме.

Следующий этап — как можно сильнее упростить свое восприятие: постарайтесь не сосредоточиваться ни на дыхании, ни на содержании своего ума, не обращайте внимания на физические или духовные явления. Не нужно следить за образами, которые мелькают в сознании, прогонять или вызывать их; в данном виде медитации вся суть в том, чтобы ваше сознание концентрировалось только на себе самом. Почему это так важно? Потому что тем самым вы входите в состояние младенца, который еще не отдает себе отчета ни в чем, не замечает окружающего мира, а лишь осознает собственное сознание. Это состояние первозданной душевной чистоты, оно бесценно и оказывает на душу взрослого замечательное освежающее воздействие. Иногда такое чистое младенческое сознание называют «покоем без особых примет». Вы почти сливаетесь с окружающим миром; почти, но не совсем. В ходе этой медитации важно ни на что не отвлекаться. Иными словами, если ваши глаза не провожают взглядом пролетевшую птицу, то и внутренний взор точно так же не должен провожать мелькнувшую мысль или образ.

Рано или поздно, медитируя таким образом и сосредоточившись на собственно сознании, вы непременно заметите в потоке мелькающих мыслей и образов некое ядро, стержень, нечто неподвижное и неизменное, но не поддающееся четкому определению. Это и есть осознание собственного осознания, то есть восприятие, направленное внутрь вашей души. От него возникает неповторимое ощущение душевной озаренности и просветленности. Повторяю, это ощущение просветления не должно быть вызвано какой-то конкретной мыслью или образом. Не спутайте его с приятной и радостной ассоциацией. Например, если в памяти у вас в ходе медитации мелькнула встреча с другом или подаренный букет цветов и у вас стало тепло на душе, это еще не озарение: вы просто сбились с ритма медитации и, образно говоря, провожаете глазами прекрасную летящую птицу. Это не озарение. Озарение — состояние, которое возникает в душе без причин. У него есть и еще одно важное характерное качество: в состоянии такого озарения человеку обычно кажется, что он постиг некий тайный внутренний смысл любого образа, мысли или воспоминания, смысл, которого раньше не понимал. Ощущение некоего высшего знания, которое вдруг снизошло на вас, — и есть верный признак озарения.

В ходе медитации нужно время от времени проверять то, как вы дышите. Напомню, что дышать следует естественно, не загоняя себя в определенный ритм. Все время следить за дыханием не нужно, это помешает потоку сознания и подлинному раскрепощению, но изредка стоит проверять, естественно ли вы дышите. Иначе медитация перейдет в сугубо физическое дыхательное упражнение (это полезно, но к медитации отношения все-таки не имеет). Главный критерий — дышите ли вы без усилий. Если вы прилагаете усилия, чтобы дышать в определенном ритме, значит, вы зажаты и процесс медитации идет неправильно. Не пренебрегайте этим нюансом, иначе все ваши усилия будут нецелесообразны!

Следующий этап — небольшое усложнение физической составляющей медитации. Продолжайте дышать, как и раньше, естественно и непринужденно впуская воздух в живот: при вдохе живот должен немного расширяться, как бы надуваться, принимать слегка округлую форму. Теперь внимание! Попробуйте сохранять эту вздутость и на выдохе. Делайте это легко, не напрягая мышцы живота. А на следующем вдохе пусть живот расширяется еще больше. Считается, что такой прием благоприятствует медитации. Тибетские наставники и отшельники называли его «дыханием мягкого сосуда» и утверждали, что он отлично помогает успокоить и стабилизировать сознание, чтобы оно не блуждало и не окрашивалось излишними эмоциями. Попробуйте освоить этот прием, но только когда пройдете предыдущую стадию. Если он поможет вам медитировать более плодотворно, применяйте его и впредь; если нет, не огорчайтесь и не пользуйтесь им больше. Все мы разные. В любом случае, по ходу медитации глаза важно держать открытыми. Это помогает успокоить сознание, проясняет восприятие, а также способствует слиянию с окружающими миром, столь важному для душевной гармонии.

