Переводческие классификации текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переводческие классификации текстов



Характеристики текста обусловливают специфику его перевода и как должна выглядеть переводоведческая классификация текстов. О. Каде так же, как и Р. В. Юмпельт, рассматривает различные попытки классификации текстов. Так, например, американский лингвист Дж. Касагранде предлагает такую классификацию:

1) прагматические,

2) эстетико-художественные,

3) лингвистические,

4) этнографические переводы.

Эту классификацию и Каде, и Юмпельт разделяют в своих исследованиях. Еще одна попытка классификации, была предпринята Карлом Тиме, который выделяет 4 "идеальных" типа текстов:

1) тексты религиозного,

2) литературного,

3) делового,

4) официального характера.

Все эти тексты ориентированы на различные группы получателей и должны переводиться в каждом из случаев по-разному.

Новейшей классификацией типов перевода является попытка Жоржа Мунэна Но и здесь, к сожалению, наблюдается отсутствие строгой концепции. Мунэн выделяет:

1)  религиозные переводы (по признаку содержания);

2) художественный перевод (по языку);

3) перевод стихов (по признаку формы);

4) перевод детской литературы (по ориентации на получателя;

5) переводы сценических произведений (по способу использования текстов);

6) перевод и кино (с точки зрения специфических технических условий);

7) технический перевод (по признаку содержания).

Эти группы дают достаточную основу для выделения различных видов текстов. Но для разумного выделения типов текстов эти группы представляются слишком неоднородными и многочисленными.

Широкую известность получила классификация текстов К. Райс, но в ее основу были положены язык вые (речевые) функции, а не текстовые. В качестве типологии текстов К.Раис предлагает следующую классификацию:

1) тексты, ориентированные на содержание (информационные)

2) текст, ориентированный на форму (экспрессивный)

3) текст, ориентированный на обращение (оперативный)

4) аудио-медиальные тексты [Райс 1978: 202].

Ценную классификацию типов текста предлагает И. С. Алексеева, рассматривая тексты в контексте таких признаков, как вид информации, источник, реципиент и мера переводимости. Автор выделяет научно-учебные тексты, энциклопедические, документы, объявления, траурные объявления, некрологи, законодательные тексты, научно-популярные, искусствоведческие и т.д. Лингвист отмечает при этом, что в классификации присутствуют далеко не все виды текстов, поскольку, например, художественные тексты не делятся на прозаические, поэтические, тексты для детей и т.д., что обосновывается тем, что «все художественные тексты, вне зависимости от жанра и вида, обладают одинаковыми характеристиками, выделенными как релевантные признаки» [Алексеева 2004: 265].

Понятие стратегии перевода

 

Стратегия перевода определяется И.С.Алексеевой как осознанно выбранный алгоритм переводческих действий при переводе одного конкретного текста (или группы текстов),где под переводческими действиями понимается вся совокупность возможных действий по осуществлению перевода [4, с.329].

Комиссаров В.Н. в своем труде «Современное переводоведение» отмечает, что «переводческая стратегия – это своеобразное переводческое мышление, которое лежит в основе действий переводчика» (надо все делать творчески, т.е. хорошо) [1, с.157].

Х. Крингс понимает под стратегиями перевода «потенциально осознанные планы переводчика, направленные на решение конкретной переводческой проблемы в рамках конкретной переводческой задачи. Предлагается различать «макростратегию» - способы решения целого ряда переводческих проблем и «микростратегию» - пути решения одной проблемы»[2, с. 90].

Н.К.Гарбовский в своем учебном пособии «Теория перевода» (2004) поясняет, что стратегия перевода – это определенная генеральная линия поведения переводчика, стратегия преобразования им исходного текста в виде «деформации» последнего, когда решается вопрос о том, чем жертвовать [3, с.508].

 

Стратегии перевода формируются с учетом многочисленных параметров коммуникативной ситуации, характеристик текста 

· на основе сложившихся установок, с учетом постулируемой цели \коммуникативного задания (этап планирования),

· выбор единиц и приемов перевода (операционный этап);

· собственно перевод (этап реализации)

· этап редактирования и само-коррекции (этап оценки перевода)  

Компоненты стратегии определенного типа деятельности непосредственно в контексте переводческой деятельности.

