Т. № 2 «Основы поведения собак» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т. № 2 «Основы поведения собак»



Поведение – это внешне регистрируемая активность животного, определяемая наследственным и индивидуальным опытом.

Деятельность центральной нервной системы по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков  (Рис. 1): 

1. Блок приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);

2. Блок активации нервной системы - модулирующие системы мозга;       3. Блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).

 

 

 

Рисунок 1.

       Схема деятельности центральной нервной системы по обеспечению поведенческих актов. Где:

       «Информация внешней среды» - совокупность раздражителей и стимулов внешней среды;

       «Сенсорные системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы обеспечивающие восприятие, хранение и переработку поступающей информации;

       «Двигательные системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы осуществляющие планирование, запуск и контроль поведенческих актов;

       «Поведение» - внешне наблюдаемая активность организма;

       «Модулирующие системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы контролирующих ее деятельность и состояние организма;     «Потребность» - физиологическое состояние организма.

       Основной причиной поведения принято считать потребность.

Потребность - состояние животного, вызываемое недостатком и необходимостью в чем-либо (веществах, продуктах, существах, ситуациях или информации), необходимых для его существования и развития, являющиеся причиной активности (поведения).

       Т.е. потребность является основным фактором при инициализации поведения.

Существует несколько классификация потребностей, рассмотрим классификацию известного российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы:

1. Потребности жизнеобеспечения (витальные);

2. Зоосоциальные потребности (ролевые);

3. Потребности саморазвития.

Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) обеспечивают, пиндивидуальное сохранение живых существ. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную, гигиеническую потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях, потребность в экономии сил и тому подобное. Для своей реализации потребности жизнеобеспечения не требуют участия других особей. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.

Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений

Потребности саморазвития ориентированы на будущее, и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, потребность в превентивной «вооруженности» реализующуюся через имитационную (подражательную) потребность и потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Психическое состояние (голод, желание играть) развивающееся вслед за потребность, называют мотивацией.

       Мотивация - побуждение, основанное на какой-либо потребности, определяющее активность организма и ее направленность.

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования в дрессировке соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах:

1. Потребности и мотивации увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители и стимулы.

       2. Потребности и мотивации повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных.

3. Потребности и мотивации приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения.

4. Потребности и мотивации увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение - животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.

5. Потребности и мотивации вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели  и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.

6. Потребности и мотивации способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний, что в свою очередь активирует механизмы памяти и значительно ускоряет процесс научения.

       В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

 

Формы поведения.

    Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт может быть простым и включать один элемент поведения (например, факт посадки) или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки).

Независимо от сложности, поведенческий акт строится на основе трех составляющих:

1. Наследуемые (инстинктивные) элементы поведения (врожденное).

2. Поведение, приобретенное в результате научения (опыта) (приобретенное).

3. Когнитивные (интеллектуальные) элементы поведения (разумное).

 

    В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем его элементов бывает различным.

 

 Структура поведенческого акта по Л.В. Крушинскому

 

1. Врожденное поведение (наследственный опыт) – это генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного биологического вида. Другими словами говоря это – безусловные рефлексы.

 

Безусловный рефлекс - это врождённый рефлекс стойко передающийся по наследству.

Безусловный рефлекс: простой и сложный.

 

Безусловный

рефлекс

 

              Простой                                               Сложный

Простой – сосательный, глотательный, смыкание век, движение ушами, отдёргивание лапы при уколе, сужение зрачка на свет.

В отличии от простых сложный безусловный рефлекс состоит из целой цепочки простых. В сложном Б.Р. действие одного рефлекса является раздражителем для другого. Например: забота суки о щенках проявляется в целом ряде действий: она перегрызает пуповину, облизывает, кормит, обогревает, защищает. Другими словами, сложные Б.Р. – инстинкты.

Инстинкты делятся:

А. Витальные: пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна-бодрствования, экономии сил.

Б. Ролевые (зоосоциальные): половой, родительский, эмоциональный, территориальный, иерархический.

В. Саморазвитие: исследовательский, имитационный, игровой, свободы.

Инстинкт – приспособление животного к строго определённым условиям среды. Поэтому, если условия меняются, животному, чтобы приспособиться к ним, необходимо дополнить инстинкты, вносить поправки в своё поведение.

    2. Приобретенное поведение (научение, опыт)

    Индивидуальный опыт накапливается в результате научения различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, сопряженная со свойством фиксировать (запоминать) элементы обучения.

    3. Когнетивное (интеллектуальное, мыслительное) поведение основывается на способности животных улавливать простейшие эмперические законы внешней среды и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях

 

 

Понятие раздражителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.008 с.)