Эта процедура сводится к оценке сходства и различия их. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эта процедура сводится к оценке сходства и различия их.



 

 

Схема 6

 

 

ВОПРОС. Как подобрать литературу по интересующей проблеме, теме исследования?

ОТВЕТ.

1. Рекомендуется начать работу с установления основных понятий, относящихся к изучаемой теме, используя словари и энциклопедии.

2. Составляется библиография с помощью:

а) систематического каталога;

б) реферативных журналов (даны аннотации на статьи из периодических изданий, книг, депонированных работ);

в) библиографий известных работ в данной области исследования.

Библиографическое описание каждой публикации лучше делать на отдельных стандартных карточках. Манипулируя с карточками, можно делать выборки по интересующим проблемам.

3. В результате составления библиографии можно сделать выводы:

— о наиболее «плодовитых» авторах;

— количестве публикаций по интересующей теме;

— временных рамках публикаций;

- наиболее цитируемых авторах.

4. Библиографическое описание начинается с фамилии автора, его инициалов, названия книги или статьи, названия сборника, издательства, года, количества страниц.

 

ВОПРОС. Как работать с литературой?

ОТВЕТ. Предпочтительно вначале просмотреть отобранные книги, не читая их. По книге, имеющей предметный указатель, можно установить ценность материала книги. Библиотечную книгу лучше конспектировать при чтении. Иногда важно переписать выводы автора в том виде, в каком они изложены в работе. Начинать конспект надо с записи полных выходных данных печатной работы, а заканчивать кратким библиографическим описанием с комментариями.

В конспекте четко должны быть выделены цитаты, свои комментарии, замечания. На полях указываются страницы, к которым относится определенный фрагмент, на случай обращения к первоисточнику. Конспектирование ускоряет система сокращений.

В описании экспериментального исследования важно отметить организацию эксперимента, использованные методики, количество испытуемых, их социально демографические и другие характеристики (возраст, пол, образование, профессию, принадлежность к определенной социальной группе).

 

ВОПРОС. Как написать обзор по изученной литературе?

ОТВЕТ. Литературный обзор может быть построен:

а) по этапам исследования отечественных и зарубежных авторов;

б) по логике изучаемых вопросов, т.е. описание проявлений психического явления по частям, интенсивности и другим характеристикам, например:

- место данного явления среди других психических явлений (взаимосвязи и взаимовлияния);

— комплексный состав изучаемого явления: его структура, сущность, природа, разнообразие определений;

— понимания изучаемого явления разными авторами;

— закономерности, которым подчиняется явление;

— практическое использование явления, свойств и функций.

В целом рассмотрение изучаемого вопроса зависит от его специфики.

В литературном обзоре дать характеристику степени ис-следованности интересующей проблемы, насколько она изучена в целом и по отдельным вопросам, выделить малоизученные и неизученные вопросы, противоречия в понимании природы явления как в целом, так и его отдельных сторон.

 

Постановка научной проблемы предполагает:

1) обнаружение дефицита знания;

2) осознание потребности в устранении дефицита;

3) описание проблемной ситуации на естественном житейском языке;

4) формулирование проблемы в научных терминах.

 

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Эксперимент

 

Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя.

Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать, например при изучении явления «А» ( занятие по ручному труду), которое может протекать в разных условиях. Эти условия:

«Б» (разное содержание деятельности детей);

«В» (разные воспитатели, ведущие занятия);

«Г» (разные условия труда);

«Д» (что-то еще).

Предположим, мы хотим выяснить, как влияет фактор «Б» (разное содержание деятельности детей) на интересующее нас явление «А» (труд детей), индикатором которого служит устойчивость внимания детей.

Для выяснения этого фактора мы многократно вызываем явление «А» (занятия по ручному труду), но при этом изменяем фактор «Б» (независимая переменная), а остальные условия оставляем без изменений (зависимые переменные).

Схема 7

 

Независимая переменная Зависимая переменная
Фактор, который изменяется экспериментатором Фактор, который изменяется под влиянием другого фактора

 

Для получения более объективных данных исследования необходимо обеспечить полное равенство всех условий факторов, при которых протекает то или иное условие. Изменяться должна только независимая переменная (в нашем случае фактор «Б»). Различные виды деятельности учащихся на уроке: слуховое восприятие учебного материала; слуховое восприятие учебного материала и его группировка; самостоятельное выполнение предлагаемых заданий и другие виды деятельности детей.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе (схема 7), где фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.

