Тема 1. Учение о государстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Учение о государстве



КОНСПЕКТ

лекций по теории государства и права на экономическом факультете

Тема 1. Учение о государстве

Теории происхождения и становления государства.

2. Классовая теория, связывает происхождение государства с возникновением производительной  экономики, получения избыточного продукта. Согласно её формуле, появилась группа лиц, которая захотела присвоить этот продукт; эта группа создала специальный механизм под названием государство с целью безопасного присвоения избыточного продукта (в основе государства - насилие), Основоположники: К.Маркс, В.И. Ленин, Ф. Энгельс. («Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1844 г.; «О государстве»).

2. Теологическая – божественное возникновение государства (подчиненного закону божию, десяти заповедям в Библии,  требований Тибетской книги мудрости, Корану и Торе) в основе опиралась на  веру в справедливость).

3. Патриархальная – возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, общины, племени рода; предполагает существование вождя и совета, власть должна быть только у Отца, Совет выполняет рекомендательные функции. Зародилась в Греции, первоначально нашла отражение в трудах Аристотеля.

4. Договорная – получила распространение в 17 – 18 веках в Голландии, Англии и во Франции (Гуга Гроций, Спинозе, Дж. Локк, Т. Гобе, Жан Жак Руссо); в России – А. Н. Радищев (Псков, Великий Новгород), договор между обществом и государством. Однако именно эта теория была во времена буржуазных революций наиболее востребованной обществом. Однако при этом почему-то все забывают что истоки этой теории заложил Эпикур, а развили Римляне и Ромеи, создав сначала Республику, а потом Империю.

5. Ирригационная – связана с именем немецкого ученого Витт Фогеля («Восточный деспотизм»; связал наличие деспотических форм государства(тоталитарного и авторитарного) необходимостью строительства гигантских сооружений на Востоке (Египет, Индия, Китай); осуществление контроля, появление надсмотрщиков.

Государство – одна из объективно необходимых, важнейших организационных форм существования, производства и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая значительную политическую роль и имеющая большую исторически приходящую и не изменяющуюся ценность, как социального феномена.

Признаки государства, отличающие его от других видов соц. организаций.

1.единое территориальное пространство;

2. единое экономическое пространство;

3. наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющего разнообразные общественные функции. При этом этот аппарат, имеющий возможность использовать эти функции в своих интересах и возможность принуждать к исполнению других лиц может действовать как ради общего блага, так и ради частного интреса.

4. единая система налогов и финансов;

5. единый язык для общения на территории государства;

6. единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая система;

7. наличие определенных единых прав и обязанностей личностей, гарантированных государством.

Происхождение права.

Протоправо – предшествовало праву в форме ритуалов и обычаев.

1. Первым видом протоправа был запрет (табу) на убийство определенных животных, в определенное время.

2.  Вторым связанным непосредственно с жизнедеятельностью, вернее выживанием человека в непростых условиях, стало регулирование взаимоотношений с помощью позитивных связываний, которые постепенно перешли в позитивные обязывания.

 

 

Именно на этом этапе произошло отделение Власти, ибо стало возможным под видом необходимости навязывать свою волю другим людям. Зарождение права, ввиду неопытности и неграмотности человека, его боязни и страха, который всячески постулировался и поддерживался властвующими, надолго на сотни веков было отложено.  

Следует отметить соц. нормы присваивающем и потребляющем  обществе имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, имели достаточно сложную регулятивную систему. Здесь зарождается право – сохраняется запрет,  появляется обязывание, но прежде всего предписание, распоряжение, требования подчиниться воле Властителя или воле Бога – Закону. Таким образом, на этом этапе можно говорить только о части права – обязанности, но никак о самом «действительном праве», подразумевающем дополнение обязанностей правом, т.е. требованием. Право по своей природе как и Власть близки, но все же не идентичны. Что мы и попытаемся объяснить в дальнейшем.

Содержание таких отношений, прежде всего было направлено на обеспечение присваивающего и потребляющего общества на основе не гармоничного сосуществования человека с природой, а скорее варварскую эксплуатацию природы, а человека как средства производства и воспроизводства, как биологического вида; закрепление тотемной системы – идеализирование живых существ (выполняет функции экологического регулятора); поддерживание воспроизводства биологического вида (определенное количество женских и мужских особей); использование социальных форм добычи и дележа пищи. Вот что характеризует «правила»: обычаи и ритуалы этой эпохи.

Способы регулирования

- запреты

– дозволение, как предписание

- позитивное связывание, как обязывание.

