Объект и предмет теории государства и права. Определение ее как науки. Соотношение теории права и государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет теории государства и права. Определение ее как науки. Соотношение теории права и государства.



Объект и предмет теории государства и права. Определение ее как науки. Соотношение теории права и государства.

Объект науки – это то, что она изучает, а предмет науки – это то, что она создаёт (знание).

Объект теории государства и права – это само государство и право, иные социальные явления, которые взаимодействуют с государственно-правовыми явлениями (иными словами, объектом теории государства и права является всё общество, рассматриваемое в правовом аспекте).

Предмет теории государства и права – это теоретические модели государственно-правовой организации общества; наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостной системы; понятия и категории ТГП.

Теория государства и права (как наука) – это специальная юридическая наука, цель которой заключается в познании основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных явлений.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

 

Подходы к понятию права.

Основные правовые школы.

Существует три основных школы правопонимания: 1) естественно-правовая (нравственная); 2) нормативная (позитивная); 3) социологическая.

Основные положения естественно-правовой концепции.

1. Естественное право возникло с целью обоснования особой роли и места человека в обществе.

2. Основа концепции - идея неотчуждаемости прав человека.

3. Право существует до, вне закона.

4. Закон - гуманный, негуманный; правовой, неправовой; справедливый, несправедливый.

5. Снижение роли государства, так как человек и общество возникли раньше. Государство придаток, иногда враждебная сила, противостоящая праву.

6. Государство не может повлиять на права и свободы.

7. Проблема - отрицание государства, как гаранта соблюдения прав и свобод.

В целом, право есть общая мера свободы и справедливости (прав и свобод), обусловленная природой человека. Данная концепция отделяет право от государства, полностью смещается на личность.

Основные моменты нормативной концепции.

1. Право и закон совпадают.

2. Право - позитивное, т.е. система общеобязательных формальных норм, обеспеченных государственным принуждением.

3. Право реально, когда закреплено, сформулировано, выражено официально.

4. Только закон целесообразен.

В целом, понимание права, как системы норм, изложенных в законах и других нормативных актах.

Основные моменты социологической концепции.

1. Реализация идей, норм в жизнь.

2. Позитивное право - право на бумаге, не работает.

3. Право то, что применяется, оно функционирует, изменяется. Право в действии.

В целом, рассматривает право в действии, в развитии и обеспеченности. Право это то, что работает, функционирует, реализуется.

Многоаспектное видение права (Шафиров В.М.).

Каждая школа отражает не право в целом, а только отдельную его часть, но в полном объёме. Человек от рождения приобретает права и свободы, но некоторые права приобретает и в процессе жизни. Основные идеи естественно-правовой концепции получили выражение в позитивном праве. Главное в праве - мера свободы (права и свободы). Нормативная концепция - формально-юридический подход к праву, изучает форму права. Социологическая концепция - не надо ограничивать право документами, право должно рассматриваться в движении.

Влияние морали на право.

1. В сфере правотворчества. Мораль оказывает влияние: 1) на субъектов правотворчества; 2) процесс правотворчества 3) на окончательный результат правотворчества.

2. В сфере применения права. Мораль при правоприменении влияет: 1) на субъекта применения права; 2) на процесс правоприменения 3) на акт правоприменения..

3. В сфере непосредственной реализации права. Мораль воздействует: 1) субъекта реализации права; 2) процесс реализации права; 3) результат реализации.

Влияние права на мораль.

1. В последнее время право всё более усиливает своё воздействие на мораль, в праве закрепляются нравственные категории, что придаёт морали официальный вид, а это способствует формированию личности.

2. Через право стимулируются моральные поступки, через стимулы - премии, награды.

3. Право охраняет моральные устои в обществе, борется с безнравственными явлениями. Так, право, закрепляя и защищая моральные ценности, обеспечивает компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ).

Виды норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на: материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят на: 1) императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

 

Технические правила.

1. Ясность и чёткость, простота и доступность языка правовых актов.

2. Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстракцией выражения соответствующих предписаний.

3. Последовательность в изложении юридической информации.

4. Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

5. Последовательность и компактность изложения юридических норм.

