Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности обучающихся



Проблема активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности, ее профессиональной подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов).

 

Включение в образовательный процесс активных форм обучения (практические занятия по специально разработанным программам, деловые и ролевые игры, рассмотрение практических ситуаций, составление и решение кроссвордов, проведение видеоконференций) создает положительный настрой к учению и готовность к активной мыслительной деятельности. Это служит первым шагом на пути развития профессионально-познавательной активности студентов.

 

В настоящее время поиск эффективных путей и способов обучения происходит в двух основных направлениях: предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения, изобретаются и апробируются новые методы обучения. Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности они делятся на неимитационные и имитационные, которые предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. В свою очередь, имитационные методы бывают неигровыми (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения, выполнение индивидуальных задач и игровыми - разыгрывание ролей).

 

Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым методам как к наиболее эффективным и гуманным. Игра активизирует практику применения речевых клише, помогает снять напряжение, она призвана способствовать процессу обучения, делать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее разрешения. таким образом, сутью учебно-ролевой игры является игровая познавательная деятельность на основе развивающейся ситуации профессиональной направленности. Следует при этом отметить, что предметом данного вида игры является не просто профессиональная ситуация, а каскад ситуаций, объединенных в сценарий. Одним из важнейших средств всестороннего развития личности являются ролевые игры, в этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы, формируются различные качества личности.

 

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий Наиболее распространенные из них мы включаем в практику при проведении уроков теоретического и производственного обучения по профессии «Повар, кондитер». Это уроки-деловые игры, уроки–консультации, уроки – соревнования, уроки – экскурсии, межпредметные уроки, уроки с применением ИКТ, уроки взаимоообучения, уроки- конкурсы, уроки – обобщения, уроки – творческие отчеты.

 

Мы используем на занятиях игровые формы, методы и приемы обучения. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры. Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления. Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной (реже условной, воображаемой) ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения). Деловая игра обязательно предполагает коллективную работу (то есть группу более двух человек, например: метрдотель, официант, посетитель) взаимодействие участников, умение распределять роли. Сама природа игры в то же время позволяет обучающимся раскрепоститься, раскрыть ранее не проявлявшиеся творческие способности.

 

Опыт использования деловых и ролевых игр показывает, что их применение способствует реализации компетентностного подхода в обучении, особенно при формировании личностно – ценностных качеств обучающихся. Спецификой лабораторно-практических работ для профессии «Повар, кондитер» является сочетание разных методов обучения, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

Приведем примеры игр при проведении лабораторно-практических работ: «Бракераж готовой продукции»(диалог санитарного врача и повара), «Кафе»(проводится ролевая игра «официант» и «посетитель»). Игровые действия: посетители приходят в кафе, внимательно рассматривают меню, спрашивают у официанта, что входит в состав блюда и делают заказ. Посетители выражают свое мнение по поводу блюд, вежливо общаются. Просят официанта принести счет и оплачивают его.

 

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.

 

Проведение лабораторно- практических работ с использованием нетрадиционных методов обучения воспитывает у обучающихся самостоятельность, инициативу, активность.    

 

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности.

 

Деловая игра стимулирует познавательный интерес обучающихся, активизирует их познавательную деятельность и развивает творческий потенциал.

1.4.Методическая разработка деловой игры по теме "Организация работы столовой при учебном заведении"

Цель игры: закрепить навыки владения работы с нормативно-технологической документацией, правила технологических расчетов, сформировать потребность в знаниях и возможности сократить их пробелы самостоятельно с помощью учебной и справочной литературы, закрепить умение вести деловые отношения, избегая конфликтных ситуаций, работа в группе.

 

Регламент игры. Общее время на проведение игры от 2 до 4 часов (время проведение игры зависит от предварительной подготовки и от особенностей группы, с которой проводится игра).

 

Планируемый результат. В ходе игры участники получат возможность самостоятельно произвести необходимые расчеты и заполнить необходимые документы, проследить этап проведения контроля качества блюд, принципы составления меню, провести рефлексию своих профессиональных знаний, решить возникшие в процессе игры разногласия и сделать определенные выводы о причине их возникновения.