Запреты в виде табу.

Дозволение (разрешение определяли поведение человека, указывали на виды животных, время охоты на них, на пользование той или иной территории, источников воды, распределение пищи, участие в коллективных акциях, в том числе мщение за вред.

Позитивное связывание, как обязывание, использовали с целью организовать необходимое поведение человека в процессах приготовления пищи, строительство и оборудование жилья, разжигание костров и поддержание огня, изготовление средств передвижения, но характерным отличием было то, что они не направлены на изменение природных условий, обеспечивающих жизнеспособность человека.

2. Формы выражения – ед. форма - мифы.

Эти нормы существовали как санкции изгнание из общины, причинение вреда, в том числе телесного, лишение жизни. Они были связаны с нарушением запретов.

Возникновение права.

Мононормы – единство правовых начал и моральных устоев.

(когда появилась производящая экономика).

1. В содержании мононорм, отразилось качественное изменение всех сторон жизни общества – переход от мифического сознания к магическому, связанному с творческим процессом зарождения некого высшего существа; появились лица которые предназначены для осуществления контроля и реализации этих установлений и положений, необходимых, для поддержания рода или племени  – маги, жрецы (служители культов), обладающие особыми знаниями, использующие их двояко – на пользу всему роду или в своих интересах. Причем если такое частное использование было обнаружено, тот мага, жреца могли предать смерти или изгнать за пределы проживания рода – города.

2. По способу регулирования продолжает развиваться система запретов и предписаний, но позитивное обязывание постепенно уступает отношениям позитивного связывания, а именно взаимозависимости. Растет уровень образования, сознания, зарождается культура.

Человек начинает себя отличать от животного, но пока не умеет себя вести как Человек, ибо не осознал ещё себя таковым.

3. По формам выражения – подражание действиям животным заменяется подражанием действиям богов, закреплено в агрокалендарях (соединение пространства и времени); появился новый элемент – четкое фиксирование письменных источников норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

Законы раннеклассового общества выражали лишь идеалы устройства первых государств, содержали попытки ограничить богатства, ростовщичество, закрепить справедливые цены, но не отражали действительную практику царей, фараонов, вождей; не учитывали развитие товарного производства, распространение денежных систем, которые развивались в раннеклассовом обществе.

На этом этапе появляются коренные отличия – создание системы стандартов и процедур – регламенов, как формы обеспечения и осуществления правил поведения – этических нор; появление специальных должностных лиц, в полномочия которых входит разработка, внедрение и применение этих регламентов – законов, формирование служилого люда, который призван прежде всего защищать и отстаивать, оберегать источник своей власти: тайну, закрытость и знание неких исходных начал – прообраза государственного аппарата, профессии государственного чиновника – служащего.

Санкции приобретают существенное отличие, и главное их предназначение – карать ослушников, непокорных, виновных в проявлении этих «злых начал»;  подтверждающее и закрепляющее расслоение общества на имущих и неимущих. Принцип когда Достаток – состояние, богатство и власть, определяет «положение» – статус человека Достоинство, в общине, роде, городе. Отражается это в ужесточении санкций неимущим за причинение вреда собственности имущих.

Санкции раннего права становятся жестко фиксированными, четко определенными, касающихся имущественных взысканий, денежных штрафов, телесных повреждений, изгнаний и смерти.

Внутренняя структура – правовые нормы:

1. гипотеза

2. диспозиция

3. санкции

Выражается следующим определение: «Если … то … иначе».

Система налогов и сборов.

Система характеризуется следующими признаками:

1. структура (осуществляет контроль за исполнением законодательных актов, правовых актов, за взымание сборов; структура самих органов.

2. Элементы.

3. Связи между элементами, создающие структуру.

Элементы налоговой системы – нормы налогового права. Налог – безвозмездный обязательный платеж, предусмотренный оказанием органами власти и местного самоуправления определенного вида услуг.

Функции государства.

Отличие функций государства и признаки этих функций:

1. содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности.

2. отличие функций государственных оранов (финансовых, налоговых, таможенных) специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства, охватывающих его деятельность в целом.

3. функции государства носят комплексный собирательный характер; именно этим они отличаются от видов государственной деятельности, а также форм и методов реализации функций государства.

Задачи государства:

1. обеспечение безопасности внутренней и внешней.

2. защита прав и свобод человека и гражданина.

3. регулирование внутренней и внешней экономической деятельности.

