Сферы и звенья финансовой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы и звенья финансовой системы



Теоретические подходы к определению финансовой системы литературе существует несколько подходов к определению понятия «финансовая система». Под терми­ном «финансовая система» понимается не только совокуп­ность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе.

Еще этот термин в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативных правовых актах иногда употребляется для обозначения сово­купности финансовых учреждений в стране[34], совокупности финансовых рынков и их ин­ститутов. Таким образом, существуют следующие подходы к определению финансовой системы:

• как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по опреде­ленным признакам (функциональный или содержательный подход);

• совокупности финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

• совокупности финансовых учреждений.

Функциональный подход чаще используется в отечественной литературе, в большин­стве современных учебников по финансам; в зарубежной литературе преобладает институ­циональный подход, когда финансовая система определяется как совокупность финансо­вых рынков и их инструментов.

Анализ разных подходов и влияние научных школ при определении и использовании термина «финансовая система» приведены в статье Н.С. Шмиголь «Современные пред­ставления о финансовой системе в экономической литературе».

В нормативных правовых актах Российской Федерации термин «финансовая система» употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансово­го сектора экономики либо элементов финансового рынка.

Например, в 1998 г. был принят Указ Президента РФ от 25.08.1998 № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федера­ции», в котором Президент поручает Правительству обеспечить разработку по­рядка реструктуризации государственных краткосрочных обязательств.

В 2008 году принимается «антикризисный» Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финан­совой системы Российской Федерации», в котором Внешэкономбанку раз­решается предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте, пред­назначенные для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных от иностранных организаций и т.п.

Употребляя термин «финансовая система» в разных значениях, необходимо пони­мать и различать соответствующие области его применения. Для понимания законо­мерностей функционирования финансов, усвоения их роли и значения в обществе, конечно, важно рассмотрение финансовой системы как совокупности финансовых от­ношений.

Так, в учебнике «Финансы» под редакцией В.В. Ковалева сферами финансовой систе­мы называются:

• централизованные финансы (государственные и муниципальные);

• децентрализованные финансы (финансы домохозяйств и организаций).

Такого же подхода придерживаются авторы учебника под редакцией ГБ. Поляка, вы­деляя:

• «централизованные финансы (федеральный бюджет, специальные внебюджетные фон­ды и территориальные финансы);

• децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций и финансы домохозяйств».

Термины «централизация», «централизованные финансы», «централизованный фонд» употреблялись в период административно-командной системы управления экономикой, тогда такой подход был вполне оправдан.

В то время существовал единый Государствен­ный бюджет СССР как единый фонд, утверждаемый в форме закона. Под централизацией понимался процесс изъятия финансовых ресурсов у предприятий, учреждений и органи­заций (так называли в то время организации) в бюджет. После образования Российской Федерации как федеративного государства и при признании самостоятельности местного самоуправления одним из важных принципов построения бюджетной системы является самостоятельность бюджетов каждого уровня (федерального, региональных и местных). В этих условиях не совсем правомерно говорить о централизации применительно к про­цессам перераспределения финансовых ресурсов, местные бюджеты относить к центра­лизованным финансам, а сферу государственных и муниципальных финансов называть «централизованными» финансами.

Подробный анализ современных подходов к выделению отдельных элементов и их опре­делению (названию) различными авторами был сделан Е.А. Ермаковой в статье «Государ­ственные финансы в финансовой системе России».

Наиболее обсуждаемым среди спорных вопросов состава финансовой системы на протяжении последних лет являлся вопрос о выделении отдельной части финансовой систе­мы — финансов домохозяйств. Несмотря на то что домохозяйства являются общепризнанными субъектами в странах с развитой рыночной эко­номикой, в российских учебниках этот термин появился не сразу. Это объясняется тем, что в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий граждане были лише­ны права на предпринимательскую деятельность, доходы граждан были представле­ны лишь заработной платой и премиями, размер которых был четко определен госу­дарством. Доходы населения не включались в финансовые ресурсы, хотя ученые-экономисты не обходили своим вниманием изучения роли финансов в фор­мировании доходов населения[

Постепенно в экономической литературе авторы начинают рассматривать эту часть финансовой системы, появляются термины «финансы населения», «личные финансы», «финансы граждан», «финансы домашних хозяйств».

Если абстрагиро­ваться от редакционных различий, то общим их утверждением являлось то, что финан­сы домохозяйств — это особая область финансовых отношений, связанных с форми­рованием и использованием личных доходов, полученных от трудовой, хозяйственной и иных видов деятельности. Аргументируя свою позицию о необходимости выделения финансов домохозяйств в качестве самостоятельного звена финансовой системы стра­ны, сторонники этой точки зрения подчеркивают важную роль домохозяйств в про­изводстве и потреблении валового внутреннего продукта, особенно когда речь идет

0 странах с развитой рыночной экономикой. Постепенно и авторы российских учебни­ков стали выделять финансы домохозяйств как отдельную сферу (или звено) финансо­вой системы. В настоящее время финансы домохозяйств выделяют авторы учебников «Финансы» под редакцией С.И. Лушина, «Финансы» под редакцией В.В. Ковалеваи другие.

