Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.



МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

 

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МОЗ УКРАИНЫ

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ


" БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(перевод с украинского языка)
для студентов  высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации

 

ДНЕПРОПЕТРОВСК
 2014 г.

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ " БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА "(для студентов 1-2 - х курсов медицинских факультетов и 1- го курса стоматологического факультета высших медицинских учебных заведений III - IV уровня аккредитации )

Под редакцией: заведующего кафедрой анестезиологии и интенсивной терапии ГУ «Днепропетровская медицинская академия»,  д.м.н., профессора Кобеляцкого Ю.Ю.

Авторы: д.м.н., проф. кафедры хирургии № 2 Литвин Ю.П. ДЗ ГМА,

к.м.н., доц. Кушниренко А.Г., преподаватели: Березнюк О.П., Карлович А.Л., Лысенко В.Н., Полевиков А.В.

 

Рецензенты:

Титов И.И.    д.мед.н., заведующий кафедрой анестезиологии и интенсивной

терапии  Ивано - Франковского государственного

                       медицинского университета МОЗ Украины

 

Налапко Ю.И.    к.мед.н., доцент, заведующий кафедрой анестезиологии,

                       интенсивной терапии и экстренной медицинской помощи

                       ГУ «Луганский медицинский университет»

 

Пособие «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда» принято к изданию на заседании Комиссии по медицине научно - методического совета по вопросам образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины как учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений III - IV уровней аккредитации (протокол № 1 от 01.04.2013г.).

П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда" для студентов высшых медицинских учреждений (ВМУЗ) Украины III-IV уровня акредитации составлена для специальностей 7.110101 "Лечебное дело", 7.110104 "Педиатрия", 7.110105 "Медико-профилактическое дело",7.110106 "Стоматология", 7.110201 "Фармация",7.110206 " Клиническая фармация", в соответствии к образовательно-квалификационной характеристики и образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов,которые вводятся в соответствии с Законом Украины “ Про вищу освіту” от 17.01.2002 г. № 2984-ІІІ., постановлением Кабинета Министров Украины от 21.01.1998 г. № 65 “ Про ступеневу освіту” и от 07.08.1998 г. № 1247 “ Про державні стандарти вищой освіти”, приказа МОН Украины от 31.06.1998 г. № 285 “ Про вимоги до державних стандартів”, приказа МОЗ Украины от 24.02.2000 г. № 35 “ Про особливості ступеневой освіти медичного та фармацевтичного спрямування”, и приказом МОЗ Украины от 19.10.2009 г. № 749 “ Про затвердження та введення навчального плану підготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня “ спеціаліст” кваліфікацій “ лікар” у вищих навчальних закладах ІV рівня акредитації за спеціальностями “лікувальна справа”, “педіатрія”, “медико-прфілактична справа”,”стоматологія”,”фармація’, та “клінічна фармація’, который разработан с учетом требования приказа МОН Украины от 09.07.2009 г. № 642 «Про організацію вивчення гуманітарних дисциплін за вільним вибором студента” и основных положений учебного плана.

. Учебная дисциплина “ Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда” представлена одним модулем, который состоит их двух содержательных модулей:

- Безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях;

- Основы охраны труда медицинских и фармацевтических работников.

 

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

- Определить основне принципы безопасности жизнедеятельности человека.

- Предусмотреть последствия нарушений валеологических основ формирования здорового образа жизни и их влияний на безопасность жизнедеятельности человека.

- Анализировать и давать оценку опасным для жизни, здоровья, профессиональной деятельности ситуации и самостоятельно прнинимать решения о проведении неотложных мероприятий.

 

Основные задачи предмета.

Задачи дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” состоят в том, чтобы научить студентов:

- идентифицировать потенциальные опасности, т.е. распознавать вид, определять величину и вероятность их проявления;

- определять опасные, вредные и поражающие факторы, которые порождаются источниками этих опасностей;

- прогнозировать возможность и последствия влияния опасных и вредных факторов на организм человека;

- использовать нормативно-правовую базу защиты личности и окружающей среды;

- разрабатывать мероприятия и применять средства защиты от действия опасных, вредных и поражающих факторов;

- предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения принимать адекватные решения и выполнять действия, направленные на их ликвидацию;

- использовать в своей практической деятельности общественно-политические, социально-экономические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и обра-зовательно-воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде.

