Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие отечественного Просвещения
Развитие, распространение идей Просвещения в Украине было обусловлено высоким уровнем духовной культуры. Уже в XVI -XVII веках в Украине действовало много школ, издательств, других культурных центров. Так Павел Алеппский (архидиакон), побывав в Украине в 1654 году, отмечал, что в селах все дети учатся в школах, даже сироты, а людей, умеющих читать и писать много не только среди мужчин, но также и среди женщин1. Братства и братские школы стали центрами духовной культуры и фундаментом, на котором была учреждена высшее образование на украинских землях. Так, путем слияния в 1632 году Киевской братской школы и высшей Лаврской школы (при Киево-Печерской Лавре), организованной Петром Могилой образовался Киево-Могилянской коллегиум; при гетманстве Мазепы (в 1750 г..) переименован в академию. Киево-Могилянская академия стала первым высшим учебным заведением в Украине и центром духовной культуры. Она была школой общеобразовательной, а не специальной; к ней принимали молодежь всех сословий, от шляхты и казацкой старшины в простолюдинов включительно. Кроме украинском и белорусов, сюда шли за наукой и россияне, румыны, болгары, сербы, а отчасти даже греки и арабы. Итак, эта школа была центром образования для всего православного мира, а по ее образцу заводили в себе школы и другие православные народы, главным образом русские. По образцу Киево-Могилянского коллегиума создавались учебные заведения XVII - начала XVIII вв в других городах и православных центрах России. Основывались они чаще всего выпускниками Киево-Могилянской академии. Это академии Москвы, Чернигова, Ростова Великого, Тобольска. Славяно-Греко-Латинская Академия - первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году. Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века 600, а в начале XIX века более 1600. Выпускниками Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов.
По уставу академии на неё возлагались помимо собственно учительских также цензурные и даже полицейские функции, и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году. Филиалы академий позже стали центрами образования в Виннице, Чернигове, Харькове, Переяславле и других городах. Наука и образование - две главных оружия Просвещения в борьбе за преобразование общества стали на Украине также средствами сохранения и развития национальной культуры. В академии рядом со славянской, латинском, греческом, польском языках, богословием, риторикой, поэтикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой излагалась и философия. Курс философии был 3-х летним. Философия постепенно сбрасывала с себя схоластические, средневековые одежды; преподаватели в обосновании мировоззренческих проблем обращались не только к вере, но и к научным истинам, здравого смысла. Одним из первых профессоров академии Иосиф Кононович-Горбацкий (год рождения неизвестен - умер в 1653 г.) - Философ, просветитель, автор «Учебника по логике», «Оратора Могилянской»; следуя теории двух истин, разграничивая предметы богословия (учение о боге) и философии (учение о реальном мире), сближал предмет философии с предметами естественных наук, в частности, физики. Признавая существование бога как единого творца, философ не возражал субстанционности материи и формы, реальности пространства и времени; обосновывал номинализм - вторичность универсалий в отношении конкретных вещей; большое значение придавал ума, знанием человека как основе свободы и гуманизма, подчеркивал, что нет на земле ничего более крупного, чем человек, и ничего больше великого в человеке, чем разум. Прогрессивные, гуманистические идеи отстаивал Иннокентий Гизель (около 1600-1683) - церковный деятель, просветитель, историк, философ; в Киево-Могилянской академии читал философию и психологию, будучи архимандритом Киево-Печерской лавры собрал самую богатую Украину библиотеку; автор философских работ «Мир с Богом человека», «Полный курс философии». Гизель стоял на Деистический позициях, признавая бога как творца мира и в то же время, рассматривая материю как основу вечного круговорота природы; был одним из первых, кто познакомил студентов с учением Н. Коперника. В этике и социологии пропагандировал идеи общественного гуманизма, утверждал, что счастье человек может достичь только в активной жизнедеятельности; считал, что если правила морали и обычаи противоречат разуму, то он должен слушаться разума.
