Историческая периодизация и типология и культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая периодизация и типология и культуры



Следует обратить внимание на то, что наиболее общим подходом к исторической периодизации культуры является использование схемы «Архаика – Цивилизации».

Современная наука датирует начала процесса антропогенеза (а с ним вместе – социогенеза и зарождения человеческой культуры) временем в 2,5-1,7 млн. лет назад, а его завершение отрезком времени между 50 и 30 тыс. лет назад (чаще всего приводится дата - 40 тыс. лет назад). Эпоха сформировавшегося человека (человека разумного или, можно сказать, человека – носителя культуры) включает в себя два основных периода:

-архаический (первобытность)

-цивилизационный

Между ними – переходный этап так называемой «неолитической» или «аграрной» революции. Как известно, она знаменовала собой смену присваивающей экономики охотников и собирателей производящей сельскохозяйственной экономики, смену родовых, общинных и племенных структур социальными с семьей, частной собственностью и государством.

Время цивилизационно-исторического существования охватывает относительно небольшой временной отрезок, примерно 6-7 тысячелетий. И расчленяется он по-разному. Важнейшие подходы, которые сформировались сегодня в науке, таковы:

-бронзовый век – железный век (по археологической периодизации);

-период великих цивилизаций древности – период «осевых» цивилизаций (по критерию К.Ясперса)

-языческий – христианский периоды (по периодизациям, тяготеющим к библейской точке зрения, например, у Гегеля или С.Соловьева);

-традиционное общество – современное общество (в различных социологических теориях «модернизации»);

-докапиталистические общества – капитализм (в формационной теории К.Маркса);

-Восток–Запад (по типологическому критерию целого ряда философско-исторических и сциентических теорий)

-Ближний Восток – Китай – Индия – Западная Европа (по типологическому критерию ряда современных концепций, восходящих к М.Веберу).

Среди указанных членений особую значимость имеет философско-историческая и культурологическая формула «Восток–Запад». Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Китай, Индия). Соотносимая с ним западная (европейская) культурно-историческая традиция представляет собой своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе крито-микенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:

-культура эпохи греческой и римской античности (VIII века до нашей эры – V век нашей эры);

-романо-германская культура христианского средневековья (V век – ХVI век нашей эры);

-новоевропейская культура (ХVII век – ХIХ век)

-культура новейшего времени (ХХ век)

Кроме того, необходимо учитывать, что важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия и наука. Последняя как специфическая форма познавательной деятельности характерна для последней эпохи существования западной культурной традиции. Грань между «софийной» и «сциентизированной» формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) значительна. Поэтому очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:

-период от середины 1 тыс. до нашей эры и до ХVII века;

-период ХVII–ХХ веков (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры и период техногенной цивилизации).

С учетом других критериев, и, прежде всего, представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят об эпохах (имея в виду первый большой период)

-античной, греческой и римской культуры;

-средневековой культуры и культуры Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры).

Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения капиталистической формации общества.

В рамках второго большого периода часто выделяют:

-культуру эпохи Барокко (ХVII)

-культуру эпохи Просвещения (ХVIII век);

-эпоху романтизма и классицизма (конца ХVIII- начала ХIХ века);

-эпоху реализма (вторая половина ХIХ века)

-эпохи модернизма и постмодернизма (конец ХIХ века – ХХ век).

Вторая половина ХIХ века–ХХ век характеризуется по-разному. Но совершено очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации стабилизируется, несмотря на постоянный поток обновления.

Применение цивилизационного подхода к культурно-историческому процессу позволяет достаточно полно рассмотреть соотношение Востока и Запада. Важно понимать, что они представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа культуры. Это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», Два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего мира.

Принципиальные отличия двух обозначенных традиций, которые одновременно являются и их типологическими чертами, можно проследить по следующим основным позициям.

1.В отношении к природе:

а) Запад как бы противопоставляет человека и природу, а единство человека с природой возможно через ее изменение, подстраивание к человеку.

б) Восток ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписаться» в природу.

2. В понимании устройства мироздания и механизмов исторического процесса:

а) В западной культуре в соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен сам человек. Изначальное и безусловное совершенство человеческой природы оборачивается здесь идеологией гуманизма, провозглашающей правомерность подчинения всего сущего интересам человека.

В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявления своего «Я», своей свободы воли.

б) В основе восточной культуре лежит принцип теоцентризма, убеждения в том, что в основе мироздания лежит некая высшая трансцендентная воля и задача человека – научиться распознавать эту волю. Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный процесс, ориентированный на устойчивость.

На Востоке отдельный человек традиционно чувствует себя лишь «физическим телом», которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к людям. Личность живет лишь в коллективе, человек возможен только как представитель целого (холизм). Индивидуализм растворен в служении коллективному целому, отсутствует понятие свободы воли.

