Органы управления государственными внебюджетными фондами РФ – 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления государственными внебюджетными фондами РФ –



· формирование и расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляют органы

· управления государственными внебюджетными фондами.

Органы управления государственными внебюджетными фондами обладают самостоятельностью в осуществлении полномочий по формированию бюджетов внебюджетных фондов и расходованию средств таких бюджетов. Т.е. они осуществляют полномочия администратора доходов (в том числе главного) и распорядителя бюджетных средств;

Главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета:

Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Полномочия:

§обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

§формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

§ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

§осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

§составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

§вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

§вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

§определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

§формирует государственные (муниципальные) задания;

§обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

§организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

§формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

Главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – осуществляют те же полномочия, что и главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета только в отношении соответствующего внебюджетного фонда РФ;

Главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета:

Главный администратор доходов бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный Банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Полномочия:

* формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

*представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

*представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

*формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

*осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующим бюджетные правоотношения.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Полномочия:

o осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет их взыскание;

o принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ

o принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

o в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета;

Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета:

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Полномочия:

§ формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

§ осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

§ обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;

§ распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;

§ организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

§ формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, организация, имеющие право в соответствии с БК РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджет.

Полномочия:

· осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

· осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

· обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;

· формирует и представляет бюджетную отчетность;

· в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится;

· осуществляет иные бюджетные полномочия

Получатели бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если не установлено иное.

Полномочия:

 составляет и исполняет бюджетную смету;

 принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

 обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

 вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

 ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

 формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

 исполняет иные полномочия

44. Санкции за нарушения бюджетного законодательства.

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех, уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 Бюджетного кодекса РФ.

К ним относятся:

· предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· блокировка расходов;

· изъятие бюджетных средств;

· приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

· наложение штрафа;

· начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 Бюджетного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово— бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 Бюджетного кодекса РФ).

45. Бюджетные фонды: понятие, особенности, виды.

Целевые денежные фонды – это особая форма аккумуляции и расходования денежных средств, направленных на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее важных участках экономического и социального развития.

Основные виды государственных и муниципальных целевых фондов:

1) Целевые бюджетные фонды

2) Государственные внебюджетные фонды

3) Отраслевые (ведомственные) внебюджетные фонды

4) Целевые фонды Правительства РФ и Правительства субъектов РФ.

Особенности:

1 они создаются только компетентными государственными или муниципальными органами. Именно этим прежде всего, целевые государственные и местные денежные фонды, отличаются от негосударственных целевых денежных фондов, выступающих в виде негосударственных некоммерческих организаций.

2 имеют строго определенную цель создания и функционирования. Как правило, в качестве таковой цели может выступать пенсионное обеспечение, финансирование медицинского обслуживания населения, поддержание приоритетных отраслей промышленности и другие.

3 их правовое положение определяется нормативным актом о бюджете соответствующего уровня, положением о соответствующем фонде или иным подзаконным нормативным актом, изданным компетентным органом и определяющим основные условия образования и функционирования фонда.

4 действие фондов ограничивается достижением целей, лежащих в основе их

создания.

Бюджетный фонд – форма денежного фонда, образуемая в соответствии с законодательством РФ. Представляет собой обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства.

В настоящий момент в БК РФ упомянуты следующие бюджетные фонды:

o Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

o Фонд национального благосостояния

o Ведомственные целевые программы

46. Особенности правового положения Фонда национального благосостояния и Инвестиционного фонда.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком РФ.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

· долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

· долговые обязательства международных финансовых организаций;

· депозиты и остатки на банковских счетах в государственной корпорации развития ВЭБ.РФ

· депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в ФЗ.

Правительство РФ в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу и Совет Федерации ежеквартальный и годовой отчет о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.

Инвестиционный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

К инвестиционным фондам относятся инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды).

Инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (за исключением законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации).

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

47. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды: понятие, юридические особенности, роль.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».

Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам — ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению

Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Особенности:

1. Централизованный характер

2. Относятся к обязательным неналоговым платежам

3. Целевая направленность в использовании

4. Возвратность

48. Государственные социальные внебюджетные фонды: система, правовое положение.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

В системе целевых государственных и муниципальных денежных фондов различают государственные внебюджетные фонды, создаваемые соответственно на основании законов РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и подзаконных нормативных актов субъектов РФ.

