Процессуальные сроки в уголовном судопроизводстве, правила их исчисления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессуальные сроки в уголовном судопроизводстве, правила их исчисления.



Процессуальные сроки устанавливаются законом для:

ü совершения процессуальных действий,

ü принятия решений,

ü начала и завершения производств.

 

Установление процессуальных сроков направленно на обеспечение эффективной, своевременной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

 

Продолжительность процессуальных сроков определена законодателем с тем, чтобы:

а) во-первых, представить достаточное время для использования участниками уголовного судопроизводства своих прав;

б) во-вторых, обеспечить максимальное сокращение разрыва во времени между совершением преступления и наказанием виновного.

 

Международными нормами установлено право каждого на разбирательство его дела в разумный срок.

 Не случайно, поэтому в гл. 2 УПК в 2010 году был включен принцип «разумные сроки уголовного судопроизводства», в дополнение к срокам, строго установленным законом и позволивший обжаловать действия должностных лиц, ведущих производство, пусть формально и соблюдающих сроки производства.

 

Сроки можно классифицировать:

1. По способу установления:

       а) как сроки установленные законом;

они обязательны для всех лиц, по всем категориям дел и никакому изменению не подлежат.

· Например, дело должно быть начато рассмотрением в судебном заседании не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по делам с участием присяжных заседателей - не позднее 30 суток.

б) сроки установленные в соответствии с законом, лицами ведущими уголовное судопроизводство.

 Продолжительность этих сроков определяется имеющими на то право субъектами уголовного процесса на основании и в пределах закона.

· Например, Ст. 162 УПК РФ предусматривает срок предварительного следствия и порядок его продления соответствующим рук. С.О., который вправе определить этот срок, установив его в пределах, не превышающих максимального срока, предусмотренного законом.

 

2. В зависимости от способа исчисления сроков:

ü исчисляемые часами,

ü сутками,

ü месяцами,

ü днями, годами – в исключительных случаях (ч. 6 ст. 172, ч. 3 ст. 414 УПК).

 

Порядок исчисления, восстановления и продления сроков.

Процессуальные сроки, исчисляемые часами, высчитываются точно до минут.

Например, доставленный в дежурную часть в 23.45 должен быть отпущен или задержан в 2.45

 

Процессуальные сроки, исчисляемый сутками – оканчивается по истечении последних полных суток, т. е. в 24 часа последних суток (ч. 2 ст. 128 УПК). В расчет берутся также первые сутки, пусть даже и неполные.

 Переводить часы в сутки и наоборот недопустимо (например: ст. 92 УПК называет срок задержания подозреваемого - не 2 суток, а 48 часов).

 

Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в последний день, по истечении 24 часов соответствующего числа (того числа, с которого начато течение процессуального срока) например 2 месячный срок, начатый 2 марта истечет в последние часы 2 мая. Если 2 мая будет признан нерабочим днем, (праздничным или суббота, воскресенье) то последним днем срока будет считаться первый следующий рабочий день. Это правило автоматического продления срока при исчислении месяцами.

Но это правило не действует в случае исчисления срока задержания, содержания под стражей, домашнего ареста и нахождении в стационаре!!!

 

Если в законе продолжительность процессуальных сроков обозначена "днями" (предъявление обвинения (в день привода) или годами (сроки пересмотра в порядке надзора), то следует руководствоваться правилами, установленными для исчисления процессуальных сроков, соответственно сутками и месяцами.

 

Срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы или заявлены лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в стационаре - сданы администрации места предварительного заключения либо медицинского или психиатрического стационара (ч. 1 ст. 129 УПК).

       Время сдачи документа определяется соответственно по штемпелю учреждения связи места отправления либо по отметке должностного лица места заключения (например, дежурного помощника начальника СИЗО).

 

К числу гарантий соблюдения сроков отнесены негативные последствия при несоблюдении: при доказывании – признание недопустимыми доказательств, или признание незаконными принятых решений.

За подобные нарушения должностные лица несут дисциплинарную ответственность.

 

       Правила о восстановлении пропущенного срока содержатся в ст. 130 УПК.

1. В статье закреплено требование о том, что срок, пропущенный по уважительной причине, должен быть восстановлен по ходатайству заинтересованных участников процесса, должностным лицом, в производстве которого находится. дело.

2. К заинтересованным лицам относятся участники уголовного судопроизводства, которые отстаивают свои собственные или представляемые ими интересы:

3. Ходатайства участников процесса о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подаются лицу, в производстве которого находится дело.

3. Уважительной причиной пропуска срока могут быть признаны: стихийное бедствие, болезнь, смерть близких родственников, командировка, неполучение или несвоевременное получение процессуального решения или уведомления о нем, а также иная не зависящая от воли заинтересованного лица причина, в результате которой отсутствовала возможность составить или подать соответствующую жалобу или иной документ в установленный срок.

 

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

 

1. Назначение, задачи стадии возбуждения уголовного дела

2. Структура стадии возбуждения уголовного дела:

а) поступление и регистрация, виды информации о преступлении

б) проверка информации о преступлении: порядок и способы

в) порядок возбуждения уголовного дела

д) основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

 

Вопрос 1. Назначение, задачи стадии возбуждения уголовного дела.