Стоит отметить важность изучения этой части финансовой системы, которая имеет не только общетеоретическое значение для финансовой науки, но и продиктована практи­кой. К сожалению, отсутствие серьезных исследований в этой области на протяжении де­сятилетий привело к тому, что граждане России, являющиеся активными участниками фи­нансовых операций, зачастую не обладают знаниями в области организации финансовых отношений домашних хозяйств. Только грамотный в финансовом отношении гражданин может осуществить эффективное управление своими финансовыми ресурсами, исполь­зовать все возможности налогового планирования, суметь выбрать варианты управления собственными пенсионными накоплениями, понять проводимую государством политику софинансирования пенсионных накоплений и т.п.

Часть экономистов выделяет в составе финансовой системы и финансовый рынок в качестве отдельного звена финансовый (а в некоторых учебниках — фондовый) рынок. Справедливо отмечая, что финансо­вый рынок — специфическая область экономических отношений, где происходит купля- продажа финансовых ресурсов, авторы, обосновывая необходимость включения этой специфической сферы рыночных отношений в состав финансовой системы, указывают на огромное значение операций, совершаемых на финансовом рынке. Финансовый рынок характеризуется ими как инструмент мобилизации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов, выполняющий не менее важную роль в перераспределении стоимо­сти, чем бюджетная система, являющаяся основным инструментом государственного пере­распределения финансовых ресурсов.

Соглашаясь с тем, что финансовый рынок действительно играет важную роль в услови­ях рыночной экономики, стоит отметить, что даже очень значимая роль любого экономиче­ского инструмента не может служить основанием для его обособления в составе отдельной части системы, построенной на иных, чем этот инструмент, критериях классификации. Так, в составе финансовой системы не выделяются налоги в качестве составного элемента, хотя никто не отрицает исключительную важность налогов для функционирования финансовой системы. Все граждане и организации являются плательщиками налогов, а налоговые до­ходы являются основными видами доходов бюджетов всех уровней. Если все авторы совре­менных публикаций согласны с тем, что совокупность финансовых отношений в обществе должна классифицироваться в соответствии с ролью субъектов этих отношений в обще­ственном производстве, и на этой основе выделяют сферы финансовой системы, то в этой структуре финансовой системы представляется не совсем обоснованным рассматривать финансовый рынок в качестве отдельного звена. Сделки на финансовом рынке совершают те же самые субъекты (организации, граждане, государство), которые своими финансовы­ми отношениями, в том числе складывающимися на финансовом рынке, уже вошли в со­став финансовой системы страны.

Некоторые ученые считают, что выделение финансового рынка в самостоятельное структур­ное подразделение финансовой системы страны является искусственным и ведет к дубли­рованию тех отношений, которые уже включены в состав ее сфер.

Во многих современных учебниках помимо традиционных финансов хозяйствующих субъектов авторы выделяют финансы финансовых посредников  в отдельное звено финансовой системы, аргументируя это особой ролью этих субъектов в финансовой системе. Функционирование финансовых рынков в настоящее время невоз­можно без финансовых посредников (или финансовых институтов) — кредитных организа­ций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг и др. Учи­тывая, что деятельность финансовых посредников связана с покупкой и продажей особого товара — финансовых ресурсов, отмечается особое место финансов этих субъектов и в фи­нансовой системе. Не отрицая важность и значимость деятельности этих организаций для экономики и финансовой системы, а также специфику их функционирования, следует от­метить, что финансы финансовых посредников уже были включены в состав финансовой системы в виде финансов коммерческих или некоммерческих организаций. Например, кредитные организации являются прежде всего коммерческими организациями и выпол­няют помимо специфических операций в качестве финансового посредника (расчетно-кас­совых, депозитных, ссудных, учетных) все те же операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного капитала, финансовых ресурсов, приобретение ос­новных средств и нематериальных активов, начисление амортизационных отчислений и др.). Страховые организации также могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих  организаций. Поэтому, несмотря на особую роль этих организаций в качестве финансовых посредников и значимость их деятельности для финансовой систе­мы, вряд ли стоит повторно включать их финансовые отношения в качестве отдельного зве­на финансовой системы.

Некоторые авторы в составе сферы государственных и муниципальных финансов (или централизованных финансов) выделяют государственный и муниципальный кредит, к которому относят финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствова­нию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов. Выделение этого звена в составе финансовой системы под названием «государственный и муниципальный кредит» представляется не вполне обоснованным. В подобной трактовке операции субъек­тов власти осуществляются в форме заимствований (государственных или муниципаль­ных), под которыми понимаются отношения по поводу привлечения органами государ­ственной власти и местного самоуправления денежных средств на возвратной и платной основе. Значение государственных и муниципальных заимствований состоит в обеспече­нии сбалансированности бюджетов, они являются источниками финансирования бюджет­ного дефицита, покрытия кассовых разрывов, обеспечения рефинансирования долга и др. И средства, полученные в виде таких заимствований, уже учтены в финансовой системе как средства бюджетов. Поэтому вряд ли целесообразно нарушать логику и структуру сфе­ры государственных и муниципальных финансов выделением звена, дублирующего часть бюджетов разного уровня.

В современной экономической литературе имеются и другие достаточно спорные ут­верждения о составе и структуре финансовой системы. Это свидетельствует о необходимо­сти дальнейшего изучения понятия «финансовая система» и ее составных частей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.01 с.)