Носовая и кормовая части шлюпки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Носовая и кормовая части шлюпки.



ОСТОВ КОРПУСА ШЛЮПКИ ЯЛ-6.

 

Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу яла необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора — КИЛЬ.

 

КИЛЬ — это сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки. В носовой части с помощью латунных болтов с килем скреплен ФОРШТЕВЕНЬ — криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок. Он образует носовую оконечность шлюпки. С наружной стороны шлюпки киль и форштевень защищены от различных повреждений металлической ПОДКИЛЬНОЙ ПОЛОСОЙ.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом около 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус — АХТЕРШТЕВЕНЬ. Ахтерштевень надежно скреплен с килем стальной оцинкованной КНИЦЕЙ на латунных болтах. В ахтерштевень заподлицо врезана ТРАНЦЕВАЯ ДОСКА (ТРАНЕЦ), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок — ТРАНЦЕВЫЙ БРУС.

На рисунке:

1 — ГАК для крепления КЛИВЕР-ГАЛСА (ГАЛСОВЫЙ ГАК);

2 — ФОРШТЕВЕНЬ;

3, 9, 10 — БОЛТЫ; 4 — ПОДКЛАДКА;

5 — КНИЦА; 6 — КОРМОВОЙ РЫМ;

7 — АХТЕРШТЕВЕНЬ;

8 — ТРАНЦЕВАЯ ДОСКА;

11 — КИЛЬ;

12 — ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА.  

 

 

КОНСТРУКЦИЯ КИЛЯ.

К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен   РЕЗЕН-КИЛЬ — дубовая доска, придающая килю дополнительную прочность. По всей длине киля с обеих части вырезаны пазы (ШПУНТЫ) первого пояса обшивки (ШПУНТОВЫЙ ПОЯС).      

1 — РЕЗЕН-КИЛЬ;

2 — ШПУНТ;

3 — КИЛЬ;

4 — ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА.

 

КРЕПЛЕНИЕ ШПАНГОУТОВ.

К РЕЗЕН-КИЛЮ стальными оцинкованными шурупами прикреплены ШПАНГОУТЫ — поперечные ребра из твердых пород дерева, предварительно выгнутые по форме обводов шлюпки. На шестивесельном яле 25 ШПАНГОУТОВ. Поверх шпангоутов на РЕЗЕН-КИЛЬ лежит КИЛЬСОН — съемная доска, скрепленная с килем ЛАТУННЫМИ БОЛТАМИ.

 

На рисунке: 1 — КИЛЬСОН; 2 — ШПАНГОУТ;

3 — ГВОЗДЬ С ШАЙБОЙ; 4 — ОБШИВКА;

5 — РЕЗЕН-КИЛЬ; 6 — ШУРУП; 7 — КИЛЬ.

     ОБШИВКА.

 

Верхние концы всех шпангоутов скреплены двумя дубовыми, изогнутыми по форме борта ПРИВАЛЬНЫМИ БРУСЬЯМИ. НОСОВЫЕ КОНЦЫ привальных брусьев врезаны в форштевень и прочно скреплены с ним и между собой БРЕШТУКОМ — стальной горизонтальной КНИЦЕЙ с ДЕРЕВЯННОЙ НАКЛАДКОЙ. КОРМОВЫЕ КОНЦЫ привальных брусьев скреплены МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ КНИЦАМИ с ТРАНЦЕВЫМ БРУСОМ.

 

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в специально вырезанный ШПУНТ на форштевне, кормовые концы скреплены с ахтерштевнем, ободком транца и транцевой доской. ОБШИВКА СОСТОИТ ИЗ 14 ПОЯСОВ.   Первый пояс — ШПУНТОВЫЙ, изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок — 12 мм). Верхний пояс обшивки — ШИРСТРЕК — тоже изготовлен из дубовых досок. Между ШИРСТРЕКОМ и привальными брусьями — ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАПОЛНИТЕЛЬ. Пояса обшивки яла уложены внакрой.

 

На рисунке показано крепление привальных брусьев:

1 — ФОРШТЕВЕНЬ; 2 — ГАК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КЛИВЕР-ГАЛСА;

3 — СТАЛЬНАЯ КНИЦА; 4 — деревянная накладка (БРЕШТУК);

5 — НОСОВОЙ РЫМ; 6 — ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС; 7 — ШПАНГОУТ;

8 — ШИРСТРЕК.

 

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ШИРСТРЕКА закрыты сверху дубовой доской — ПЛАНШИРЕМ.

Два БУРТИКА — полукруглые дубовые или ясеневые бруски защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний БУРТИК прикрывает паз между ПЛАНШИРЕМ и ШИРСТРЕКОМ. Нижний буртик находится на поясе, который ниже ШИРСТРЕКА. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами, что дает возможность быстро заменить их. В планшире и деревянном заполнителе имеются ОТВЕРСТИЯ ДЛЯ УКЛЮЧИН (по ТРИ на каждом борту).

