Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2020/2021

Поиск

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2020/2021

Категория 8-10 лет

Номинация «Изобретательство»

Задача 1. Вездеход на Марсе. В одном фантастическом рассказе описана экспедиция на Марс. Космический корабль опустился в долину с очень неровной поверхностью: всюду холмы, ямы, камни. Космонавты быстро снарядили вездеход – колесный с большими надувными шинами. Но на первом же крутом склоне вездеход опрокинулся набок. И тут… Нет, к сожалению, в рассказе изобретатель не появился. А как вы думаете: что бы он предложил? Учтите, у космонавтов не было возможности переделывать вездеход (задача из книги Г.С. Альтшуллера «И тут появился изобретатель»).

Проанализируйте контрольное решение (данное в книге): найдите конфликтную пару, сформулируйте противоречие, ИКР, опишите каким приемом разрешается противоречие. Предложите другие варианты решения.

Задача 2. Водитель для Лунохода. Вам нравится управлять моделью гоночного автомобиля с помощью дистанционного пульта или мчаться на автомобиле-тренажере по сложной трассе? А теперь представьте, что вы водитель лунохода – настоящего транспортного средства, способного передвигаться на Луне. В ноябре 1970 г. автоматический корабль «Луна-17» доставил на спутник Земли первый аппарат, совершивший непосредственное изучение поверхности Луны. Управление луноходом осуществлялось группой из 11 человек, составлявших сменные экипажи: командир, водитель, оператор антенны, штурман, бортинженер. Во время тренировки водителей на Лунодроме возникла проблема – управление луноходом осуществлялось по телетрансляции, т.е. водитель видит луноход на телеэкране, а команда, которую он отправляет выполняется только через 3-5 секунд (время прохождения сигнала до Луны, обратно и обработка сигнала) – это очень непривычно для водителя и требует долгой тренировки. Вот один эпизод тренировки: «Включены двигатели. Луноход рванулся вперед и сразу же замер – водитель приказал ему остановиться, и машина выполнила приказ. А человек никак не мог объяснить, почему он прекратил эксперимент, – ему почудилось, что луноход идет в сторону. Управление по телевидению оказалось не таким простым. Не хватало пространства, к которому так привыкли глаза. Через 15 минут водитель встал с кресла. И хотя в комнате было довольно прохладно, его рубашку можно было выжимать – работа у экрана потребовала огромного напряжения. Проведя несколько часов у экрана, водитель «вживался» в обстановку, и луноход становился послушным, но на следующий день все начиналось сначала – появившиеся навыки растворялись». Ситуация понятна: навыки вождения лунохода по телевизору должны сохраняться как можно дольше, но проводить все время на тренировке невозможно. Что вы могли бы предложить водителю лунохода, чтобы в обычной жизни он продолжал совершенствовать свои навыки дистанционного вождения? Сформулируйте противоречия, ИКР, рассмотрите имеющиеся ресурсы.

 

Номинация «Фантазирование»

Задание 1. В романе Артура Кларка «Свидание с “Рамой”» описан звездолет инопланетян, размеры которого достигают 50 километров. Используйте прием «увеличение» и опишите самый большой звездолет, который сумеете придумать.

Задание 2. В научно-фантастической повести Генриха Альтова «Третье тысячелетие» описано, как люди раздробили планету Юпитер в газ и пыль (прием «дробление»). Возникло огромное облако газа вокруг Солнца. Облако такое же плотное, как атмосфера Земли. В нем можно летать от планеты к планете на реактивных самолетах и даже на воздушных шарах. В межпланетном облаке собираются облака и тучи, вспыхивают молнии. Придумайте рассказ о приключениях детей, отправившихся на воздушном шаре на Марс.

 

Номинация «Исследования».

Задание 1. С самого начала освоения космоса человека сопровождали (а иногда заменяли) животные. За более чем 60 лет космических исследований в космосе побывали самые разные животные. Интереснейшие эксперименты, организованные на орбите, связаны с выращиванием растений. Далеко не сразу удалось создать условия, в которых растения не только наращивали зеленую массу, но и цвели и плодоносили. Итак, исследовательская тема: «Животные и растения в космосе». Вы можете выбрать для своего исследования более конкретную тему.

- Картотека «Животные в космосе». Вид животных, дата полета в космос, продолжительность пребывания в космосе, цели эксперимента, результаты эксперимента.

- Картотека «Растения в космосе». Вид растения, дата полета в космос, продолжительность пребывания в космосе, цели эксперимента, результаты эксперимента.

- Картотека «Устройства для поддержания жизнедеятельности животных в космосе». Какие задачи и как решались в каждом из этих устройств.

