Авторы-составители: к.г.н., доцент И.В. Фролова, ассистент С.В. Копытов, кафедра физической географии и ландшафтной экологии, ауд. 427. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторы-составители: к.г.н., доцент И.В. Фролова, ассистент С.В. Копытов, кафедра физической географии и ландшафтной экологии, ауд. 427.



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»

 

для студентов геологического факультета заочной формы обучения

(самостоятельная работа)

Студента ГЛГ …… (указать номер группы) –202…(год поступления в вуз)

ФИО (указывается полностью)

 

 

Проверил

 

____________________________

ФИО преподавателя

 

 

Пермь 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка ……………………………………………………   2
Рабочая программа дисциплины ………………………………………….   3
Практическая работа №1. Географическая номенклатура ……………   8
Практическая работа №2. Комплексная географическая характеристика территории ……………………………………………….     12
Практическая работа №3. Теория географии ………………………....   14
Примерные тестовые задания ……………………………………………. 15

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая тетрадь составлена для студентов заочного отделения геологического факультета ПГНИУ. Главная цель методического пособия – самостоятельная подготовка по географии для успешной сдачи зачета по дисциплине. Тетрадь содержит все необходимые рекомендации и материалы для самостоятельных занятий.

Как работать с тетрадью?

Данное пособие в формате открытого текстового документа загружено в систему ЕТИС в дисциплине «География». Необходимо его скачать, выполнить в письменном виде в распечатанной тетради или напечатать машинным текстом указанные практические задания. Затем распечатать тетрадь (если студент работал на компьютере) и сдать на проверку преподавателю на практических занятиях по географии во время сессии. Практические работы можно выполнять в тетради для практических работ, заполнять «от руки».

Оценивание по дисциплине «География» проводится по балльно-рейтинговой системе (максимальное количество баллов – 100 бал.). Итоговым контрольным мероприятием является зачетное тестирование. Примерные тестовые задания для подготовки к зачету даны в этой тетради.

 

 


Рабочая программа дисциплины «География»

для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения географического, геологического и биологического факультетов ПГНИУ

Авторы-составители: к.г.н., доцент И.В. Фролова, ассистент С.В. Копытов, кафедра физической географии и ландшафтной экологии, ауд. 427.

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Целью дисциплины является формирование у студентов основополагающих понятий, категорий, теорий и методов географии, а также познание географической картины мира и способности восприятия системы географических наук как основы глобальной и региональной экологии и рационального природопользования.
Данная дисциплина призвана научить проникать в сущность географических процессов и явлений, применять в экологии и деятельности по охране и рациональному использованию природной среды географические методы, идеи и знания.

Задачи дисциплины:

1. Дать знания о географической науке как единой научной дисциплине.

2. Освоить основные методы исследования в географии.

3. Изучить основополагающие теории и концепции физической и социально-экономической географии, объясняющие функционирование систем «географическая оболочка–человек», «природа–общество» и «природа–население–хозяйство».

4. Познакомиться с теоретическими и прикладными разработками современной географии.

5. Показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности специалиста естественнонаучного профиля подготовки.

Формируемые компетенции

 

– Владеть базовыми знаниями о современной научной картине мира на основе положений, законов и методов естественных наук.

– Знать основные теории, учения и концепции в профессиональной области.

– Иметь представление о системном подходе в естественных науках, демонстрировать системное понимание профессиональной области.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен
знать историю формирования географии как науки,
основные категории, теории, учения и концепции географии, методы географических исследований, уметь применять географические знания в профессиональной деятельности,
владеть основными географическими подходами и методами.

 

Содержание курса

 

Тема 1. География в системе наук. Объект и предмет исследования.

География как наука. Определение, объект и предмет изучения, функции и задачи. География в системе наук и ее роль в жизни общества. Система географических наук. Интеграция и дифференциация в географии. Ключевые понятия в географии: географическая оболочка, природный комплекс, геосистема, ландшафт, территориальный производственный комплекс, территориальная социально-экономическая система, территориальная организация общества, территориальная общественная система. О единстве географической науки. Современная география как единая наука – проблемы и перспективы.

Тема 2. Географическая оболочка.

Особенности ГО как объекта изучения географии. Границы ГО. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки.

Тема 3. История формирования географии.

История развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв. Возникновение и становление отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой и российской географии. Основные направления развития географии в XX в. Современные тенденции в географии XXI в.

Тема 4. Методы географических исследований.

Традиционные и современные подходы формирования географического мышления и мировоззрения. Принцип всеобщей взаимосвязи взаимообусловленности в географии. Традиционные методы: описательный, сравнительно-географический, картографический, исторический. Общенаучные теоретические методы и принципы. Количественные методы в географии. Моделирование и эксперимент. Аэрокосмические (дистанционные) методы. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии.

Тема 5. Теоретические знания в географии. Общегеографические теории, учения и концепции.

Понятия: закон, закономерность, теория, учение, концепция. Общие положения о законах и закономерностях в географии. Географическая культура и географический язык. Общегеографические теории, учения, концепции. Современные проблемы географической науки.

Тема 6. Теории и учения физической географии

Учение о геосистеме.

Структура и свойства геосистем. Иерархия геосистем. Геосистема и экосистема. Системный подход и метод.

Учение о ландшафте.

Оболочечное строение Земли. Основные характеристики атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Ландшафтная сфера Земли. Иерархия геосистем. Горизонтальная и вертикальная структура ландшафтной оболочки. Ландшафт, его компоненты и границы. Антропосфера как современное состояние географической оболочки.

Тема 7. Теории и учения экономической и социальной географии

Учение о ТСЭС и ТОС.

Диалектическое единство системы «природа-население-хозяйство», взаимосвязь ее компонентов. Развитие социальных компонентов, динамика населения, социально-демографический процесс. Развитие хозяйства и историко-экономический процесс. Взаимодействие населения и природной среды. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, хозяйства и природы. Структура ТСЭС и ТОС. Характерные черты.

Учебно-методическое обеспечение

 

Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для экологов и природопользователей. М., 2003.

Шарыгин М.Д., Столбов В.А. Введение в экономическую и социальную географию. М.. 2007.

Жекулин В.С. Введение в географию. Л., 1989.

Бобков В.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. М., 2012.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. М., 1990. 637 с.

Тимашев И.Е. Геоэкологический русско-английский словарь-справочник / И.Е. Тимашев. М., 1999. 168 с.

 

Материалы для промежуточной аттестации по дисциплине

Вопросы к зачету:

1. География как наука. Определение, объект и предмет изучения, функции и задачи.

2. География в системе наук и ее роль в жизни общества.

3. Система географических наук. Интеграция и дифференциация в географии.

4. Ключевые понятия в географии: географическая оболочка, природный комплекс, геосистема, ландшафт, территориальный производственный комплекс.

5. Ключевые понятия в географии: территориальная социально-экономическая система, территориальная организация общества, территориальная общественная система.

6. Особенности ГО как объекта изучения географии. Границы ГО.

7. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки.

8. Географические познания первобытных народов. География в античное время средневековье.

9. Эпоха Великих географических открытий.

10. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв.

11. Возникновение и становление отечественных и зарубежных географических школ.

12. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой и российской географии.

13. Основные направления развития географии в XX в. Современные тенденции в географии XXI в.

14. Традиционные и современные подходы формирования географического мышления и мировоззрения.

15. Традиционные методы: описательный, сравнительно-географический, картографический, исторический.

16. Общенаучные теоретические методы и принципы. Количественные методы в географии. Моделирование и эксперимент.

17. Аэрокосмические (дистанционные) методы.

18. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии.

19. Общегеографические теории, учения, концепции.

20. Учение о географической оболочке (ГО).

21. Законы и закономерности ГО. Круговороты вещества, энергии и информации в ГО. Общая циркуляция атмосферы: циклоны и антициклоны, господствующие ветра и местная циркуляция. Океаническая циркуляция. Роль океана и течений в формировании климата Земли.

22. Большой и малый круговорот воды в природе.

23. Биологические и биогеохимические круговороты. Перенос минерального вещества и литосферный круговорот.

24. Структура и свойства геосистем. Иерархия геосистем. Геосистема и экосистема.

25. Ландшафтная сфера Земли. Ландшафт, его компоненты и границы.

26. Антропосфера как современное состояние географической оболочки.

27. Понятие «географическое положение». Структура географического положения. Характерные черты категории «географическое положение».

28. Взаимодействие населения и природной среды и его особенности.

