Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение по строфам с устным рисованием.
Слайд №1 МАСТЕР - КЛАСС «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы Над поэтическими текстами». Слайд №2 Однажды правитель решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. – Подданные мои, – обратился к ним правитель. – У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее. Он подвел присутствующих к воротам с висящим на них громадным дверным замком, таких размеров замка еще никто никогда не видывал. – Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем королевстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил правитель. Одни только покачали головой. Другие стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Третьи подумали, что раз не удалось другим, то и им ничего не остается, как тоже признаться, что эта задача им не по плечу. Лишь один из оставшихся подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. И, о чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда правитель объявил: – Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы, и не боишься сделать попытку. Нам, учителям, работающим по ФГОС тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий. Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения. Слайд №3 «Прежде чем научиться читать стихи вслух для других людей, Нужно научиться читать их для себя». Я. Смоленский Сегодня на мастер-классе «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы над поэтическими текстами». Я хочу рассказать вам, как мы работаетна уроке над поэтическими произведениями. Мы рассмотрим несколько этапов работы с поэтическим текстом.
«Как научиться читать стихи выразительно» Слайд №4 Урок с поэтическим произведением, я начинаю со слов Поэзия – это искусство. Поэзия звучит как музыка. Поэзия – когда видишь прекрасное. Поэзия это рисование словами. И на уроках мы начинаем открывать эти грани поэзии. Слайд №5 В стихотворной форме обязательно нужно соблюдать правила чтения. Эти правила, мы так же повторяем на уроках.
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим. Слайд № 6-7 2. Первичное восприятие. (Чтение учителем или аудио или видео материал) Цель - донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Первичное восприятие должно оставить эмоциональный след в душе ученика, поэтому необходим образец чтения. Поэзия как музыка. На уроке, я предлагаю ученикам прослушать стихотворение: либо я его читаю сама, либо даю прослушать аудио запись. Чтение сопровождается музыкой или определёнными звуками.
Слайд №8-9 Строфа На картине я нарисую лето Я вижу (какое?) … небо. (Голубое) Солнце (что делает)… (Ярко светит) Дует (какой?)… ветер (Тёплый ветер) Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, голубой) 2 строфа Как мы понимаем слова «Золотом облиты» (освещены солнечными лучами) Кругом (какие?) … цветы и травы.(Цветы яркие, разноцветны. Травы золотистые, яркие.) Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, красный. 3 строфа В воздухе слышно пение (кого?)… Я думаю что на картине нарисован (кто?)…. Где (он) сидит… Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, серый, коричневый, белый) Слайд №14-16 После прочтения и словесного рисования учителям предлагается выбрать соответствующие картины для каждой строфы. (Для луга даются две картины.Они должны аргументировать свой выбор.)
Слайд №17 Средства речевой выразительности помогают достичь конечной цели чтеца. Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.
Слайд №18 Работа над основными компонентами интонации. Для того чтобы учащиеся сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному.
Наиболее серьёзным недочётом в практике педагогов, даже опытных, является отсутствие на уроке работы над тембром речи и расстановкой пауз и логического ударения в стихотворении. А это очень важно, так как именно на этом этапе закладываются умения выразительного чтения.
Слайд №19 На уроках чтения я часто использую приём, который называется «Словарь настроений». Из списка слов, помещённых на доску (радостное, грустное, светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное) и т. д., дети выбирают те, которые соответствуют настроению произведения, либо их собственному настроению после чтения стихотворения. Использую «Словарь настроений» на разных этапах урока: проверки восприятия, анализа произведения, при работе над интонацией, в зависимости от конкретной задачи урока.
Слайд № 20 Литературным произношением. На каждом уроке поэтического чтения я стараюсь отрабатывать литературным произношением. Использую для этого опорную схему: Учащимся даётся два текста, один текст с орфографическим текстом т.е. текст написан с соблюдением всех орфограмм, проще говоря, без ошибок. Второй текст – с литературным произношением т.е. с ошибками.