3.Во временной ориентации человеческого поведения:

а) В западной культуре прослеживается ориентация на будущее. Жизнь отдается исключительно на совершенствование себя и мира вокруг себя. Целью и главной ценностью человеческой жизни считается новизна. Устремленность в будущее и повышенный динамизм определяется убеждением в первостепенной ценности прогресса.

б) Восточная культура ориентируется на вечность, на циклы, круговороты, в том числе рождения и смертей. На Востоке традиция, выраставшая из опыта многих поколений, становится высшей ценностью. На уровне социокультурных отношений это выражается в господстве традиционализма.

4. В отношении к государству, власти, закону.

а) В западной культуре закон выше власти. Власть требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение человека в обществе зависит, в основном от его умений и способностей.

Экономический порядок с опорой на частную собственность определяет в западной культуре соответствующие политико-правовые и социокультурные институты. Это формирует представления о политических свободах и гражданских правах личности, ее творческий потенциал и предприимчивость. Тип сознания западноевропейского человека пронизан гуманистической направленностью.

б) На востоке власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека зависит, прежде всего, его социального статуса в общественной иерархии.

Массовые движения на Востоке никогда не выступают против системы власти, но лишь против ее произвола, нарушения какой-либо установленной обществом нормы. Такой тип сознания называют социоцентричным. Он находит тайну бытия в признании безоговорочной ценности власти как самопроизвольно возникшего иерархически организованного общежития людей.

4. В механизмах познания:

а) В западной культуре процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего свойства объекта. Разум – высшая ценность.

б) В восточной культуре познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение. Важнейшей чертой восточного менталитета – харизматический характер сознания (от греч. – милость, божий дар). В соответствии с ним действительность воспринимается не столько через чувственный опыт, сколько сквозь призму веры и мистического постижения.

Черты рассмотренных выше типов духовности определяют и специфику возникших на их основе культурных традиции.

Культура как сложный и живой организм имеет множество системных уровней организации, которые определяются качествами избираемых критериев. Среди широкого набора типологических описаний особое значение принадлежит цивилизационным сообществам.

Понятие цивилизации имеет достаточно общий характер и охватывает самые различные типы общества. Эти типы можно выделять по таким признакам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность, сходство природных условий и др. Если к ним применить принципы типологизации, то их можно подразделять на следующие типы:

- первичный тип - человеческие сообщества, живущие в условиях первобытности: аборигены Австралии, некоторые народы Океании, часть племен Африки и Южной Америки;

-ранние типы–цивилизации Древнего Востока, Античного мира и Доколумбовой Америки;

-протоцивилизации - современное культурное сообщества стран Тропической Африки;

-мировые цивилизации – христианское, буддистское и исламское сообщества народов;

-универсалистские цивилизации – цивилизации Востока и Запада.

На основании этих теоретических обобщений сложилась классификация и типология культурных регионов современного мира, принятая ЮНЕСКО:

1. Арабо-мусульманский культурный регион;

2. Дальневосточно-тихоокеанский культурный регион;

3. Тропическо-африканский культурный регион;

4. Латино-американский культурный регион;

5. Индийский культурный регион;

6. Европейско-североамериканский культурный регион.

Последний все чаще рассматривается как два самостоятельных культурных явления, так как имея общие основания эти два культурных пространства развиваются в современном мире уже по самостоятельным параметрам.

Кроме того, в литературе часто проводят различие между аграрной и индустриальной цивилизациями.

Аграрную цивилизацию связывают с господством культуры патриархального («традиционного») типа. Отмечается, что для нее характерны такие черты, как близость к природе, консерватизм, прочность семейно-родственнных связей, традиций и обычаев, слабость межкультурных контактов, господство фольклорно-этнического начала в искусстве и др.

Когда выделяют индустриальную цивилизацию, то в ней подчеркивают приоритет городской культуры, ускоренные темпы жизни, большую свободу нравов и свободу выбора жизненных ценностей, быстрый рост образования, активное развитие средств коммуникации и информации, усиление мобильности населения и др.

По мнению многих ученых, в настоящее время на Западе идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию нового типа – постиндустриальную, или информационную, что вызывает крупные перемены в культуре общества. Информационная цивилизация тесно связана с современными средствами коммуникации – спутниковой связью, межконтинентальными компьютерной сетью, Интернетом, которые способны преодолевать пространства и время, выполняя тем самым интегративную функцию. Эта цивилизация, в которой и само производство, и социальные отношения и жизнедеятельность человека во многом зависят от характера получения, передачи, хранения и использования информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.125.80 (0.028 с.)