 

Варианты обшивки (ВНАКРОЙ и ВГЛАДЬ):

1 — ПЛАНШИРЬ; 2 — БУРТИКИ;

3 — ДОСКИ ОБШИВКИ; 4 — ГВОЗДИ С ШАЙБАМИ; 5 — ШПАНГОУТ;

6 — ПОДЛЕГАРС; 7 — БАНКА; 8 — ШТАПИК; 9 — ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС.

 

 

 

БАНКИ.

 

На продольные дубовые брусья — ПОДЛЕГАРСЫ — опираются банки, которые служат сиденьями для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.

На рисунке:

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КНИЦА;

ПЛАНШИРЬ;

ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС;

ШПАНГОУТ;

ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАПОЛНИТЕЛЬ;

ШТАПИК;

ФАСОННЫЙ ОБУШОК ДЛЯ

ЗАВОДКИ КЛИВЕР-ШКОТА;

 8 — ПОДЛЕГАРС;

БАНКА;

ЧАКА.

В яле ЧЕТЫРЕ банки: НОСОВАЯ (БАКОВАЯ), МАЧТОВАЯ БАНКА, СРЕДНЯЯ и ЗАГРЕБНАЯ (КОРМОВАЯ). Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями. Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками — ПИЛЛЕРСАМИ. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний — в башмак на кильсоне.

Между банками по бортам находятся распорки, называемые МЕЖДУБАНКОВЫМИ ЧАКАМИ. Поверх БАНОК и ЧАК вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка — ШТАПИК.

 

РЫБИНЫ.

 

Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами — РЫБИНАМИ, а на участке между загребной банкой и кормовым сиденьем — состоящим из двух частей КОРМОВЫМ РЕШЕТЧАТЫМ ЛЮКОМ.

На рыбинах и задней, узкой части люка имеются УПОРКИ ДЛЯ НОГ гребцов. Вода, попавшая на рыбины и люк, не задерживается на них, а стекает на дно шлюпки.

 

1 — РЫБИНА;

2 — УПОРКА;

3 — СТРОПКА.

РАНГОУТ.

 

Мачта на шестивесельном яле одна, называется ФОК-МАЧТОЙ и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Её длина — 5,5 м. Нижний конец мачты — ШПОР выполнен ЧЕТЫРЕХГРАННЫМ и для прочности обшит МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ОКОВКОЙ.

 

1 - ТОП МАЧТЫ;

2 - БУГЕЛЬ С ОБУХАМИ для крепления верхних концов вант;

3 - ВАНТИНА;

4 - ШКИВ ДЛЯ ФАЛА;

5 - РАКС-БУГЕЛЬ;

6 - БУГЕЛЬ С ГАКОМ для крепления фока-галса;

7 - ШПОР МАЧТЫ в оковке;

8 - КОУШ;

9 - ТАЛРЕПНЫЙ УЗЕЛ (крепление штерта к вантпутенсу);

10 - ВАНТПУТЕНС.

 

Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты — в районе НАМЕТКИ (100 мм). В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше НАМЕТКИ на мачте укреплен БУГЕЛЬ С ГАКОМ для осаживания и крепления ФОКА-ГАЛСА.

 

На верхний конец мачты — ТОП — в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами БУГЕЛЬ С ОБУШКАМИ для крепления ВАНТ. Ниже БУГЕЛЯ в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен ШКИВ. Через ШКИВ пропущен ходовой конец фала (ФОКА-ФАЛА).

ВАНТЫ служат для КРЕПЛЕНИЯ МАЧТЫ. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4—6 мм. В оба конца вант ВПЛЕСНЕНЫ металлические КОУШИ — металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним КОУШАМ ВАНТ крепятся ШТЕРТЫ — концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми ТАЛРЕПАМИ (Та́лреп — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей) для обтягивания и крепления вант к ВАНТ-ПУТЕНСАМ. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.

 

ФАЛ (канат, предназначенный для подъема и спуска парусов) делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема РЕЙКА с парусом. КОРЕННОЙ КОНЕЦ ФАЛА крепится к ОБУХУ РАКС-БУГЕЛЯ, а ХОДОВОЙ КОНЕЦпропускается через ШКИВ в мачте и крепится за НАГЕЛЬ.

РАКС-БУГЕЛЬ - металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания РЕЙКА с парусом у мачты. Кольцо РАКС-БУГЕЛЯ обшивается кожей.

МАЧТА с ВАНТАМИ и ФАЛОМ хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.