- Картотека «Устройства для поддержания жизнедеятельности растений в космосе». Какие задачи и как решались в каждом из этих устройств.

- Какие задачи по адаптации животных и растений для пребывания в космосе все еще не решены? Предложите их возможные решения.

Категория 11-14 лет

Номинация «Фантазирование»

Задание 1. В наши дни космонавты выходят в космическое пространство в скафандрах, которые дают возможность дышать и защищают от радиации. Может ли человек жить в космосе без скафандра? В реальности – пока нет, но фантасты писали о том, как это может получиться. Придумайте и вы. Воспользуйтесь одним из приемов фантазирования.

Задание 2. В романе Хола Клемента «Экспедиция “Тяготение”» действие происходит на планете, где сила тяжести в 800 раз больше земной. Придумайте фантастическую планету, отличающуюся от Земли каким-нибудь другим параметром. Опишите приключения экипажа звездолета на такой планете.

Номинация «Исследования»

Задание 1. С самого начала освоения космоса человека сопровождали (а иногда заменяли) животные. За более чем 60 лет космических исследований в космосе побывали самые разные животные. Интереснейшие эксперименты, организованные на орбите, связаны с выращиванием растений. Далеко не сразу удалось создать условия, в которых растения не только наращивали зеленую массу, но и цвели и плодоносили. Итак, исследовательская тема: «Животные и растения в космосе». Вы можете выбрать для своего исследования более конкретную тему.

- Картотека «Животные в космосе». Вид животных, дата полета в космос, продолжительность пребывания в космосе, цели эксперимента, результаты эксперимента.

- Картотека «Растения в космосе». Вид растения, дата полета в космос, продолжительность пребывания в космосе, цели эксперимента, результаты эксперимента.

- Картотека «Устройства для поддержания жизнедеятельности животных в космосе». Какие задачи и как решались в каждом из этих устройств.

- Картотека «Устройства для поддержания жизнедеятельности растений в космосе». Какие задачи и как решались в каждом из этих устройств.

- Какие задачи по адаптации животных и растений для пребывания в космосе все еще не решены? Предложите их возможные решения. Возможно ли создание на орбите условий, похожих на сложные природные системы, такие как лес, луг и т.д., где животные и растения взаимодействуют друг с другом? Существуют ли подобные проекты, какие проблемы возникают при их реализации?

 

Задание 2. В каждой семье есть истории, передающиеся из поколения в поколение: от деда, который приехал из Чикаго в Россию, от бабушки, которая спасала жизни на фронте и т.д. Бывают случаи трагичные, бывают смешные, но все они запоминаются своей яркостью, их с удовольствием пересказывают по много раз, передают от отца к сыну. Реальные истории обрастают легендарными подробностями. Опишите историю своей семьи: с каких времен, и из каких мест берет начало ваша семья, какие особые поступки совершили ваши предки, какие особые истории сопровождали вашу семью. Напишите то, чем вам хотелось бы поделиться о вашей семье. Закончив рассказ о вашей семье, сделайте комментарий к этой истории, представьте себе, что ваш рассказ прочитали в XXV веке, и ничего другого о нашей эпохе им неизвестно. Как будет выглядеть наша цивилизация, если ее будут изучать только на основе истории вашей семьи? Что бы вы изменили в своем рассказе, чтобы его поняли люди через многие века?

 

Категория 15-17 лет

Номинация «Фантазирование»

Задание 1. В «этажной схеме» Г. Альтшуллера существует четыре способа («этажа»), с помощью которого можно придумать новую фантастическую идею. Изучите эту схему. Придумайте и опишите идеи третьего и четвертого этажей для объекта «скафандр».

Задание 2. В фантастическом романе Ларри Нивена «Интегральные деревья» люди живут на планете, которая представляет собой огромное дерево, летающее в космосе по орбите вокруг звезды, похожей на Солнце. В романе Пола Шеффилда «Мир – кольцо» люди живут на поверхности огромного кольца, вращающегося вокруг звезды. Придумайте и опишите фантастическую планету, используйте для этого какой-нибудь прием фантазирования. Напишите небольшой рассказ о приключениях на придуманной вами планете.

 

Номинация «Исследования»

Задача о “черном ящике” цивилизации. (цитируется по: Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, “Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности”, задачник; сборник “Как стать еретиком”, Петрозаводск, “Карелия”, 1991 г., стр. 166-168).