Объектом изучения БЖД как науки является человек и человеческое сообщество, окружающая его среда, процесс взаимодействия человека с окружающей средой (т.е. жизнедеятельностью) и опасности, которые при этом возникают.

 

Классификация опасностей.

Опасность - это отрицательное свойство материи, которое проявляется в ее способности наносить ущерб определенным элементам Вселенной, потенциальный источник вреда. Если речь идет об опасности для человека, то это явления, процессы, объекты, свойства, способные при определенных условиях наносить ущерб здоровью или жизни человека или системам, обеспечивающим жизнедеятельность людей.

Каждый человек ощущает опасность интуитивно и понимает ее значение по своему. Согласно выводам экспертов ООН, большинство людей связывают ощущение опасности с будничными проблемами и ежечасными хлопотами, а не основывают его на опасении, связанном с глобальными катастрофами или международными конфликтами. Защита жилья, рабочего места, благосостояния, здоровья, окружающей среды - основные проблемы безопасного самочувствия человека. Ощущение опасности имеет также глубоко индивидуальный оттенок, который главным образом зависит от:

а) уровня социального и духовного развития личности;

б) ситуации и общественного устройства, которые положительно или отрицательно влияют на мировосприятие гражданина.

Классификация и систематизация явлений, процессов, объектов, которые способны нанести вред человеку (таксономия опасностей), полностью не разработана.

В зависимости от конкретных потребностей существуют разные системы классификации - по источникам происхождения, локализации, следствиям, ущербу, сфере проявления, структуре, характеру влияния на человека и т.п.

Наиболее удачной классификацией опасностей является классификация по источникам происхождения, согласно которой все опасности делятся на 4 группы:

- природные;

- техногенные;

- социально-политические;

- комбинированные.

Первые три группы указывают на то, что опасности по своему происхождению принадлежат к трем элементам жизненной среды, окружающим человека - природному, техногенному (материально-культурному) и социальному. К четвертой группе принадлежат природно-техногенные, природно-социальные и социально-техногенные опасности, источни-ками которых является комбинация разных элементов жизненной среды.

Такая классификация почти совпадает с классификацией чрезвычайных ситуаций, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины 15.07.98 г. № 1099, согласно которой чрезвычайные ситуации (ЧС) на территории Украины делятся на: * ЧС техногенного, * ЧС природного, * ЧС социально-политического и * ЧС военного характера.

Кроме того, с такой классификацией хорошо согласуется классификация опасных и вредных производственных факторов, установленная ГОСТ 12.0.003 - 74.

 

1) Природные источники опасности — это естественные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровье человека (землетрясения, сдвиги, сели, вулканы, наводнения, снеговые лавины, штормы, ураганы, дожди, град, туманы, гололедицы, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучения, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, заразные болезни животных и растений).

 

 

 

2004 год-землетрясение в Индийском океан е

Оползни в юго!восточной  АЗИИ

2)Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связаные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспломеняющих взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов,которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты, которые порождают как приведены в этом абзаце опасности, так и много других, которые,возможно, иногда не совсем правильно было бы называть техногенными, но к ним мы относим все опасности, связанные с влиянием на человека объектов материально-культурной среды. Такой опасностью, например, можно считать и выведенную людьми породу собак — бультерьер, которая опасная не только для чужих людей, а даже для своего хозяина.

 

 

 

 

Голод в Сомали

 

3б) Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеологические, межпартийные, межконфессиональные и вооруженные войныю

Концепция риска.

Риск как оценка опасности. Общая оценка и характеристика опасностей.