 

РЕЕК — изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. ОКОНЕЧНОСТИ РЕЙКА называются НОКАМИ. На концах РЕЕК имеет зарубки, с помощью которых ПОЛУБЕНЗЕЛЯМИ по рейку растягивается верхняя ШКАТОРИНА паруса. Для усиления прочности на РЕЕК наложена дубовая ЖЁЛОБООБРАЗНАЯ планка, называемая ШКАЛОЙ. ШКАЛА крепится к рейку в трех местах полубензелями. На расстоянии одной трети от переднего НОКА РЕЙКА укреплена ТРЕТНАЯ СТРОПКА, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. ТРЕТНАЯ СТРОПКА изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса ТРЕТНАЯ СТРОПКА очком надевается на гак РАКС-БУГЕЛЯ.

 

1 - РЕЕК;

2- ШКАЛА;

3- ТРЕТНАЯ СТРОПКА;

4 - ПОЛУБЕНЗЕЛИ;

5 - ЗАРУБКА НА НОКЕ РЕЙКА.

 

 

ПАРУСА.

 

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов — ФОКА и КЛИВЕРА, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.

 

Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые ШКАТОРИНАМИ, окантованы тросом особого пологого спуска — ЛИК-ТРОСОМ. Лик-трос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один СПЛЕСЕНЬ, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение — вверху.

Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины — БАНТАМИ и полосами из парусины — БОУТАМИ, нашитыми с обеих сторон паруса.

 

ВЕРХНИЙ ПЕРЕДНИЙ угол ФОКА и ВЕРХНИЙ ЗАДНИЙ угол КЛИВЕРА называются БЕНЗЕЛЬНЫМИ. ВЕРХНИЙ ПЕРЕДНИЙ угол КЛИВЕРА называется ПЕРЕДНИМ НОК-БЕНЗЕЛЬНЫМ углом, ЗАДНИЙ ВЕРХНИЙ угол ФОКА — ЗАДНИМ НОК-БЕНЗЕЛЬНЫМ углом. ПЕРЕДНИЕ НИЖНИЕ углы ФОКА и КЛИВЕРА называются ГАЛСОВЫМИ, а ЗАДНИЕ — ШКОТОВЫМИ.

 

По всей длине верхней ШКАТОРИНЫ фока и кливера пробиты отверстия — ЛЮВЕРСЫ, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через ЛЮВЕРСЫ, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся ПОЛУБЕНЗЕЛИ, которыми парус растягивается по РЕЙКУ, через остальные люверсы продет СЛАБЛИНЬ, прихватывающий парус к РЕЙКУ по всей длине верхней ШКАТОРИНЫ.

 

1 - ЛИК-ТРОС;

2 - СЛАБЛИНЬ;

3 - ТРЕТНАЯ СТРОПКА;

4 - РАКС-БУГЕЛЬ;

5 - ФАЛ;

6 - ПОЛУБЕНЗЕЛЬ.

 

 

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты У ФОКА ДВА РЯДА ЛЮВЕРСОВ, а У КЛИВЕРА ОДИН РЯД ЛЮВЕРСОВ, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — РИФ-ШТЕРТЫ, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. РИФ-ШТЕРТЫ крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на РИФ-ШТЕРТАХ с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты РИФ-БАНТЫ.

 

К ШКАТОРИНЕ заднего нок-бензельного угла фока пришит военно-морской флаг, а под ним — ФЛЮГАРКА размером 30х50 см. Поверх БАНТОВ к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.

 

Все нижние утлы паруса для крепления ГАЛСОВ и ШКОТОВ имеют КРЕНГЕЛЬСЫ — петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые КОУШИ, предохраняющие КРЕНГЕЛЬСЫ от перетирания. КРЕНГЕЛЬСЫ имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

ГАЛСЫ служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется ФОКА-ГАЛСОМ, галс кливера — КЛИВЕР-ГАЛСОМ. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.

ШКОТЫ служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются ФОКА-ШКОТАМИ или КЛИВЕР-ШКОТАМИ. ФОКА-ШКОТЫ имеют длину 15 м, КЛИВЕР-ШКОТЫ — 9м.

 

На рисунке – крепление кренгельса к парусу:

1 – ЛИК-ТРОС;

2 – БАНТ;

3 – ПОЛОТНИЩЕ;

4 – ЛЮВЕРС;

5 – КРЕНГЕЛЬС;

6 – КОУШ;

7 – ОБШИВКА ЛИК-ТРОСА

(хлопчатобумажные нитки).

 

         

РАНГОУТНЫЙ ЧЕХОЛ.

 

Рангоутный чехол выкраивается из парусины в виде прямоугольника, сторона которого на 25 см длиннее рейка. С одной стороны (обращенной к корме шлюпки) чехол на 1/3 длины сшит в виде мешка цилиндрической формы. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты ЛЮВЕРСЫ.

 

Для быстрой шнуровки (расшнуровки) удобно применять не ШТЕРТ, а ряд СТРОПОК, ВПЛЕСНЕННЫХ в ЛЮВЕРСЫ одной из кромок чехла. Длина СТРОПОК несколько больше расстояния между ЛЮВЕРСАМИ. Шнуровка производится одновременно с обоих концов чехла и поэтому требует меньше времени.

