II.Девиантное поведение детей и подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.Девиантное поведение детей и подростков.



V. Тестирование классных руководителей.

Предлагаю выполнить тест, который каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.

Отвечать «да» или «нет»

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

11. Обучаю детей методам самовоспитания.

12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

18. Не ставлю на ребенке крест.

19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.

24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

VI. Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми, детьми группы «риска».

Основные направления профилактической работы.

1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми.

2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.

6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.

7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.

8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.

9. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

10. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

11. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН.

12. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

13. Психологические аспекты

1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

5. Не ставьте на ребенке крест.

6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

IX. Заключение.

Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

Начальная школа

1.Умение подготовить рабочее место в соответствии с заданием.

2.Рациональное использование учебного времени.

3.Составление личного плана учебной работы на день, на неделю.

4.Осуществление самоконтроля.

Основная школа

5.Умение осуществлять планирование выполнения задания.

6.Умение составлять личный план учебной работы за месяц, четверть.

7. Умение производить самооценку.

8. Умение участвовать в диалоге.

Средняя школа

9. Умение составлять личный план самообразования.

10. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

11. Умение руководить работой коллектива.

Направленность интересов

1.Проявляет интерес к деятельности:

-физический труд;

-интеллектуальная деятельность;

- техническая деятельность;

-художественная деятельность;

-литературная деятельность;

-музыкальная деятельность;

- спортивная деятельность;

- организаторская деятельность;

- общественно-политическая деятельность и т.д.;

Особенности поведения

1.Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически, сложились ли они в стойкую систему девиантного поведения, то есть перешли в асоциальное поведение). Характер проступков: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроке.

2.Правонарушения, их направленность:

корыстная (хищение, вымогательство, мошенничество);

агрессивная (рэкет, разборки с другими подростковыми группами избиение слабых, младших, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка);

социально-пассивная (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, уклонение от своих обязанностей в учебе, «злостные прогулы занятий»).

3.Отношение к педагогическим воздействиям:

· с пониманием, старается выполнить требования и рекомендации;

· равнодушно, индифферентно;

· агрессивно.

4.Отношение к своим проступкам.

Равнодушен.

Оправдывает.

Осуждает.

 

II.Девиантное поведение детей и подростков.

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.

Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

· как следствие недостаточного надзора;

· в целях развлечения;

· как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

· как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

· как реакция тревоги и страха на наказания;

· вследствие фантазерства и мечтательности;

· чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

· как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

· как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние.

Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются переходящими



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.029 с.)