С какими конкретными препятствиями и сложностями вы можете столкнуться но ходу освоения этого упражнения? Для успешной медитации, как уже говорилось, важно раскрепоститься. Многим ученикам на этом пути мешает то, что они начинают волноваться из-за мелькающих в сознании мыслей: как же так, а вдруг это лишние мысли и их следует прогонять? Успокойтесь. Вам важно помнить, что, какие бы мысли ни возникали в сознании, самой природы сознания, на которой вы и сосредоточиваетесь, они не затемняют. Это невозможно в принципе, точно так же как отражение в зеркале не способно затемнить и заслонить само зеркало. Ведь ваше сознание и восприятие все равно работают, о чем бы вы ни думали, — и при появлении мыслей, и в паузах между ними (представьте себе, что поток мыслей — это поезд, а каждая мысль — вагон, и между ними есть промежуток). Не нужно тратить силы на то, чтобы успокоить сознание, замедлить его. Пусть мысли и образы струятся перед вашим внутренним взором в естественном темпе. Тогда вы сумеете проследить и за тем, откуда появляются мысли и куда исчезают. Важно просто следить за потоком, не окрашивая его эмоциями — ожиданиями, желаниями, надеждами и страхами.

Итак, вы не прилагаете усилий, не применяете к сознанию силу воли, не направляете внимание на ту или иную мысль, образ, воспоминание. Но по ходу медитации, позволяя им скользить мимо, вы все равно в определенной степени осознаете их. Важно то, что осознание в идеале по ходу медитации не окрашено эмоционально. Например, вспомнив о давней разлуке с другом, вы осознаете, что сейчас в вашем сознании возник именно этот эпизод, но не ощущаете печали. Медитация помогла вам отстраниться, посмотреть на самое себя со стороны, бесстрастно и спокойно. Воспоминание о разлуке появилось и исчезло само по себе, вы не вызывали его нарочно, но и не прогоняли его. Вы дали ему возникнуть и уйти, продолжая пребывать в покое и размеренно, естественно дышать. Вот каков идеальный ход медитации. Вы в состоянии глубоко расслабленного осознания.

Еще один важный нюанс, с которым вы столкнетесь, натренировавшись в данной медитации'и достигнув желаемого идеального состояния, которое я только что описал. В этом состоянии покой настолько глубок, а сознание настолько расслаблено, что у вас, возможно, возникнет ощущение, будто вы вот- вот задремлете. Но при этом в сон вас все-таки не клонит. Если поддаться еще чуть-чуть, то вы все равно не заснете, не перестанете осознавать себя, а погрузитесь в глубокий транс, некое ясное состояние без сновидений, расслабленное и ни с чем не связанное. Но доводить медитацию до такого транса как раз не нужно.

Итак, 24 рекомендуемые минуты.медитативного сеанса подходят к концу. Вы начали медитацию с размышления над ее целями и своими стимулами. Под конец, чтобы плавно выйти из транса, вернитесь к мыслям, с которых начинали медитацию. Еще раз скажите себе, что вся польза, которую вы извлекаете из благотворной медитации, направлена не только на ваше собственное благо, но и на благо мира в целом.

 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ

 

В этой главе описан один из самых сложных приемов медитации. Возможно, вам удастся освоить его не с первой попытки. Книга построена таким образом, чтобы в освоении медитации вы двигались от простого к сложному: приведение сознания в его естественное состояние требует большего искусства, чем наблюдение за дыханием, а методика самадхи, состоящая в осознании осознания, — еще большего. Итак, вы освоили третий и самый эффективный прием медитации из данного направления — работы с сознанием. Обратите внимание, что этот третий вид медитации направлен не на то, чтобы культивировать и развивать в себе какое-то качество (скажем, внимание, как в предшествующих двух типах медитации), а на то, чтобы выявить в себе нечто уже существующее; это процесс освобождения, а не контролирования.

В определенной степени такой вид медитации перекликается с широко известным афоризмом французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Осознав то, что ваше сознание работает, вы в результате ощущаете полноту собственного существования, а это прекрасное ощущение и дает просветление и стремление жить на благо мира. В чем еще человек может быть так абсолютно уверен, как не в работе своего сознания? Это хорошая отправная точка для медитации.

Имейте в виду, что этот, третий по счету, прием медитации дает вам гораздо больше, чем просто контролирование внимания, с которого вы начинали в первой главе. Дело в том, что «осознание осознания» — метод, помогающий любому понять, что ты — нечто большее, чем пол, возраст, социальное положение, эпоха, в которой ты живешь. Твое сознание абсолютно, оно не определяется этими факторами. Да, конечно, в повседневной жизни мы помним свой возраст, пол, положение в обществе и профессию, национальность и вероисповедание. Но медитация выводит нас на космический, более глубокий, надличностный уровень существования. Он достижим только при условии, что наш ум отказывается от суетности и успокаивается в медитации.