“В крупных современных самолетах встроен так называемый “черный ящик”. Он предназначен для записи режимов полета. В случае аварии легко выяснить ее причины, установить виновных. Если авария произошла по вине летчиков или из-за недостатков конструкции самолета, анализ записи позволяет будущие полеты сделать безопаснее. Предотвратить происходящую аварию, помочь терпящим бедствие “черный ящик” не способен, да это и не входит в его функции. Главная его цель – работа на “завтра”; “черный ящик” позволяет учиться на чужих ошибках.

В последнее время этими устройствами стали снабжать и океанские лайнеры. Очевидно, в недалеком будущем “черные ящике” станут обязательными атрибутами всех видов общественного транспорта, а, возможно, и личных мото-транспортных средств.

Во все времена люди, отправлявшиеся в отчаянные путешествия, готовящиеся к трагическим событиям, старались передать потомкам свой опыт, свое описание происходящего. Обычно такие записи велись в трагических периоды людей: в осажденных городах, в тюремных застенках, в ожидании близкой смерти. Вспомните кумранские рукописи, дневник полярной экспедиции Скотта, записи самонаблюдений Алена Бомбара.

Как правило, подобные “завещания” начинают составлять в последний момент, когда остро ощущается нехватка времени и подходящих условий. Поэтому мы знакомы лишь с единичными записями, чудом дошедшими до нас. Ко всему, - в том числе (а может быть, в первую очередь) и к катастрофам, - надо готовиться заранее.

Наша Земля не менее уязвима, чем любой другой “общественный вид транспорта”. В прежние времена причиной будущего “конца света” считались некие мистические силы “свыше”. В недалеком прошлом эту роль передали таинственным космическим пришельцам, враждебно настроенным к землянам. Сейчас говорят, что главный наш враг – мы сами, и предрекают генетический, социальный, демографический, ядерный, экологический и прочие подобного рода кризисы. В общем-то, неважно, в результате чего может произойти катастрофа, по этим или по еще неведомым причинам; главное, что это в принципе возможно. Значит, Земле необходим свой “черный ящик”. Он должен зафиксировать истинные причины возможной трагедии, сохранить запись в целости нужное время и передать ее будущим поколениям: опыт, особенно столь отрицательный и глобальный, бесценен.

Только будущее может однозначно ответить на вопрос о сегодняшней актуальности “черного ящика” для планеты. Одно можно сказать уверенно уже сейчас: эта проблема не надумана. Если она не “горящая”, - прекрасно, значит, у нас есть время спокойно, тщательно подготовиться к ее решению. Если времени в обрез, - что ж, надо успеть сделать то, что еще можно успеть. Словом, чем раньше начнется разработка этой проблемы, тем лучше.

Решение проблемы во многом зависит от масштабов вероятной катастрофы. Возможно несколько вариантов:

а) В результате катастрофы исчезнет половина населения Земли. Связь между городами сохранится. В какой-то степени сохранится прежняя инфраструктура.

б) На Земле останется несколько десятков тысяч человек. Связи практически не будет никакой. Остатки населения довольно быстро деградирует, к примитивным ремеслам, к примитивной технике. Пройдет много времени, прежде чем вновь возникнут условия для ощутимого рывка вперед.

в) Разумная жизнь вовсе исчезнет с лица Земли. Лет через 100-150 возникнут условия, приемлемые для жизни человека, но, когда произойдет возрождение Разума – “одному аллаху ведомо”.

г) С Земли исчезнет всякая жизнь. Время восстановления условий – миллиард лет.

Давайте остановимся на самом трудном – последнем варианте. Если удастся придумать что-то для преодоления обостренного конфликта, в более мягких условиях задача тем более будет решена.

Итак, условия проблемы. Через 100-150 лет произойдет исчезновение всякой жизни с Земли. Возможное время восстановления - миллиард лет. Как передать “черный ящик” на такую временную дистанцию? Что в него записать?

Это очень сложные вопросы. Например, вопрос о технике передачи информации. Ведь сегодня неизвестно – кому придется передать информацию: кто знает, какой вид примет разумная жизнь через миллиард лет после нашей эры… Да и возникнет ли она самостоятельно на Земле? Как помочь в восстановлении разумной жизни? Как сохранить генофонд нашей флоры и фауны? Как сделать так, чтобы информация попала вовремя: когда уже были бы способны понять, о чем идет речь, и еще было бы не поздно? Как сделать так, чтобы информацию смогли без труда расшифровать? Как сохранить запись на такой временной дистанции? Как сделать так, чтобы информации поверили, чтобы не восприняли ее как глупую шутку соотечественников?