Слайд №21 При чтении поэтического текста необходимо соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала? Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка. Обязательно каждую строфу читаем орфографическим и затем литературным произношение. И делаем вывод, что литературное прочтение более мелодичное и слова произносятся мягче. Слайд №22 Мои ученики называют эту работу составлением «партитуры стихотворения» также как и в музыке. Это трудоёмкий и длительный этап урока, но очень значимый. Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения. Слайд №23 Партитурные знаки – это пометки, определяющие паузы, ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы. Разметить стихотворение этими условными знаками – значит составить партитуру стихотворения. Слайд №24 Для работы над тембром речи можно использовать музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. Громкое, тихое или ровное чтение.
Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых). Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения:
1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (//), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (/); 2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую(/), если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения(//). 3) в конце строфы, при многоточии, иногда при смысловом ударении делаем паузу подлиннее. (///)
Учащиеся под руководством учителя расставляют паузы карандашом в учебнике, а затем медленно читают текст, соблюдая паузы. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе(строковая пауза), которую многие ученики, да и учителя, в своем чтении не соблюдают. Строфа в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.
При постановке логических ударений в тексте ставлю перед детьми задачу - попытаться найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логически ударных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки. Однако учет только смыслового значения не всегда позволяет правильно выделить логически ударное слово или сочетание слов. Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.). Слайд №25-29 Партитура стихотворения(пример)
Практическая часть. Слайд №30-33 (Видео с урока.Чтение и обыгрывание поэтического текста)
Слайд №34 И, наверное, самый интересный этап урока - это задание на дом. Здесь простор для фантазии учителя. 1. Научиться читать выразительнее, чем на уроке. 2. Выучить наизусть, пользуясь “Памяткой”. 3. Выучить или читать выразительно, т.к на следующем уроке у нас будет конкурс чтецов. 4. Нарисовать иллюстрации к произведению. 5. Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм). 6. Создать иллюстрации к данному стихотворению. 7. Подготовиться к чтению в парах (выразительно или наизусть) и т.д. Слайд №35 Подводя итог, хочу отметить, что целенаправленная работа над стихотворными произведениями дает свои результаты. Удивительно, но факт: интерес к чтению появляется даже у тех учеников, которые отнюдь не отличаются хорошим поведением и особым прилежанием к учебе.
Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое «я», учит анализу художественного произведения, развивает речь учащихся и мышление; дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.
Я знаю клад. Там сундуков С богатствами не счесть! Из стран из всех, из всех веков Всё лучшее в них есть. Клад на виду, да только взять Не просто всё – гляди: Везде ряды замков висят Снаружи и внутри. И связками ключей звеня, Тут не помочь мечте, Один лишь ключ, что у меня, Замки отроют те. Бери мой ключ! С ним можешь ты Своим весь клад считать, Ведь сундуки те – книг ряды, Мой ключ – уметь читать. Е. Федорин.
Памятка «Как научиться читать стихи» «Прежде чем научиться читать стихи вслух для других людей, Нужно научиться читать их для себя». Я. Смоленский Слайд №1 МАСТЕР - КЛАСС «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы Над поэтическими текстами». Слайд №2 Однажды правитель решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. – Подданные мои, – обратился к ним правитель. – У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее. Он подвел присутствующих к воротам с висящим на них громадным дверным замком, таких размеров замка еще никто никогда не видывал. – Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем королевстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил правитель. Одни только покачали головой. Другие стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Третьи подумали, что раз не удалось другим, то и им ничего не остается, как тоже признаться, что эта задача им не по плечу. Лишь один из оставшихся подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. И, о чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда правитель объявил: – Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы, и не боишься сделать попытку. Нам, учителям, работающим по ФГОС тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий. Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения. Слайд №3 «Прежде чем научиться читать стихи вслух для других людей, Нужно научиться читать их для себя». Я. Смоленский
Сегодня на мастер-классе «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы над поэтическими текстами». Я хочу рассказать вам, как мы работаетна уроке над поэтическими произведениями. Мы рассмотрим несколько этапов работы с поэтическим текстом. «Как научиться читать стихи выразительно» Слайд №4 Урок с поэтическим произведением, я начинаю со слов Поэзия – это искусство. Поэзия звучит как музыка. Поэзия – когда видишь прекрасное. Поэзия это рисование словами. И на уроках мы начинаем открывать эти грани поэзии. Слайд №5 В стихотворной форме обязательно нужно соблюдать правила чтения. Эти правила, мы так же повторяем на уроках.