Следствием проявления опасностей есть несчастные случаи, аварии, катастрофы, которые сопровождаются смертельными случаями, сокращением продолжительности жизни, вредом здоровью, вредом естественной или техногенной среде, дезорганизующим влиянием на общество или жизнедеятельность отдельных людей. Следствия или же количественная оценка ущерба, причиненный опасностью, зависят от многих факторов, например, от количества людей, которые находились в опасной зоне, количества и качества материальных (в том числе и естественных) ценностей, которые находились там, природных ресурсов, перспективности зоны и т.п..

С целью унификации любые следствия определяют как вред. Каждый отдельный вид вреда имеет свое количественное выражение. Например, количество погибших, раненных или больных, площадь зараженной территории, площадь леса, которая выгорела, стоимость разрушенных сооружений и т.п.. Наиболее универсальное количественное средство определения вреда - это стоимостный, т.е. определение вреда в денежном эквиваленте.

Второй, не менее важной характеристикой опасности, а точнее мерой возможной опасности, есть частота, с которой она может проявляться, или риск.

■Риск (R) определяется как отношение количества событий с нежелательными следствиями (п) к максимально возможному их количеству (N) за конкретный период времени:

R=n/N

Приведенная формула разрешает рассчитать размеры общего и группового риска. При оценке общего риска величина N определяет максимальное количество всех событий, а при оценке группового риска — максимальное количество событий в конкретной группе, которая выбрана из общего количества за определенным признаком. В частности, в группу могут входить люди, которые принадлежат к одной профессии, возраста, пола; группу могут составлять также транспортные средства одного типа; один класс субъектов хозяйственной деятельности и т.п..

Для того, чтобы объяснить, что любая система, которая предоставляет некоторый уровень личных, социальных, технологических, научных или промышленных преимуществ, содержит необходимый, даже обязательный элемент риска, сделаем небольшое отступление.

Например, безопасные лезвия не являются совсем безопасными, они только безопаснее, чем их аналоги. Они обеспечивают допустимый уровень риска рядом с сохранением преимуществ менее безопасных устройств, которые они заменяют. Ни один самолет не смог бы подняться в небо, ни одна машина не смогла бы тронуться, ни один корабль не смог бы выйти в море, если бы возникшая необходимость перед этим исключить все риски и все опасности. Подобным чином невозможно было бы работать на сверлильном станке, руководить автомобилем, идти по улице, нырять в воду, готовить обед и т.п. без некоторого элемента функционального риска.

Существует рискованный баланс между известными преимуществами и недостатками консервантов, которые используются в пищевой промышленности, между известными преимуществами использования радиации для медицинской диагностики и лечение (напр., рентгеновская диагностика, радиационная терапия) и известными угрозами человеческому здоровью от влияния радиации. Всегда можно привести несколько примеров, когда относительно безопасный материал или часть оборудования могут при определенных условиях становиться опасными. Даже такое действие, как питье воды, но в большом количестве, может стать причиной серьезных проблем с почками.

Итак, безопасность это на самом деле относительное понятие того, что не существует абсолютной безопасности для всех обстоятельств и условий. Простой вопрос: «Какая безопасность есть достаточной?» не имеет простого ответа. Выражение «безопасность на 99,9%», что используется для определения высокого уровня гарантии или низкого уровня риска, особенно в рекламе, не может считаться корректным.

Для того, чтобы определить серьезность опасности, существуют разные критерии.

Категории серьезности опасности, представленные в табл. 1.2, устанавливают количественное значение относительной серьезности вероятных следствий опасных условий. Использование категорий серьезности опасности очень полезно для определения относительной важности использования профилактических мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности, когда она применяется для определенных условий или повреждений системы. Например, ситуации, которые принадлежат к категории І (катастрофические опасности), нуждаются в большем внимании, чем отнесенные категории IV (незначительные опасности).

 

 

Таблица 1.2

Категории серьезности опасностей

Вид Категория Описание несчастного случая
Катастрофическая І Смерть или разрушения системы
Критическая II Серьезная травма,стойкое заболевание, существенное повреждение в системе
Предельная III Незначительная травма, кратковременное заболевание, повреждение в системе
Незначительная IV Менее значительные, чем в категории ІІІ травмы, заболевание, повреждений в системе

 

Равные вероятности опасности, представленные в табл. 1.3, является качественным отображением относительной вероятности того, что состоится нежелательное событие, которое является следствием несмещенной или неподконтрольной опасности. Базируясь на высшей вероятности опасности любой системы, можно приходить к выводу относительно специфических видов деятельности людей. Поэтому, используя вместе с тем методики определения серьезности и вероятности опасности, можно определить, выучить опасности, отнести их к определенному классу и решить их, исходя из серьезности опасности, потенциально возможных следствий и вероятности, если такие следствия будут иметь место.