Почему я сравнивал сознание медитирующего с сознанием младенца? Потому что абсолютная чистота сознания, его непредвзятость и бесстрастность сродни состоянию новорожденного, и к этому следует стремиться в процессе медитирования. Иными словами, вы как бы снимаете «бытовые» наслоения с сознания, как стирают грязь с запыленного окна, — и начинаете видеть мир ярче. В этой медитации вы погружаетесь в то, в чем вы более всего уверены. Еще до возникновения мысли «Я мыслю,

следовательно, я существую» вы знаете о наличии осознания. В промежутке между мыслями вы не отключаетесь. До появления мыслей, между мыслями и когда все мысли исчезают, — как это бывает в момент смерти, — вы можете распознать то, что остается. Где именно вы находитесь, когда ваши глаза открыты, взгляд устремлен в пространство, а сознание погружено в сам процесс осознания? Медитация помогает слиться с миром, как бы стирая границу между «внешним» (мир вокруг) и «внутренним» (вы сами). Слившись с миром, вы получаете возможность черпать его неиссякаемую энергию, питаться ею, а значит, становиться здоровее и счастливее.

Вот какой совет относительно этого вида медитации дал буддийский мудрец Панчен Лозанг Че- куй Гьялтсен: «Не привязывайтесь к мыслям, и всякий раз, когда вы будете наблюдать природу всех появляющихся идей, они исчезнут сами собой, после чего возникнет пустота. Точно так же, если вы исследуете сознание, когда оно остается недвижимым, вы увидите незатемненную, ясную и яркую пустоту, в которой нет различий между предшествующими и последующими состояниями».

У вас, возможно, возник вполне логичный вопрос: если вы освоили состояние глубокой инертности сознания, следует ли считать, что вы достигли вершин искусства медитации? Состоит ли конечная цель в том, чтобы прекратить всякую активность и безмятежно пребывать в бездеятельном покое, черпая энергию у Вселенной и не делая ровным сче

том ничего? В этом мире со всеми его страданиями, несправедливостями и конфликтами это было бы противоестественно. Да, правильно, в этом виде медитации вы утрачиваете активность и временно отказываетесь от границ своего «я», сливаясь с миром, но не насовсем! Вы делаете это для того, чтобы с новыми силами вернуться к повседневной жизни. Медитация должна придавать сил, как крепкий сон, но во время медитации вы не спите, а учитесь мыслить более бесстрастно, что всегда полезно и в личной, и в деловой сфере. В обычных условиях наши мысли скачут и, как правило, окрашены эмоциями, в частности эгоизмом. Медитация отучает вас от этого.

Цель медитации не в том, чтобы просто сидеть без движений. Вы пребываете в физическом и душевном покое, а затем возвращаетесь к повседневной жизни, но ощущение гармонии и покоя остается с вами. Вы остаетесь в каком-то смысле «безмолвным», даже когда разговариваете (на самом деле в данном контексте «безмолвие» означает «хладнокровие, бесстрастность»). Именно тогда, когда вы достигнете бесстрастности, вы сможете нести в. мир благо и добро, как это произошло с Буддой, — не судя предвзято и никого не обижая.

Один из крупнейших плюсов этого вида медитации — то, что она пробуждает скрытые в каждом человеке творческие импульсы. Ведь обычно они дремлют, задавленные повседневной суетой и заботами, где-то в глубинах души, а медитация затрагивает именно эти глубины. Творческие импульсы свойственны не только профессиональным артистам, литераторам и т. п. — речь идет скорее о творческой жилке, изобретательности, «креативности», зерно которой есть в каждом человеке. Не удивляйтесь, если после такой медитации вас озарит творческая мысль! Находясь в состоянии безмятежного осознания, когда эгоистичное «я» дремлет, посмотрите, что возникает из этого спокойствия — спонтанно и без усилий. Это спокойствие не исчезает, даже когда ум активизируется. Точно так же вы можете обнаружить, что вам не требуется выходить из этого спокойного состояния, даже когда вы разговариваете или когда ваше тело находится в движении. Уильям Джеймс обнаружил, что все гении обладают одним общим качеством: всем им присуща исключительная способность произвольно сохранять внимание, то есть всегда пребывать в состоянии бдительной чуткости, улавливать малейшие тени образов и ассоциаций. Я уверен, что это утверждение во многом справедливо. Но давайте все-таки будем исходить из того, что каждый человек на свете талантлив по-своему. Если мы расширим понятие гениальности, если признаем, что каждый из нас обладает определенной долей гениальности или врожденной способностью к чему-то, каким-то талантом. Стоит приложить усилия и освоить медитацию «осознание осознания» — и вы откроете свой скрытый креативный потенциал!

