Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. История построения и постепенного расширения и украшения его.
В 1752 году бывшие тогда местные священники Стефан Попов и Иаков (отчество и фамилия последнего неизвестны) с церковным старостою Феодором Чекалевым и приходскими людьми писали Преосвященному Варлааму, бывшему епископу Великоустюжскому и Тотемскому о том, что в Преображенском приходе вместо сгоревших трех церквей построены и имеются две деревянные церкви, первая теплая во имя Рождества Богородицы, вторая холодная во имя Св. Великомученика Георгия, а во имя Преображения Господня церкви не имеется; хотя помянутая церковь холодная имеется, но построена после пожарного случая за скоростию весьма маломестна, в которую летним временем в Господские, воскресные и высокоторжетсвенные дни за многособранием народу вмещается и слушать Божетсвенного пения никак невозможно, чего ради принуждены стоять более половины народа кругом церкви во ограде, понеже в том Преображенском приходе весьма имеется велико прихожан, а по учиненной в 1744 году ревизии написано приходских одного мужеского полу более восьми сот душ, а по нынешнему состоянию как мужеска, так и женска полу может быть вдвое или более, и что церковный староста с приходскими людьми со всего общего согласия имеют намерение означенную деревянную холодную церковь за малопространством, ежели позволена будет, разобрать, а вместо того желают по обещанию собственным мирским иждивением построить каменную холодную для многонародного собрания пространную во имя Преображения Господня об одном престоле, а помянутую деревянную холодную церковь разобрать, а лес употребить на церковное топление или печение просфор. На такую просьбу священников со старостой и прихожанами получена была храмозданная грамота от преосвященного Варлаама от 8 мая 1752 года. Содержание грамоты почти одинаково с вышеприведенной грамотой, данной преосвященным Гавриилом на построение деревянных церквей* (* Грамота хранится в церковной ризнице, имеет 8 верш<ков> длины и 6 верш<ков> ширины. Печать хорошо сохранилась. На грамоте собственноручная надпись преосвященного: "Божиею Милостию, Смиренный Варлаам, Епископ Великоустюжский и Тотемский".). О том, кто был строителем храма и как происходила постройка его, в церковном архиве никаких сведений не сохранилось. Известно только, что с благословения, данного в 1767 году 31 дня преосвященным Великоустюжским и Тотемским Иоанном новоустроенный храм был освящен в 1768 году Тотемским протоиереем Иаковом на новом святом антиминсе.
В 1774 году 8 июня был второй большой при церкви пожар. Обе деревянные церкви сгорели, а "на каменном Преображенском храме (как сказано в грамоте) погорели крыша и кресты и в Св. Алтаре большая часть св. престола тоже погорела. Прочее в той церкви осталось в целости". В том же 1774 году 5 сентября преосвященный Иоанн повелел Тотемскому протоиерею Иакову с местными священниками Евфимием Ивановым и Стефаном Василиевым освятить обновленный после пожара Преображенский храм на прежде бывшем святом антиминсе. С прошлого столетия начинается период расширения и постепенного украшения Преображенского храма. Так, в 1836 и 1837 годах храм был украшен внутри прекрасною стенною живописью знаменитым костромским живописцем Иваном Афанасиевым Вагеновым. В 1855 году было испрошено у первосвященного Вологодского и Устюжского Феогноста разрешение расширить храм значительным прикладом с западной стороны. Проект и план постройки составлял кафедральный ключарь священник П. Иконников. На проекте резолюция первосвященного Феогноста от 5 ноября 1854 года: "Строение по чертежу сему Бог благословит". В новом прикладе устроены два придела: по правую сторону во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов, по левую - Успения Божией Матери. Первый освящен в 1861 году, второй - в 1863 году. В 1868 году с разрешения первосвященного Вологодского и Устюжского Павла древний иконостас в храме был перезолочен вологодским мастером Пастуховым за 1750 рублей. В 1898 и 1899 годах вагеновская стенная живопись и означенный иконостас были поновлены вологодским живописцем Василием Шаховым. Тем же живописцем Шаховым в 1900 и 1901 годах написана вновь стенная живопись и в обоих приделах храма. За обе работы было уплачено Шахову из сумм приходского попечительства 4100 рублей. б) Внешний вид Преображенского храма В настоящее время холодный Преображенский храм каменный, одноэтажный в длину 17 сажен, в ширину 9 сажен и 2 аршина и высоту от основания до креста около 15 сажен. Стены храма снаружи гладкие, выбеленные. Алтарь небольших разметров пятистенный; в нем три окна. На всем храме железная, окрашенная зеленою краскою крыша. Над восмискатной крышей возвышаются пять верхов с пятью луковицеобразными главами, на которых кресты с сиянием железные, выкрашенные, четвероконечные, под ними на подножиях изображения полумесяца и у каждого креста от боковых концов до глав железные цепи. Средний верх (барабан) имеет большие, продолговатые окна, пропускающие в изобилии свет внутрь храма. На восточной стене храма, под алтарем живописное изображение Преображения Господня. Средний храм двусветный; в нем 11 окон, из коих внизу на северной стороне 2 окна, на южной 3 окна, вверху на той и другой стороне по 3 окна.
В трапезе 6 окон, по три на стороне. Окна в церкви и трапезе больших размеров, внизу с железными решетками. С запада церкви выступает открытое входное крыльцо с широкими с трех сторон лестницами. На железной крыше крыльца небольшая глава с железным на ней крестом. в) Внутреннее устройство Преображенского храма Трапеза С крыльца в трапезу ведут массивные двойные двери, деревянные и железные, решетчатые. Трапеза устроена в виде квадратной палаты, длина ее 6 сажен, ширина 8 сажен. Как сказано было выше, трапеза складена в 60-х годах прошлого столетия и в ней два придела: на правой стороне во имя сошествия св. Духа на Апостолов, на левой - Успения Божией матери. Святые престолы и жертвенники в них узаконенной меры и сделаны из простого дерева, сраченицы на них полотняные, белые, одежды парчовые. Св. антиминсы атласные, священнодействованы преосвященным вологодским Христофором, один - в Святодуховском приделе в 1860 году, другой - в Успенском в 1863 году. Иконостасы приделов устроены в 1861 и 1862 годах, имеют форму полукруга, деревянные, выкрашены сиреневою краскою, резьба на них покрыта червонным на полимент золотом. Иконы в них написаны под греческое письмо, в Святодуховском приделе живописцем Борисом Монаковым, в Успенском - Ветровым. Из икон старинного письма достойна внимания икона Св. Пророка Илии с житием. Позолота на иконостасе и икона в нем поновлена в 1901 году вологодским живописцем Василием Шаховым. В алтарях на восточной стене две художественные картины, по одной в каждом, в Святодуховском - "Тайная вечеря", в Успенском - "Воскресение Христово". На потолке в самой трапезе написаны больших размеров три картины с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве, именно: в центре - Преображение Господне, на правой стороне - Сошествие Св. Духа на Апостолов; на левой - Успение Божией Матери. В простенках между окнами направо изображение притчи о блудном сыне, на лево - Мытаря и Фарисея. Вокруг всех картин сделаны цветные рамы. В арке, ведущей из трапезы в церковь на правой стороне художественное изображение во весь рост преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, а на левой - преподобного Вассиана, чудотворца тиксенского. Вся стенная живопись в трапезе работы вологодского живописца Василия Шахова.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.005 с.) |