 

В РАНГОУТНОМ ЧЕХЛЕ хранится ПАРУС с РЕЙКОМ, галсами и шкотами.

На рисунке – РАНГОУТНЫЙ ЧЕХОЛ:

 

1 — ЛЮВЕРСЫ;

2 — СШИТАЯ ЧАСТЬ ЧЕХЛА;

3 — ПЕТЛИ (СТРОПКИ).

 

ТЕРМИНЫ ПО УСТРОЙСТВУ ШЛЮПКИ.

АХТЕРШТЕВЕНЬ - прямоугольный клеенный из дубовых досок брус, образующий кормовую оконечность шлюпки, врезанный в КИЛЬ под углом около 100⁰ и скрепленный с КИЛЕМ стальной оцинкованной КНИЦЕЙ на латунных болтах.

БАНКА – элемент поперечного крепления шлюпки, сиденье для гребцов.

БРЕШТУК – стальная КНИЦА с деревянной накладкой, скрепляющая врезанные в ФОРШТЕВЕНЬ носовые концы ПРИВАЛЬНЫХ БРУСЬЕВ с ним и между собой.

БУРТИК – полукруглый дубовый или ясеневый брусок, защищающий борт шлюпки от ударов при швартовке и крепящийся к обшивке латунными шурупами.

ВАНТ-ПУТЕНСЫ – металлические планки с проушинами для крепления ВАНТ. Расположены с внутренней стороны ПРИВАЛЬНЫХ БРУСЬЕВ по два с каждого борта.

ГАЛСОВЫЙ ГАК – гак на ФОРШТЕВНЕ, служащий для осаживания и крепления КЛИВЕР-ГАЛСА.

ГНЕЗДО ДЛЯ НАГЕЛЯ – отверстие в мачтовой банке шлюпки.

ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАПОЛНИТЕЛЬ – вставка между ШИРСТРЕКОМ и ПРИВАЛЬНЫМИ БРУСЬЯМИ.

ДРЕК – шлюпочный якорь.

ЗАСПИННАЯ ДОСКА – съемная доска, вставляющаяся в вертикальные направляющие БАШМАКИ, параллельно ТРАНЦЕВОЙ ДОСКЕ.

КИЛЬ – сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки.

КИЛЬСОН - съемная доска, скрепленная с КИЛЕМ латунными болтами, лежащая на РЕЗЕН-КИЛЕ поверх ШПАНГОУТОВ.

КНИЦА – место старшины шлюпки при движении на веслах, опирающееся на ПРИВАЛЬНЫЕ и ТРАНЦЕВЫЙ БРУСЬЯ.

КОРМОВОЕ СИДЕНЬЕ – сиденье, на котором при движении под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки.

КОРМОВОЙ РЕШЁТЧАТЫЙ ЛЮК – съемный деревянный щит между ЗАГРЕБНОЙ банкой и КОРМОВЫМ СИДЕНЬЕМ, состоящий из двух частей, прикрывающий дно шлюпки и служащий для предохранения ШПАНГОУТОВ от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки.

КОРМОВОЙ РЫМ – швартовое устройство на АХТЕРШТЕВНЕ шлюпки к которому крепятся ОГОНОМ ФАЛИНИ – тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.

КОРМОВОЙ ФАЛИНЬ – бельный трос из растительного или синтетического волокна, крепящийся ОГОНОМ к кормовому (на АХТЕРШТЕВНЕ) рыму и предназначенный для швартовки и буксировки шлюпки.

КОУШ – каплевидная или круглая оправка из металла с желобом на наружной стороне. Заделывается в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания и излома.

НАГЕЛЬ - металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле один служит для крепления НАМЕТКИ, другой – ФАЛА. Вставляются в отверстия мачтовой банки.

НАМЕТКА – откидная металлическая скоба на шарнире для удержания мачты в вертикальном положении.

НОСОВОЙ РЫМ – швартовое устройство на ФОРШТЕВНЕ шлюпки к которому крепятся ОГОНОМ ФАЛИНИ – тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено для швартовки и буксировки шлюпок.

НОСОВОЙ ФАЛИНЬ  – бельный трос из растительного или синтетического волокна, крепящийся ОГОНОМ к носовому (на ФОРТЕВНЕ) рыму и предназначенный для швартовки и буксировки шлюпки.

ОБШИВКА – сосновые и дубовые доски, прибитые к набору яла оцинкованными или медными гвоздями.

ПИЛЛЕРС – стойка, укрепляющая средние части банок, чтобы они не прогибались под тяжестью гребцов.

ПЛАНШИРЬ – дубовая доска, закрывающая сверху ПРИВАЛЬНЫЕ БРУСЬЯ, оконечности ШПАНГОУТОВ и верхние кромки ШИРСТРЕКА.

ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА\ОКОВКА – металлическая полоса, защищающая от повреждений КИЛЬ и ФОРШТЕВЕНЬ с наружной стороны шлюпки.

