Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические принципы (основные)
Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву приводится в схеме 4.
Схема 4 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (по Б.Г. Ананьеву)
I.Организационные методы II. Эмпирические методы
Продолжение схемы 4
III. Методы обработки данных
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов (схема 5). Схема 5
На подготовительном этапе проблема определяется и осознается. Определяется цель исследования как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной. Основные виды целей: 1. Определение характеристик явления (из литературы, жизни): — неполнота научного описания характеристик психического явления; — противоречия между эмпирическими данными разных авторов. 2. Выявление взаимосвязи психических явлений: — определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости); — целостность структуры взаимосвязей. 3. Изучение возрастной динамики явления: — исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики; — развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах; — влияние жизненного опыта; — формирование индивидуальности; — роль окружения, обучения, видов деятельности и т.д.; — исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.
4. Описание нового феномена, эффекта: — при решении гипотезы; — при решении новых задач, при развитой наблюдательности; — выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразие проявлений, объяснение феномена. 5. Открытие новой (другой) природы явления: — изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления; — введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; — создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся; — определение сферы действия закономерности. 6. Обобщения: — выведение наиболее общих закономерностей, чем описанные в литературе; — введение новых понятий, новых определений, расширение значения некоторых терминов, области их применения; — конкретизация понятий в целом или какой- либо области психологии; — обобщение как компонент исследовательской работы. 7. Создание классификаций, типологии: — разработка классификаций; — соотнесение классификации с теорией, концепцией; — определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков; — новое понимание класса явлений; — создание более эффективных диагностических процедур на основе классификаций; — расширение возможностей прикладной психологии. 8. Создание методики для: — повышения точности, надежности измерения; — более полной характеристики качеств; — сокращения времени обследования; — расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.); — облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация); — психометрической проверки метода. 9. Адаптация психодиагностической методики: — модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой среде. Указанные цели исследований могут переплетаться. Объект исследования — это то, что познается. Объектом может быть индивид, группа людей, общность людей и т.п. Предмет исследования (познания) — свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода. ТЕОРИИ в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют ГИПОТЕЗАМИ (схема 6). Гипотезы должны быть: а) содержательными; б) операциональными (потенциально опровергаемыми); в) формулироваться в виде их альтернатив. Гипотеза может отвергаться, но не может быть принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки: • процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя; • количество и качество гипотез определяются творческими способностями исследователя. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений. В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.015 с.) |