Виды функций государства:

1. по сферам общественной деятельности (жизни):                                                                                          

– социально – экономические

- политическо - правовые

- духовно – нравственные

2. по способу осуществления:

- регулятивные

- охранительные

- контрольно – надзорные

3. по продолжительности действий

- постоянные

- временные

4. по территориальному масштабу:

 в федеральном государстве

- функции федерации в целом

- функции субъектов федерации

в конфедерации

- координированная функция всего сообщества (союз государств)

в унитарном государстве

- функции, осуществляемые на территории единого государства.

5. по принципу разделения властей:

- представительная

- исполнительная

- судебная

Социально-экономическая функция-функция, осуществляемая государством в целях регулирования экономической и социальной жизни путём запрета, предписания.

Политико-правовая функция-функция регулирования с ограниченным количеством запретов.

Духовно нравственная функция-функция координации(государство не может предписывать).

Регулятивные функции осуществляются в следующих видах:

· обвязывание

· запрет

· дозволение

Это функции, которое государство осуществляет исключительно с использованием права.

Охранительные функции - охрана интересов общества, государства.

Контрольно-надзорные функции - осуществление контроля и надзора.

Функции делятся на:

· основные

· производные

Основные функции - наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед государством в определённый исторический период и характеризующие государство по его сущности (классовый или социальный).

Основные функции отличаются от многочисленных государственных функций специально предназначенные для этого органами. С точки зрения содержания и структуры основные функции носят комплексный характер, требуют системного анализа, при этом воплощают сосредоточение усилий государства на одном из государственных направлений его внешней и внутренней политики.

Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития страны в наиболее оптимальном режиме. На современном этапе при рыночных отношениях в свободе предпринимательской деятельности, в многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивалась преимущественно на основе самоуправления. Государственное воздействие выражается в формирование бюджета и контроля за его расходами, определение стратегии экономического развития.

Экономическая функция заключается в регулятивных, стимулирующих, конституционных действиях. Ещё одним видом экономической деятельности государства является непосредственное руководство государственными секторами экономики.

Функции контроля и надзора:

· финансовые

· таможенные

· налоговые

· прокурорские

Функции финансового контроля осуществляет Счётная Палата РФ, Министерство финансов и Центробанк.

Функции таможенного контроля осуществляет таможня.

Функции налогового контроля осуществляют налоговые органы.

Функции налогообложения выступают самостоятельные основные функции государства.

Социальная функция призвана обеспечить социальную защищённость личности, норм, условия жизни в независимости от их непосредственного участия в производственной деятельности; направлена на:

· регулирование и распределение социальных благ независимо от трудового вклад в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу объективных причин не может трудиться полноценно.

· обеспечение надлежащей реализации прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижения культуры.

· обеспечение защиты прав и свобод человека, закреплённых в конституции страны.

Политическая функция. Все функции государства носят политический характер, но в сфере политико-нравственных отношений действует целая система инструментов, учреждений, осуществляющие непосредственное воздействие государственно власти.

Органы представительной власти, являясь высшим органом власти, несут на себе основную политическую функцию – реализацию интересов либо социальных групп (классов), либо каждого конкретного человека.

Государство, реализую политическую функцию, использует партийное представительство, берёт на себя организацию и проведении референдумов, выборов, плебисцитов.

Функция охраны правопорядка - деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного его законными предписаниями всеми участниками общественных отношений, а так же контроль за исполнением правовых норм.

В центре правоохранительных действий государства находятся в первую очередь личность, человек, гражданин, член общества, а также само государство и его различные структуры. При осуществлении этой функции необходимо соблюдение баланса публичного и личного. Государство обеспечивает эту функцию с помощью специальных органов при таких условиях, чтобы порядок общественной жизни полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началом свободы и справедливости. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных Функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

 

Государственные органы.

Механизм государства состоит из нескольких частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определённые законом полномочия властного характер по управлению конкретной сферой общественной жизни, честно взаимодействующее с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Признаки государственного органа:

· все органы государства образуются в законодательном порядке, определяющем их компетенцию

· орган государства является самостоятельным элементом, действует специализировано в системе других органов и обладает властными полномочиями

· государственные органы тесно взаимодействуют между собой.

