Предмет, метод и периодизация курса ИГПР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и периодизация курса ИГПР



Научные теории о происхождении Древнерусского государства.

1. Теория государственной школы:

Западники (Кавелин, Огарев, Белинский)

Славянофилы (Беляев, Хомяков, Аксаков)

2. Земская теория (Владимирский-Буданов): ДРГ сформировалось благодаря союзу трех элементов: монархического в лице князя, аристократического (княжеский совет), демократического (вече).

3. Торговая теория (Ключевский): Решающая роль отводится внешней торговле.

4. Славянская теория (Нестор).

5. Договорная теория (Сергеевич).

6. Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер): Славяне к IX в. оставались дикими неразвитыми племенами, не знавшими ни земледелия, ни скотоводства, и только варяги, придя на русскую землю, смогли сформировать государство.

 

Норманская теория.

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта «теория» была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бесспорны также взаимосвязи между варягами (норманнами – от сканд. «человек севера») и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою – и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является «аргумент» норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древне-шведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор» (верная дружина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен (все это) характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – страна несметных богатств.

 

Общественный строй ДРГ

Феодалы: князья, бояре, купцы, духовенство

Зависимое население: холопы, закупы, изгои, смерды, рядовичи

 

 

Общественные отношения строились на основе вассалитета-сюзеренитета.

Важнейшая привилегии феодала - иммунитет от произвола местных чиновников (самостоятельный сбор налогов, самостоятельно судить подвластное население)

Холоп - не субъект права

Источники холопства:

⁃ рождение от рабы

⁃ брак с рабыней

⁃ совершение преступления (убийство или кража коня, поджог)

⁃ злостное банкротство

⁃ военный плен

⁃ поступление в ключники без договора

Закупы - крестьяне, взявшие в долг и обязанные работать на земле господина (имеет право владеть имуществом)

Изгои - изданные из общины крестьяне

Рядовичи - крестьяне, заключившие договор

Смерды - свободные крестьяне-общинники, несут военную службу князя

Люди - свободное население

Кравчий - заведующий продовольствием

 

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю-экономическая основа феодализма. Соответственно складываются основные класса феодального общества феодалы и феодально зависимое крестьяне.

1. Феодалы (от «феод» - земельный надел): князья, представители великокняжеской династиистаршая дружины (бояре и мужи)

2. Духовенство (постепенно приобретают землю, князья жалуют десятую часть доходов с населения и иные доходы.)

3. Младшая дружина и слуги княжеские и боярские (формировались из вольных людей и выслуживались перед господином)

4. Купцы.

Главной привилегией феодалов являлось право иммунитета(жаловалось князем за особые заслуги), позволяющее самостоятельно собирать налог с подвластного населения, судить его и судиться судом великого князя, право н землю и эксплуатацию крестьян.

Феодально-зависимое население:

* Холопы – не субъекты права.

Источники холопства: Рождение от рабы. Женитьба на рабе. Злостное банкротство. Совершение преступления (поджог, убийство или кража коня). Бегство закупа от господина. Военный плен. Поступление в ключники без договора. Самопродажа.

· * Закупы – крестьяне, взявшие в долг и обязанные работать на земле господина. (Труд закупа не идет в счет оплаты долго. Нельзя отдавать в холопы и безнаказанно отнять имущество. Имеет право владеть имуществом. Может жаловаться князю на произвол господина.

· * Челядь – низшие дворцовые слуги, фактически рабы.

· * Рядовичи – заключившие договор с господином.

· * Смерды – лично свободные крестьяне-общинники, уплачивающие дань и обязанные нести военную службу, жившие общинами-вервями, которые имели территориальный характер и были связаны круговой порукой, системой взаимопомощи. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

· * изгои (человек, вышедший из общины)

· *Городское население в древнерусском государстве было свободнее крестьян.

Холопы и челядь они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала (если он совершал кражу, то платил господин). Однако холопы на Руси не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьян к земле и личности феодала.

Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу. Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие. Свободные

общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.

 

Русская Правда.

Изучение Русской Правды началось еще со времени Татищева, который обратил внимание на этот важней­ший памятник древнейшего русского права в 1736г.

Особенности права:

1. Ярко выраженный феодальный характер, кодекс феодального права.

2. Кровная месть постепенно вытесняется денежными штрафами.

3. Отсутствует четкое разграничение между уголовными преступлениями и гражданскими правонарушениями.

4.Закрепление социального неравенства, товарно-денежный отношений и устройство феодальных вотчин.