29. Структура территориальной социально-экономической системы. Характерные черты.

30. Структура территориальной общественной системы. Характерные черты.

31. Территориальная организация общества (ТОО) и ее компоненты.

32. Территориальные ресурсы и их оценка.

33. Возможности географии (ее методов и теории) при решении профессиональных задач.

 


Практическая работа №1

Географическая номенклатура

 (работа с физической и политической картами мира)

 

Работа с географической номенклатурой составляет одно из практических заданий и является одновременно контрольным мероприятием, оцениваемым по балльно-рейтинговой системе. Каждый студент должен хорошо выучить указанные географические объекты и уметь их показывать как на настенной карте мира, так и на контурной карте (в разных масштабах).

ЗАДАНИЯ:

1) нанести объекты географической номенклатуры на контурную карту мира или отдельно по материкам и океанам (отдельно часть 1 (физико-географическую) и отдельно часть 2 (страны и столицы), не совмещая их на одной карте);

2) выучить номенклатуру и показать ее на физико-географической и политической картах мира, контурных картах, уметь свободно ориентироваться по карте;

3) в рабочую тетрадь вложить заполненные контурные карты;

4) заполнить таблицу, которая дана после списка географической номенклатуры.

 

МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

ЕВРАЗИЯ

Моря: Черное, Каспийское, Норвежское, Азовское, Красное, Мраморное, Средиземное, Балтийское, Баренцево, Белое, Северное, Берингово, Охотское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Андаманское, Аравийское, Банда, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Чукотское, Южно-Китайское, Яванское.

Заливы: Бискайский, Ботнический, Финский, Аденский, Бенгальский, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого, Персидский, Шелихова.

Проливы: Босфор, Гибралтарский, Дарданеллы, Карские ворота, Керченский, Ла-Манш, Скагеррак, Баб-эль-Мандебский, Берингов, Татарский, Лаперуза, Малаккский.

Острова: Азорские, Балеарские, Вайгач, Великобритания, Гебридские, Земля Франца-Иосифа, Исландия, Ирландия, Кипр, Колгуев, Корсика, Крит, Новая Земля, Оркнейский, Сардиния, Сицилия, Фарерские, Шетландские, Шпицберген, Андаманские, Большие Зондские (Сулавеси, Калимантан, Ява, Суматра), Командорские, Минданао, Северная Земля, Сахалин, Курильские, Тайвань, Тимор, Японские (Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, Хонсю), Филиппинские, Шри-Ланка, Хайнань, Тайвань, Шантарские.

Полуострова: Апеннинский, Балканский, Бретань, Канин, Кольский, Крымский, Пиренейский, Скандинавский, Ютландия, Таймыр, Ямал, Аравийский, Гыданский, Камчатка, Корейский, Малакка, Синайский, Индокитай, Индостан, Малая Азия.

Горы: Альпы, Апеннины, Балканские, Вогезы, Динара, Карпаты, Пай-Хой, Пиренеи, Скандинавские, Уральские, Хибины, Алтай, Большой Кавказ, Большой Хинган, Бырранга, Верхоянский, Восточный и Западный Саян, Восточные и Западные Гаты, Гималаи, Гиндукуш, Каракорум, Копетдаг, Куньлунь, Наньшань, Памир, Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Тянь-Шань, Эльбурс, Яблоневый.

Возвышенности, плоскогорья, нагорья, плато: Валдайская, Северные Увалы, Среднерусская, Тиманский кряж, Алданское, Декан, Иранское, Казахский мелкосопочник, Тибет, Среднесибирское, Чукотское.

Низменности, равнины: Прикаспийская, Северо-Германская, Восточно-Европейская, Великая Китайская равнина, Западно-Сибирская, Индо-Гангская, Месопотамская, Северо-Сибирская, Туранская.

Пустыни: Гоби, Каракумы, Кызылкум, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.

Озера: Женевское, Ладожское, Онежское, Аральское, Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Каспийское, Мертвое, Севан, Ханка.

Реки: Волга, Гвадалквивир, Днепр, Дон, Дунай, Западная Двина, Кама, Печора, Рейн, Висла, Сена, Урал, Ангара, Амур, Амударья, Аргунь, Бия, Вилюй, Брахмапутра, Ганг, Енисей, Ефрат, Иртышь, Лена, Меконг, Обь, Сырдарья, Тобол, Уссури, Хуанхе, Тигр, Инд, Янцзы.