В изучении медитации сосуществуют две модели, гармонично дополняющие друг друга: развитие и выявление скрытого. В основе обеих простая идея: сознание, ум, приносит человеку пользу только при условии «тренированности». Что такое тренированность сознания, из чего состоят его «мускулы»? Образно говоря, «мускулистое» сознание, верой и правдой служащее своему хозяину, — это сознание, наделенное устойчивостью внимания, позволяющей человеку сохранять фокусировку на выбранном объекте. Такое свойство сознания полезно во всех сферах деятельности: независимо от того, решаете ли вы задачу, слушаете или сочиняете музыку, проводите урок или воспитываете детей, внимание должно быть сосредоточено на происходящем, и тогда вы делаете свое дело с полной отдачей, а значит — максимально эффективно. Представьте теперь, что занимаетесь любым из перечисленных выше дел невнимательно, отвлекаясь, в слишком возбужденном состоянии. Например, впечатление от книги или музыки в таком состоянии будет поверхностным, неполноценным, а работа — медленной, утомительной и бесплодной. Многие люди потому и обделены впечатлениями, не умеют глубоко чувствовать и плодотворно работать, что не приучили свое сознание к концентрации, не натренировали его. Вот здесь и приходит на помощь медитация — средство, доступное каждому! Еще одна «группа мышц» тренированного и эффективно работающего сознания — это яркость и отчетливость. Устойчивость, лишенная яркости, не слишком полезна, разве что ваша цель — глубокий сон, которому свойственна хорошая устойчивость, но минимальная ясность. Первые два приема, которые мы рассмотрели, — осознание дыхания и наблюдение за сознанием, — развивают сознание, тренируют его. При наблюдении за дыханием мы учимся контролировать свой «необъезженный» ум. Мы боремся с непокорным умом, как бы заклиная: «Ты властвовал надо мной, а теперь я намерен изменить положение вещей и подчинить тебя. Я научусь скакать на тебе верхом, так чтобы ты не смог сбросить или лягнуть меня». В противном случае человек оказывается во власти непокорного ума, который приводит в движение тело, контролирует язык и причиняет боль окружающим своим сарказмом, бесчестностью, грубостью, максимализмом и т. д.

Освоение естественной устойчивости и яркости осознания — это нечто большее, чем плод медитации и полезный навык. Это некое универсальное свойство, которое сделает вашу жизнь в целом гармоничнее, ярче и счастливее. Натренировав сознание, вы приобретете привычку воспринимать каждое мгновение жизни внимательно, ярко, но без излишней страстности. Значит, вы будете оптимально тратить силы, ничего не упустите в красоте мира и добьетесь отличных результатов в любом деле, в том числе и в работе. Если вы действительно хотите всегда и все воспринимать многогранно, ярко, но без излишних страстей, сохраняя ясную голову, перенесите некоторые элементы медитативного настроя в повседневную жизнь. Конечно, я говорю не о внешнем выражении, а о внутренней сути. Проще говоря, на ходу, на бегу, в семейном кругу, за рабочим столом или столом переговоров

можно и нужно сохранять то же уравновешенное состояние, что и в процессе медитации. В «позе лотоса» будут ваша душа и сознание, а не тело!

Например, вот конкретный и простой совет: в процессе любой беседы, даже деловых переговоров или сложного и напряженного разговора «по душам», очень полезно концентрировать сознание в пространстве перед собой. Таким образом вы сэкономите душевные усилия и добьетесь своего. Не волнуйтесь, внешне вы будете при этом выглядеть совершенно естественно. Ведь речь идет об управлении собственной энергией, а не о застывшем взгляде в одну точку! Фокусировка взгляда на промежуточном пространстве не мешает видеть то, что происходит за ним. Конечно, такой прием не всем подходит, особенно если вы пишете или занимаетесь иной умственной работой, но в других случаях, например на прогулке, стоя в очереди в магазине или во многих других ситуациях, он уместен. Осознание должно быть по возможности непрерывным.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

Еще сам Будда говорил о том, что залогом успеха медитации служат пять факторов. Именно благодаря им медитация не превращается в транс с затемнением сознания и не переходит в дремоту или сон, а обеспечивает ясное, отчетливое, сфокусированное, устойчивое осознание, не подверженное навязчивым колебаниям или апатии. Вот эти пять факторов:

• четкая направленность мысли;

• непрерывность мысли;

• благополучие, чистая радость;

• блаженство;

• однонаправленное внимание.