Многие идеи, которые стали позже центральными в украинском образовании, выразил Даниил Саввович Ростовский (1651-1709). В его работах: «Рассуждение об образе Божием и подобию в человеке», «Летописец» центральное место занимает этическая проблематика. В основе его этики идея человека как микрокосмоса (позже она будет развита такими мыслителями, как Г. Сковорода, Н. Бердяев и другими). Различая в человеке две натуры - телесную и духовную, приоритет отдавал духовной - внутреннему миру человека, его самопознанию; негативно относился к телесному, материальному, видя в нем основу богатства, праздности, греха, перенасыщенности плоти (отсюда - некоторые элементы аскетизма его этики). Проблемы этики и логики были центральными в лекционных курсах Иосифа Кроковского (год рождения неизвестен - умер 1718). Критикуя интеллектуализм Фомы Аквинского, Кроковский утверждает в человеке приоритет воли над разумом; считая волю более благородной потенцией человека, началом любых ее действий. Из Киево-Могилянской академией связана деятельность известного украинского и российского писателя, церковно-политического деятеля, философа Стефана Яворского (1658-1722). В академии он читал курс философии, который состоял из трех частей: логики, физики и метафизики, где популяризировались идеи античной философии, философии эпохи Возрождения и Нового времени. В основе мировоззрения Яворского - пантеизм -ототожнення бога и природы. Древняя философский спор о соотношении материи и формы Яворский решает в пользу материи. Активность материи связывает с присущим ей движением, выделяя четыре вида движения: возникновение и уничтожение, рост и уменьшение, изменение качества, пространственное перемещение. Яворским был разработан новаторский для того времени курс психологии; в теории познания он вслед за Локком подробно изучал особенности рефлексии как вида познания, выделял пять основных ее видов: внутреннее ощущение (фантазия), воображение, образ, оценка, память. Постоянным оппонентом С. Яворского по многим проблемам был Феофан Прокопович (1677-1736) - церковный и политический деятель, украинский и российский писатель, ученый, философ. Ф. Прокопович был одним из самых образованных людей своего времени, его библиотека насчитывала около ЗО тысяч томов, он учился в Киеве, Львове, Риме, побывал во многих странах Европы, где познакомился с идеями Просвещения и реформаторства, верность которым сохранил до конца жизни. В 1705-1716 годах преподавал в Киево-Могилянской академии, затем по приглашению Петра I переехал в Москву, затем в Петербург и стал советником царя по вопросам образования и религии, много сделал для распространения образования, организации школ; выступал за реформирование науки, отделение ее от теологии, освобождения человеческого разума от предрассудков; считал необходимым сближение философии с точными науками, организовал чтение курсов математики и физики. В познании вслед за Декартом важнейшим считал принцип сомнения, учил не верить слепо никому. Применяя этот принцип к истории, предупредил против легкомысленного оперирования фактами, утверждал, что история должна быть отражена такой, какой она была. Сущность человека Прокопович видел в социальном бытии, в активной жизнедеятельности; человек, по его мнению, должна быть подчинена государству; светская власть должна быть выше духовной (церковной). Одним из центральных положений учения Прокоповича о государстве была идея просвещенного монарха, «философа на троне», который имеет достаточно власти, образования, чтобы планомерно внедрить в жизнь идеалы Просвещения.
Гуманистические идеи, пантеистическое мировоззрение пропагандировал украинский педагог, писатель, философ, профессор Киевской академии Михаил Козачинский (год рождения неизвестен - умер в 1755 году). Цель философии, утверждал Козачинский, в том, чтобы помочь человеку достичь счастья; счастье же состоит из овладения благости, которые делятся на природные (удовлетворение физических потребностей в пище, одежде, жилье и т.п.) и культурные (приобретенные в общественной жизни, которые не вытекают из природы человека). Без природных благ, утверждает философ, человек не может прожить, но они не делают человека счастливым; нельзя быть счастливым от чувственных наслаждений, власти, почести, богатства, славы; к настоящему счастью человек движется внутренними путями - через познание, любовь к людям и Богу. С религиозно-идеалистических позиций был написан курс философии известного украинского и белорусского богослова, философа, церковного политического деятеля Георгия Конисского (1717-1795), который был профессором и ректором Киево-Могилянской академии. Таким образом, идеи Просвещения не только были восприняты в украинских землях, но и получили своеобразное развитие. В чем особенности Украинский Просвещения (по сравнению с Европейским)? Во-первых, если в Западной Европе идеи Просвещения стимулировались восходящим буржуазным способом производства и развивались вместе с Реформацией и буржуазными революциями, то в украинских землях Просвещение распространялось в рамках феодального общества (с сильной церковной властью и монархической формой правления в государстве). Западноевропейские просветители боролись против религии и церкви, многие из них были материалистами и атеистами, хотя некоторые как мы знаем, считали религию необходимым условием бытия человека. В Украине же просветителями, пропагандистами гуманистических идей, организаторами системы образования были в основном церковные деятели; а философия, которая до конца не освободилась от средневековой схоластики имела идеалистический, деистический или пантеистический характер. Во-вторых, в Просвещения как широкой и разнообразной идейной течения выделяются два направления: научное просветительское, этико – гуманистическое. В Западной Европе развивались оба эти направления; в Украине же - преимущественно этико - гуманистическое. Обращение к внутреннему миру человека (в его истинного бытия), к духовности, самосознания личности, ориентации ее в мире духовных ценностей - вот главная задача воспитания, образования человека и философии, как одного из средств образования. Особый, неиссякаемый интерес к моральным проблемам, а также иррационализм - общие и главные черты отечественной философии (мы видели, как они проявлялись в философии Киевской Руси, в философии Просвещения, позже убедимся в их особом проявлении в духовной культуре XIX и XX веков).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.006 с.) |