Чтение по строфам с устным рисованием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение по строфам с устным рисованием.

Слайд №1

МАСТЕР - КЛАСС

«Выразительное чтение.

Эффективные приемы работы

Над поэтическими текстами».

Слайд №2

Однажды правитель решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

– Подданные мои, – обратился к ним правитель. – У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.

Он подвел присутствующих к воротам с висящим на них громадным дверным замком, таких размеров замка еще никто никогда не видывал.

– Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем королевстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил правитель.

Одни только покачали головой. Другие стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Третьи подумали, что раз не удалось другим, то и им ничего не остается, как тоже признаться, что эта задача им не по плечу.

Лишь один из оставшихся подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его.

И, о чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.

Тогда правитель объявил:

– Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы, и не боишься сделать попытку.

Нам, учителям, работающим по ФГОС тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения.

Слайд №3

«Прежде чем научиться читать

 стихи вслух для других людей,

Нужно научиться читать

 их для себя».

                   Я. Смоленский

Сегодня на мастер-классе «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы над поэтическими текстами». Я хочу рассказать вам, как мы работаетна уроке над поэтическими произведениями. Мы рассмотрим несколько этапов работы с поэтическим текстом.

«Как научиться читать стихи выразительно»

Слайд №4

Урок с поэтическим произведением, я начинаю со слов

Поэзия – это искусство.

Поэзия звучит как музыка.

Поэзия – когда видишь прекрасное.

Поэзия это рисование словами.

И на уроках мы начинаем открывать эти грани поэзии.

Слайд №5

В стихотворной форме обязательно нужно соблюдать правила чтения. Эти правила, мы так же повторяем на уроках.

 

 

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.

Слайд № 6-7

2. Первичное восприятие. (Чтение учителем или аудио или видео материал)

Цель - донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Первичное восприятие должно оставить эмоциональный след в душе ученика, поэтому необходим образец чтения.

Поэзия как музыка. На уроке, я предлагаю ученикам прослушать стихотворение: либо я его читаю сама, либо даю прослушать аудио запись. Чтение сопровождается музыкой или определёнными звуками.

 

Слайд №8-9

Строфа

На картине я нарисую лето

Я вижу (какое?) … небо. (Голубое)

Солнце (что делает)… (Ярко светит)

Дует (какой?)… ветер (Тёплый ветер)

Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, голубой)

2 строфа

Как мы понимаем слова «Золотом облиты» (освещены солнечными лучами)

Кругом (какие?) … цветы и травы.(Цветы яркие, разноцветны. Травы золотистые, яркие.)

Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, красный.

3 строфа

В воздухе слышно пение (кого?)…

Я думаю что на картине нарисован (кто?)….

Где (он) сидит…

Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, серый, коричневый, белый)

Слайд №14-16

После прочтения и словесного рисования учителям предлагается выбрать соответствующие картины для каждой строфы. (Для луга даются две картины.Они должны аргументировать свой выбор.)

 

Слайд №17

Средства речевой выразительности помогают достичь конечной цели чтеца.

Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.

Слайд №18

Работа над основными компонентами интонации.

Для того чтобы учащиеся сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному.

 

Наиболее серьёзным недочётом в практике педагогов, даже опытных, является отсутствие на уроке работы над тембром речи и расстановкой пауз и логического ударения в стихотворении. А это очень важно, так как именно на этом этапе закладываются умения выразительного чтения.

 

Слайд №19

На уроках чтения я часто использую приём, который называется «Словарь настроений». Из списка слов, помещённых на доску (радостное, грустное, светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное) и т. д., дети выбирают те, которые соответствуют настроению произведения, либо их собственному настроению после чтения стихотворения. Использую «Словарь настроений» на разных этапах урока: проверки восприятия, анализа произведения, при работе над интонацией, в зависимости от конкретной задачи урока.

 

Слайд № 20

Литературным произношением.

На каждом уроке поэтического чтения я стараюсь отрабатывать литературным произношением. Использую для этого опорную схему: Учащимся даётся два текста, один текст с орфографическим текстом т.е. текст написан с соблюдением всех орфограмм, проще говоря, без ошибок. Второй текст – с литературным произношением т.е. с ошибками.

 

Слайд №21

При чтении поэтического текста необходимо соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала? Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка.

Обязательно каждую строфу читаем орфографическим и затем литературным произношение. И делаем вывод, что литературное прочтение более мелодичное и слова произносятся мягче.