1) Как уже было сказано ранее, первым компонентом является ориентирование в ситуации. Это означает, что переводчик как субъект переводческой деятельности, ответственный за формирование стратегии перевода, осуществляет ориентирование в коммуникативной ситуации. Ориентирование в ситуации общения есть непременное условие успешного осуществления деятельности общения. А.А. Леонтьев отмечает 3 аспекта ориентирования в ситуации:

а) ориентировка в пространственных условиях общения;

б) во-вторых, ориентировка во временных условиях;

в) ориентировка в узко понимаемой социальной ситуации общения [Леонтьев, 1997, с. 210].

Таким образом, переводчик определяет характер отношений между коммуникантами (официальный/неофициальный), а также вторичные параметры ситуации: наличие непосредственного или опосредованного контакта между коммуникантами и т.д.

2) Второй компонент подразумевает формулирование цели перевода. Цель перевода,очевидно, является одним из первичных параметров коммуникативной ситуации, но это именно тот параметр, который «привносится» в коммуникативную ситуацию самим переводчиком, точнее, становится осознаваемым им только в результате проведения соответствующего анализа. Другими словами, переводчик формулирует цель перевода для себя, как руководство к последующему действию.

3) Третий параметр - прогнозирование. Оно заключается в составлении прогноза относительно:

а) возможных изменений коммуникативной ситуации и ее дальнейшего развития;

б) прогнозирование возможных реакций со стороны коммуникантов на оказываемое на них воздействие, в том числе и со стороны текста перевода. Так, В.Н. Комиссаров писал, что «для создания полноценного перевода переводчик должен принимать во внимание <…> характер и особенности восприятия людей, которым адресуется перевод» [Комиссаров 1990: 40].

4) Последним параметров является планирование. Планирование переводчиком своей деятельности в рамках выработки стратегии перевода является заключительным этапом в этом процессе. Несомненно, осуществление определенных действий предполагается переводчиком еще до того, как он начал осуществлять перевод. К их числу можно отнести: предварительное ознакомление с текстом оригинала в письменном переводе, ведение переводческой скорописи в последовательном переводе, осуществление перевода в устной форме в паузах ораторской речи и т.п. Проще говоря, речь идет об определенных механизмах осуществления того или иного вида перевода.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) выработка стратегии перевода подразумевает ориентирование переводчика в коммуникативной ситуации;

2) одним из важнейших параметров коммуникативной ситуации является цель осуществления перевода, напрямую определяющая стратегию перевода;

3) стратегия перевода, в свою очередь, определяет общую линию поведения переводчика в процессе осуществления перевода;

4) поведение переводчика проявляется в совершении тех или иных действий, использовании определенных тактик, необходимых для достижения цели перевода.

С учетом характера текста, его коммуникативно-прагматических и лингво-стилистических характеристик текста, представляется возможным выделить основные фокусные группы перевода:

· языковые средства репрезентации базовых концептов текста;

· прагматические средства персуазивности, речевого воздействия.

На основе выделенных фокусных групп  и соответственно доминирующего типа информации формируются две наиболее типичные переводческие стратегии:

1) концептуально ориентированная стратегия, направленная на достижение эквивалентности передачи в переводе основных концептов;

2) прагматически ориентированная стратегия, направленная на достижение эквивалентности в переводе языковых средств речевого воздействия.

Следующая стратегия, широко описанная в практике перевода, обусловлена установкой на сохранение структурно- формальных характеристик оригигнала:  

3) стратегия композиционного и синтаксического уподобления

 

  Широко распространенной являются также стратегии, обусловленные коммуникативно-прагматическими особенностями перевода:

· стратегия политкорректности и

· стратегии доместификации и форенизации

В переводоведении описаны следующие стратегии перевода, обусловленные выбранными технологиями перевода:

· стратегия проб и ошибок\ вариативности,

· стратегия ожидание,

· стратегия столлинга,

· стратегия линейности,

· стратегия вероятностного прогнозирования,

· стратегия знакового перевода,

· стратегия компрессии,

· стратегия декомпрессии и т.д.