Водохранилища: Горьковское, Камское, Воткинское, Рыбинское, Краснодарское, Братское, Новосибирское.

 

АФРИКА

Заливы, проливы: Гвинейский, Мозамбикский.

Острова, полуострова: Занзибар, Зеленого Мыса, Канарские, Мадагаскар, Коморские; Сомали.

Горы, плоскогорья, нагорья, плато: Атлас, Драконовы, Килиманджаро, Кения, Камерун, Капские; Восточно-Африканское, Эфиопское, Ахаггар, Тибести.

Пустыни: Калахари, Намиб, Сахара.

Озера, реки: Виктория, Ньяся, Мверу, Танганьика, Чад; Замбези, Конго, Лимпопо, Нигер, Нил, Оранжевая, Сенегал.

Водохранилища: Вольта, Кариба, Насер.

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Моря, заливы, проливы: Бофорта, Гренландское, Карибское, Саргассово; Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия, Амундсена, Фанди; Гудзонов, Кабота, Флоридский.

Острова, полуострова: Алеутские, Багамские, Баффинова Земля, Бермудские, Большие Антильские (Куба, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка), Ванкувер, Гренландия, Ньюфаундленд, Малые Антильские; Аляска, Калифорния, Лабрадор, Новая Шотландия, Флорида, Юкатан.

Горы: Аппалачи, Береговые, Кордильеры, Маккензи, Скалистые.

Плато, нагорья, низменности: Великие равнины, Большой Бассейн, Колорадо, Мексиканское; Миссисипская.

Озера: Большое Медвежье, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио.

Реки: Арканзас, Атабаска, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Рио-Гранде, Саскачеван, Святого Лаврентия, Юкон.

 

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Заливы, проливы: Байя-Гранде, Ла-Плата, Панамский; Дрейка, Магелланов.

Острова: Галапагос, Огненная Земля, Тринидад, Фолклендские.

Горы и нагорья, низменности: Бразильское, Гвианское, Анды; Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Озера, реки: Маракайбо, Титикака; Амазонка, Мадейра, Тапажос, Мараньон, Ориноко, Риу-Негру, Парана, Парагвай, Сан-Франсиску, Укаяли, Уругвай.

 

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Моря, заливы, проливы: Коралловое, Тасманово, Тиморское, Фиджи; Большой Австралийский, Географа, Карпентария; Басов, Торресов.

Острова: Большой Барьерный риф, Гавайские, Кука, Марианские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Новая Каледония, Новые Гебриды, Таити, Тасмания, Фиджи.  

Горы, низменности: Австралийские Альпы, Большой Водораздельный хребет; Большой Артезианский Бассейн, Кимберли.

Пустыни: Большая Песчаная, Виктория.

Реки, озера: Дарлинг, Муррей, Эйр.

АНТАРКТИДА

Моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.

Острова, полуострова: Петра I, Тристан-да-Кунья, Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы, Южные Шетландские; Антарктический.

Горы: Винсон, Джонсон, Земля Виктории, Земля Королевы Мод, Земля Мери Берд, Эребус.

Шельфовый ледник Росса.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН: Северо-Атлантический хребет, Южно-Атлантический хребет, Аргентинская котловина.

ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН: Восточно-Индийский хребет, Западно-Индийский хребет, Зондский желоб.

ТИХИЙ ОКЕАН: Перуанский желоб, Марианская впадина, Японский желоб, Восточно-Тихоокеанское поднятие.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Страны и столицы

Пары составлены по принципу: государство – столица.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Канада – Оттава, США – Вашингтон, Мексика – Мехико

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА (СТРАНЫ КАРИБСКОГО БАССЕЙНА)

Панама – Панама, Гватемала – Гватемала, Никарагуа – Манагуа, Куба – Гавана, Гаити – Порт-о-Пренс

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Колумбия – Санта-фе-де-Богота, Венесуэла – Каракас, Эквадор – Кито, Перу – Лима, Бразилия – Бразилиа, Чили – Сантьяго, Аргентина – Буэнос-Айрес, Парагвай – Асунсьон, Уругвай – Монтевидео