Среди указанных фондов выделяют внебюджетные фонды социальной и экономической направленности.

Бюджетный кодекс РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных внебюджетных фондов, к которым относятся:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ,

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются форме федеральных законов.

Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов должны быть приняты Государственной Думой РФ

Не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

49. Государственные (муниципальные) предприятия как субъекты финансового права.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий (Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»):

· унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

· унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой совокупность собственных и привлечённых ресурсов.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

§необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

§необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

§необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

§необходимости осуществления научной и научно- технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

§необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

§необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

 если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

 необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта реализации иных стратегических интересов РФ;

 необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

 необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

 необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

 необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

 необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий – это выполнение ими функций по формированию, распределению и использованию денежных фондов предприятий в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач, обусловленных статусом и полномочиями.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия и ответственность:

Руководитель унитарного предприятия должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

50. Государственные корпорации (компании) как субъекты финансового права.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Среди наиболее крупных в настоящий момент следует выделить:

Государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Государственная корпорация «Роснано».

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

В соответствии с федеральными законами, учреждающими госкорпорации, последние получают от государства финансовые ресурсы в виде:

1) бюджетных средств. Следует отметить, что они получают средства в разовом порядке при создании госкорпораций, а часто и на основе финансирования.

2) в ряде случаев государство передает корпорации имущественные комплексы государственных унитарных предприятий, составной частью которых, как известно, являются государственные финансы.

3) специальные резервные фонды госкорпорации "Росатом" формируются за счет отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.

4) между госкорпорацией и бюджетом возникают налоговые правоотношения, так как последний является субъектом налогового права.

В целом, можно сказать, что финансы госкорпораций представляют собой комплексный финансово-правовой институт, регулируемый нормами бюджетного, налогового права, а также специальными нормами, определяющими правовой режим госкорпорации.

51. Налоговое право и налоговое правоотношение. Источники налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансового права. В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при

1. установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ;

2. осуществлении налогового контроля;

3. обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

4. привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Налоговое право — это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение – это общественные правоотношения, урегулированные нормами налогового права, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов и страховых взносов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Характерные признаки общие с другими правоотношениями:

1. Н. Правоотношения возникают и прекращаются на основе правовых норм

2. Субъекты налоговых правоотношений именуются субъективные права и юридические обязанности

3. Н. правоотношениям присущ волевой характер со стороны государства и волеизъявление других субъектов

4. Охраняются государством

5. Субъекты налоговых правоотношений конкретизированы с определением налоговых черт.

Отличие налоговых правоотношений:

1. Возникают в процессе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, страховых взносов, осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов и привлечению к налоговой ответственности

2. Связаны с денежными платежами в государственную и муниципальную казну

3. Одна из сторон всегда государство либо муниципальное образование.

Основное содержание налогового правоотношения: обязанность налогоплательщика, плательщика сборов или плательщика страховых взносов внести в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ налог или сбор в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, и обязанность уполномоченных органов обеспечить уплату налогов, сборов, страховых взносов.

Налогоплательщик, как одна из сторон налогового правоотношения находится во властном подчинении другой стороне (налоговому или таможенному органу) обязанность налогоплательщика вытекает их решений органов местного самоуправления или законов о налогах и сборах без встречного обязательства государства - этого публично-правовая обязанность.

Налоговые отношения возникают между налогоплательщиком и кредитной организацией при исполнении платежей. Бюджетные отношения – это отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налога на бюджетные счета кредитных организаций.

Источники НП: КРФ, Международные договоры и соглашения, ФЗ – НК РФ, Законы субъектов и ОМСУ. Акты исполнительных органов ГВ не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Акты КС РФ оказывают значительное влияние на формирование источников НП.

52. Налоги: понятие, юридические особенности, роль.

Понятие налога сформулировано в статье 8 НК РФ, в соответствии с которой: Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В данном определении обязательность рассматривается как непосредственную юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность подразумевает, что уплаченные платежи не возвращаются обратно к плательщику в виде тех же денежных сумм.

Денежный характер – налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

Публичное предназначение – необходимость налогов для обеспечения расходов государства.

Роль налогов отражается в их функциях налога:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.116 с.)