Методологические принципы (основные) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы (основные)



 

Принцип детерминизма   Специфика детерминант психического развития ребенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности (воспитание — процесс много-плановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации); б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности); в) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие
Принцип единства психики и деятельности Изучать детей в процессе их обучения и воспитания: а) учитывать связь психического развития ребенка с единства его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия деятельности ребенка: — в ведущей деятельности; — в зарождающейся; — в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей  
Принцип объективности 1) Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: — по уровню психического развития; — по содержательной характеристике деятельности; — по обучаемости и т.д. 2) Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления). Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!)
Принцип развития Изучать психическое явление в системе трех координат: 1) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя); 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка); 3) историогенеза (учет акселерации и др.). Учитывать: а) психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; б) тенденции развития в последующих возрастных ступенях.   Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились, и те, в которых намечается развитие

 

Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву приводится в схеме 4.

 

 

Схема 4

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (по Б.Г. Ананьеву)

 

                        I.Организационные методы

                     II. Эмпирические методы

Наблюдение и самонаблюдение     Экспериментальные методы     Психологические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа)   Анализ процессов и продуктов деятельности     Биографические методы    

 

                                               

                                                                   Продолжение схемы 4

 

III. Методы обработки данных

 

Количественный Качественный
Статистика Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев

IV. Интерпретационные методы

Генетический Структурный
Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками

 

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов (схема 5).

                                                                                           Схема 5

 

 

На подготовительном этапе проблема определяется и осознается. Определяется цель исследования как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1. Определение характеристик явления (из литературы, жизни):

— неполнота научного описания характеристик психического явления;

— противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений:

— определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

— целостность структуры взаимосвязей.

3. Изучение возрастной динамики явления:

— исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

— развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

— влияние жизненного опыта;

— формирование индивидуальности;

— роль окружения, обучения, видов деятельности и т.д.;

— исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

— при решении гипотезы;

— при решении новых задач, при развитой наблюдательности;

— выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразие проявлений, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления:

— изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

— введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество;

— создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

— определение сферы действия закономерности.

6. Обобщения:

— выведение наиболее общих закономерностей, чем описанные в литературе;

— введение новых понятий, новых определений, расширение значения некоторых терминов, области их применения;

— конкретизация понятий в целом или какой- либо области психологии;

— обобщение как компонент исследовательской работы.

7. Создание классификаций, типологии:

— разработка классификаций;

— соотнесение классификации с теорией, концепцией;

— определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков;

— новое понимание класса явлений;

— создание более эффективных диагностических процедур на основе классификаций;

— расширение возможностей прикладной психологии.

8. Создание методики для:

— повышения точности, надежности измерения;

— более полной характеристики качеств;

— сокращения времени обследования;

— расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.);

— облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация);

— психометрической проверки метода.

9. Адаптация психодиагностической методики:

— модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой среде.

Указанные цели исследований могут переплетаться.

Объект исследования — это то, что познается. Объектом может быть индивид, группа людей, общность людей и т.п.

Предмет исследования (познания) — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

ТЕОРИИ в эксперименте непосредственно проверить нельзя.

Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют ГИПОТЕЗАМИ (схема 6).

Гипотезы должны быть:

а) содержательными;

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

• процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя;

• количество и качество гипотез определяются творческими способностями исследователя.

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.015 с.)