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия – Канберра, Новая Зеландия – Веллингтон, Папуа-Новая Гвинея – Порт-Морсби, Индонезия – Джакарта, о. Фиджи – Сува

АФРИКА

Алжир – Алжир, Ливия – Триполи, Египет – Каир, Тунис – Тунис, Сенегал – Дакар, Мали – Бамако, Нигер – Ниамей, Чад – Нджамена, Эфиопия – Аддис-Абеба, Сомали – Могадишо, Кот-д’Ивуар – Ямусукро, Буркина-Фасо – Уагадугу, Нигерия – Абуджа, Центрально-Африканская республика (ЦАР) – Банги, Кения – Найроби, Демократическая республика Конго (ДРК) – Киншаса, Танзания – Додома, Ангола – Луанда, Мозамбик – Мапуту, Южно-Африканская республика (ЮАР) – Претория, Мадагаскар – Антананариву

ЕВРОПА

Норвегия – Осло, Швеция – Стокгольм, Финляндия – Хельсинки, Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – Лондон, Ирландия – Дублин, Исландия – Рейкьявик, Португалия – Лиссабон, Испания – Мадрид, Монако, Франция – Париж, Нидерланды (Голландия) – Амстердам, Бельгия – Брюссель, Швейцария – Берн, Италия – Рим, Ватикан, Австрия – Вена, Чехия – Прага, Венгрия – Будапешт, Словакия – Братислава, Словения – Любляна, Греция – Афины, Хорватия – Загреб, Босния и Герцеговина – Сараево, Албания – Тирана, Македония – Скопье, Болгария – София, Румыния – Бухарест, Польша – Варшава, Эстония – Таллин, Латвия – Рига, Литва – Вильнюс, Белоруссия – Минск, Украина – Киев, Молдова – Кишинев, Россия – Москва, Грузия – Тбилиси, Армения – Ереван, Казахстан –А стана

АЗИЯ

Турция – Анкара, Азербайджан – Баку, Иран – Тегеран, Ирак – Багдад, Сирия – Дамаск, Ливан – Бейрут, Израиль – Тель-Авив, Иордания – Амман, Саудовская Аравия – Эр-Рияд, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – Абу-Даби, Афганистан – Кабул, Узбекистан – Ташкент, Пакистан – Исламабад, Индия – Дели, Монголия – Улан-Батор, Китай – Пекин, Северная Корея – Пхеньян, Южная Корея – Сеул, Япония – Токио, Филиппины – Манила, Шри-Ланка – Коломбо, Мьянма – Янгон, Вьетнам – Ханой, Бангладеш – Дакка, Таиланд – Бангкок

Примечание: дополнительное задание – в связи с быстрым изменением политической карты мира внести в данный список изменения в названии стран и изменения в связи с переносом столиц.

 

Заполнить таблицу: описать положение на карте трех физико-географических объектов (река, горная система (горы), остров/полуостров) и двух столиц государств. Выбор объектов для описания – это самостоятельная задача студента.

 

Практическая работа №2

Комплексная географическая характеристика территории

 

Задание может выполняться в двух вариантах

1) составить комплексную географическую характеристику субъекта РФ (по выбору студента, исключить ситуацию, когда 50% и более студентов группы выбирают свой регион проживания, нужно иметь в виду, что в составе РФ насчитывается 85 субъектов, исключаем 3 города федерального подчинения, получается 82 региона) по следующему плану (основной источник информации – атласы регионов, России, учебные пособия для вузов по физической географии и экономической географии России):

 

1. Название субъекта РФ.

2. Общее географическое положение на физической (относительно крупных природных объектов) и политико-административной (федеральный округ, экономический район, соседи) картах РФ.

3. Геологическое строение и тектоника.

4. Рельеф местности.

5. Климат.

6. Водные объекты и гидрологические процессы.

7. Почвы.

8. Растительный и животный мир.

9. Ландшафтная структура территории (ландшафтные зоны на равнинах и высотная поясность в горах).

10. Особо охраняемы природные территории.

11. Хозяйственная деятельность человека на описываемой территории: география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сфера услуг (указать основные центры, города, районы и т.п.).

 

2) составить комплексное описание природного объекта любого уголка мира по следующему плану (под природным объектом понимаем объект на физической карте мира в ранге крупной формы рельефа либо гидрологический объект (основной источник информации – атласы мира, регионов, России, учебные пособия для вузов по физической географии и экономической географии России и мира):

 

1. Географическое положение (относительно континентов, морей, океанов, полушарий, сторон света, с какими объектами граничит и т.п.).

