Теории происхождения и становления государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения и становления государства.



2. Классовая теория, связывает происхождение государства с возникновением производительной  экономики, получения избыточного продукта. Согласно её формуле, появилась группа лиц, которая захотела присвоить этот продукт; эта группа создала специальный механизм под названием государство с целью безопасного присвоения избыточного продукта (в основе государства - насилие), Основоположники: К.Маркс, В.И. Ленин, Ф. Энгельс. («Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1844 г.; «О государстве»).

2. Теологическая – божественное возникновение государства (подчиненного закону божию, десяти заповедям в Библии,  требований Тибетской книги мудрости, Корану и Торе) в основе опиралась на  веру в справедливость).

3. Патриархальная – возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, общины, племени рода; предполагает существование вождя и совета, власть должна быть только у Отца, Совет выполняет рекомендательные функции. Зародилась в Греции, первоначально нашла отражение в трудах Аристотеля.

4. Договорная – получила распространение в 17 – 18 веках в Голландии, Англии и во Франции (Гуга Гроций, Спинозе, Дж. Локк, Т. Гобе, Жан Жак Руссо); в России – А. Н. Радищев (Псков, Великий Новгород), договор между обществом и государством. Однако именно эта теория была во времена буржуазных революций наиболее востребованной обществом. Однако при этом почему-то все забывают что истоки этой теории заложил Эпикур, а развили Римляне и Ромеи, создав сначала Республику, а потом Империю.

5. Ирригационная – связана с именем немецкого ученого Витт Фогеля («Восточный деспотизм»; связал наличие деспотических форм государства(тоталитарного и авторитарного) необходимостью строительства гигантских сооружений на Востоке (Египет, Индия, Китай); осуществление контроля, появление надсмотрщиков.

Государство – одна из объективно необходимых, важнейших организационных форм существования, производства и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая значительную политическую роль и имеющая большую исторически приходящую и не изменяющуюся ценность, как социального феномена.

Признаки государства, отличающие его от других видов соц. организаций.

1.единое территориальное пространство;

2. единое экономическое пространство;

3. наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющего разнообразные общественные функции. При этом этот аппарат, имеющий возможность использовать эти функции в своих интересах и возможность принуждать к исполнению других лиц может действовать как ради общего блага, так и ради частного интреса.

4. единая система налогов и финансов;

5. единый язык для общения на территории государства;

6. единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая система;

7. наличие определенных единых прав и обязанностей личностей, гарантированных государством.

Происхождение права.

Протоправо – предшествовало праву в форме ритуалов и обычаев.

1. Первым видом протоправа был запрет (табу) на убийство определенных животных, в определенное время.

2.  Вторым связанным непосредственно с жизнедеятельностью, вернее выживанием человека в непростых условиях, стало регулирование взаимоотношений с помощью позитивных связываний, которые постепенно перешли в позитивные обязывания.

 

 

Именно на этом этапе произошло отделение Власти, ибо стало возможным под видом необходимости навязывать свою волю другим людям. Зарождение права, ввиду неопытности и неграмотности человека, его боязни и страха, который всячески постулировался и поддерживался властвующими, надолго на сотни веков было отложено.  

Следует отметить соц. нормы присваивающем и потребляющем  обществе имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, имели достаточно сложную регулятивную систему. Здесь зарождается право – сохраняется запрет,  появляется обязывание, но прежде всего предписание, распоряжение, требования подчиниться воле Властителя или воле Бога – Закону. Таким образом, на этом этапе можно говорить только о части права – обязанности, но никак о самом «действительном праве», подразумевающем дополнение обязанностей правом, т.е. требованием. Право по своей природе как и Власть близки, но все же не идентичны. Что мы и попытаемся объяснить в дальнейшем.