государственные органы подразделяются на 5 видов по сследующим основаниям:

1. по принципу разделения властей

2. по порядку осуществления компетенции

3. по характеру компетенции

4. в зависимости от порядка формирования

5. по территориальному признаку

По первому признаку:

· законодательные

· исполнительные

· судебные

По второму признаку:

· коллегиальные

· единоличные

По третьему признаку:

· общие

· специальные

По четвёртому признаку

· назначаемые

· избираемые

· наследственные

По пятому признаку

· федеральные

· субъектов федерации

· местные

Законодательные органы власти – органы, избираемые гражданами путём открытого, равного им тайного голосования:

· простые

· сложные

К простым относятся однопалатны парламент, совет, дума, сейм (совпадает с названием самого органа). К сложным относятся двухпалатные органы власти, чаще называется собранием, собором, рейхстагом (не совпадает с названием органа). Пример: Федеральное собрание РФ состоит из 2х палат: Госдума и Совет Федерации.

Исполнительные органы власти – глава государства, правительство, совет министров, администрация, министерства, ведомства, комитеты, комиссии, службы, агентства на федеральном уровне; на уровне субъектов федерации – правительства, министерства, ведомства; на муниципальном уровне – администрация, мэры.

В подавляющем большинстве главами государств являются президенты, в конституционной и ограниченной монархии – монарх-, который в отношении парламента обладает рядом прав, в частности:

· созывы сессии парламента

· роспуска нижней палаты

· назначение членов верхней палаты

· утверждение и опубликование законов

· право вето (в Японии).

В странах с республиканским правлением главой государства является президент. В президентской республике наибольше компетенцией обладает президент, в парламентской республики его роль формально (основную функцию выполняет председатель правительства, глава правительства или премьер-министр).

По конституции РФ президент РФ как глава государства не относится непосредственно ник одной из властей, является гарантом соблюдения конституции, прав и свобод граждан; в установленном конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, независимости и целостности РФ; обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействия органов государственной власти; в соответствии с конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Механизм государства.

-эта система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства это тот реальный механизм, та организационная структура, располагая которой государства проводит ту или иную политику.

Механизм государства является универсальным, не зависит от государственного устройства и политического режима, но проявление этого механизма его использование неразрывно связано с политическим режимом и государственным устройством. Проявляется через функции и сущность государства.

Понятие механизма тесно связано с государственным аппаратом. Государственный аппарат принято толковать в двояком смысле:

· широко

· узком.

Государственный – это совокупность всех государственных органов, совпадающих с понятием механизма государства.

Государственный аппарат в узком понимание - это аппарат конкретных органов государственной власти, характеризуется совокупностью исполнительно-распорядительной, управленческой, контрольной функцией, присущих конкретному аппарату.

Государственный аппарат – это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством основные цели и задачи.

Построение государственного аппарата как механизма государства, механизма конкретных государственных органов осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективные характер, всесторонний учёт которых как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом на основе принятия решений органами государственной власти.

Принципы функционирования государственного аппарата в социальном государстве:

1. принцип широкого участия масс в управлении государством

2. принцип интернационализма

3. принцип законности

4. принцип учёта и контроля

5. принцип ответственности за принятые решения

1. Принцип представительство понимается как принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. обеспечивается демократической избирательной системой, гарантией социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, в том числе с применением конкурсной системы принятия на госслужбу.

2. Принцип разделения властей формирует механизмы, исключающие произвол (исходя из собственной воли) со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата – электронное правительство.

4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов заключается в их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах всего населения.

5. Принципы демократизма формирования и деятельности государственных органов позволяет учитывать разнообразные интересы как большинства населения, так и социальных меньшинств, их религиозных воззрений, особенности национальной культуры, уровень цивилизации, их традиций обычаев.

Выяснение понятия механизма государства и соответственного понятия государственного аппарата связано с раскрытием его характерных черт (признаков), позволяющих ограничить его как от не государственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых других государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем:

это система может быть открытой и закрытой, проникнутой единством принципов его организации и деятельности, закреплённых в конституции РФ, в законе РФ «об основах государственной службы РФ» и «о государственной и гражданской службе РФ»;

механизм характеризуется сложной структурой (как системе), отражающей определённое место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы государственных органов), их соотношение и взаимосвязи;

этот механизм неразрывно связан с функциями государства, между ними существует тесная обратная связь, заключающаяся в том, что функции государства осуществляются при помощи государственного механизма и государственного аппарата;

этот механизм для обеспечения возложенных на него задач, связан с управлением, то есть принятием решений, контролем за принятыми решениями; связан с воздействием на сложные социальные процессы и сферы (социально – экономическая); располагает необходимыми материальными ресурсами (средствами), на которые и опирается в своей деятельности указанные аппарат.

Механизм осуществления публичной власти.