ПОДЛЕГАРС – продольный дубовый брус, на который опираются БАНКИ (сиденья для гребцов) и съемный НОСОВОЙ РЕШЕТЧАТЫЙ ЛЮК.

ПОДУКЛЮЧИНА – врезанная заподлицо в ПЛАНШИРЬ угловая металлическая оцинкованная планка с отверстием для УКЛЮЧИНЫ.

ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС – дубовая доска, изогнутая по форме борта, скрепляющая верхние концы ШПАНГОУТОВ.

ПРОБКА – вывинчивающаяся заглушка отверстия в ОБШИВКЕ для слива скопившейся на дне шлюпки воды.

ПРОДОЛЬНАЯ БАНКА – бортовая БАНКА КОРМОВОГО СИДЕНЬЯ, примыкающая к ЗАГРЕБНОЙ БАНКЕ.

РЕЗЕН-КИЛЬ  – дубовая доска, прикрепленная к килю сверху оцинкованными гвоздями, придающая КИЛЮ дополнительную прочность.

РУЛЬ  – устройство, изготовленное из дуба и состоящее из ГОЛОВКИ, ПЕРА и ПЕТЕЛЬ С ОКОВКАМИ, навешенное на стальной оцинкованный стержень, укрепленный на ТРАНЦЕВОЙ ДОСКЕ и АХТЕРШТЕВНЕ яла.

РУМПЕЛЬ – рычаг для перекладки руля.

РЫБИНА – съемный деревянный щит, прикрывающий дно шлюпки, предохраняющий ШПАНГОУТЫ от повреждений, служащий для удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки.

СВАЙКА – деревянный или металлический конический стержень (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.

СОРЛИНЬ – Небольшой линь, окружностью 25 мм., один конец которого пропущен в отверстие на пере руля и заделанный узлом – КНОПОМ, а второй привязан к рыму на АХТЕРШТЕВНЕ, служащий для удержания руля, если он почему-либо соскочил с петель

СТЕПС – прикрепленная к КИЛЬСОНУ металлическая наделка для установки нижнего конца (ШПОРА) мачты.

СТЕПС ДЛЯ УКЛЮЧИНЫ - металлическая наделка с отверстием для УКЛЮЧИНЫ, устанавливающаяся ниже ПРИВАЛЬНОГО БРУСА.

СТОПОРНАЯ ПЛАНКА – фиксирующий элемент на НОСОВОЙ БАНКЕ, через который пропускают РЫМ ЦЕПНОГО ПОДЪЕМА во избежание крена шлюпки при спуске (подъеме).

ТРАНЦЕВАЯ ДОСКА\ТРАНЕЦ – доска, изготовленная из 2-3 дубовых досок, заподлицо врезанная в АХТЕРШТЕВЕНЬ.

ТРАНЦЕВЫЙ БРУС – деревянный ободок, прикрепленный с внутренней стороны по периметру к ТРАНЦУ.

ТРЕТНАЯ СТРОПКА – такелажная петля, которая при подъеме паруса надевается на гак ракс-бугеля. Изготавливается из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей.

УКЛЮЧИНА – металлическая развилка для упора весел при гребле.

УПОРКА – поперечный дубовый брусок на РЫБИНЕ, предназначенный для упора ног гребцов.

УТКА – металлическая двурогая планка для крепления КРАНЦЕВ.

ФЛЮГАРКИ – круглые с деревянной окантовкой знаки, указывающие, какому кораблю (части) принадлежит шлюпка. Они располагаются снаружи ОБШИВКИ в носовой части и на ТРАНЦЕ с обоих бортов.

ФОРШТЕВЕНЬ – криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок, образующий носовую оконечность шлюпки и скрепленный с КИЛЕМ в носовой части латунными болтами.

ЦЕПНОЙ ПОДЪЕМ – устройство, состоящее из обуха, наглухо прикрепленного к килю, такелажной скобы, отрезка цепи и рыма.

ЧАКА – распорка между БАНКАМИ по бортам шлюпки.

ШИРСТРЕК – верхний пояс ОБШИВКИ шлюпки, изготовленный из 12-мм дубовых досок.

ШПАНГОУТЫ - поперечные ребра из твердых пород дерева, выгнутые по форме обводов шлюпки прикрепленные к РЕЗЕН-КИЛЮ стальными оцинкованными шурупами.

ШПУНТ – вырез по всей длине КИЛЯ с обеих сторон его верхней части для присоединения первого пояса ОБШИВКИ.

ШПУНТОВЫЙ ПОЯС – первый пояс ОБШИВКИ, изготовленный из 16-мм дубовых досок.

ШТАПИК – дубовая планка, уложенная поверх БАНОК и ЧАК, вплотную к ШПАНГОУТАМ.

 

ОСТОВ КОРПУСА ШЛЮПКИ ЯЛ-6.