Стратегия проб и ошибок – один из методов достижения эквивалентности и адекватности. А.Д. Швейцер определяет стратегию проб и ошибок как стратегию «последовательного приближения к оптимальному решению путем отклонения вариантов, не отвечающих определенным критериям выбора» [39, c. 24]. Данная стратегия непосредственно связана с понятием широкого и узкого контекста. Одно из преимуществ письменного перевода над устным сводится к тому, что у письменного переводчика практически всегда есть широкий контекст. Часто подобная стратегия используется тогда, когда отправитель сообщения перечисляет ряд понятий, переводить которые без широкого контекста затруднительно. В этом случае дословный (знаковый) перевод может сослужить неоценимую услугу. Например:

The subject of my presentation is world-views. First, we’ll speak about the three major world-views, and then I’ll touch upon the others. The major world-views are: naturalism, transcendentalism, theism. – Тема моего выступления – мировоззрения. Вначале мы поговорим о трех основных мировоззрениях, а позже я остановлюсь на других. Эти три мировоззрения следующие: натурализм, трансцендентализм, теизм.

В данном контексте возникает такая переводческая проблема, как перевод понятия naturalism. Из-за узкого контекста не совсем ясно, что имеется в виду. Таким образом, стратегия проб и ошибок состоит из двух подстратегий: подстратегии вероятной ошибки и подстратегии выбора правильного варианта. Стратегия проб и ошибок также используется в ситуациях, когда узкий контекст на иностранном языке не позволяет переводчику убедиться в правильности выбранного варианта перевода и существует необходимость получения более широкого контекста для адекватной передачи конкретного сегмента на язык перевода.

В мировой переводческой практике стратегия ожидания часто используется в переводе с тех языков, где смысловой глагол стоит в предложении на последнем месте, например, при переводе с немецкого или нидерландского. Стратегия ожидания заключается в том, что синхронный переводчик делает небольшую паузу, дожидаясь дополнительных компонентов текста, которые могли бы полностью прояснить смысл высказывания, если из имеющегося контекста он не совсем ясен. Наиболее оптимально использование подобной стратегии в процессе синхронного перевода во время пауз оригинального дискурса, т.к. если в тексте оригинала есть пауза между двумя предложениями, она, как правило, заполняется проговариванием смысловой группы или ее части на переводном языке, а после проговаривания смысловой группы переводчик может сделать паузу с тем, чтобы получить более широкий контекст оригинала. Подобная тактика оправдана только тогда, когда пауза не слишком длительная и составляет всего несколько секунд, в течение которых в выступлении появляется более широкий контекст. В противном случае синхронному переводчику придется прибегнуть к стратегии проб и ошибок, что менее предпочтительно, потому что вероятность ошибки при выборе этой стратегии выше, чем при использовании стратегии ожидания [38, c. 147]. Рассмотрим следующий пример:

I believe that there are three very important needs that must be met in (пауза) youth in order for them to achieve and find success. I believe that the first (пауза) need is affiliation – feelings of worth, belonging... This is a very important (пауза) need. – Есть три вещи, которые необходимы подросткам для самоутверждения в жизни (пауза). Первое – это (пауза) чувство коллектива, ощущение того, что вы кому-то нужны. Подростку это очень важно ощущать.

В данном отрезке текста синхронный переводчик выдержал небольшую паузу для получения более широкого контекста при переводе понятия affiliation. Однако данная пауза не оказывает никакого влияния на понимание текста перевода слушающими.

Таким образом, стратегия ожидания используется при переводе в тех случаях синхронного перевода, когда за сложно переводимым понятием следует немедленная расшифровка оратора. Пауза на языке перевода должна быть не слишком долгой – достаточно длинной для того, чтобы переводчик мог понять значение трудно переводимого понятия, но достаточно короткой, чтобы получатель не почувствовал дискомфорт от слишком длительного молчания синхрониста в эфире.

Столлинг – стратегия перевода, заключающаяся в попытке выиграть время путем замедления подачи переводного материала или повторением тематической информации, не содержащей ничего нового с целью заполнения слишком затянувшейся паузы. Столлинг в переводческой литературе часто описывается как техника разрешения проблем, связанных с постановкой глагола на последнее место в иностранном языке. В отличие от стратегии ожидания при использовании данной стратегии синхронный переводчик не сохраняет паузу, а заполняет ее тематической информацией, в ряде случаев не избегая и повторов. Задача, как и в предыдущем случае, – выиграть время для получения более широкого контекста. Часто столлинг применяется в тех случаях, когда невозможно использовать стратегию ожидания, т.е. пауза в переводе может оказаться слишком длинной, а «подсказка» оратора наступает после нескольких смысловых групп оригинала [33, c. 165].