Содержание таких отношений, прежде всего было направлено на обеспечение присваивающего и потребляющего общества на основе не гармоничного сосуществования человека с природой, а скорее варварскую эксплуатацию природы, а человека как средства производства и воспроизводства, как биологического вида; закрепление тотемной системы – идеализирование живых существ (выполняет функции экологического регулятора); поддерживание воспроизводства биологического вида (определенное количество женских и мужских особей); использование социальных форм добычи и дележа пищи. Вот что характеризует «правила»: обычаи и ритуалы этой эпохи.

Способы регулирования

- запреты

– дозволение, как предписание

- позитивное связывание, как обязывание.

Запреты в виде табу.

Дозволение (разрешение определяли поведение человека, указывали на виды животных, время охоты на них, на пользование той или иной территории, источников воды, распределение пищи, участие в коллективных акциях, в том числе мщение за вред.

Позитивное связывание, как обязывание, использовали с целью организовать необходимое поведение человека в процессах приготовления пищи, строительство и оборудование жилья, разжигание костров и поддержание огня, изготовление средств передвижения, но характерным отличием было то, что они не направлены на изменение природных условий, обеспечивающих жизнеспособность человека.

2. Формы выражения – ед. форма - мифы.

Эти нормы существовали как санкции изгнание из общины, причинение вреда, в том числе телесного, лишение жизни. Они были связаны с нарушением запретов.

Возникновение права.

Мононормы – единство правовых начал и моральных устоев.

(когда появилась производящая экономика).

1. В содержании мононорм, отразилось качественное изменение всех сторон жизни общества – переход от мифического сознания к магическому, связанному с творческим процессом зарождения некого высшего существа; появились лица которые предназначены для осуществления контроля и реализации этих установлений и положений, необходимых, для поддержания рода или племени  – маги, жрецы (служители культов), обладающие особыми знаниями, использующие их двояко – на пользу всему роду или в своих интересах. Причем если такое частное использование было обнаружено, тот мага, жреца могли предать смерти или изгнать за пределы проживания рода – города.

2. По способу регулирования продолжает развиваться система запретов и предписаний, но позитивное обязывание постепенно уступает отношениям позитивного связывания, а именно взаимозависимости. Растет уровень образования, сознания, зарождается культура.

Человек начинает себя отличать от животного, но пока не умеет себя вести как Человек, ибо не осознал ещё себя таковым.

3. По формам выражения – подражание действиям животным заменяется подражанием действиям богов, закреплено в агрокалендарях (соединение пространства и времени); появился новый элемент – четкое фиксирование письменных источников норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

Законы раннеклассового общества выражали лишь идеалы устройства первых государств, содержали попытки ограничить богатства, ростовщичество, закрепить справедливые цены, но не отражали действительную практику царей, фараонов, вождей; не учитывали развитие товарного производства, распространение денежных систем, которые развивались в раннеклассовом обществе.

На этом этапе появляются коренные отличия – создание системы стандартов и процедур – регламенов, как формы обеспечения и осуществления правил поведения – этических нор; появление специальных должностных лиц, в полномочия которых входит разработка, внедрение и применение этих регламентов – законов, формирование служилого люда, который призван прежде всего защищать и отстаивать, оберегать источник своей власти: тайну, закрытость и знание неких исходных начал – прообраза государственного аппарата, профессии государственного чиновника – служащего.

Санкции приобретают существенное отличие, и главное их предназначение – карать ослушников, непокорных, виновных в проявлении этих «злых начал»;  подтверждающее и закрепляющее расслоение общества на имущих и неимущих. Принцип когда Достаток – состояние, богатство и власть, определяет «положение» – статус человека Достоинство, в общине, роде, городе. Отражается это в ужесточении санкций неимущим за причинение вреда собственности имущих.

Санкции раннего права становятся жестко фиксированными, четко определенными, касающихся имущественных взысканий, денежных штрафов, телесных повреждений, изгнаний и смерти.

Внутренняя структура – правовые нормы:

1. гипотеза

2. диспозиция

3. санкции

Выражается следующим определение: «Если … то … иначе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.014 с.)