Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее понятие о морфологических нормах.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения Общее понятие о морфологических нормах. Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 7 ЕГЭ. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи. В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме. Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены. Нормы употребления глаголов НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления. Образование форм глагола с чередованием согласных звуков Одним из моментов, вызывающим затруднения при образовании форм глагола, является случай, когда должно происходит чередование звуков. Как правило, выпускники легко справляются с этим, ведь подобные чередования очень распространены в языке, а нормы усвоились ещё в средней школе. Однако наряду с достаточно простыми случаями есть и такие, которым в школе уделяется недостаточно времени, что ведёт к ошибкам и в речи, и при выполнении задания 7. Существует несколько правил, связанных с чередованиями.
Часть 1.Основа глагола оканчивается на чь. Примеры задания 7: УВЛЕЧЁТ (или УВЛЕКЁТ?) ЖЖЁТ бумагу (или ЖГЁТ?) ПОСТЕРЕЖИ вещи (или ПОСТЕРЕГИ?) Верно увлечёт, жжёт и постереги
НАВЕРХ Варианты типа обессилею — обессилю. Формы настоящего-будущего времени глаголов на -еть с ударением на корне. В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы на -еть и близкие к ним, но не совпадающие ни по значению, ни по спряжению глаголы на -ить: обезлесеть и обезлесить, обездометь и обездомить, обезземелеть и обезземелить, обезволеть и обезволить, обессилеть и обессилить и подобные им. При том, что в речи учащихся такие слова очень редки, в задании 6 некоторые слова этого типа встречаются постоянно. В частности, решим, как правильно: ВЫЗДОРОВИШЬ (или ВЫЗДОРОВЕЕШЬ?) ОПРОТИВЕЕТ плохая погода (или ОПРОТИВИТ?) сам ОБЕССИЛИШЬ (или ОЕССИЛЕЕШЬ?) Этому очень сложному вопросу нужно уделить внимание, даже если вы и ответили, что верно «выздоровеешь, обессилеешь и опротивеет». В данном случае очень велика важность данного правила для задания 11 на написание личных окончаний глаголов. Итак, глаголы на -еть и на -ить, имеющие одинаковый корень, отличаются значением и спряжением. Что значит «обессилЕТЬ»? Это значит лишиться сил самому. А вот «обессилИТЬ» обозначает лишить сил кого-то. Что такое «старЕТЬ»? Становится старым. «СтарИТЬ» же обозначает делать старым: старят человека морщины, походка. ЕТЬ характерно для глаголов, действие которых не направлено на кого-то, то есть непереходных. Например, нельзя кого-то выздоровИТЬ, можно только самому выздоровЕТЬ, поэтому нет глагола выздоровИТЬ. Нельзя кого-то обезумИТЬ, только самому, поэтому и глагола обезумИТЬ нет, есть только обезумЕТЬ. Рассмотрим, как спрягаются глаголы из этого списка: Спряжение глагола на -еть, сам: в ед. числе: 1 л. - ею (обессилею, опротивею, обезумею); 2 л. - еешь (обессилеешь, опротивеешь, обезумеешь); 3 л. - еет (обессилеет, опротивеет, обезумеет); во мн. числе: 1 л. - еем; 2 л. - еете; 3 л. - еют. Спряжение глагола на -ить, кого-то: 1 л. - ю (обессилю, обескровлю, образумлю); 2 л. - ишь (обессилишь, обескровишь, образумишь); 3 л. - ит (обессилит, обескровит, образумит); во мн. числе: 1 л. - им; 2 л. - ите; 3 л. - ят. Как видно из таблицы, только знание спряжения глагола (на ЕТЬ или ИТЬ) позволяет правильно выбирать окончание. В устной речи, когда о спряжении задумываются редко, глаголы на -ить очень сильно влияют на более редкие в употреблении и неудобные в произношении глагольные формы с двойными гласными (-еете, -еет). Для таких глаголов, как выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторых других, в устной речи предпочитаются формы, образованные по модели глаголов 2 спряжения: выздоровлю, выздоровишь, опостылю, опостылят, опротивлят, опротивит. Для успешного выполнения тестовой части ЕГЭ и тем более для письменных работ запомните: такие формы употреблять нельзя. Изменять их можно только по правилам, приведённым в таблице.
Сложные случаи образования форм глаголов
Б) Названия газет, журналов и других органов печати если название периодического издания склоняется, то его род определяется внешним видом слова: «Труд» (м.род); «Правда» (ж. род), «Известия» (мн. число). если название не изменяется (как правило, это нерусские издания), то род определяется по родо-видовому признаку: ЮМАНИТЕ (ж.род, газета) Изменение слов в единственном числе Родительный падеж единственного числа существительных мужского рода Для всех, кто говорит на русском языке и считает его родным и понятным, не составит никакого труда поставить слова мужского рода в родительный падеж: есть день — (нет) дня, сосед — соседа, огонь — огня. Немного усложним задачу, приведём три примера из задания 6: Купить пару килограммов САХАРА. Это верно? Или правильно САХАРУ? Налей ЧАЯ (или ЧАЮ?) Вкус МАРМЕЛАДУ (или МАРМЕЛАДА?) Для того, чтобы ответить на вопрос, нужно знать, что значительная группа слов мужского рода 2 склонения наряду с формами с окончанием а/я имеет формы родительного падежа единственного числа с окончанием у/ю. Эти формы употребляются при обозначении целого, из которого выделяется некоторая часть (количество): достать (купить, принести) чаю, сахару, винограду; тарелка бульону, чашка чаю; мало (много) дыму, снегу, а также в некоторых отрицательных конструкциях, например нет снегу (в специальной литературе такой родительный падеж называется «родительным партитивным»). Формы родительного падежа на у/ю в подавляющем большинстве случаев выступают как вариантные наряду с формами с окончаний а/я, которые тоже могут иметь количественное значение. Обратимся к «Словарю-справочнику трудностей русского языка» Д. И. Розенталя и возьмём несколько примеров для наблюдения.
