Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование общих методических подходов использования кейс-технологий
Принято считать, что техника кейс-метода была разработана в начале 20-х годов прошлого века в Гарвардской бизнес-школе и получил развитие в Чикагской школе Эрнст Берджесс, европейской бизнес-школе во Франции. Однако основы этой методики лежат в глубокой древности. Одним из первых кейсологов был Сократ, который много веков назад понял, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Задачу учителя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребёнок во чреве матери [2]. Тысячелетия спустя использование метода, прародителем которого был Сократ, назовут ментальным переломом в образовании и получит названия метод кейсов, или проектов, или проблемный метод. Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов: Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями; Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать; Третий этап – креативное предложение концепций или тем, в частности для «мозгового штурма»; Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения; Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения, защита проекта [3-5]. Являясь активным, точнее интерактивным методом или методологией обучения (что зависит от проработанности алгоритмов) кеис-технологии легко интегрируются с другими известными активными методами, например, представленные в табл. 1 [2]. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах российских педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов [5]. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова и т.д. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли педагоги-новаторы А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др [1].
В понимании педагогической действительности кейс-метод близок к аксиологический и гуманистическому подходу и содержит, как первостепенный субъективный фактор - личность школьника, его индивидуальные интересы и способности.
Табл. 1. Интегрирование кейс-методов с другими активными методами обучения
Гуманистическая педагогика рассматривает школьника как сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, отдаёт приоритет общему развитию интеллектуальных качеств по сравнению с овладением определённым объемом информации, и ставит своей целью развитие школьника в свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации и готовую для плодотворной деятельности в человеческом обществе [6]. Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках наставника, правильно ориентированного в аксиологическом отношении. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные школьником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором. Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер взаимодействия учителя с школьником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у школьника, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образования, его отчуждение от реальной жизни [7]. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности в рамках «мягкой модели», в совместном личностном росте педагога и учащихся. Впервые о «жестких» и «мягких» моделях было сказано в 1997 году в выступлении академика Владимира Арнольда на семинаре при Президентском совете РФ. В. Арнольд убедительно показал полезность «мягких» экономических, экологических и социологических моделях. «При построении педагогических моделей необходимо учитывать изменившиеся социально-экономические условия современной России, появление принципиальной неопределенности, многозначность возможных жизненных ситуаций, когда требуется жить и действовать в условиях выбора») [8]. Гуманизация педагогического процесса, отношений со школьниками, школьниками означает уважительное отношение к ним, способность ценить их неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства. Педагогическая деятельность необходимо включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс. Поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. Она способна создать атмосферу доверительности, теплоты, взаимоуважения. Тогда слово педагога — преподавателя оказывается действенным инструментом влияния. Грубость, жестокость, нетерпимость в тех же взаимоотношениях, бестактность в общении формируют атмосферу недоброжелательную. Само общение и для педагога, и для воспитанника становится безрадостным, нежелательным, а слово — малодейственным или даже разрушительным фактором [9]. Демократический стиль общения, в отличие от авторитарного и либерального, более предпочтителен. Стиль же управления, который опирается на беспрекословное, не допускающее возражений и обсуждений, исполнение приказа, команды, распоряжения, — формирует личность пассивную, безответственную, безынициативную. Однако одна из черт любой педагогической системы — ее вероятность характер. Вероятность — это непредсказуемость, хаос в некотором смысле, эвристика учебного процесса. Преодолеть хаос, в полном смысле слова, «мягкая модель» образования [9] может с помощью равновесия структурной и педагогической составляющей. Качество образовательного процесса нужно оценивать в виде двух составляющих [10]: структурной и педагогической. И между ними нет четкой границы. Структурная составляющая предполагает четкое построение учебного процесса, последовательность, предопределенность. К структурной составляющей относятся и ряд федеральных, региональных процессов, определяющих направление учебного процесса. Например, для школы эффективность, качество подготовки учащихся определяются цепочкой конкретными показателями ЕГЭ. К структурной составляющей относятся также учебные и календарные планы, материальное оснащение школы и т.д. В отличие от структурной составляющей педагогическая или, если точнее, дидактическая часть основана на живом общении и практически всегда меняется от класса к классу, от школьника к школьнику. Поэтому данные таблицы 1 не исчерпывают всех методов активного развивающего обучения, которые могут быть интегрированы в кейс-технологию.
Среди не столь широко известного практического воплощения методологии дидактической части активного обучения по «мягкой» модели - Школа академика Михаила Петровича Щетинина —экспериментальная общеобразовательная школа (теперь уже бывшая). Разрабатывая кейс-технологии, необходимо помнить, что они должны быть частью гуманистической педагогики и аксиологического подхода не только в теории. «Надо выстроить так наши отношения и в обществе, и в школе тем более, чтобы не схватила за горло та среда, в которой человек пытается состояться. Ведь все-таки гений – это тот, кто был самим собой. Люди по природе честны. Я верю, что человек добр изначально, мы выпестованы такими природой. Эту природу и должна сберечь школа» (М.П. Щетинин). Таким образом, к общим аспектам применения кейс-технологии в школьном образовании, представленной схемой, отражённой в Приложении 1, могут вливаться другие активные и интерактивные формы обучения, гуманистично развивающие в школьниках Стоит поддержать мнение, самым важным в реализации кейс-методов с позиции аксиологии должна быть гибкая позиция, видение различных методологических альтернатив, не навязывание какой-либо схемы в качестве единственно истинной [11]. Оставаясь оригинальным в части работы над собственным/коллективным решением [17] кейс-метод при практической реализации не допускает формализованного подхода [18].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.009 с.) |