Не менее не ясен пока и вопрос о содержании “черного ящика”. Скорее всего, “ящик” должен состоять из двух частей: “оперативной” (о причинах аварии) и “стационарной” (о накопленной культуре, знаниях на Земле). Как постоянно пополнять “оперативную” часть, включая непосредственно момент и последующее время? Что записать в “стационарную” часть? “Все знания мира”? Что конкретно? Каковы критерии отбора? Какие рекомендации мы можем передать будущей разумной жизни для предотвращения аналогичных трагедий?

Вопросов много…

Чем хороша проблема? “Передача информации” на сегодня – тема для первооткрывателя, абсолютно свободная от конкуренции, по крайней мере, на ближайшие 30-50 лет (надеемся, что разум все-таки возобладает и человечество осознает проблему раньше случившейся катастрофы). Это одна из немногочисленных тем, полностью лишенных отрицательной стороны. Тема максимально благородная. Предельно общественно-полезная. Супермасштабная – совершенно очевидно уже сейчас, что эта тема на всю жизнь, причем не на одну. Тема имеет социальный и технический аспекты, т.е. подходит для человека с любой специализацией.

(Заранее можно предсказать типовое ханжеское возражение против этой проблемы: когда горит дом, надо не записывать, отчего произошел пожар, а таскать ведра с водой. Возможная катастрофа цивилизации ставит много проблем, большинство из которых воспринимается пока весьма абстрактно. Основная часть населения планеты продолжает работать на предприятиях своих государств, т.е. продолжает участвовать в уничтожении природы. Немногие бьют в колокола и пытаются тушить разгорающееся пламя. Но никто, ни один человек на всей Земле даже близко не подошел к проблеме “черного ящика”! Как знать, возможно, письмо, отправленное на миллиард лет вперед, важнее двух сегодняшних ведер воды…)”.

 

Номинация «Фантазирование»

Задание 1. В цикле романов Грега Игана «Ортогональная вселенная» действие происходит во вселенной, где скорость света зависит от длины волны. Придумайте и опишите вселенную, в которой изменен какой-нибудь другой физический закон или мировая постоянная.

Задание 2. В цикле романов Стивена Бакстера и Терри Пратчетта «Бесконечная Земля» описаны миры, в каждом из которых существует Земля, отличающаяся от нашей планеты тем, что на каком-то этапе эволюция пошла иначе, чем в нашей реальности. В одном случае динозавры не погибли, в другом вся планета оказалась покрытой лесами, в третьей нет людей, но есть разумные собаки… Придумайте космический фактор, который когда-то изменил ход эволюции на Земле, и опишите, какой в результате действия этого фактора стала планета в наши дни.

 

Номинация «Исследования»

Задача о “черном ящике” цивилизации. (цитируется по: Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, “Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности”, задачник; сборник “Как стать еретиком”, Петрозаводск, “Карелия”, 1991 г., стр. 166-168).

“В крупных современных самолетах встроен так называемый “черный ящик”. Он предназначен для записи режимов полета. В случае аварии легко выяснить ее причины, установить виновных. Если авария произошла по вине летчиков или из-за недостатков конструкции самолета, анализ записи позволяет будущие полеты сделать безопаснее. Предотвратить происходящую аварию, помочь терпящим бедствие “черный ящик” не способен, да это и не входит в его функции. Главная его цель – работа на “завтра”; “черный ящик” позволяет учиться на чужих ошибках.

В последнее время этими устройствами стали снабжать и океанские лайнеры. Очевидно, в недалеком будущем “черные ящике” станут обязательными атрибутами всех видов общественного транспорта, а, возможно, и личных мото-транспортных средств.

Во все времена люди, отправлявшиеся в отчаянные путешествия, готовящиеся к трагическим событиям, старались передать потомкам свой опыт, свое описание происходящего. Обычно такие записи велись в трагических периоды людей: в осажденных городах, в тюремных застенках, в ожидании близкой смерти. Вспомните кумранские рукописи, дневник полярной экспедиции Скотта, записи самонаблюдений Алена Бомбара.

Как правило, подобные “завещания” начинают составлять в последний момент, когда остро ощущается нехватка времени и подходящих условий. Поэтому мы знакомы лишь с единичными записями, чудом дошедшими до нас. Ко всему, - в том числе (а может быть, в первую очередь) и к катастрофам, - надо готовиться заранее.

Наша Земля не менее уязвима, чем любой другой “общественный вид транспорта”. В прежние времена причиной будущего “конца света” считались некие мистические силы “свыше”. В недалеком прошлом эту роль передали таинственным космическим пришельцам, враждебно настроенным к землянам. Сейчас говорят, что главный наш враг – мы сами, и предрекают генетический, социальный, демографический, ядерный, экологический и прочие подобного рода кризисы. В общем-то, неважно, в результате чего может произойти катастрофа, по этим или по еще неведомым причинам; главное, что это в принципе возможно. Значит, Земле необходим свой “черный ящик”. Он должен зафиксировать истинные причины возможной трагедии, сохранить запись в целости нужное время и передать ее будущим поколениям: опыт, особенно столь отрицательный и глобальный, бесценен.