Слайд №22

Мои ученики называют эту работу составлением «партитуры стихотворения» также как и в музыке. Это трудоёмкий и длительный этап урока, но очень значимый.

Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения.

Слайд №23

Партитурные знаки – это пометки, определяющие паузы, ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы.

Разметить стихотворение этими условными знаками – значит составить партитуру стихотворения.

Слайд №24

Для работы над тембром речи можно использовать музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. Громкое, тихое или ровное чтение.

 

 Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых).

Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения:

1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (//), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (/); 

2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую(/), если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения(//).

3) в конце строфы, при многоточии, иногда при смысловом ударении делаем паузу подлиннее. (///)

 

Учащиеся под руководством учителя расставляют паузы карандашом в учебнике, а затем медленно читают текст, соблюдая паузы. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе(строковая пауза), которую многие ученики, да и учителя, в своем чтении не соблюдают. Строфа в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.

 

 При постановке логических ударений в тексте ставлю перед детьми задачу - попытаться найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логически ударных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки. Однако учет только смыслового значения не всегда позволяет правильно выделить логически ударное слово или сочетание слов.

Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.).

Слайд №25-29 Партитура стихотворения(пример)

 

 

 

Практическая часть.

Слайд №30-33

(Видео с урока.Чтение и обыгрывание поэтического текста)

 

Слайд №34

И, наверное, самый интересный этап урока - это задание на дом. Здесь простор для фантазии учителя.

1. Научиться читать выразительнее, чем на уроке.

2. Выучить наизусть, пользуясь “Памяткой”.

3. Выучить или читать выразительно, т.к на следующем уроке у нас будет конкурс чтецов.

4. Нарисовать иллюстрации к произведению.

5. Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).

6. Создать иллюстрации к данному стихотворению.

7. Подготовиться к чтению в парах (выразительно или наизусть) и т.д.

Слайд №35

Подводя итог, хочу отметить, что целенаправленная работа над стихотворными произведениями дает свои результаты. Удивительно, но факт: интерес к чтению появляется даже у тех учеников, которые отнюдь не отличаются хорошим поведением и особым прилежанием к учебе.

 

Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое «я», учит анализу художественного произведения, развивает речь учащихся и мышление; дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Всё лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Не просто всё – гляди:

Везде ряды замков висят

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте,

Один лишь ключ, что у меня,

Замки отроют те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те – книг ряды,

Мой ключ – уметь читать.

                               Е. Федорин.

 

Памятка

«Как научиться читать стихи»

«Прежде чем научиться читать

 стихи вслух для других людей,

Нужно научиться читать

 их для себя».

                                                                         Я. Смоленский

Слайд №1

МАСТЕР - КЛАСС

«Выразительное чтение.

Эффективные приемы работы

Над поэтическими текстами».

Слайд №2

Однажды правитель решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

– Подданные мои, – обратился к ним правитель. – У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.

Он подвел присутствующих к воротам с висящим на них громадным дверным замком, таких размеров замка еще никто никогда не видывал.

– Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем королевстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил правитель.

Одни только покачали головой. Другие стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Третьи подумали, что раз не удалось другим, то и им ничего не остается, как тоже признаться, что эта задача им не по плечу.

Лишь один из оставшихся подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его.

И, о чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.

Тогда правитель объявил:

– Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы, и не боишься сделать попытку.

Нам, учителям, работающим по ФГОС тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения.

Слайд №3

«Прежде чем научиться читать

 стихи вслух для других людей,

Нужно научиться читать

 их для себя».

                   Я. Смоленский

Сегодня на мастер-классе «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы над поэтическими текстами». Я хочу рассказать вам, как мы работаетна уроке над поэтическими произведениями. Мы рассмотрим несколько этапов работы с поэтическим текстом.

«Как научиться читать стихи выразительно»

Слайд №4

Урок с поэтическим произведением, я начинаю со слов

Поэзия – это искусство.

Поэзия звучит как музыка.

Поэзия – когда видишь прекрасное.

Поэзия это рисование словами.

И на уроках мы начинаем открывать эти грани поэзии.

Слайд №5

В стихотворной форме обязательно нужно соблюдать правила чтения. Эти правила, мы так же повторяем на уроках.

 

 

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.