Основные редакции Русской Правды:

1. Краткая (XI в.) – 43 статьи:

· Правда Ярослава.

· Правда Ярославичей.

2. Пространная (XII в.) – 121 статья:

· Устав Ярослава.

· Устав Владимира Мономаха.

3. Сокращенная (XV в.)

 

Судебная система в 18 веке.

При Петре 1 делаются первые попытки отделить суд от администрации. С этой целью на местах создаются надворные и нижние суды, подчиненные Юстиц-коллегии. Они рассматривали уголовные и гражданские дела.

Кроме того, Пётр 1 создаёт военный суд из двух инстанций, духовный суд. Все эти суды находились под контролем административных органов, губернаторов и полностью отделить суд от администрации так и не удалось, так как судебная функция сохранялась у многих административных органов.

В конце правления Петра 1 были ликвидированы суды, а после его смерти и надворные суды. Их функции перешли к губернаторам и воеводам. в 1775 году Екатерина 2 по Учреждению о губерниях создаёт сословные суды. Для дворян уездный суд(состоял из уездного судьи и двух заседателей) и верхний земский суд в каждой губернии. Земский суд состоял из двух департаментов-уголовного и гражданского, председателя и пяти заседателей, которые избирались дворянами губернии.

Для горожан первой инстанцией был городской магистрат, вторая инстанция-губернский магистрат-состояла из председателя и 3 выборных заседателей.

Для крестьян создавалась верхняя и нижняя расправа выборная из крестьян-один судья и восемь заседателей и верхняя расправа-председатель и 5 выборных от крестьян.

В каждой из губерний создавались совестные суды, состоявшие из совестного судьи и 6 заседателей(выборных от сословий).Совестные суды рассматривали гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные-по делам умалишенных, малолетних, о колдовстве, жалобы на незаконное содержание в тюрьме. Совестные суды при вынесении решения руководствовались «естественной справедливостью».

Над всеми судебными местами в качестве ревизионной и апелляционной инстанции стояли две палаты уголовного и гражданского суда. Высшим судебным органом был Сенат-высшая апелляционная и ревизионная инстанция.

 

Полиция в 18 веке

При Петре 1 Россия становится полицейским государством. В первой четверти 18 века начинается создание регулярной полиции. В 1718 году учреждается должность генерал - полицмейстера в Петербурге, а затем в Москве. При них действовали полицмейстерские канцелярии, в состав которых входили воинские команды, канцелярские служители, офицеры, колодничьи палаты, где содержались задержанные. Полицмейстерам подчинялись все полицейские чины и учреждения города.

С 1733 года регулярная полиция стала создаваться в провинциальных городах и губерниях. Все полицейские органы подчинялись генерал - полицмейстеру. Совершенствовалась система полицейских учреждений, рос их численный состав.

Екатерина 2 для совершенствования полицейской системы в 1782 году создаёт Управу Благочиния - новый полицейский орган. В Уставе Управы благочиния определялось устройство полицейской службы в городах.

Каждый город делился на части, во главе которых стоял частный пристав, и кварталы во главе с квартальным надзирателем и квартальным поручиком. Они подчинялись Управе благочиния- высшему органу полицейского надзора.

В ведении полиции были все преступления, кроме политических, правонарушения, связанные с подчинением полиции, нарушением общественного порядка, порядка управления, суда, а также собственно уголовные преступления против личности. Имущества и т.д. Полиция отвечала за состояние дорог в городах, чистоту на улицах, освещение улиц, пожарное дело, вела борьбу с праздношатающимися. Полиция должна была знать о средствах существования иностранцев и лиц, не имеющих в городах постоянного места жительства. Содержание громоздкого полицейского аппарата стоило дорого, в 1797 году оно было возложено на население.

Прокуратура в 18 веке

В 1722 году Пётр 1 вводит должность генерал-прокурора. Он подчинялся только императору. Он осуществлял контроль в государстве за Сенатом. Должности прокуроров были введены в коллегиях и надворных судах. Ежемесячно прокуроры коллегий и надворных судов отправляли на имя генерал-прокурора отчёты о числе и характере рассмотренных дел и принятых решениях. Прокурорам были починены фискалы, они стали отчитываться перед прокурорами, а затем по мере укрепления прокуратуры должности фискалов были упразднены.

По Учреждению для управления губерний 1775 года в губерниях назначались прокуроры и стряпчие казенных и уголовных дел. Такие же должности вводились в верхнем земском суде, при губернском магистрате и верхней расправе. На свои должности прокуроры губерний, верхнего земского суда, магистрата и верхней расправы назначались Сенатом по предложению генерал-прокурора, а губернские стряпчие-только Сенатом. Они подчинялись, с одной стороны, генерал-губернатору, а с другой –генерал-прокурору.