Стратегию сохранения линейности (сосиссонаж) при переводе ряд авторов и теоретиков перевода рассматривает как ключевую стратегию, направленную на достижение наибольшей эквивалентности между иностранным языком и языком перевода. В отличие от описанных выше стратегий при сосиссонаже зачин предложения на переводном языке происходит практически сразу. В отличие от стратегии ожидания переводчик практически не делает никакой паузы, по сравнению со столлингом на переводной язык не произносятся нейтральные, почерпнутые из имеющегося выше контекста фразы или синтагмы типа «тема – дирема». Жиль пишет, что подобная тактика уместна в тех случаях, когда переводчик сталкивается с большими синтаксическими или стилистическими различиями между иностранным языком и языком перевода [1, c. 200]. На уровне коммуникативной структуры высказывания переводчик разделяет рему на отдельные, небольшие второстепенные придаточные, с тем чтобы основной смысл был передан с иностранного языка на язык перевода в качестве независимого выделенного переводчиком отрезка текста. Иными словами, при использовании подобной стратегии сложное предложение на иностранном языке может быть преобразовано на переводной язык в ряд простых предложений. Приведем пример:

Let me introduce our next presenter. First of all, I would like to say that Mr. Gary Stanley is an international speaker. – Позвольте мне представить нашего следующего докладчика. Его зовут Гэри Стенли. Господин Стенли выступал с докладами на данную тему во многих странах мира.

Таким образом, стратегия сохранения линейности в переводе дает возможность переводчику упростить синтаксическую структуру на языке перевода, что ведет к лучшему пониманию переводимого сегмента, т.к. короткие отрезки перевода, не перегруженные придаточными предложениями, легче воспринимаются.

Стратегия вероятностного прогнозирования заключается в раннем определении переводчиком лингвистических составляющих текста, которые появятся на выходе в иностранном языке. Так, в ряде случаев переводчик может определить, какой глагол будет в тексте оригинала до его появления в дискурсе. Стратегия вероятностного прогнозирования в литературе по переводу описывается как стратегия, применимая в основном к конструкциям, в которых глагол находится на последнем месте, или в тех случаях, когда ключевое именное понятие находится в конце смысловой группы [6, c. 10]. Впервые термин «вероятностное прогнозирование» ввел И.М. Фейгенберг. Г.В. Чернов рассматривает вероятностное прогнозирование в контексте коммуникативной ситуации. При этом коммуникативная ситуация – это некоторый набор факторов экстралингвистической обстановки, в которой осуществляется коммуникация, развертывается сообщение, в их взаимодействии [34, c. 110; 38, c. 18].

Вероятностное прогнозирование лежит в основе многих сторон психической деятельности человека, в том числе в основе речевой деятельности. Суть вероятностного прогнозирования заключается в том, что в процессе слухового восприятия речи оригинала мозгом переводчика выдвигается гипотеза о том или ином смысловом или вербальном развитии или завершении намерений автора. Это осуществляется на основе подсознательной субъективной оценки вероятностей дальнейшего развития данной вербальной или смысловой ситуации. Большинство авторов трудов по переводу различают два типа вероятностного прогнозирования: лингвистическое или синтаксическое прогнозирование и экстралингвистическое прогнозирование [1, c. 18; 4, c. 58].

Р.К. Миньяр-Белоручев считает, что объективно существуют только два способа перевода: смысловой и знаковый [28, c. 12]. Знаковая стратегия перевода предполагает переход от знака (слова или словосочетания) одного языка к знаку другого [28, c. 13]. На практике знаковый способ приводит к буквализмам, и текст перевода может принять неправильную форму. Именно по этой причине знаковый способ не признается как в письменном, так и в последовательном переводе.

Стратегию компрессии необходимо рассматривать совместно с стратегией декомпрессии, поскольку обе стратегии взаимосвязаны тесным образом и имеют общие основы. В теории перевода под компрессией подразумевается преобразование исходного текста с целью придать ему более сжатую форму. Компрессия текста достигается путем опущения избыточных элементов высказывания, элементов, восполнимых из контекста и внеязыковой ситуации, а также путем использования более компактных форм выражения [40, c. 38].