6. Однородность содержания.

7. Исключение противоречий.

8. Соответствие содержания закона его наименованию.

9. Исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей.

10. Издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции.

11. Приведение в каждом случае перечня отменённых актов.

12. Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования.

13. Отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства.

14. Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

 

31. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, цели, виды (общая характеристика).

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность по их упорядочиванию, приведению в единую, согласованную систему.

Цели систематизации: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Виды систематизации нормативно-правовых актов:

1) Инкорпорация - объединение нормативно-правовых актов в сборники или собрания. Обработка всех действующих нормативных правовых актов одновременно называется - генеральной инкорпорацией. Обработка нормативных правовых актов по отдельным отраслям или институтам права – частичной инкорпорацией (сборники нормативных актов о приватизации имущества и т.п.).

2) Консолидация – сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях обеспечения единообразия в регулировании определенного вида общественных отношений. Консолидация - это более высокий уровень систематизации, чем инкорпорация.

3) Кодификация – глубокая и качественная переработка законодательства в целях создания нового нормативного правового акта. В результате кодификации рождается новый, единый, юридически и логически цельный нормативный правовой акт.

 

Виды кодексов.

1) Отраслевые кодексы - обычно крупный, сводный акт, который детально, непосредственно и полно регулирует однородные общественные отношения.

2) Межотраслевые (комплексные) кодексы - в них сочетаются нормативные положения разных отраслей права.

3) Уставы - это кодифицированные акты, которые комплексно регулируют общественные отношения на уровне субъектов Федерации (Устав Красноярского края) и местного самоуправления (Устав города Красноярска).

4) Положения - это сводный кодифицированный акт, который определяет правовой статус (компетенцию) и задачи определённого органа, учреждения или группы таких органов, учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РФ).

5) Правила - содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (Правила возмещения вреда работодателями работникам).

В настоящее время в России различаются следующие кодифицированные акты: 1) Конституция; 2) Основы законодательства; 3) Кодексы; 4) Уставы; 5) Положения; 6) Правила.

 

Типология С.С. Алексеева.

Три критерия: 1) объективное (позитивное) право; 2) судебная (юридическая) практика; 3) правовая идеология.

1. Семья права континентальной Европы - романо-германское право (закон).

2. Семья англосаксонского права - прецедентное право (прецедент).

3. Семья религиозно традиционных систем (религия).

4. Семья заидеологизированных систем (партийная идеология).

 

Значение типологии.

Познавательное значение любой классификации состоит в том, что, устанавливая виды, роды, классы предметов и явлений той или иной области реального мира и приводя их в логический порядок, исследователь охватывает тем самым все предметы и явления данной области. Это позволяет:

1) составить общее представление об изучаемой сфере явлений во всем их многообразии;

2) охарактеризовать какой-либо отдельный предмет из выбранного круга явлений;

3) ясно представить себе соотношение отдельных видов и рядов явлений и на этой основе вскрыть некоторые закономерности данного соотношения;

4) предвидеть главные направления развития явлений, находящихся на стадии становления.

 

Мусульманское право.

1. Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать.

2. Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов.

3. Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения.

4. Особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения.

5. Отсутствует деление права на частное и публичное.

6. Нормативно-правовые акты (законодательство) имеет вторичное значение.

7. Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права.

8. Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

9. Иран, Пакистан и т.д.

 

Структура.

Ядро правового статуса личности - права и свободы человека и гражданина.

К другим элементам, входящим в структуру правового статуса личности, можно отнести:

- правосубъектность;

- юридические обязанности;

- юридическую ответственность;

- гарантии прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство.

Содержание правоотношений.

Правовое отношение связывает его участников взаимными позитивными правами и обязанностями, которые составляют главное специфическое содержание правоотношения.

Содержание правоотношения состоит в субъективных правах и субъективных обязанностях его участников и в реальных действиях по их использованию и осуществлению.

Субъективное право – мера свободного поведения конкретного лица (управомоченного), обеспеченная обязанностями других лиц и государством.

Субъективная обязанность – мера должного поведения конкретного лица, осуществляемая в соответствии с требованиями управомоченного и в его интересах.