Слайд № 6-7

2. Первичное восприятие. (Чтение учителем или аудио или видео материал)

Цель - донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Первичное восприятие должно оставить эмоциональный след в душе ученика, поэтому необходим образец чтения.

Поэзия как музыка. На уроке, я предлагаю ученикам прослушать стихотворение: либо я его читаю сама, либо даю прослушать аудио запись. Чтение сопровождается музыкой или определёнными звуками.

 

Слайд №8-9

Чтение по строфам с устным рисованием.

После самостоятельного прочтения, я предлагаю ученикам стать художниками. Прочитывая по строфам (читаем медленно с орфографическим прочтение), им предлагается словесно нарисовать картину: что будет изображено на картине, какими красками мы нарисуем, какие запахи или звуки мы можем услышать и т.д.

Практическая работа с учителями.

Они выполняют роль учеников.

Слайд №11-13

Строфа

На картине я нарисую лето

Я вижу (какое?) … небо. (Голубое)

Солнце (что делает)… (Ярко светит)

Дует (какой?)… ветер (Тёплый ветер)

Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, голубой)

2 строфа

Как мы понимаем слова «Золотом облиты» (освещены солнечными лучами)

Кругом (какие?) … цветы и травы.(Цветы яркие, разноцветны. Травы золотистые, яркие.)

Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, красный.

3 строфа

В воздухе слышно пение (кого?)…

Я думаю что на картине нарисован (кто?)….

Где (он) сидит…

Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, серый, коричневый, белый)

Слайд №14-16

После прочтения и словесного рисования учителям предлагается выбрать соответствующие картины для каждой строфы. (Для луга даются две картины.Они должны аргументировать свой выбор.)

 

Слайд №17

Средства речевой выразительности помогают достичь конечной цели чтеца.

Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.

Слайд №18

Работа над основными компонентами интонации.

Для того чтобы учащиеся сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному.

 

Наиболее серьёзным недочётом в практике педагогов, даже опытных, является отсутствие на уроке работы над тембром речи и расстановкой пауз и логического ударения в стихотворении. А это очень важно, так как именно на этом этапе закладываются умения выразительного чтения.

 

Слайд №19

На уроках чтения я часто использую приём, который называется «Словарь настроений». Из списка слов, помещённых на доску (радостное, грустное, светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное) и т. д., дети выбирают те, которые соответствуют настроению произведения, либо их собственному настроению после чтения стихотворения. Использую «Словарь настроений» на разных этапах урока: проверки восприятия, анализа произведения, при работе над интонацией, в зависимости от конкретной задачи урока.

 

Слайд № 20

Литературным произношением.

На каждом уроке поэтического чтения я стараюсь отрабатывать литературным произношением. Использую для этого опорную схему: Учащимся даётся два текста, один текст с орфографическим текстом т.е. текст написан с соблюдением всех орфограмм, проще говоря, без ошибок. Второй текст – с литературным произношением т.е. с ошибками.

 

Слайд №21

При чтении поэтического текста необходимо соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала? Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка.

Обязательно каждую строфу читаем орфографическим и затем литературным произношение. И делаем вывод, что литературное прочтение более мелодичное и слова произносятся мягче.

Слайд №22

Мои ученики называют эту работу составлением «партитуры стихотворения» также как и в музыке. Это трудоёмкий и длительный этап урока, но очень значимый.

Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения.

Слайд №23

Партитурные знаки – это пометки, определяющие паузы, ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы.

Разметить стихотворение этими условными знаками – значит составить партитуру стихотворения.

Слайд №24

Для работы над тембром речи можно использовать музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. Громкое, тихое или ровное чтение.

 

 Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых).

Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения:

1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (//), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (/); 

2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую(/), если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения(//).

3) в конце строфы, при многоточии, иногда при смысловом ударении делаем паузу подлиннее. (///)

 

Учащиеся под руководством учителя расставляют паузы карандашом в учебнике, а затем медленно читают текст, соблюдая паузы. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе(строковая пауза), которую многие ученики, да и учителя, в своем чтении не соблюдают. Строфа в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.

 

 При постановке логических ударений в тексте ставлю перед детьми задачу - попытаться найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логически ударных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки. Однако учет только смыслового значения не всегда позволяет правильно выделить логически ударное слово или сочетание слов.

Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.).

Слайд №25-29 Партитура стихотворения(пример)

 

 

 

Практическая часть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.014 с.)