Земская реформа 1864 г.

В 1864 г. было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. - Городовое положение.

Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись выборными органами.

Выборы гласных в собрания проходили по трем куриям:

· уездных землевладельцев,

· городских обществ и крестьян

Для участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по сословному принципу.

Для крестьян был установлен очень сложный порядок выборов:

- трехстепенный - для выборов гласных в уездные земские собрания

- четырехстепенный - в губернские

- Крестьяне избирали одного представителя от 10 дворов на волостной сход, волостной сход избирал выборщиков, в выборщики от волостей на своем уездном избирательном собрании избирали земских гласных.

- В уездных земских собраниях дворянам принадлежало 42% всех мест, крестьянам - 38%, купцам, промьшленникам и мещанам - 20-25%.

- В губернскихсобраниях процент гласных от дворян был значительно выше. И земские собрания (земства), и земские управы1 избирались на три года.

- Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена.

Как указывалось в Положении, к их ведению относились "местные хозяйственные пользы и нужды: благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и т.д.

Земства были поставлены под контроль правительственной администрации, имевшей право отмены всякого постановления земства в случае его противоречия законам или общим государственным интересам. Однако, несмотря на это, создание земств способствовало

привлечению либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению вопросов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохранения и просвещения.

 

Городская реформа 1870 г.

Городовое положение 1870 г. вводило новое городское самоуправление: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу во главе с городским головой. Выборы в городскую думу строились на основе имущественного ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались плательщики городских налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари и многое другое к выборам не допускались. Положение и компетенция городских органов самоуправления определялись одинаково с земскими. Городские органы самоуправления, так же как и земские, находились под постоянным контролем со стороны администрации - органов министерства внутренних дел, губернаторов. Однако, несмотря на ограниченность прав земского и юродского самоуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число гласных от дворян и поставить его под больший контроль администрации. В годы реакции (80-90-е годы) были приняты так называемые контрреформы, направленные на достижение указанной цели.

 

Предмет, метод и периодизация курса ИГПР

ИГПР изучает процесс возникновения и развития государства и права у народов нашей страны, исторические типы и формы государства и права, политические институты и правовые формы в их историческом развитии.

1. Предмет и методология курса

Методы изучения:

• Общенаучные методы - определяют общий подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания (системный анализ и синтез, дедукция и индукция)

• Частно-научные (специальные) - историзм и хронологический метод

2. Периодизация курса

• Форма государственного единства (от Древней Руси до РФ)

Относительно централизованное государств (IX-XII в.)

· Период феодальной раздробленности (XII-XIV в.)

· ФормированиеМосковского государства (XIV-XVII в.)

· Империя (XVIII-XX в.)

· Распад Империи

· Становление СССР

· Становление РФ

 

• Форма правления (от монархии до президентской республики)

Раннефеодальная монархия с элементами республиканской формы.

· Сословно-представительная монархия.

· Абсолютная монархия.

· Абсолютная монархия с элементами парламентаризма и конституциализма.

· Буржуазно-демократическая республика.

· Советская республика.

· Президентская республика.

 

• Периодизация российской правовой системы

· Становление Российской правовой системы эпохи Древней Руси

· Правовая система единого Московского государства.

· Становление и развитие правовой системы Империи.

· Советская правовая система

· Постсоветская правовая система РФ.

 

 

2. Происхождение восточных славян и возникновение первых государственных образований

Экономические факторы: развитие пашенного земледелия, скотоводства, ремесла, торговли и рост городов

Социальные факторы: от родовой общины к соседской (только полезные члены общества)

Политические факторы: протогосударства (Куяба с центром в Киеве, Славия с центром в Новгороде и Артания с центром в Рязани), само возвышение Древнерусского государства происходило в условиях упадка прежних политических центров.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена.

Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно небольшую обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII -- IX веках вы-глядела так: словенец (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочакагли -- у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи -- между Припятью и Березиной; вятичи -- на Оке и Москве-реке; радимичи -- на Соже и Десне; северяне -- на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне -- по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы -- на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи -- на самом юге, у Черного моря и у Дуная. Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в гре­ки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжско­го) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Запад­ным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьград-да).

Возникновение Древнерусского государства происходило в момент упадка прежних политических центров (Хазарское Царство, Арабский Халифат).

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.067 с.)