Только будущее может однозначно ответить на вопрос о сегодняшней актуальности “черного ящика” для планеты. Одно можно сказать уверенно уже сейчас: эта проблема не надумана. Если она не “горящая”, - прекрасно, значит, у нас есть время спокойно, тщательно подготовиться к ее решению. Если времени в обрез, - что ж, надо успеть сделать то, что еще можно успеть. Словом, чем раньше начнется разработка этой проблемы, тем лучше.

Решение проблемы во многом зависит от масштабов вероятной катастрофы. Возможно несколько вариантов:

а) В результате катастрофы исчезнет половина населения Земли. Связь между городами сохранится. В какой-то степени сохранится прежняя инфраструктура.

б) На Земле останется несколько десятков тысяч человек. Связи практически не будет никакой. Остатки населения довольно быстро деградирует, к примитивным ремеслам, к примитивной технике. Пройдет много времени, прежде чем вновь возникнут условия для ощутимого рывка вперед.

в) Разумная жизнь вовсе исчезнет с лица Земли. Лет через 100-150 возникнут условия, приемлемые для жизни человека, но когда произойдет возрождение Разума – “одному аллаху ведомо”.

г) С Земли исчезнет всякая жизнь. Время восстановления условий – миллиард лет.

Давайте остановимся на самом трудном – последнем варианте. Если удастся придумать что-то для преодоления обостренного конфликта, в более мягких условиях задача тем более будет решена.

Итак, условия проблемы. Через 100-150 лет произойдет исчезновение всякой жизни с Земли. Возможное время восстановления - миллиард лет. Как передать “черный ящик” на такую временную дистанцию? Что в него записать?

Это очень сложные вопросы. Например, вопрос о технике передачи информации. Ведь сегодня неизвестно – кому придется передать информацию: кто знает, какой вид примет разумная жизнь через миллиард лет после нашей эры… Да и возникнет ли она самостоятельно на Земле? Как помочь в восстановлении разумной жизни? Как сохранить генофонд нашей флоры и фауны? Как сделать так, чтобы информация попала вовремя: когда уже были бы способны понять, о чем идет речь, и еще было бы не поздно? Как сделать так, чтобы информацию смогли без труда расшифровать? Как сохранить запись на такой временной дистанции? Как сделать так, чтобы информации поверили, чтобы не восприняли ее как глупую шутку соотечественников?

Не менее не ясен пока и вопрос о содержании “черного ящика”. Скорее всего, “ящик” должен состоять из двух частей: “оперативной” (о причинах аварии) и “стационарной” (о накопленной культуре, знаниях на Земле). Как постоянно пополнять “оперативную” часть, включая непосредственно момент и последующее время? Что записать в “стационарную” часть? “Все знания мира”? Что конкретно? Каковы критерии отбора? Какие рекомендации мы можем передать будущей разумной жизни для предотвращения аналогичных трагедий?

Вопросов много…

Чем хороша проблема? “Передача информации” на сегодня – тема для первооткрывателя, абсолютно свободная от конкуренции, по крайней мере, на ближайшие 30-50 лет (надеемся, что разум все-таки возобладает и человечество осознает проблему раньше случившейся катастрофы). Это одна из немногочисленных тем, полностью лишенных отрицательной стороны. Тема максимально благородная. Предельно общественно-полезная. Супермасштабная – совершенно очевидно уже сейчас, что эта тема на всю жизнь, причем не на одну. Тема имеет социальный и технический аспекты, т.е. подходит для человека с любой специализацией.

(Заранее можно предсказать типовое ханжеское возражение против этой проблемы: когда горит дом, надо не записывать, отчего произошел пожар, а таскать ведра с водой. Возможная катастрофа цивилизации ставит много проблем, большинство из которых воспринимается пока весьма абстрактно. Основная часть населения планеты продолжает работать на предприятиях своих государств, т.е. продолжает участвовать в уничтожении природы. Немногие бьют в колокола и пытаются тушить разгорающееся пламя. Но никто, ни один человек на всей Земле даже близко не подошел к проблеме “черного ящика”! Как знать, возможно, письмо, отправленное на миллиард лет вперед, важнее двух сегодняшних ведер воды…)”.

 

Кубок ТРИЗ-Саммита – 2020/2021

Категория 8-10 лет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.142 (0.025 с.)