Госаппарат должен существовать в каждой из ветвей публичной власти, то есть

- законодательной

- исполнительной

- судебной

Все организации и объединения граждан, функционирующие в стране можно разделить на 2 группы:

1. занятые осуществлением государственных функций

2. незанятые

Первые в совокупности образуют политические организованное общество. Вторые – неполитическое общество, то есть гражданское.

Политически организованное общество организует механизм осуществления публичной власти.

1. избрание представительных органов власти

2. назначение на государственные должности

3. обучение лиц, назначенных на государственные должности или желающих занять эти должности или по госзаказу в специальных государственных учреждениях.

 

Политическая система.

После октября 1917 года была установлена политическая система (до 1988 г.)

1. закрытая система

- на основе классового принципа (все что не соответствует интересам рабочего класса, считается враждебным).

2. преобладают методы революционного насилия, обусловленные низким уровнем общественной и политической культуры трудящихся, что нашло закрепление в существовании закрепленной разветвленной карательной системы.

3. система основывается на принципах совмещения концентрации политических функций в руках правящей коммунистической партии.

4. Связующим звеном системы являлась монопольная власть партии.

5. в основе механизма формирования и функционирования власти лежал номенклатурный принцип, характерной чертой которого являлась номенклатура – закрытая система попасть в которую было сложно, но престижно. Эта номенклатура включала лиц, обладающих абсолютной экономической, политической и идеологической властью.

Существовало 2 списка номенклатуры.

- № 1 номенклатура палитбюро ЦК КПСС (соответсвующих бюро райкомов, горкомов, обкомов КПСС

- № 2 номенклатура ЦК КПСС (ЦК ВКПБ)

В 1989 г. номенклатура была упразднена, в 1990 г. – исключена 6 статья, в 1990 – принят закон «Об общественных объединениях».

Политическая партия – формализованная политическая организация, основанная на членстве, имеющая региональные и местные структуры(руководящие органы, отделения), выражающие интересы социальных слоев, групп, классов, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание своей власти для осуществления определенной программы социально – экономических и политически – правовых преобразований, достижение неких целей и идеалов, а также обеспечение применения и отражения связей между теми социальными группами, которыми они представляют и государством.

И.Вебер указал на три этапа, через которые проходит каждая политическая партия.

1 этап - верхуш. союзы аристократов (котерии – 16 – 17 в.в.).

2 этап – парламентские (политические) клубы 18 в.

3 этап – современные массовые политические партии – 19 в.

Все 3 этапа прошли 2 политические партии в Великобритании

- либеральная (вики)

- консервативная (тори)

Для всех политических систем характерна двух партийная система, но существует также квазипартийная политическая система, характерные наличием большого количества партий, но действительно активно только в период проведения выборной компании.

Во Франции – 3 – х партийная система (с 18 в. до настоящего времени)

- правые

- левые

- центр

Первая массовая политическая партия была создана в 1861 году – либеральная партия Англии, в 1863 г. – первая массовая рабочая партия – всеобщий германский рабочий союз (основан немецким философом Лоссалем). 2 причины создания:

1. распространение всеобщего избирательного права.

2. организационное развитие рабочего класса.

В России первая массовая партия стала российская социально – демократическая рабочая партия (РСДРП).Существовали также партии конституциооно – демократическая (кадеты) - консервативная партия, партия социал – революционная (партия эсеров, отстаивающая интересы крестьян).

После раскола между Лениным и Марковым образовалась партия меньшивиков.

Политическая партия всегда обладала внутренней структурой.

1. Высший лидер и штаб (центр, комитет, президиум, совет т.д.).

2. стабильный бюрократический аппарат, проводящий решения партии.

3. активные члены партии, участвующие в ее жизни.

4. пассивные члены партии, участвующие незначительно («болото»).

5. Закон управления партией всегда умеет привлечь на свою сторону болото. Оно всегда агрессивно и послушно.

Основы права.

Основные принципы права – основные идеи, руководящие положения которых определяет содержание и направление правового регулирования, выступая одновременно несущей конструкцией, на которой создаются и реализуются нормы, институты, отрасли права, то есть вся система права.

Эти принципы служат ориентирами для правотворческой и правоприменительной практики. Они делятся по трем критериям:

1. Общеправовые:

- принцип законности

- юридическое равенство граждан

- демократизм

- единство прав и обязанностей

- гуманизм

- принцип свободы

- принцип (критерий) справедливости

2. межотраслевые

в процессуальном праве

- гласность и состязательность процесса

в материальном праве (гражданское, уголовное, налоговое)

- необратимость ответственности

в гражданском семейном праве

- равенство сторон

- свобода договора

3. отраслевые

в трудовом праве

- свобода распоряжаться своей способностью к труду

- материальная заинтересованность

Они всегда закреплены в первых статьях кодексов, законов.