Помимо этих пяти факторов вам обязательно нужно знать и пять наиболее распространенных помех, которые затемняют сознание. Вот они:

• сонливость и вялость;

• скептицизм;

• злость;

• возбуждение и вина;

• чувственные желания.

Имейте в виду, что у каждого фактора успеха есть свой «враг», то есть определенная помеха. Так, четкая направленность мысли требует сознательного взаимодействия разума с объектом. Буддисты поэтически сравнивают этот первичный импульс с ударом молоточка по колокольчику. Враг ее — сонливость, вялость, которая и противодействует четкой направленности мысли. Стоит лишь направить мысли на объект и начать взаимодействовать с ним чутко и умно, как внимание обостряется, а вялость и сонливость исчезают.

Второй фактор — непрерывность мысли — требует постоянного, сознательного взаимодействия ума с объектом. Он исключает навязчивые мысли или ассоциации. Продолжая метафору, буддисты уподобляют его вибрации, которая сохраняется после удара по колокольчику. Непрерывность мысли противодействует скептицизму — колеблющемуся, сомневающемуся уму, который не может успокоиться и заняться данной задачей. Сознание, попавшее под влияние скептицизма или неопределенности, подорвет выполнение любой задачи, за которую вы беретесь, будь то предпринимательская деятельность, учеба или духовная практика. Мудрецы Тибета говорят, что медитация со скептическим настроем — все равно что попытка продернуть растрепанную пить сквозь ушко иглы.

Третий фактор успеха медитации — ощущение благополучия, которое возникает в уравновешенном уме, успокоенном медитацией. Важно отличать эту чистую радость от той, которую вызывает конкретное земное событие. Чистая радость, или ощущение благополучия, возникает из самой природы ума, когда он избавлен от дисбалансов внимания и эмоций. Это чувство благополучия естественным образом противостоит злости — намерению причинять вред, — которая является самой разрушительной из пяти помех. Она не только причиняет сильное беспокойство уму, но может также посеять большую панику в мире. Наблюдайте за своим умом всякий раз, когда он поддается гневу, ненависти или злобе. Посмотрите, не появляются ли эти напасти в обязательном порядке, когда вы несчастливы или раздосадованы. Злость и благополучие исключают друг друга. Первая должна исчезнуть, прежде чем сможет появиться второе.

Четвертый фактор успеха медитации — блаженство. По мере того как вы осваиваете искусство медитации, ваши тело и ум начинает охватывать блаженство. Оно так же беспричинно, как и описанная выше радость, оно идет изнутри, а не извне, и возникает не потому, что вы думаете о приятном или испытываете чувственное удовольствие. Это блаженство исходит из природы вашего осознания просто потому, что ум стабилизирован за счет яркости восприятия. Блаженство является признаком здорового и уравновешенного ума. Беспокойство, неудовлетворенность, тревога, скука и разочарованность — все это признаки неуравновешенного и страдающего ума.

Блаженство естественным образом противодействует возбуждению и чувству вины. В буддийской терминологии возбуждение относится не к волнению как таковому, а только к тем его разновидностям, которые вызваны желанием, вожделением и привязанностью. Почему мы жаждем или желаем чего-то? Поскольку ожидаем, что это принесет нам блаженство! Но если блаженство уже присутствует, оснований для возбуждения нет. К этой же категории помех относится чувство вины. Подлинные угрызения совести могут быть благотворными и вести к душевному равновесию и гармоничному взаимодействию с окружающими. Если вы были грубы с другим человеком, последующее угрызение совести и желание исправить свое поведение — это, конечно, положительное явление. Но угрызение совести порой принимает и отрицательную форму — скажем, может превратиться в навязчивый стыд и вину. В подобном случае это препятствует духовной практике в целом и успеху медитации в частности. Блаженство в данном случае будет естественным противоядием: невозможно испытывать чувство вины, если сознание охвачено блаженством.

Пятый фактор успеха медитации — целенаправленность внимания. Сознание расслаблено, внимание устойчиво и ярко, дисбаланс вялости и возбуждения отсутствует. Подобное сосредоточенное внимание естественным образом противодействует чувственным вожделениям, которые обусловлены ощущением желания, неадекватностью и отсутствием удовлетворения. Когда внимание идеально уравновешено и целенаправленно, желание чувственной стимуляции исчезает. Теперь ум настроен настолько хорошо, что не нуждается во внешнем источнике благополучия или удовлетворения. Он становится источником радости и самореализации. Это здоровый ум, и он является непременной основой участия в практике прозрения с целью исследования природы реальности в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.048 с.)