 

Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу яла необходимую форму и обеспечивает его прочность. Основная часть набора — КИЛЬ.

 

КИЛЬ — это сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки. В носовой части с помощью латунных болтов с килем скреплен ФОРШТЕВЕНЬ — криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок. Он образует носовую оконечность шлюпки. С наружной стороны шлюпки киль и форштевень защищены от различных повреждений металлической ПОДКИЛЬНОЙ ПОЛОСОЙ.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом около 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус — АХТЕРШТЕВЕНЬ. Ахтерштевень надежно скреплен с килем стальной оцинкованной КНИЦЕЙ на латунных болтах. В ахтерштевень заподлицо врезана ТРАНЦЕВАЯ ДОСКА (ТРАНЕЦ), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок — ТРАНЦЕВЫЙ БРУС.

На рисунке:

1 — ГАК для крепления КЛИВЕР-ГАЛСА (ГАЛСОВЫЙ ГАК);

2 — ФОРШТЕВЕНЬ;

3, 9, 10 — БОЛТЫ; 4 — ПОДКЛАДКА;

5 — КНИЦА; 6 — КОРМОВОЙ РЫМ;

7 — АХТЕРШТЕВЕНЬ;

8 — ТРАНЦЕВАЯ ДОСКА;

11 — КИЛЬ;

12 — ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА.  

 

 

КОНСТРУКЦИЯ КИЛЯ.

К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен   РЕЗЕН-КИЛЬ — дубовая доска, придающая килю дополнительную прочность. По всей длине киля с обеих части вырезаны пазы (ШПУНТЫ) первого пояса обшивки (ШПУНТОВЫЙ ПОЯС).      

1 — РЕЗЕН-КИЛЬ;

2 — ШПУНТ;

3 — КИЛЬ;

4 — ПОДКИЛЬНАЯ ПОЛОСА.

 

КРЕПЛЕНИЕ ШПАНГОУТОВ.

К РЕЗЕН-КИЛЮ стальными оцинкованными шурупами прикреплены ШПАНГОУТЫ — поперечные ребра из твердых пород дерева, предварительно выгнутые по форме обводов шлюпки. На шестивесельном яле 25 ШПАНГОУТОВ. Поверх шпангоутов на РЕЗЕН-КИЛЬ лежит КИЛЬСОН — съемная доска, скрепленная с килем ЛАТУННЫМИ БОЛТАМИ.

 

На рисунке: 1 — КИЛЬСОН; 2 — ШПАНГОУТ;

3 — ГВОЗДЬ С ШАЙБОЙ; 4 — ОБШИВКА;

5 — РЕЗЕН-КИЛЬ; 6 — ШУРУП; 7 — КИЛЬ.

     ОБШИВКА.

 

Верхние концы всех шпангоутов скреплены двумя дубовыми, изогнутыми по форме борта ПРИВАЛЬНЫМИ БРУСЬЯМИ. НОСОВЫЕ КОНЦЫ привальных брусьев врезаны в форштевень и прочно скреплены с ним и между собой БРЕШТУКОМ — стальной горизонтальной КНИЦЕЙ с ДЕРЕВЯННОЙ НАКЛАДКОЙ. КОРМОВЫЕ КОНЦЫ привальных брусьев скреплены МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ КНИЦАМИ с ТРАНЦЕВЫМ БРУСОМ.

 

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в специально вырезанный ШПУНТ на форштевне, кормовые концы скреплены с ахтерштевнем, ободком транца и транцевой доской. ОБШИВКА СОСТОИТ ИЗ 14 ПОЯСОВ.   Первый пояс — ШПУНТОВЫЙ, изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок — 12 мм). Верхний пояс обшивки — ШИРСТРЕК — тоже изготовлен из дубовых досок. Между ШИРСТРЕКОМ и привальными брусьями — ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАПОЛНИТЕЛЬ. Пояса обшивки яла уложены внакрой.

 

На рисунке показано крепление привальных брусьев:

1 — ФОРШТЕВЕНЬ; 2 — ГАК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КЛИВЕР-ГАЛСА;

3 — СТАЛЬНАЯ КНИЦА; 4 — деревянная накладка (БРЕШТУК);

5 — НОСОВОЙ РЫМ; 6 — ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС; 7 — ШПАНГОУТ;

8 — ШИРСТРЕК.

 

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ШИРСТРЕКА закрыты сверху дубовой доской — ПЛАНШИРЕМ.

Два БУРТИКА — полукруглые дубовые или ясеневые бруски защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний БУРТИК прикрывает паз между ПЛАНШИРЕМ и ШИРСТРЕКОМ. Нижний буртик находится на поясе, который ниже ШИРСТРЕКА. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами, что дает возможность быстро заменить их. В планшире и деревянном заполнителе имеются ОТВЕРСТИЯ ДЛЯ УКЛЮЧИН (по ТРИ на каждом борту).

