Принципы формирования комплекта олимпиадных задач для муниципального/межлицейского этапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы формирования комплекта олимпиадных задач для муниципального/межлицейского этапа



Муниципальный/межлицейский этап олимпиады проводится по олимпиадным задачам, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией по Информатике и ИКТ с учетом настоящих методических рекомендаций. Количество задач в комплекте для 9-11 классов – 5. В состав методических материалов, передаваемых муниципальной предметно-методической комиссией по Информатике и ИКТ в оргкомитет муниципального этапа, входят:

· тексты олимпиадных задач;

· методика проверки решений задач, включая при необходимости комплекты тестов в электронном виде (предоставляется в автоматизированной системе тестирования);

· методические рекомендации по разбору предложенных олимпиадных задач.

Все вопросы, связанные с использованием специализированной программной системы проведения соревнований в образовательной организации, должны решаться оргкомитетами муниципального этапа олимпиады до начала соревнований при поддержке со стороны муниципальной предметно-методической комиссии по Информатике и ИКТ. Методические материалы передаются в оргкомитеты муниципального этапа в соответствии с порядком доставки комплектов олимпиадных заданий и системы их оценивания, установленным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики. В этом порядке указывается, за какое время до начала туров эти материалы могут быть доступны жюри муниципального этапа для подготовки необходимой для проверки решений компьютерной техники и программного обеспечения. При этом ответственность за неразглашение этих методических материалов до начала соревнований лежит на оргкомитете и жюри муниципального этапа олимпиады.

3.4. Общие требования к олимпиадным задачам

Для проведения муниципального этапа Республиканской олимпиады школьников по Информатике и ИКТ могут использоваться как переработанные и дополненные задачи, ранее использованные на других олимпиадах по информатике, так и оригинальные задачи, разработанные региональными предметно-методическими комиссиями. Основными критериями отбора олимпиадных задач должны быть следующие показатели:

· отражение алгоритмической проблемы;

· оригинальная формулировка задачи или оригинальная идея ее решения для участников олимпиады;

· в тексте условия задачи не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках примерной программы по предметам «Информатика» и «Информатика и ИКТ» для основного и среднего общего образования (9-11 классы);

· в случаях использование нестандартных понятий в тексте задачи, они должны быть определены и конкретизированы на примерах;

· условие задачи должно быть сформулировано однозначно (в случае необходимости снабжено рисунками или примерами), т.е. в ее формулировке не должно быть неоднозначных трактовок, чтобы участник олимпиады решал именно ту задачу, которую задумали авторы;

· задача не должна требовать для своего решения специальных знаний, выходящих за предмет олимпиады или иметь форму тестирования и проверки знаний, но должны вызывать у участника творческий подход к поиску решений;

· формулировка задачи должна предполагать наличие этапа формализации при ее решении, т.е. переход от неформальной постановки задачи к формальной;

· задача должна быть разумной сложности и трудоемкости для соответствующей возрастной группы с учетом времени тура;

· текст задачи должен быть написан корректно, грамотно с научной точки зрения, привлекательно с учетом возрастных особенностей школьников и доступным для них языком.

Инструментальные средства представления решения задачи на компьютере должны быть ориентированы на ИКТ компетентность учащегося в каждой возрастной группе, определенной примерной программой по предметам «Информатика» и «Информатика и ИКТ». Важной особенностью задач, используемых при проведении муниципального этапа, является ориентация их на проверку развития у школьников алгоритмического мышления, логики, а также творческих способностей и интуиции. Предлагаемые задачи должны предоставлять возможность школьникам без специальных знаний решать нестандартные и новые для них алгоритмические задачи в виде некоторой проблемы.

При этом участнику олимпиады предоставляется инструментальная среда, позволяющая реализовать и отладить на компьютере свой алгоритм решения для достижения наилучшего результата. Каждая задача должна позволять участникам сделать для себя небольшое открытие и в полной мере раскрыть имеющийся у них творческий потенциал. При определении содержания задач для муниципального этапа олимпиады по Информатике и ИКТ следует руководствоваться основными предметными компетенциями обучающихся по возрастным группам и примерной программой по олимпиадной информатике, отражающей углубленное изучение школьного курса предметов «Информатика» и «Информатика и ИКТ», в том числе, в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности. Такая примерная программа отражает требования к участникам олимпиады в освоении наиболее важных разделов предметов «Информатика» и «Информатика и ИКТ» с учетом развития олимпиадного движения, обновления содержания курса школьной информатики, накопления открытого банка задач всех этапов Республиканской олимпиады по Информатике и ИКТ, разработанных предметно-методическими комиссиями по Информатике и ИКТ всех уровней. Олимпиадные задачи для муниципального этапа олимпиады должны отражать тематическое разнообразие в рамках алгоритмической составляющей примерной программы по предмету с учетом углубленного уровня изучения (задания повышенной сложности) и давать возможность творчески применять в процессе их решения теоретические знания и практические умения (в том числе, ИКТ компетенции), характерные для основных этапов решения алгоритмических задач с помощью компьютеров. В частности, такими этапами являются:

· формализация задачи;

· выбор формального метода и разработка алгоритма решения задачи, включая оценку правильности и сложности алгоритма;

· компьютерная реализация алгоритма с использованием алгоритмического языка и среды программирования, разрешенных для использования на муниципальном этапе и зафиксированных в требованиях к проведению этого этапа;

· тестирование и отладка полученной программы на компьютере.

Очевидно, что чем выше этап олимпиады, тем сложнее структура алгоритмической проблемы в задачах и более высокие предметные компетенции (системно-теоретические знания) требуется от участников. Но совершенно неправильно считать, что эта сложность возрастает исключительно за счет практических умений участников. Ведущими в предметных компетенциях участников муниципального этапа являются системно-теоретические знания, однако практические умения и общие ИКТ компетенции позволяют участнику олимпиады по Информатике и ИКТ более быстро и качественно представить решение алгоритмической задачи на компьютере, получить отклик о правильности решения с помощью компьютера и исправить ошибки (рефлексия деятельности). В этом случае навык, например, программирования является важной частью ИКТ компетенций участника, но играет вспомогательную роль в решении алгоритмических олимпиадных задач, которые ориентированы на творчество с использованием системно-теоретических основ информатики.

Баланс теоретических знаний и практических умений, помогающий творческой реализации алгоритмических идей, является неотъемлемой характеристикой олимпиадной задачи по Информатике и ИКТ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.009 с.)