 

Таблица 1.3

Уровни вероятности опасности

Вид Уровень Описание следствий
Частая А Большая вероятность того, что событие состоится
Возможная В Может случиться несколько раз за жизненный цикл
Случайная С Иногда может состояться за жизненный цикл
Отдаленная Б Маловероятная, но возможное событие на протяжении жизненного цикла
Невероятная Е Настолько маловероятно, что можно предположить, что такая опасность некогда не состоится

Например, если столкновенье самолетов в воздухе, без сомнений, будет классифицироваться как категория І (катастрофа), то ее возможность или вероятность будет отнесена к ровню В (незначительная), выходя со статистики случаев столкновенья самолетов в воздухе. Усилие, направленные на уменьшение вреда от такого рода случаев, сойдут к осуществлению специфического, но относительно незначительного контроля для предотвращения подобной ситуации. И наоборот, столкновенье двух автомобилей на переполненной автостоянке может быть классифицировано как незначительная (категория IV) событие с вероятностью, которая принадлежит к уровню А (частая) или уровня В (возможная). Усилие в этом случае будут сфокусированы на обеспечении дешевого и эффективного контроля через высокую вероятность этого события: знаки, которые указывают направление движения автомобильного транспорта, широкие места для па/жевание, ограничение скорости, устранение неровностей, которые принуждают уменьшить скорость и т.п. является примером такого контроля.

Отсюда вытекает, что когда потенциальная опасность события будет отнесена к категории І (катастрофическая) с уровнем вероятности А (частая), то все усилия без сомнений нужно направлять на исключение этой опасности из конструкции или обеспечить усиленный контроль к запуску системы или проекта.

Легко заметить, что серьезная опасность может быть допустимой, если может быть доказано, что ее вероятность весьма низкая, так же может быть допустимой возможное событие, если может быть доказано, что результат ее незначительный. Эти соображения дают основания к предположению, что вероятность допустимого риска опасности обратно пропорциональная ее серьезности.

Табл. 1.4 демонстрирует пример матрицы рисков опасности, которая включает элементы табл. 1.2 и 1.3 для того, чтобы обеспечить эффективный инструмент для аппроксимации допустимого и недопустимого уровней или степени риска. Установив буквено-цифровую систему оценки риска для каждой категории серьезности и каждого уровня вероятности, можно глубже классифицировать и оценивать риск за степенью допустимости. Использование такой матрицы облегчает оценку риска.

Таблица 1.4

Матрица оценки риска

Частота, с которой происходит событие

Категория опасности

И Катастрофическая II Критическая ІІІ Предельная IV Незначительная
(А) Часто
(В) Достоверно
(Во Время от времени
(В) Отдаленно 1D 20 40D
(Е) Невероятно

Индекс риска опасности

Классификация риска 1А,1В,1С,2А,2В,ЗА Ю,2С,20,ЗВ,ЗС 1Э,2Э,С.ЗЕ,4А,4В 4С40.4Е

Критерии риска

Недопустимый (чрезмерный)

Нежелательный (предельно допустимый)

Допустимый с проверкой (приемлемый)

Допустимый без проверки (презренный)

 

6. Принципы определения допустимого уровня отрицательных факторов

Психологические факторы, определяющие личную безопасность человека... Психофизиологическое состояние организма. Зависимость состояния организма от внешних раздражителей. Раціональні режими праці та відпочинку Рациональные режимы труда и отдыха

 

 

.       Организм человека - это совокупность телесных (соматических),биофизиологических и психических систем.

Организм как биофизиологическую систему рассмотрен ранее.

