Культурный архетип – глубинная культурная установка «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурный архетип – глубинная культурная установка «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению.



Характерные черты культурных архетипов — устойчивость и неосознанность. Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного генотипа того или иного народа

Культурные архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего они проявляются в его повседневной жизни. При этом, как отмечал Юнг, «когда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, архетип активизируется, и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле».

Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и смысл их поведения, надо изучать их культурные архетипы. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».

Культурный архитектурный архетип – это глубинный, обобщенный до символа, изначальный прообраз или базовая схема того или иного явления культуры в архитектуре.

Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности или попадании человека под влиянием непреодолимых жизненных препятствий в ситуацию внутреннего конфликта. Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и переживания, а функционально — как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.

Во-первых, архетипы, имея архаический характер, проявляются в результате бессознательной деятельности на «поверхности» сознания в форме различного рода глубинных первообразов-символов.

Во-вторых, архетипы недоступны непосредственному наблюдению, они раскрываются лишь косвенно — через проекцию на внешние объекты, что проявляется в универсальной символике.

В-третьих, архетипы, которые человек воспринимает только интуитивным путем, принципиально противостоят сознанию, и поэтому их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке.

Характерные черты культурных архетипов — устойчивость и неосознанность. Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного генотипа того или иного народа

Культурные архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего они проявляются в его повседневной жизни. При этом, как отмечал Юнг, «когда представляется ситуация, которая соответствует данному архетипу, архетип активизируется, и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле».

Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и смысл их поведения, надо изучать их культурные архетипы. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».

Архетип культуры как то, что свойственно всем культурам, и есть образ того, что является инвариантным в разных действительностях. В этом качестве архетип культуры есть семантический инвариант разных культур, универсалия их организации.

Обычной бедой такого определения культуры, однако, является то, что нередко выявление архетипов идет индуктивным путем, а база индукции оказывается неполной. Характерно также и то, что неполнота носит характер не просто некоторого пробела, а систематической ошибки, и из индуктивной базы регулярно выпадают культуры определенного типа.1

Традиционный домашний очаг, как и сам Дом — архетип человеческого сознания. Камин у англичан или русская печь занимают центральное место в Доме с функциональной и ритуальной точек зрения. Место для сна на печи в русской избе по современным дизайнерским представлениям спорно и не отвечает требованиям физиологического комфорта. Выигрыш был в другом:потребность в теплых вещах при этом сведена к минимуму.О.Шпенглер писал в «Закате Европы»: «Первоначальная форма дома всецело вырастает из органического чувства... Она обладает такой же внутренней необходимостью, как раковина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда... Эта форма родилась из темного житейского обихода не для глаза,ищущего выявляющихся на свету форм... Дом и равным образом основные, т. е.

употребительные формы утвари, оружия, одежды и посуды принадлежат к тотемной стороне бытия. Они характеризуют не вкус, но навыки борьбы, жизни и работы»

Трех-четырехэтажный «лимит» старинных построек продиктован отнюдь не только отсутствием лифтов. Даже культовые сооружения вряд ли корректно называть многоэтажными. Габариты здания компоновались в 3 яруса, повторяющих модель мироздания: ад, землю и рай. Православные строго

следовали этому принципу даже при постройке простых крестьянских изб. Так, физические и метафизические свойства мира отражались в традиционном зодчестве.

В храмах Дальнего Востока скорее угадывается образ пернатого. Но по

О.Шпенглеру и тотемизм — форма реализации архетипов мышления. Архетипы имели исторические инверсии, которые и составляют сюжет истории архитектуры. Кровля с большим консольным выносом стала ведущей

темой и символом дальневосточной архитектуры. Стены и колонны там не несут той семантической нагрузки, которую эти элементы зданий имеют на Западе, и попытки европоцентристской теории архитектуры, долгие века «зацикленной» на каноны ордерных систем, распространить идею ордеров и на Востоке кажутся надуманными. Форма кровли оказалась более консервативной по сравнению с другими элементами архитектуры стран дальневосточного ареала. Нельзя недооценивать в формировании культурных стереотипов естественных факторов. Влажный климат затяжного жаркого лета сказался не только на формах архитектуры Тихоокеанского бассейна. Формы традиционных головных уборов, зонтов, плащей, паланкинов и других атрибутов быта

удивительным образом интерпретируют архетипы архитектуры. Кстати, примерно то же самое можно наблюдать и в дизайне карет и даже первыхи автомобилей на Западе.

Нельзя объяснить исключительную устойчивость архетипов архитектуры во времени только культурным консерватизмом. Скорее культурные стереотипы коренятся в психологической предрасположенности. Но и такое объяснение представляется несколько упрощенным. Психологическую предрасположенность в свою очередь также можно объяснить культурно- историческими факторами, но эти факторы уже стали частью самой натуры, т.

к. вошли в генетический код народов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.005 с.)