Основой стратегии компрессии являются два основных фактора, которые служат неотъемлемой частью перевода: первый – предметная ситуация, второй – разная избирательность языков. Под предметной ситуацией понимается обозначение описываемых в текстах предметов и связей между ними. Предметная ситуация непосредственным образом связана с избирательностью языков. Приведем пример:

How many Californians does it take to replace a light bulb? Five – one to screw in the bulb and four to “share the experience”. – Сколько нужно калифорнийцев, чтобы заменить перегоревшую лампочку? – Пять. Один встает на табуретку, держит новую лампочку в патроне, а четверо других вращают его за края табуретки.

Фактически одной из причин компрессии являются разные средства выражения, используемые в языках, в том числе и экономия языковых средств. Эффективное применение даннойстратегии при переводе дает возможность переводчику выразить мысль более идиоматично и избежать вероятных ошибок. Компрессия является эффективной стратегией для достижения согласования между прагматикой отправителя и прагматикой получателя.

Стратегия декомпрессии прямо противоположна стратегии компрессии. Во время осуществления перевода для стратегии декомпрессии так же, как и для стратегии компрессии, характерны аналогичные ментальные действия. Иногда причиной декомпрессии является неспособность переводчика найти в ряде случаев необходимый вариант на язык перевода. Одна из вероятностей этого заключается в том, что переводчик не понял данное понятие на иностранном языке, другая – в том, что, поняв исходное понятие, переводчик столкнулся с проблемой поиска аналогичного варианта на языке перевода [7, c. 87].

Данная стратегия может применяться не только к специфической терминологии, но и к незнакомой лексике в целом. По мнению Д. Снеллинга, эта операция напоминает поиск понятия с более низким общим знаменателем [7, c. 288]. При невозможности найти соответствующий вариант на языке перевода переводчик может разбить понятия на составляющие компоненты (например, run = move fast). При этом необходимо учитывать наличие тех или иных переменных или сем, которые входят в состав переводимого понятия на иностранном языке.

Стратегия декомпрессии применяется в тех случаях, когда необходимо использование предыдущего знания. Без него невозможно передать адекватно переводимый сегмент сообщения на язык перевода. Большую роль здесь играет личностный подход, который очень важен в переводе вообще. При развертывании смысловой группы или понятия переводчик делает примечание, которое поясняет смысл переведенной смысловой группы или понятия. Решения переводчик принимает либо на основе объективного анализа фактов и ситуаций, либо субъективно интуитивно. Интуитивный характер перевода обусловлен как самой природой мыслительной деятельности человека, так и обстоятельствами, влияющими на принятие переводчиком необходимых решений [7, c. 289]. Приведем пример:

Let us look at what we call “binge drinking”. What they labeled as binge drinking for young people, more than 5 drinks in a row in a couple of hours. So that’s a lot of alcohol for someone who is a smallerperson, smaller body size. – Рассмотрим следующую стадию заболевания – кутежное употребление алкоголя, как его называют, среди подростков и молодежи, т.е. более пяти пятнадцатиграммовых доз алкоголя в пересчете на чистый спирт, выпитых подряд в течение двух часов. Это большое количество алкоголя для человека с малой массой тела.

В этом примере применена стратегия декомпрессии. Английское “drink” переводится на русский развернутой фразой с пояснением переводчика. В данном случае декомпрессия понадобилась для достижения адекватности текстов на иностранном языке и языке перевода. Если же переводить данное английское понятие без «расшифровки», то у реципиента может возникнуть путаница относительно того, какое количество представляет собой один “drink”. Не будет понятна и разница между стадиями алкогольной зависимости и степенью опьянения, которые являются предметом обсуждения. Данный перевод обеспечивает достижение коммуникативной эквивалентности.

Таким образом, мы рассмотрели различные стратегии, применяющиеся при переводе. Однако каждая стратегия не должна рассматриваться отдельно. В процессе перевода переводчик не пользует какую-либо одну стратегию, он применяет их в комплексе в реальном контексте и в реальной ситуации. Стратегии перевода непосредственно связаны с прагматическими аспектами перевода – коммуникативной интенцией отправителя, установкой на получателя и коммуникативной установкой переводчика. Переводческие проблемы, связанные с учетом установки на получателя, охватывают необычайно широкий диапазон переводческих приемов. Это частные приемы, которые применяются в любом виде перевода, включая художественный и поэтический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.045 с.)