В Российском уголовном процессе Возбуждение уголовного дела – начальная и обязательная стадия производства по любому уголовному делу. Ни одно уголовное дело не может возникнуть без прохождения через этот этап – пока нет решения о возбуждении уголовного дела, нет и самого дела, оно не существует.

 

Но, надо отметить, что возбуждение уголовного дела существует только в Российском уголовном судопроизводстве и странах, относимых в свое время к социалистическим. Стадия возбуждения уголовного дела – изобретение советского уголовного процесса.

В большинстве стран эта стадия отсутствует - и формально не фиксируется начальный момент производства по делу.  

Производство там считается начатым после того, как в компетентный государственный орган поступает информация о преступном событии, и выполняется какое-то первоначальное действие по выявлению и собиранию данных, могущих стать судебными доказательствами. Дальнейшее расследование уголовного дела включает в себя  и следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

 

Это объясняется тем, что в странах англосаксонсого типа уголовного судопроизводства (США, Великобритании) вообще нет строгой процедуры досудебного доказывания (но нет и стремления к познанию объективной истины), довольствуются истиной формальной, т.е. такой, о которой договорились стороны, а не тем, что было в самом деле – объективно).

 

В странах континентального типа процесса (яркий представитель - Франция) первичный сбор материалов обвинения и последующее их расследование производится разными субъектами: полицией и следственным судьей (не относящемся к стороне обвинения). Поэтому там нет необходимости строго по форме разграничивать деятельность до ВУД и после ВУД.

 

В Российском же уголовном судопроизводстве, нацеленном на познание объективной истины, в то же время, расследование ведется субъектом обвинения, поэтому

1. большое значение уделяется процессуальной форме (соблюдение ее считается важным условием получения достоверных сведений)

2.процессуальная и оперативно-розыскная деятельность строго разграничена и производство по делу может производиться только после возбуждения уголовного дела (большинство процессуальных действий возможно только по возбужденному уголовному делу).

 

В настоящее время российскими учеными ведутся дискуссии по поводу необходимости стадии возбуждения уголовного дела.

Противники стадии говорят о том, что незачем затягивать производство по делу предварительной проверкой и потом повторно проводить по той же информации следственные действия,

Сторонники сохранения стадии указывают на ее преимущества

а они в том, что:

1. эта стадия не позволяет без нужды запускать механизм уголовного судопроизводства, по материалам, не имеющим признаков состава преступления (например, по административным правонарушениям)

2. с другой стороны, не позволяет оставлять без внимания все случаи совершенных преступных деяний, и т.о. обеспечивает неотвратимость уголовной ответственности.

При настоящей форме судопроизводства, думается, это оптимальный вариант

Можно привести негативный пример отмены стадии возбуждения уголовного дела в стране с похожим на наше уголовным судопроизводством - на Украине 2 года назад была отменена эта стадия.

 И сразу же правоохранительные органы утонули в объеме уголовных дел и, кроме того, в ходе предварительного расследования при неподтверждении информации о преступлении пришлось прекращать уголовные дела, и вставал вопрос о неправомерном преследовании а значит – реабилитации.

Таким образом, преимущества сохранения стадии возбуждения уголовного дела на данном этапе развития российского уголовного процесса очевидны. 

 

И назначение этой стадии - служить своеобразным «фильтром», позволяющем не пропускать в уголовный процесс все не уголовно-наказуемые случаи, и, с другой стороны, внимательно проверить и не оставить без внимания все преступные деяния. 

 

В этой стадии уполномоченными лицами решаются следующие задачи:

1)   принять   каждое сообщение о любом совершенном, готовящемся или совершаемом преступлении и рассмотреть их;

2) при необходимости провести проверку наличия или отсутствия основания к возбуждению уголовного дела (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

3) принять меры по сохранению и закреплению следов преступления (ч. 3 ст. 145 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

4) при обнаружении признаков преступления возбудить производство по уголовному делу;

5) обеспечить права заявителя, пострадавшего, подозреваемого и иных лиц, вовлеченных в эту стадию (уведомить о ВУД, об отказе или передаче по подследственности, разъяснить права и обязанности);

 

Вопрос 2. Структура стадии возбуждения уголовного дела.

- Начинается стадия возбуждения уголовного дела с поступления и регистрации информации о преступлении,

- далее при необходимости – этап проверки информации о преступлении

- и оканчивается решением:

                          - о ВУД

                           - или об отказе в ВУД.

- а также М.б. быть промежуточное решение – о                                                                     передаче материалов по подследственности.                                                      

Рассмотрим более детально каждый этап.

а) поступления информации о преступлении и его регистрация - начало стадии.

 

Кто имеет право (и обязанность) принять информацию о преступлении?

1. Любой правоохранительный орган, чьи должностные лица имеют право возбуждать уголовные дела и проводить следствие или дознание.

 

Согласно УПК право на возбуждение уголовного дела производство следствия или дознания имеют: следователь (руководитель СО), дознаватель (начальник подразделения дознания), орган дознания ст. 146, 150, 151 УПК).