Психика - это свойство нервной системы, благодаря которой:

- Осуществляется связь с внешним миром;

- Координируется работа всего организма;

- Организм действует в ответ на раздражающие сигналы (рефлексы.

.       Психика - это способность мозга отражать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мнений и других субъективных образов объективного мира.

Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы - это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (ощущение, восприятие, память и мышление, эмоции, воля и т.п.).

       Психические состояния отражают сравнительно длительные душевные переживания, влияющих на жизнедеятельность человека (настроение, депрессия, стресс).

       Психические свойства - душевные качества, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуют ее способность отвечать на определенные действия адекватными психическими действиями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллект и т.п.).

.       Психика человека тесно связана с безопасностью ее жизнедеятельности. Опасности, которые влияют на человека, нельзя расценивать ни как событие, порожденная только внешней стимулирующей ситуацией, ни как результат рефлекторной реакции организма человека на нее. Влияние этих опасностей оговаривается психофизиологическими качествами человека. Опытами установлено, что в 70% несчастных случаев, происходящих в сфере производства, виновниками являются сами люди. Отсюда возникает принципиально важный вопрос: почему люди, которым от рождения свойственно инстинкт самозащиты, самосохранения, так часто становятся виновниками своих повреждения? Если человек психически нормальная, то она без причины никогда не станет стремиться повреждения

       Причинами могут быть внутренние факторы (индивидуальные психологические или физиологические свойства, нарушение эмоционального состояния, недостаточность знаний и опыта) или факторы внешней среды.

Для лиц мужского пола характерны следующие черты: строгость, реалистичность, настойчивость, ответственность, базовая готовность к росту и изменениям, высокий самоконтроль поведения, формальность при контактах..

Для женского пола - сердечность, гибкость, низкий самоконтроль поведения, интерес к участию в общественных делах, низкий уровень самостоятельности, доброта.

       Среди базовых черт -одни желательны, а другие - не очень. Но одни черты преобладают в одной деятельности, другие - в другой. Именно поэтому желательно, чтобы выбранная сфера деятельности должна положительную корреляцию, т.е. усиливалась имеющимися чертами личности.

       Знание собственных черт - это путь не только к эффективной деятельности, но и возможность избежать опасностей и уменьшения их действие на организм человека, сохранить здоровье.

.       Характер - это сформировавшиеся черты личности, которые формируются и проявляются в ее деятельности и общении и обусловливают типичные для нее способы поведения. Характер является совокупностью определенных черт личности. Чтобы быть чертой характера человека, черта должна быть: достаточно выразительной, тесно связанной в одно целое с другими чертами, систематически проявляться в различных видах деятельности, ситуациях, обстоятельствах.

 

 

       Классификация характера по отношению человека к определенным аспектам деятельности:

;       - К труду - трудолюбие, исполнительность, ответственность, инициативность, настойчивость, склонность к творчеству или противоположные - пассивность, безответственность, лень и т.д.;

;       - К другим людям, коллектива, общества - общительность, отзывчивость, внимательность, коллективизм или противоположные - замкнутость, презрение, индивидуализм;

       - К самому себе - самоуважение, гордость, самокритичность или противоположные - самолюбие, самоуверенность, эгоизм;

–       - К вещам - аккуратность, бережливость, щедрость или противоположные - неряшливость, небрежность, скупость.

       Итак, цепь действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека и его безопасности. Рациональные режимы труда и отдыха тесно связаны с суточными ритмами человека. Они интересны, прежде всего тем, что максимум и минимум активности различных биологических процессов не совпадают во времени.