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим. Слайд № 6-7 2. Первичное восприятие. (Чтение учителем или аудио или видео материал) Цель - донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Первичное восприятие должно оставить эмоциональный след в душе ученика, поэтому необходим образец чтения. Поэзия как музыка. На уроке, я предлагаю ученикам прослушать стихотворение: либо я его читаю сама, либо даю прослушать аудио запись. Чтение сопровождается музыкой или определёнными звуками.
Слайд №8-9 Чтение по строфам с устным рисованием. После самостоятельного прочтения, я предлагаю ученикам стать художниками. Прочитывая по строфам (читаем медленно с орфографическим прочтение), им предлагается словесно нарисовать картину: что будет изображено на картине, какими красками мы нарисуем, какие запахи или звуки мы можем услышать и т.д. Практическая работа с учителями. Они выполняют роль учеников. Слайд №11-13 Строфа На картине я нарисую лето Я вижу (какое?) … небо. (Голубое) Солнце (что делает)… (Ярко светит) Дует (какой?)… ветер (Тёплый ветер) Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, голубой) 2 строфа Как мы понимаем слова «Золотом облиты» (освещены солнечными лучами) Кругом (какие?) … цветы и травы.(Цветы яркие, разноцветны. Травы золотистые, яркие.) Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, красный. 3 строфа В воздухе слышно пение (кого?)… Я думаю что на картине нарисован (кто?)…. Где (он) сидит… Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, серый, коричневый, белый) Слайд №14-16 После прочтения и словесного рисования учителям предлагается выбрать соответствующие картины для каждой строфы. (Для луга даются две картины.Они должны аргументировать свой выбор.)
Слайд №17 Средства речевой выразительности помогают достичь конечной цели чтеца. Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель. Слайд №18 Работа над основными компонентами интонации. Для того чтобы учащиеся сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному.
Наиболее серьёзным недочётом в практике педагогов, даже опытных, является отсутствие на уроке работы над тембром речи и расстановкой пауз и логического ударения в стихотворении. А это очень важно, так как именно на этом этапе закладываются умения выразительного чтения.
Слайд №19 На уроках чтения я часто использую приём, который называется «Словарь настроений». Из списка слов, помещённых на доску (радостное, грустное, светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное) и т. д., дети выбирают те, которые соответствуют настроению произведения, либо их собственному настроению после чтения стихотворения. Использую «Словарь настроений» на разных этапах урока: проверки восприятия, анализа произведения, при работе над интонацией, в зависимости от конкретной задачи урока.
Слайд № 20 Литературным произношением. На каждом уроке поэтического чтения я стараюсь отрабатывать литературным произношением. Использую для этого опорную схему: Учащимся даётся два текста, один текст с орфографическим текстом т.е. текст написан с соблюдением всех орфограмм, проще говоря, без ошибок. Второй текст – с литературным произношением т.е. с ошибками.
Слайд №21 При чтении поэтического текста необходимо соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала? Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка. Обязательно каждую строфу читаем орфографическим и затем литературным произношение. И делаем вывод, что литературное прочтение более мелодичное и слова произносятся мягче. Слайд №22 Мои ученики называют эту работу составлением «партитуры стихотворения» также как и в музыке. Это трудоёмкий и длительный этап урока, но очень значимый. Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения. Слайд №23 Партитурные знаки – это пометки, определяющие паузы, ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы. Разметить стихотворение этими условными знаками – значит составить партитуру стихотворения. Слайд №24 Для работы над тембром речи можно использовать музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. Громкое, тихое или ровное чтение.
Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых). Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения: 1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (//), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (/); 2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую(/), если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения(//). 3) в конце строфы, при многоточии, иногда при смысловом ударении делаем паузу подлиннее. (///)
Учащиеся под руководством учителя расставляют паузы карандашом в учебнике, а затем медленно читают текст, соблюдая паузы. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе(строковая пауза), которую многие ученики, да и учителя, в своем чтении не соблюдают. Строфа в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.
При постановке логических ударений в тексте ставлю перед детьми задачу - попытаться найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логически ударных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки. Однако учет только смыслового значения не всегда позволяет правильно выделить логически ударное слово или сочетание слов. Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.). Слайд №25-29 Партитура стихотворения(пример)
Практическая часть.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.014 с.) |