Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т. № 2 «Основы поведения собак»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поведение – это внешне регистрируемая активность животного, определяемая наследственным и индивидуальным опытом. Деятельность центральной нервной системы по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков (Рис. 1): 1. Блок приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга); 2. Блок активации нервной системы - модулирующие системы мозга; 3. Блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).
Рисунок 1. Схема деятельности центральной нервной системы по обеспечению поведенческих актов. Где: «Информация внешней среды» - совокупность раздражителей и стимулов внешней среды; «Сенсорные системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы обеспечивающие восприятие, хранение и переработку поступающей информации; «Двигательные системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы осуществляющие планирование, запуск и контроль поведенческих актов; «Поведение» - внешне наблюдаемая активность организма; «Модулирующие системы мозга» - совокупность отделов центральной нервной системы контролирующих ее деятельность и состояние организма; «Потребность» - физиологическое состояние организма. Основной причиной поведения принято считать потребность. Потребность - состояние животного, вызываемое недостатком и необходимостью в чем-либо (веществах, продуктах, существах, ситуациях или информации), необходимых для его существования и развития, являющиеся причиной активности (поведения). Т.е. потребность является основным фактором при инициализации поведения. Существует несколько классификация потребностей, рассмотрим классификацию известного российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы: 1. Потребности жизнеобеспечения (витальные); 2. Зоосоциальные потребности (ролевые); 3. Потребности саморазвития. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) обеспечивают, пиндивидуальное сохранение живых существ. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную, гигиеническую потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях, потребность в экономии сил и тому подобное. Для своей реализации потребности жизнеобеспечения не требуют участия других особей. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.
Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений Потребности саморазвития ориентированы на будущее, и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, потребность в превентивной «вооруженности» реализующуюся через имитационную (подражательную) потребность и потребность в игре, потребность в новой информации и др. Психическое состояние (голод, желание играть) развивающееся вслед за потребность, называют мотивацией. Мотивация - побуждение, основанное на какой-либо потребности, определяющее активность организма и ее направленность. Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования в дрессировке соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах: 1. Потребности и мотивации увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители и стимулы. 2. Потребности и мотивации повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных. 3. Потребности и мотивации приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения. 4. Потребности и мотивации увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение - животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности. 5. Потребности и мотивации вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.
6. Потребности и мотивации способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний, что в свою очередь активирует механизмы памяти и значительно ускоряет процесс научения. В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.
Формы поведения. Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт может быть простым и включать один элемент поведения (например, факт посадки) или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки). Независимо от сложности, поведенческий акт строится на основе трех составляющих: 1. Наследуемые (инстинктивные) элементы поведения (врожденное). 2. Поведение, приобретенное в результате научения (опыта) (приобретенное). 3. Когнитивные (интеллектуальные) элементы поведения (разумное).
В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем его элементов бывает различным.
Структура поведенческого акта по Л.В. Крушинскому
1. Врожденное поведение (наследственный опыт) – это генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного биологического вида. Другими словами говоря это – безусловные рефлексы.
Безусловный рефлекс - это врождённый рефлекс стойко передающийся по наследству. Безусловный рефлекс: простой и сложный.
Безусловный рефлекс
Простой Сложный Простой – сосательный, глотательный, смыкание век, движение ушами, отдёргивание лапы при уколе, сужение зрачка на свет. В отличии от простых сложный безусловный рефлекс состоит из целой цепочки простых. В сложном Б.Р. действие одного рефлекса является раздражителем для другого. Например: забота суки о щенках проявляется в целом ряде действий: она перегрызает пуповину, облизывает, кормит, обогревает, защищает. Другими словами, сложные Б.Р. – инстинкты. Инстинкты делятся: А. Витальные: пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна-бодрствования, экономии сил. Б. Ролевые (зоосоциальные): половой, родительский, эмоциональный, территориальный, иерархический. В. Саморазвитие: исследовательский, имитационный, игровой, свободы. Инстинкт – приспособление животного к строго определённым условиям среды. Поэтому, если условия меняются, животному, чтобы приспособиться к ним, необходимо дополнить инстинкты, вносить поправки в своё поведение. 2. Приобретенное поведение (научение, опыт) Индивидуальный опыт накапливается в результате научения различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, сопряженная со свойством фиксировать (запоминать) элементы обучения. 3. Когнетивное (интеллектуальное, мыслительное) поведение основывается на способности животных улавливать простейшие эмперические законы внешней среды и возможности оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях
Понятие раздражителя.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.012 с.) |