       Существуют экспериментальные данные о наличии суточного ритма в работе органов пищеварения. Образование желчи в печени чередуется с образованием гликогена. В первой половине дня желчи образуется наибольшее количество, обеспечивающий оптимальные условия для переваривания, в частности, жиров. Во второй половине дня печень накапливает гликоген и воду. В утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка, происходит очищение кишечника. Вечером наиболее выражена выделяя функция почек, минимум ее приходится на период между 2 часом ночи и 5 утра. В течение суток человек имеет несколько подъемов физиологической активности. Днем они наблюдаются с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов.. В эти часы организм максимально устойчив к кислородному голоду. Это время наиболее благоприятное для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний. Ночью подъем физиологической активности приходится на время от 0 до 1:00 Нередко настоящее время используется для творчества работникам интеллектуальной сферы.        Установлено, что на 5-6 часов утра приходится самый значительный суточный подъем и потенциально имеет место самая высокая работоспособность человека. Именно в это время возрастает давление, сердце бьется чаще, пульсирует кровь. Жаль, что лишь немногие люди используют в пользу эти времена.    После 12 часов дня проходит первый период дневной активности. Починається відчуватися втома, реакції людини уповільнюються. Начинается ощущаться усталость, реакции человека замедляются.. После 14 часов самочувствие снова начинает улучшаться, а в 16 часов берет начало новый суточный подъем.. В это время могут интенсивно тренироваться спортсмены, так как организм нуждается в движениях, но психическая активность постепенно угасает, организм становится чувствительным к боли.

       После 18 часов возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко возникают ссоры по пустякам.. Это плохое время для аллергиков, часто в этот период начинается головная боль. После 19 часов наш вес достигает максимума, реакции становятся необычайно быстрыми. После 20 часов наш психическое состояние снова стабилизируется. Это время подходит для заучивания текстов, поскольку улучшается память.

готовить ко сну.

.       Ночью падает общий тонус человека. Между 2 и 4 часами ухудшается память, координация движений, появляется замедленность в движениях, возрастает количество ошибок при выполнении умственной работы; на 2-4 кг уменьшаются мышечные усилия; на 15-20 ударов сокращается частота сердцебиения; на 4-6 выдохов снижается частота дыхания; на 2-2,5 литра в минуту уменьшается вентиляция легких; на 4-5% падает насыщение крови кислородом.. Только печень использует этот период для интенсивного обмена веществ, выводя из организма все ядовитые вещества. В нашем организме происходит "великое очищение.

       Суточный ритм физиологических функций является биологическим и уместным. Учитывая его, человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организма и использовать периоды сравнительно низкого уровня активности функций для обновления сил. При нарушениях естественного ритма внешних условий возникает десинхронизация суточных ритмов разных физиологических функций, дальнейшему приводит к заболеваниям. Долговременная работа в ночное время сопровождается перестройкой суточных ритмов и оказывается трудной для многих людей не столько из-за снижения работоспособности ночью, сколько из-за нарушения режима жизни.

       Числу "семь" с древних времен уделялось большое внимание. Еще Пифагор провозглашал семилетие основой миропорядка Некоторые ученые считают, что в формировании недельного биоритма большую роль уделяют лунно-приливных явлений, другие ссылаются на межпланетное магнитное поле. Недельная цикличность предопределяет в нашем организме кровяное давление, мышечную силу, концентрацию в крови лейкоцитов и эритроцитов. Установлено недельную периодичность интеллектуальных эмоциональных и физических проявлений В течение недели работоспособность человека неравномерна. В первые дни недели она увеличивается, достигает наивысшего уровня на третий день, а затем постепенно уменьшается, заметно падая в последний день. Установление рабочего периода продолжительностью более 6 дней нецелесообразно, ибо труд становится непродуктивной.

.       Еще Гиппократ и Гельвеций заметили взаимосвязь функций организма человека с временем года.. Сегодня, вследствие многочисленных исследований, установлено, что основной обмен веществ достигает максимума весной и с началом лета.. Давно признано, что многие заболевания носят сезонный характер.

.       Нельзя игнорировать влияние на живую природу нашей планеты Луны.. Важный вклад в изучение этой проблемы внес С. Аррениус - автор теории электролитической диссоциации. Тела живых организмов в большинстве случаев состоят из жидкостей, которые представляют собой растворы различных химических элементов.