                                                                                           Схема 7

ПРОТОКОЛ №_____

1. Фамилия___________2. Возраст_____1 3. Пол_______

4. Состояние здоровья________________________________

5. Психическое состояние _________________________

6. Дата___________________________

7. Время__________________________

8. Задача (например, исследование мыслительных операций при решении задач).

9. Экспериментатор

 

№ задачи   Результат решения (да - нет)   Время решения     Колич. ошибок   Хар-р ошибок, исправ- ления Способ решения   Объясне- ние спо- соба решения Примеча- ния   Доп. Замеча- ния  
                 
                 

 

Экспериментатор ____________________

 

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах (схема 8).

Схема 8

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (схема 9) осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

                                                                                           Схема 9

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

Регистрируются: :                Требования:
1.Особенности деятельности и поведения: - поступки; — действия; — их компоненты. 2. Реакции и их компоненты: — двигательные; — речевые;  - вегетативные. 3. Электрическая активность: - мозга (ЭЭГ); — мышц (ЭМГ); — кожи (ККР);  — сердца (ЭКГ) 1. Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту 2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3. Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому..  4. Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр. 5. Достаточное количество испытуемых и число опытов (серий)
Достоинства Недостатки
1.Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2.Возможностбь строго учета измерения раздражителей и ответных реакций 3.Возможность повторения опытов 4.Возможность математической обработки 1.Возможность искажения естественного хода психического процесса.   Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют

 

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (схема 10). Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими (см. схему 8), направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

Схема 10

 

Теоретические предпосылки Л.С. Выготского позволили:

1) изучить внутренние связи обучения с соответствующим характером и темпами умственного развития детей;

2) изучить эти связи с помощью активного моделирования, воспроизведения тех или иных форм психики в особых условиях.

 

Главные проблемы исследования Осуществление исследования:
1) генезис психологических новообразований, тех особенностей деятельности и личности школьника, которые складываются в определенных условиях обучения; 2) условия генезиса психологических новообразований Посредством сконструированных обучающих программ, Посредством особых характеристик учебного предмета: • характер содержания учебного материала; • метод работы учителя, реализующего программу

 

Главный объект изучения — это становящаяся деятельность ребенка.

Обучение построено как последовательное введение все новых средств (в естественных условиях), помогающих включить ребенка в познавательную деятельность.

Конструирование учебных программ и их апробация осуществляются в виде проверок продуманных гипотез.

Организация и реализация такого формирующего эксперимента требуют междисциплинарного сотрудничества ученых (философов, социологов, логиков, педагогов, психологов, физиологов) при проведении ими комплексных исследований.

 

Наблюдение

 

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения (схема 11).

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Общая характеристика наблюдения как метода исследования приводится на схеме 12.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Схема 11

                ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

 

 

                                                                               Продолжение схемы 11

 

 

 

Схема 12

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ

 

                                МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

 

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После, проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?) (схема 13).

Схема 13

                   ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ

 

                                              ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ

№ процессов Содержание процедуры Цель
1 Определить задачу и цель наблюдения Для чего, с какой целью?
2 Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать?
3 Выбрать способ наблюдения: — менее влияющий на исследование объекта; — наиболее эффективный Как наблюдать?
4 Выбрать способ регистрации Как вести запись?
5 Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

 

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:

а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;

б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;

в) сделать соответствующие выводы.

Типы категориальных систем приведены на схеме 14.

Схема 14

 

 

Iа. Полная категориальная система. Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

 

 

IIа. Континуальная категориальная система. Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ Û НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

 

IIб. Дисконтинуальная категориальная система. Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

 

Понимание задачи   Востребование информации Обсуждение     Варианты ре- шения   Отрицание варианта Не относящееся к задаче  
(П) (Инф.) (0) (В.) (Отр.) (Не)

 

Ша. Категориальная система одного изменения исследуемой действительности (например, деятельность ребенка).

III6. Категориальная система нескольких параметров изучаемого (например, деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также).

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IVа. Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV6. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

— записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;

— делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить;

— форма ведения протокола определяется:

— предметом, задачей и чистотой исследования;

— наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;

— наличием технических средств (видео и пр.);

— повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;

— записывать только факты, а не их истолкование;

- каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;

— все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

 

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

 

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.083 с.)