 

Варианты обшивки (ВНАКРОЙ и ВГЛАДЬ):

1 — ПЛАНШИРЬ; 2 — БУРТИКИ;

3 — ДОСКИ ОБШИВКИ; 4 — ГВОЗДИ С ШАЙБАМИ; 5 — ШПАНГОУТ;

6 — ПОДЛЕГАРС; 7 — БАНКА; 8 — ШТАПИК; 9 — ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС.

 

 

 

БАНКИ.

 

На продольные дубовые брусья — ПОДЛЕГАРСЫ — опираются банки, которые служат сиденьями для гребцов и элементами поперечного крепления шлюпки.

На рисунке:

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КНИЦА;

ПЛАНШИРЬ;

ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС;

ШПАНГОУТ;

ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАПОЛНИТЕЛЬ;

ШТАПИК;

ФАСОННЫЙ ОБУШОК ДЛЯ

ЗАВОДКИ КЛИВЕР-ШКОТА;

 8 — ПОДЛЕГАРС;

БАНКА;

ЧАКА.

В яле ЧЕТЫРЕ банки: НОСОВАЯ (БАКОВАЯ), МАЧТОВАЯ БАНКА, СРЕДНЯЯ и ЗАГРЕБНАЯ (КОРМОВАЯ). Стальными оцинкованными кницами они скреплены с привальными брусьями. Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, их средние части укрепляют стойками — ПИЛЛЕРСАМИ. Верхний конец стойки входит в гнездо на банке, нижний — в башмак на кильсоне.

Между банками по бортам находятся распорки, называемые МЕЖДУБАНКОВЫМИ ЧАКАМИ. Поверх БАНОК и ЧАК вплотную к шпангоутам уложена дубовая планка — ШТАПИК.

 

РЫБИНЫ.

 

Для предохранения шпангоутов от повреждений, удобства передвижения по шлюпке и равномерного распределения нагрузки дно яла прикрыто съемными деревянными щитами — РЫБИНАМИ, а на участке между загребной банкой и кормовым сиденьем — состоящим из двух частей КОРМОВЫМ РЕШЕТЧАТЫМ ЛЮКОМ.

На рыбинах и задней, узкой части люка имеются УПОРКИ ДЛЯ НОГ гребцов. Вода, попавшая на рыбины и люк, не задерживается на них, а стекает на дно шлюпки.

 

1 — РЫБИНА;

2 — УПОРКА;

3 — СТРОПКА.

НОСОВАЯ И КОРМОВАЯ ЧАСТИ ШЛЮПКИ.

В носовой части шлюпки на ПОДЛЕГАРС опирается съемный НОСОВОЙ РЕШЕТЧАТЫЙ ЛЮК с отверстием для ФОНАРНОЙ СТОЙКИ (или ГОНОЧНОГО НОМЕРА). Нижний конец стойки входит в гнездо башмака на форштевне. В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТАБЛИЧКА с указанием типа шлюпки, завода-изготовителя, заводского номера и года постройки.

 

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО состоит из НОСОВОГО ( НА ФОРШТЕВНЕ) и КОРМОВОГО (НА АХТЕРШТЕВНЕ) РЫМОВ, к которым ОГОНОМ крепятся ФАЛИНИ — тросы из растительных или синтетических волокон. Предназначено данное устройство для швартовки и буксировки шлюпок. ОГОН — постоянная петля на тросе, образованная путём переплетения его прядей аналогично СПЛЕСНЮ. Также ОГОНОМ называют кольцо из троса, сделанное на его середине или конце.

 

В кормовой части шлюпки на ПОДЛЕГАРС опирается КОРМОВОЕ СИДЕНЬЕ, на котором при движении под парусом размещаются пассажиры, командир и старшина шлюпки. Параллельно ТРАНЦЕВОЙ ДОСКЕ в вертикально расположенные НАПРАВЛЯЮЩИЕ БАШМАКИ вставлена съемная ЗАСПИННАЯ ДОСКА. Между ЗАСПИННОЙ и ТРАНЦЕВОЙ ДОСКАМИ у правого борта — место для старшины шлюпки при движении на веслах. Сиденьем ему служит ДЕРЕВЯННАЯ НАКЛАДКА  — КНИЦА, опирающаяся на ПРИВАЛЬНЫЙ и ТРАНЦЕВЫЙ БРУСЬЯ. ВТОРАЯ КНИЦА находится у левого борта.

Для слива скопившейся на дне воды под КОРМОВЫМ РЕШЕТЧАТЫМ ЛЮКОМ в обшивке имеется СПУСКНОЕ ОТВЕРСТИЕ с ВЫВИНЧИВАЮЩЕЙСЯ ПРОБКОЙ.

