Дискуссия на уроках обществознания: значение и ограничения. Методика организации дискуссии на уроках обществознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискуссия на уроках обществознания: значение и ограничения. Методика организации дискуссии на уроках обществознания.



Правильно организованная дискуссия проходит три стадии (табл. 32.1).

Грамотное проведение дискуссии требует высокого профессионализма, поэтому поручать ведение дискуссии учащимся можно только в исключительных случаях — учащимся профильных классов, при организации дискуссии старшими классами для младших, при наличии особых способностей ученика-коммуникатора (табл. 32.2).

Стадии дискуссии

Название стадии Задачи учителя (коммуникатора)
1 Вводная, организационная, адаптационная (10 минут) — формулировать проблему и цели; — создать мотивацию к разрешению проблемы; — установить регламент выступлений; — сформулировать правила ведения дискуссии; — определить основные понятия; — создать доброжелательный настрой
2 Стадия представления и оценки мнений (25 минут) — активизировать участников; — организовать обмен мнениями; — собрать как можно больше позиций; — кратко характеризовать позиции; — делать промежуточный анализ результатов
3 Стадия консолидации (10 минут) — подвести итоги дискуссии; — сравнить итоги с первоначальными задачами; — оценить сам ход дискуссии и ее результаты; — сформулировать итоговую общую позицию с подчеркиванием сохранившихся разногласий; — сделать и записать основные выводы по проблеме; — добиваться удовлетворенности большинства участников общей работой и ее результатами

 

Правила дискуссии

 

Для коммуникатора Для участников
• заранее подготовить вопросы для обсуждения, не допускать некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность; • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы; • вовлекать всех, не ограничиваться нарой активных учеников, но помнить, что у каждого есть право на молчание; • давать оценки суждениям по ходу выступлений; • не оставлять без внимания неверные суждения; • не подавлять аудиторию лекторским многословием; не отвечать сразу самому на вопросы; • сравнивать разные точки зрения; • не превращать дискуссию в опрос; • давать достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы; • оперативно руководить дискуссией (помогать в формулировании высказывания, обобщать факты, расширять контекст, менять направление размышлений, задавать наводящие вопросы, прояснять реплики и т.д.) • готовиться заранее, глубоко осваивать материал; • внимательно выслушивать другого, не перебивать; • критиковать мнение, а не человека; • аргументировать свою позицию; • не повторяться; • поддерживать доброжелательную атмосферу; • говорить здесь и сейчас, а не потом, в коридоре; • не превращать реплику в доклад; • не переводить обсуждение на другую тему
Для коммуникатора Для участников
• разрешать возникающие межличностные разногласия, побуждать к углублению мысли; • соотносить создаваемый диалог с виртуальным эталоном; • следить за выполнением всех правил  

 

Важнейшей составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы: уточняющие-открытые (например: верно ли, что...?) и восполняющие-открытые (например: почему...?) Их вправе задавать все участники обсуждения, но именно ведущий должен создавать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию участников. Учитель может использовать различные приемы активизации мыслительной деятельности школьников. Например, резюме сказанного по основной теме дискуссии; панорамный обзор представленных сведений; упрощенное повторение сложных высказываний; суммирование того, что уже обсудили; артикуляция вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению, и т.д. Для школы, особенно на ступени основного общего образования, важна краткая фиксация опорных моментов на доске.

Дискуссия может быть как устной, так и письменной, как индивидуально-фронтальной, так и ролевой и межгрупповой. В ролевой дискуссии распределяются функции участников. Например, «генераторы идей» вносят как можно больше предложений по существу проблемы и по ее возможному разрешению. Их идеи могут быть недостаточно четко сформулированы и фантастичны, но это не страшно, так как они подхватываются «эрудитами», которые развивают их, шлифуют, более четко «упаковывают». «Критики» и «эксперты» включаются в дискуссию для того, чтобы оценить поступающие предложения, отбраковать неприемлемые, выявить перспективные и определить самые значимые. А вот когда дискуссия идет на спад из-за снижающейся активности, в нее включаются «синекторы», или «затравщики», специально подготовленные люди, высказывающие провокационные, обостряющие спор позиции, втягивающие в полемику как можно большее число участников[1].

В межгрупповой дискуссии класс делится на две или несколько подгрупп. В роли оппонентов выступают представители каждой малой подгруппы, которые периодически сменяют друг друга. Метод межгрупповой дискуссии развивает коммуникативные и регулятивные способности.

Для становления способности к самообразованию очень важно уже в основной школе развивать письменную форму диалогового взаимодействия с другими и самим собой.

Письменная дискуссия в отличие от устной выполняет следующие обучающие функции:

• дает возможность высказаться интровертам и вообще высказаться всем желающим;

• развивает умение письменно оформлять свои мысли так, чтобы быть понятым другими людьми;

• развивает умение понимать письменно изложенную точку зрения других людей;

• развивает умение кратно и емко выражать свою мысль, фиксировать главное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.007 с.)