3. Геологическое строение и тектоника.

4. Рельеф местности.

5. Климат.

6. Водные объекты и гидрологические процессы.

7. Почвы.

8. Растительный и животный мир.

9. Ландшафтная структура территории (ландшафтные зоны на равнинах и высотная поясность в горах).

10. Особо охраняемы природные территории.

11. Хозяйственная деятельность человека на описываемой территории (указать основные центры, города, районы и т.п.).

 

В конце работы составляется

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Образец оформления печатного источника:

Назаров Н.Н. География Пермского края. Часть I. Природная (физическая) география. Пермь, 2011.

Образец оформления электронного источника:

Атлас Пермского края / коллектив авторов. Пермь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psu.ru/nauka/elektronnye-publikatsii/atlasy-permskogo-kraya/atlas-permskogo-kraya (дата обращения: 06.10.2014).

После плана составляете комплексную географическую характеристику выбранного вами региона. Затем список использованных источников информации.

Каждый пункт плана заполняется единым географическим текстом с развернутыми предложениями, текст должен быть логическим и структурированным. Названия и цифры пунктов плана указывать в тексте характеристики не надо.

 

 

Максимальное количество баллов за задание – 20 (проходной минимум, когда задание считается выполненным – 10 баллов).

 

 

ОБЩАЯ СУММА ___________________________/ _____________ (подпись преподавателя)

 


Практическая работа №3

Теория географии

 

Задание:

1. Составить глоссарий (словарь) по дисциплине «География». Внимательно просмотреть презентации по дисциплине (личный кабинет в ЕТИС) и прочитать рекомендованную учебную литературу. Выбрать не менее 10-15 терминов (например, геосистема, ландшафт, географический детерминизм, природно-хозяйственная система, географический прогноз и т.д.), понятий географии и написать их определение. После каждого определения указать источник информации.

2. Выбрать из списка вопросов к зачету (см. стр. 6–7) любые два и подготовить письменные ответы на них на основе лекционного материала и рекомендованной учебной литературы.

 

СЛОВАРЬ по ГЕОГРАФИИ

 

1. Географическая оболочка – это ­­­­­­_______________________ (источник информации).

….

 

10–15. _______________________________________________ (источник информации).

 

Вопрос № 1.  Формулировка вопроса

 

Ответ в письменном виде.

 

Вопрос №2.       Формулировка вопроса

 

Ответ в письменном виде

 

Максимальное количество баллов за задание – 30 (проходной минимум, когда задание считается выполненным – 15 баллов).

 

 

ОБЩАЯ СУММА ___________________________/ _____________ (подпись преподавателя)

 

 

ИТОГОВОЕ КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ИКМ)

Примерные тестовые задания

 

ИКМ по дисциплине представляет собой тестирование (выполнение тестовых заданий открытого и закрытого типов). Ниже предложены для тренировки ряд тестов, также можно воспользоваться сборниками заданий ЕГЭ по географии (2014-2016 гг.).

Тест содержит 15 заданий, каждый ответ оценивается в 2 балла. Возможно оценивание ответа на задание в 1 балл при следующих условиях: указан один правильный ответ из двух возможных, указано 3 ответа (буквы/цифры), из которых 2 правильных.

Кто автор теории хартленда?

а) Х. Маккиндер        б) А. Мэхен        в) Р. Хартшорн         г) А. Лёш

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»

 

для студентов геологического факультета заочной формы обучения

(самостоятельная работа)

Студента ГЛГ …… (указать номер группы) –202…(год поступления в вуз)

ФИО (указывается полностью)

 

 

Проверил

 

____________________________

ФИО преподавателя

 

 

Пермь 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка ……………………………………………………   2
Рабочая программа дисциплины ………………………………………….   3
Практическая работа №1. Географическая номенклатура ……………   8
Практическая работа №2. Комплексная географическая характеристика территории ……………………………………………….     12
Практическая работа №3. Теория географии ………………………....   14
Примерные тестовые задания ……………………………………………. 15

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая тетрадь составлена для студентов заочного отделения геологического факультета ПГНИУ. Главная цель методического пособия – самостоятельная подготовка по географии для успешной сдачи зачета по дисциплине. Тетрадь содержит все необходимые рекомендации и материалы для самостоятельных занятий.