В гражданском праве

- всеобщность защиты

- полное возмещение вреда

В уголовном и административном праве

- презумкция невиновности

 

Общеправовые принципы раскрываются в Конституциях, причем раскрытие этих принципов происходит не в одной, а в ряде статей, закрепленных конституцией в главе «основные права и свободы человека и гражданина»

Функции права.

Функции права – это реализация социальных назначений права, правовое воздействие на общественные отношения, способы и пути такого воздействия.

Признаки – особенности функций права.

1. проявление сущности права: социальное, классовое или гуманистическое.

2. функции права – социальное явление реализации интереса.

3. функции права выражают главные черты права (позитивного), направленная на осуществление задач, стоящих перед правом на определенном этапе развития общества.

Три вида функций права.

1. Внешние функции (общесоциальные)

- политическая

- экономическая

- воспитательная

- культурно – историческая

- социального контроля

- информационного регулирования

- коммуникативная

2. внутренние (спец. юридические)_

- регулятивные

- динамическая

- статическая

- охранительная

3. не основные (дополнительные)

- компенсационная

- ограничительная

- восстановительная

Внешние функции находятся за пределом права и неразрывно связанные с моралью (нравственностью); характеризуют право как социальный регулятор

Внутренние функции – это способы юридического воздействия на поведение людей и, следовательно, общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Регулятивная функция – основная функция современного права, направленная на упорядочивание общественных отношений, на установление правил поведения людей, не связанным с правонарушением.

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и общественно – опасных вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности, обеспечение охраны законностей.

Динамическая функция – обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав либо исполнение позитивных обязанностей.

Статические функции – закрепление общественных связей и порядка.

Дополнительные функции:

Компенсационная функция заключается в компенсации ущерба или вреда, причиненные незаконными действиями.

Ограничительная функция состоит в ограничении некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права или прежнего правового положения, или на возврат незаконно отобранного имущества, или на восстановление на работе.

 

Нормы права.

Правовая норма – исходный элемент, первичная «клеточка» права, как система. В правовой норме содержится основные признаки, присущие праву в целом, поэтому именно в правовой норме выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Правовая норма утверждаются (санкционируется) государством, формализуется в нормативных актах, как источниках права, обязательных для исполнения и обеспечивается принудительной силой государства. Все установления, дозволения, запреты закрепляются в правовой норме.

В зависимости от сферы деятельности людей и институтов власти правовые нормы подразделяются на отрасли. Отрасли права – это совокупность правовых норм, регулирующих сходные правоотношения и закрепленные в отраслевых источниках права (кодексы, законы).

Отрасли права делятся на:

- материальные отрасли

- процессуальные отрасли.

Материальные отрасли права – регулируют общественные отношения в определенной сфере деятельности человека и направленная на непосредственное регулирование этих отношений.

Процессуальные отрасли права регулируют правоотношения, направленные на защиту прав и свобод лиц, связанных или потенциально могущие быть связанными в материальных отраслях права.

Норма права – это не констатация фактов, не отражение действительности, не рекомендация, это государственное веление, имеющая категоричный характер, предписание как люди должны или могут вести себя в конкретной ситуации.

Норма права отличается от других норм морали, этики, поведения следующими признаками:

1. общеобязательность для всех субъектов правоотношений.

2. формальная определенность, понимается двояко:

а) по определенному источнику (закон, кодекс, конституция), проходит соответствующую процедуру закрепления и легитимизации.

б)чёткое полное всестороннее, имеющее всестороннюю корму закрепления в норме права конституционно правового смысла (дух закона).

Легитимность – осознание и признание обществом и каждым человеком правовых установлений.

3. обеспечиваемость государственным принуждением (возможность применения)

4. определённый механизм реализации, который неразрывно связан с принципами регулирования (общедозволительный и общезакрепительный)

Структура нормы права.

· гипотеза (предположение)

· диспозиция (нахождение субъекта в определённых объективных обстоятельств) – фактическое нахождение

· санкции (обеспечивает принуждение)

Если … - то… иначе…

Механизмы праворегулирования:

1. общего дозволения – в праве свободно распоряжаться

2. общего запрета

3. обвязывание позитивного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.194 с.)