 

1 - УТКА;

2 - НАПРАВЛЯЮЩИЙ БАШМАК;

3 - РАЗРЕЗНОЙ ФАСОННЫЙ ОБУШОК для заводки ФОКА-ШКОТА;

4 - ДЕРЕВЯННАЯ КНИЦА (место старшины шлюпки при движении на веслах);

5 - ТРАНЦЕВЫЙ БРУС;

6 - КОРМОВОЙ РЫМ;

7 - ОТВЕРСТИЕ ДЛЯ ЦЕПНОГО ПОДЪЕМНОГО РЫМА,

8 - КОРМОВОЕ СИДЕНЬЕ;

9 - КОРМОВОЙ РЕШЕТЧАТЫЙ ЛЮК;

10 - ПРОБКА.

 

На внутренней стороне ТРАНЦЕВОЙ ДОСКИ находится ОБОЙМА, а на кормовом сиденье — ГНЕЗДО (или БАШМАК) для крепления ФЛАГШТОКА.

Для ПОДВЕСКИ МОТОРА на ТРАНЦЕВОЙ ДОСКЕ установлены ДВЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПЛАНКИ. Для КРЕПЛЕНИЯ ЛЕЕРА при зачехлении шлюпки имеется ФАСОННЫЙ ОБУШОК.

 

Слева от АХТЕРШТЕВНЯ на ТРАНЦЕВОЙ ДОСКЕ прибита МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПЛАСТИНКА с данными о мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается ФЛАЖНЫЙ ПОЗЫВНОЙ данной шлюпки. ФЛАЖНЫЙ ПОЗЫВНОЙ присваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из СОЧЕТАНИЯ ДВУХ ФЛАГОВ ШЛЮПОЧНОЙ СИГНАЛЬНОЙ КНИГИ: верхний флаг обозначает букву, нижний — «Шлюпочный». Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл, Б. Шл, В. Шл и т.д. Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке присваивается ЦИФРОВОЙ ПОЗЫВНОЙ, который накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу. Порядок пользования позывными изложен в Шлюпочной сигнальной книге.

 

1 - ФЛАГШТОК;

2 - УТКА НА ФЛАГШТОКЕ для крепления фала флага;

3 - МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПЛАНКИ для крепления подвесного мотора;

4 - ФАСОННЫЙ ОБУШОК для крепления леера;

5 - ТРАНЦЕВЫЙ БРУС;

6 - МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПЛАСТИНКА С ДАННЫМИ о мореходности шлюпки;

7 - КОРМОВОЙ ФАЛИНЬ;

8 - ФАСОННАЯ ДОСКА;

9 - ГНЕЗДО ДЛЯ ФЛАГШТОКА;

10 - ФЛАЖНЫЙ ПОЗЫВНОЙ;

11 - ОБОЙМА ДЛЯ ФЛАГШТОКА.

 

Снаружи обшивки в носовой части и на транце с обоих бортов расположены круглые с деревянной окантовкой ФЛЮГАРКИ — знаки особой расцветки, указывающие, какому кораблю (части) принадлежит шлюпка. Флюгарки присваиваются ЦИРКУЛЯРОМ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ФЛОТА.

       ЦЕПНЫЕ ПОДЪЕМЫ.

При спуске и подъеме шлюпки на борт корабля используются ЦЕПНЫЕ ПОДЪЕМЫ (ПОДЪЕМНЫЕ РЫМЫ). Цепной подъём состоит из ОБУХА, наглухо прикрепленного к килю, ТАКЕЛАЖНОЙ СКОБЫ, ОТРЕЗКА ЦЕПИ И РЫМА.

За рымы закладываются ГАКИ ШЛЮПОЧНЫХ ТАЛЕЙ кораблей и судов. Чтобы шлюпка при спуске (подъеме) не кренилась, НОСОВОЙ РЫМ пропускают через СТОПОРНУЮ ПЛАНКУ на НОСОВОЙ БАНКЕ, а КОРМОВОЙ — через специальное отверстие в КОРМОВОМ СИДЕНЬЕ.

 

1 — РЫМ;

2 — СТОПОРНАЯ ПЛАНКА:

3 — ЦЕПЬ;

4 — ТАКЕЛАЖНАЯ СКОБА;

5 — ГАЙКИ;

6 — КИЛЬСОН;

7 — БОЛТ;

8 — КИЛЬ;

9 — ОБУХ;

10 — ШТЫРЬ.

  РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ШЛЮПКИ.

 

Для удержания шлюпки на заданном курсе или изменения направления ее движения служит РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, состоящее из НАВЕСНОГО РУЛЯ, деталей для его навески и РУМПЕЛЯ (при движении на веслах используется ИЗОГНУТЫЙ РУМПЕЛЬ, при движении под парусом — ПРЯМОЙ РУМПЕЛЬ).

 

РУЛЬ изготовлен из дуба и состоит из ГОЛОВКИ, ПЕРА и ПЕТЕЛЬ С ОКОВКАМИ. Он навешен на СТАЛЬНОЙ ОЦИНКОВАННЫЙ СТЕРЖЕНЬ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.237 с.)