 

Стадии правоприменения.

1) установление фактических обстоятельств;

2) выбор и анализ юридической нормы;

Способы толкования права.

Способ толкования - совокупность приемов и средств познания смысла и содержания нормы права.

1) Грамматический способ представляет собой совокупность приемов и средств познания смысла и содержания нормы права, основанных на правилах языка, на котором изложены правовые нормы. При таком способе уяснения содержания норм права имеют значения порядок построения предложения, обороты, пунктуация.

2) Логический способ основан на использовании приемов формальной логики, в первую очередь индукции и дедукции.

3) Системный способ предполагает уяснения смысла правовой нормы во взаимосвязи с другими нормами, закрепленными как в применяемом источнике права, так и в других источниках права, а также с отраслевыми, межотраслевыми и общеправовыми принципами права.

4) Исторический способ исходит из необходимости учета исторической ситуации, при котором издавалась толкуемая норма, допускает использование, например, стенограмм заседаний законодательного органа и т.п.

5) Специально-юридический способ предполагает раскрытие смысла содержащихся в норме специальный юридических терминов, не объяснимых с позиций языка нормы.

6) Телеологический способ основан на необходимости определения цели, которую преследовал законодатель, издавая правовую норму.

 

Состав правонарушения.

Состав правонарушения – совокупность указанных в законе объективных и субъективных признаков, которая необходима и достаточна для отграничения, во-первых, правонарушения от иных отклонений от правопорядка, иных видов юридически значимого поведения и, во-вторых, позволяет разграничить между собой различные виды правонарушений.

Конструкция «состав правонарушения» охватывает четыре элемента (признака): 1) объект; 2) объективная сторона; 3) субъект; 4) субъективная сторона. При отсутствии хотя бы одного признака состава конкретного правонарушения отсутствует основание юридической ответственности.

1. Объектом правонарушения признаются охраняемые законом ценности, интересы и блага, общественные отношение которым правонарушение причиняет вред либо создает угрозу причинения вреда.

2. Объективная сторона правонарушения – протекающий во времени и пространстве (т.е. объективный) процесс или механизм совершения правонарушения.

3. Субъектом правонарушения признается деликтоспособное физическое лицо или организация, являющаяся субъектом права.

Для признания противоправных действий правонарушением закон предъявляет к их субъекту определенные требования. В отношении физических лиц это:

- достижение определенного возраста, с которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает с 16 лет, а за отдельные виды — с 14, административная — с 16, гражданская — частично с 14, а в полном объеме – с 18 и т.д.

- способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (вменяемость).

4. Субъективная сторона правонарушения, или психическое состояние лица в момент совершения правонарушения, воплощена в понятии вины правонарушителя.

Вина – это психическое отношение лица, совершившего правонарушение, к своему противоправному действию (бездействию).

Принято выделять две формы вины: умысел и неосторожность.

1. Умысел бывает прямой и косвенный.

Прямой умысел имеет место тогда, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействий), предвидит и желает наступление их общественно опасных последствий.

При косвенном умысле лицо также осознает общественную опасность своих действий (бездействий), предвидит наступление общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление.

2. Неосторожность проявляется в легкомыслии и небрежности.

Действуя (бездействуя) по легкомыслию, лицо предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Действуя (бездействуя) по небрежности, лицо не предвидит наступление общественно опасных последствий, хотя при внимательности и предусмотрительности должно было их предвидеть.

 

Объект и предмет теории государства и права. Определение ее как науки. Соотношение теории права и государства.

Объект науки – это то, что она изучает, а предмет науки – это то, что она создаёт (знание).

Объект теории государства и права – это само государство и право, иные социальные явления, которые взаимодействуют с государственно-правовыми явлениями (иными словами, объектом теории государства и права является всё общество, рассматриваемое в правовом аспекте).

Предмет теории государства и права – это теоретические модели государственно-правовой организации общества; наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостной системы; понятия и категории ТГП.

Теория государства и права (как наука) – это специальная юридическая наука, цель которой заключается в познании основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных явлений.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.076 с.)