Как работать с тетрадью?

Данное пособие в формате открытого текстового документа загружено в систему ЕТИС в дисциплине «География». Необходимо его скачать, выполнить в письменном виде в распечатанной тетради или напечатать машинным текстом указанные практические задания. Затем распечатать тетрадь (если студент работал на компьютере) и сдать на проверку преподавателю на практических занятиях по географии во время сессии. Практические работы можно выполнять в тетради для практических работ, заполнять «от руки».

Оценивание по дисциплине «География» проводится по балльно-рейтинговой системе (максимальное количество баллов – 100 бал.). Итоговым контрольным мероприятием является зачетное тестирование. Примерные тестовые задания для подготовки к зачету даны в этой тетради.

 

 


Рабочая программа дисциплины «География»

для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения географического, геологического и биологического факультетов ПГНИУ

Авторы-составители: к.г.н., доцент И.В. Фролова, ассистент С.В. Копытов, кафедра физической географии и ландшафтной экологии, ауд. 427.

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Целью дисциплины является формирование у студентов основополагающих понятий, категорий, теорий и методов географии, а также познание географической картины мира и способности восприятия системы географических наук как основы глобальной и региональной экологии и рационального природопользования.
Данная дисциплина призвана научить проникать в сущность географических процессов и явлений, применять в экологии и деятельности по охране и рациональному использованию природной среды географические методы, идеи и знания.

Задачи дисциплины:

1. Дать знания о географической науке как единой научной дисциплине.

2. Освоить основные методы исследования в географии.

3. Изучить основополагающие теории и концепции физической и социально-экономической географии, объясняющие функционирование систем «географическая оболочка–человек», «природа–общество» и «природа–население–хозяйство».

4. Познакомиться с теоретическими и прикладными разработками современной географии.

5. Показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности специалиста естественнонаучного профиля подготовки.

Формируемые компетенции

 

– Владеть базовыми знаниями о современной научной картине мира на основе положений, законов и методов естественных наук.

– Знать основные теории, учения и концепции в профессиональной области.

– Иметь представление о системном подходе в естественных науках, демонстрировать системное понимание профессиональной области.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен
знать историю формирования географии как науки,
основные категории, теории, учения и концепции географии, методы географических исследований, уметь применять географические знания в профессиональной деятельности,
владеть основными географическими подходами и методами.

 

Содержание курса

 

Тема 1. География в системе наук. Объект и предмет исследования.

География как наука. Определение, объект и предмет изучения, функции и задачи. География в системе наук и ее роль в жизни общества. Система географических наук. Интеграция и дифференциация в географии. Ключевые понятия в географии: географическая оболочка, природный комплекс, геосистема, ландшафт, территориальный производственный комплекс, территориальная социально-экономическая система, территориальная организация общества, территориальная общественная система. О единстве географической науки. Современная география как единая наука – проблемы и перспективы.

Тема 2. Географическая оболочка.

Особенности ГО как объекта изучения географии. Границы ГО. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки.

Тема 3. История формирования географии.

История развития географических идей. Географические познания первобытных народов. География в античное время. Средневековье. Эпоха Великих географических открытий. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв. Возникновение и становление отечественных и зарубежных географических школ. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой и российской географии. Основные направления развития географии в XX в. Современные тенденции в географии XXI в.

Тема 4. Методы географических исследований.

Традиционные и современные подходы формирования географического мышления и мировоззрения. Принцип всеобщей взаимосвязи взаимообусловленности в географии. Традиционные методы: описательный, сравнительно-географический, картографический, исторический. Общенаучные теоретические методы и принципы. Количественные методы в географии. Моделирование и эксперимент. Аэрокосмические (дистанционные) методы. Палеогеографическое, геоинформационное и математическое направления в географии.

Тема 5. Теоретические знания в географии. Общегеографические теории, учения и концепции.

Понятия: закон, закономерность, теория, учение, концепция. Общие положения о законах и закономерностях в географии. Географическая культура и географический язык. Общегеографические теории, учения, концепции. Современные проблемы географической науки.

Тема 6. Теории и учения физической географии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.219 с.)