.       Еще более ощутимые сдвиги в организме вызывают вспышки активности Солнца. Выдающийся ученый А.Л. Чижевський убедительно доказал, что существует тесная связь между повышением солнечной активности и событиями на Земле - числом смертей, самоубийств, апоплектичних ударов, эпилептических припадков и других тяжелых заболеваний. Он пришел к выводу, что несчастные случаи связаны с солнечной активностью.Все известные человеку явления, происходящие как в целом во Вселенной, так и в Солнечной системе, пронизаны ритмами. Вполне естественно, что ритмы организма человека и других биологических объектов, являющихся частью этой системы, подчиняются ее законам: ведь за длительную эволюционную историю своего развития жизни биологических организмов сформировалось именно благодаря этим ритмам.

.       Биоритмология позволяет не только определять, но и прогнозировать, предвидеть то состояние организма, характеризующееся как состояние на грани болезни, который и определяет границу организма.. Биоритмология помогает определить черту, когда может наступить превышение возможностей организма и возникнуть серьезное нарушение в нем. Зная, что предел не дано каждому из нас раз и навсегда, она подсказывает как отодвинуть ее дальше, как распространить "территорию возможностей" организма - тренировкой, увеличением нагрузки т.д.

       Адаптация организма к внешним факторам среды

.       Всю жизнь человека проходит в непрерывном связи с внешней средой, поэтому здоровье человека нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное.. Оно является результатом действия природных, антропогенных и социальных факторов и отражает динамическое равновесие между организмом и средой его существования.

       Великий итальянский художник, скульптор, ученый, инженер Леонардо да Винчи (1452-1519) утверждал: "Надо понять, что такое человек, жизнь, здоровье И как равновесие, согласование стихий его поддерживает, а несогласованных разрушает и губит.

.       Здоровье нужно рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе.. В этом отношении заслуживает внимания высказывание, что здоровье определяет процесс адаптации. Это не результат инстинкта, но автономная и культурно очерченная реакция на социально созданную реальность. Он создает возможность приспособиться к внешней среде, которая изменяется, к росту и старению, лечение при нарушениях, страданиях и мирного ожидания смерти.

.       Человек во взаимодействии с окружающим средой реагирует индивидуально с помощью физиологических реакций. В силу общих соматических свойств физиологического приспособления организм может адаптироваться или выработать иммунитет к самым разнообразным внешним факторам Все люди способны проявлять необходимую пластичность реакций в ответ на изменения внешних условий. Адаптация помогает поддерживать устойчивым внутреннюю среду организма, когда параметры некоторых факторов окружающей среды выходят за пределы оптимальных.

       Адаптация зависит от силы воздействия факторов окружающей среды и индивидуальной реактивности организма. Критерием степени адаптации является сохранение гомеостаза независимо от продолжительности действия фактора, к которому сформировалась адаптация. В условиях заболевания наступает компенсация, под которой надо понимать борьбу организма за гомеостаз, когда включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса. Если поступает сигналы о большой опасности и включенных механизмов не хватает, возникает картина стрессовых заболеваний, характерных для нашей цивилизации.

       Индивидуальное приспособление к новым условиям существования происходит за счет изменения обмена веществ (метаболизма), сохранения постоянства внутренней среды организма (гомеостаза); иммунитета, то есть невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционных агентов и веществ, попадающих в организм извне или образующиеся в организме под влиянием тех или других факторов; регенерации, то есть восстановление структуры поврежденных органов или тканей организма (заживление ран и т.д.); адаптивных безусловных и условно-рефлекторных реакций (адаптивное поведение).

       К тому времени, пока организм способен с помощью адаптационных механизмов и реакций обеспечить стабильность внутренней среды при изменении внешней среды, он находится в состоянии, которое можно оценить как здоровье, а если организм попадает в условия, когда интенсивность воздействия факторов внешней среды преобладает над возможностью его к адаптации, наступает состояние, противоположное здоровью, т.е. болезнь, патология.

 

 

Тема 3. Значение окружающей среды в системе “человек - окружающая сред а ”

Проблема защиты человека от опасностей появилась с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек в целом заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, так же как и человечеству приходилось заботиться о безопасности своего существования.

Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки непросто поклонялись растениям, животным, птицам, солнцу, ветру, воде и т.п., а использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, поскольку именно природные опасности составляли главную угрозу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.075 с.)