Следователи (рук. СО) имеются: в следственных подразделениях ОВД, ФСБ, СК.

Дознание проводится: в соответствующих подразделениях ОВД, ФСБ, ФСИН, ТО, ФСО (указаны в ст. 40 УПК).

Согласно межведомственному приказу «О едином учете преступлений» от 29.12. 2005 года любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить следствие, дознание обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении, отказ в принятии исключается.

Т.о. информацию о любом готовящемся или совершенном преступлении можно подать в любой правоохранительный орган, имеющий в своем составе следственные или подразделения дознания. По подследственности сообщения о преступлении передаются уже после регистрации, самим органом.

2. Принять заявлениеот потерпевшего по делу частного обвинения ( «умышленное причинение легкого вреда здоровью», «побои», «клевета», без квалифицирующих) обязан мировой судья. Тем самым, возбуждая производство по делам частного обвинения.

При условии, что

- заявление составлено в надлежащем порядке (ч.5 ст. 318 УПК);

- потерпевший знает, кто в отношении него совершил преступление частного обвинения (заявление подается в отношении конкретного лица);

- потерпевший не находится в зависимом (от совершившего), или беспомощном состоянии.

 

3.Кроме того, согласно ч 4 ст. 141 УПК о преступлении можно сообщить в судебном заседании. Судья должен зафиксировать такое заявление в протоколе судебного заседания и копию протокола передать в соответствующий правоохранительный орган для проверки и возбуждения уголовного дела (сам суд у/д не возбуждает).

 

Деятельность по приему, регистрации, учету сообщений о преступлениях и иных происшествиях регламентируется:

- 1. Уголовно-процессуальным Кодексом РФ (Ст. ст. 140 - 144 УПК),

 2. также приказами

Имеется общий приказ для всех правоохранительных органов:

- это Приказ Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

 

И Приказы ведомственные.

- Обратите особое внимание на приказ МВД от 29 августа 2014 г. N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"

 в ОВД поступает большая часть сообщений о преступлениях и ОВД специально нацелены на работу по приему такого рода заявлений, сообщений и проверке их.

А также Приказ Следственного комитета РФ от 11.10.2012 №72 утверждающий «Инструкцию об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ»

Аналогичные приказы действуют в системе наркоконтроля, ФСБ, в уголовно-исполнительной системе.

В приказах детально раскрывается организация деятельности, особенности порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлении в тех или иных правоохранительных органах.

 

Так, согласно приказам, информация о совершенном или совершаемом преступлении регистрируются оперативным дежурным в дежурной части в Книге учета сообщений о преступлении (КУСП или КРСП).

 

Принимаются и регистрируются каждая информация о преступлении (кроме анонимной) вне зависимости от полноты, подследственности или подсудности. Отказ в приеме сообщения о преступлении, не регистрация полученного сообщения, будут являться фактами укрытия совершенного преступления, что влечет за собой уголовную ответственность – ст. 285 - Злоупотребление должностными полномочиями.

 

Порядок регистрации информации о преступлении:

1) В КУСП (КРСП) делается запись краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении;

2) сообщению (заявлению, явке) присваивается регистрационный номер.

3)Если заявление о преступлении поступило в дежурную часть при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.

В талоне уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП (КРСП), наименование органа, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного.

 

Если из поступившей информации о преступлении становится ясно, что преступление не подследственно (по составу преступления) органу принявшего сообщение, или оно произошло на территории обслуживания другого органа, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП (КРСП) передаются по подследственности.

Сообщения о преступлениях частного обвинения регистрируются и передаются в мировой суд.

 

Необходимо знать, что необоснованное направление заявления, сообщения о преступлении по подследственности также будет являться фактами укрытия совершенного преступления, и влечет за собой уголовную ответственность по ст. 285 - Злоупотребление должностными полномочиями.

Далее.   Анонимное сообщение, не регистрируются, а без регистрации передаются в оперативные подразделения для проверки. В дальнейшем, при установлении оперативным сотрудником фактов преступного деяния, им может быть оформлен рапорт, который уже регистрируется как сообщение о выявленном преступлении.

Исключением из этого правила – не регистрации анонимных сообщений – являются те сообщения, которые содержат сведения о готовящемся или совершенном террористическом акте. Эти сообщения регистрируются, даже если не указано – кто сообщил.

Информация о преступлениях может поступать из различных источников, различным способом, быть различной по содержанию. Соответственно должен соблюдаться различный порядок ее оформления.

Различаются следующие виды сообщений о преступлении:

1) Заявления о преступлении

Явки с повинной

3) Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников (оно оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления)

4) Постановления прокурора о направлении в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждения уголовного дела

5) Материалы, направленные Центробанком РФ в соответствии с законом о Центробанке РФ, а также конкурсным управляющим финансовой организации для решения вопроса о возбуждении у/дела по ст. 172.1 УК РФ

Уголовно-процессульный закон эти виды сообщений называет поводами к возбуждению уголовного дела (ч.1 ст. 140 УПК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.072 с.)