 

Состав ролей. В игре три основные роли: технологи, повара, заведующие производством, а также 1-2 студента занимают должность заведующие складом. Зав. производством заинтересован в бесперебойной работе столовой при учебном заведении, технолог заинтересован в производстве качественной продукции, повара солидарны с технологом и должны учесть все те причины возникновения дефектов, которые выявит технолог. Для этого каждый участник игры должен четко и качественно выполнить свою работу.

 

Правила игры. Каждая роль имеют свои обязанности, выполнение которых гарантирует успешную работу предприятия. Возможно повторение игры на тех же условиях, но при полной смене ролей.

 

Критерии оценки деятельности игроков. Деятельность игроков оценивается по общим итогам игры. Кроме того оценивается умение работы с документацией, самостоятельность выполнения работы, умение вести переговоры на деловом языка (вежливость, использование и понимание профессиональных терминов). Оценивание производится по 5-балльной системе, посредством заполнения таблицы с указанием критериев.

 

Форма взаимодействия игроков. Участники взаимодействуют, проводя предварительные переговоры и согласовывая меню на день. Взаимодействуя на протяжении всей игры, уточняя и выясняя необходимые моменты.

 

Действия игроков. Игроки вправе производить в процессе игры обмен информацией, при этом проявляя умение использовать профессиональные термины и правила делового общения.

 

Инструкция игрокам

Заведующий производством. В его обязанности входит отслеживания работы столовой при учебном заведении, составление комплексного меню на день с учетом требований к его составлению, заполнение бракеражного журнала и меню-требование на выдачу продуктов питания, калькуляционных карточек.

Технолог для предотвращения возможности возникновения дефектов, должен на начальном этапе их выявить и ознакомить с ними поваров. Так же в обязанности технолога входит расчет энергетической ценность блюд для выяснения вопроса, покроются ли энергетические затраты, потраченные учащимися (подростки в среднем в день тратят 3000ккал).

 

Повара ответственны за правильность технологии приготовления блюд. В их обязанности входит составление технологических карт на блюда меню и составление технологических схем блюд. Повара обязаны, ознакомиться с меню-требованием и произвести приемку продуктов со склада (количественная и качественная приемка).

 

Заведующие складом отслеживает условия и сроки хранения продуктов (заполняют таблицу, в которую заносят данные по каждому продукту), производят количественную и качественную приемку и отпуск продуктов согласно меню-требования.

 

Организация игры. За несколько дней до игры следует продумать, как лучше ее провести с учетом взаимоотношений сложившихся в группе и индивидуальных особенностей студентов. До начала игры необходимо приготовить все необходимые документы, которые потребуются участникам (бланки: меню-требования, меню учебного заведения, калькуляционные карточки, заявка с указанием количества порций, образец технологической карты, лист бракеражного журнала, подготовленные таблицы для заполнения). Для возможности воспользоваться подсказкой необходимо подготовить учебную литературу и сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Карточки-визитки с указанием ролей “Заведующий производством”, “Технолог”, “Повар”, “Заведующий складом”.

Проведение игры.

Вводный этап. В процессе подготовки игры преподаватель объясняет студентам, что в игре они должны выполнять каждую из ролей. Проводится инструктаж и разъясняются цели и задачи и производится распределение ролей.

Перед началом игры целесообразно провести “репетицию”, а также ознакомить студентов с критериями оценки. Преподаватель отвечает на вопросы, возникшие в процессе проведения “разминки”, напоминает, что необходимо очень внимательно относится к цифрам и об аккуратности заполнения документов.

 

Ход игры.

 

По сигналу участники игры начинают активно действовать в соответствии со своими игровыми ролями. Преподаватель четко отслеживает соблюдение правил, действия студентов, в случае возникновения затруднений преподаватель может направить поиск необходимой информации в нужном направлении.

 

Итог игры. Итоги игры подводятся по следующим показателям:

 

- слаженность работы группы в целом (одно предприятие) – 10 баллов, оценка производится совместно и присваивается каждой микрогруппе;

 

- работа микрогруппы - 10 баллов, оценивается правильность, аккуратность и своевременность выполненной работы;

 

- подводятся итоги по таблице, выданной ранее с указанием критериев максимальное количество баллов – 15.

 

С помощью математических подсчетов выявляются победители. По желанию можно определить личное первенство, но для этого необходимо определиться с критериями.

Заключение. После игры необходимо провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников, Для этого попросить студентов поделить своими ощущениями, затруднениями, заинтересованностью. Преподавателю ответить на вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.021 с.)