Сформулируем правило: если требуется указать на часть предмета, то допустимы оба окончания: можно купить пару килограммов сахарА и сахарУ; налить чаЮ и чаЯ, ведь значение, в котором мы употребляем словосочетания, — количественное. Если же родительный падеж употребляется не в количественном значении, то нормальны только формы на а/я: вкус мармелада, урожай картофеля, доставка чая, производство сыра, цвет снега, вкус сахара, посев риса. Формы на -у/-ю употребляются в основном в живой разговорной речи и в отражающих ее жанрах художественной литературы, являясь одной из особенностей разговорного стиля. В современном литературном языке формы родительного падежа на у/ю все больше вытесняются формами на а/я.
Предложный падеж существительных мужского рода. Примеры из задания 7: вытереть пыль на ШКАФЕ (или на ШКАФУ?) работать в ЦЕХЕ (или ЦЕХУ?) находиться в АЭРОПОРТЕ (или АЭРОПОРТУ?) Основное окончание существительных 2-го склонения в предложном падеже единственного числа -е имеет большинство слов: в дом е, в (о) город е. Ограниченная группа неодушевленных существительных наряду с формой на -е имеет в сочетании с предлогами в и на вариантную форму на у/-ю. А если вариантные формы есть, то нужно определить, каковы нормы их употребления. Отмечается, что формы на -е и - у/-ю имеют обычно небольшие стилистические различия (формы на -у чаще носят разговорный характер) или различия в степени употребительности. Так, в аэропорте, в снеге менее употребительны, чем в аэропорту, в снегу. По отношению же к ряду параллельных форм вообще трудно говорить о каких-либо различиях. Так, равноправными являются на дубу и на дубе, в клею и в клее, в мелу и в меле. Для целого ряда слов форму на -у/-ю в сочетании с предлогами в и на нужно квалифицировать как единственно возможную с точки зрения современной литературной нормы. К ним относятся: ад, бок, борт, воз, глаз, горб, долг, кол, кон, лед, лоб, низ, нос, плац, плен, плот, пол (как часть помещения), полк, порт, пыл, рот, сук, тыл, хмель («состояние опьянения»), чад, шкаф, топонимы Дон, Клин, Крым и некоторые другие. Примечание для учителей: список слов приведён без изменений из академического издания «Русская грамматика 80».
Обратите внимание на современные варианты форм слов, часто встречающиеся в заданиях: ЦЕХ: в цехЕ и в цехУ; ОТПУСК: в отпускЕ и в отпускУ, АЭРОПОРТ только аэропортУ, которые даны в словарях Лопатина (2013), Ожегова (1992). На примерах этих слов видно, насколько нормы подвижны: ещё в пособиях Розенталя формы на -у в этих словах указывались как разговорные.
Варианты окончаний множественного числа существительных Варианты окончаний именительного падежа сущ. мужского рода множественного числа Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, почему мы говорим стаканы, уроки, грибы, дни с окончаниями ы/и, а слова берега, рога, тополя с окончаниями а/я? Задание 7 ЕГЭ предоставит вам такую возможность: знакомые ПРОФЕССОРЫ (или ПРОФЕССОРА?) новые КАТЕРЫ (или КАТЕРА?) опытные ТРЕНЕРЫ (или ТРЕНЕРА?) Поэтому, чтобы на экзамене не терять время на раздумья, изучим данный вопрос. Основное, преобладающее, исторически сложившееся окончание слов мужского рода второго склонения — это окончание -ы (-и). Но в современном русском языке большая группа слов мужского рода 2 склонения имеет в именительном падеже множественного числа окончание а / я, а не ы/и. (Заметим, что окончание а всегда ударное). Группа слов, от которых может быть образована и образуется форма им. п. мн. ч. с окончанием -а (-я), не имеет четких характеристик. Формы на -а (-я) могут выступать: 1) как невариантные, единственно возможные (борта, берега, города) или преобладающие (овода, учителя). 2) как равноправные, употребляющиеся рядом с формами на ы /и, например, бункера и бункеры, трактора и тракторы. 3) как вариантные, при этом обычно имеет место различие форм на ы/и и на а/я по значению. Так, при вариантных формах кондУкторы и кондукторА первая форма закреплена за словом кондуктор в значении «деталь машины», а вторая – наряду с вариантом кондукторы за обозначением лица. В предлагаемой ниже таблице 1 собраны слова, представляющие сложности в написании окончания.
Таблица 1
В таблице 2, размещённой ниже, даются слова, в которых написание а/я или ы/и зависит от значения слова. Таблица 2
Варианты окончаний слов мужского рода родительного падежа множественного числа Очень часто и в сочинениях, и в заданиях ЕГЭ встречаются слова с ошибками в образовании форм родительного падежа множественного числа. Примеры заданий: пара БОТИНКОВ (или БОТИНОК?) толпа ЦЫГАН (или ЦЫГАНЕЙ?) нет свежих БАНАНОВ (или БАНАН?) Чтобы не ошибиться в написании форм слов мужского рода, нужно либо запомнить трудные случаи, либо следовать правилам, изложенным в таблице.
Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения Общее понятие о морфологических нормах. Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 7 ЕГЭ. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи. В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме. Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены. Нормы употребления глаголов НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.011 с.) |