Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сулейман и Валиде-султан Айше
Кончилось все, однако, достаточно неожиданной смертью нестарого еще Селима I Явуза и восшествием на престол его единственного сына от крымско–татарской царевны Айше – Султан Хафсы, Сулеймана I (1520 – 1566). Того самого, коего турки называют Законодателем («Кануни» – от греческого «Κανόνας» – канон, закон). В Европе же привилось прозвище Великолепный, хотя и оно, судя по всему, позднее, англосаксонское – «Magnificent». В XVI же веке на Западе Сулейман I был известен как «Le Grande Tourke» – Великий Турок по-французски.
Вся латинская Европа – и католическая, и протестантская – очень обрадовалась восшествию Сулеймана на престол. Молодой шах-заде имел на Западе репутацию задумчивого молодого человека, поэта, художника, блестящего ювелира (все верно!), находящегося под сильнейшим влиянием своей матери –Валиде-султан Айше – Султан Хафсы (и тут не поспоришь).
Несколько подробнее о Валиде, чтобы читатель имел и некую, говоря условно, «объективку».
Айше-Султан Хафса (1479 – 1534) была дочерью крымскотатарского хана Менгли-Гирея. Редчайший случай – султан взял в сераль девушку, рожденную на троне!
Гарем или сераль?
Здесь подчеркнем два момента:
Во-первых, у султана – Сераль.
Гарем мог иметь любой мусульманин, располагающий достаточными средствами, дабы содержать N-ное количество женщин. И вовсе не обязательно паша или эмир, это мог быть просто состоятельный купец.
Но Сераль мог иметь только Хункяр! (титул султана, что-то типа Его Величества).
Во-вторых, слышал от некоторых женщин, фанатеющих по турецкому сериалу, слова искреннего недоумения по поводу того, что и Валиде, и Хатидже беспрерывно третируют Хурремийе (да и Махидевран) из-за их недостойного происхождения.
Я, коли уж честно, таковых серий и не видел, но людям верю. Да вот одна далеко неглупая русская женщина искренне возмущалась поведением Хатидже: чем, мол, ее мать выше Роксоланы. И та вышла замуж за султана, и другая. И как мать Хатидже нарожала Явузу цельную прорву детей, так и Хуррем.
Так-то оно так, да не совсем так.
И саму Хатидже, и ее мать, скажем, византийские греки могли бы назвать порфирородными, то бишь рожденными на троне. Конечно, Хатидже родилась в султанском дворце в Константинополе, а ее мать в том еще дворце (доводилось бывать!) в Бахчисарае – но сути дела сие не меняет.
Ведь о Хуррем мы знаем только то, что она была славянкой (роксоланы – славяне и есть), да дочерью православного попа, а где родилась – толком до сих пор и не ведаем.
Да и ее соперница Махидевран – смутного происхождения; черкешенка, родилась в Египте, отец – типа мамлюкский князь (какой еще князь?). А когда ей не было и четырнадцати, братья – княжичи (?) подарили ее Сулейману, еще не султану. Судя по всему, была Махидевран никакой не аристократкой, а попросту дочерью какого-то черкесского мамлюка. Мы ведь даже имени ее не знаем; и Махидевран, и Гюльбахор – это имена, данные ей уже в серале.
В этом смысле Айше-Султан Хафса, явление уникальное – и права Хатидже. Ее мать не только жена султана, но и урожденная царевна (ханша), и, что не менее важно, урожденная мусульманка – суннитка. Именно потому судьба Айше-Султан Хафсы резко отличалась от судьбы тех женщин, кои родили девять султанов до Сулеймана Кануни. Уже при жизни ее супруга, Явуза, Айше-Султан Хафса получила высочайший титул Валиде-султан (впервые в Османской истории), а после смерти мужа и восшествия на престол Сулеймана, Валиде (1520-34) была его соправительницей и, по сути, вторым лицом в империи. Она, а отнюдь не Великий Визирь – пусть это даже была столь знаковая фигура, как Паргали Ибрагим. На Западе даже переоценивали роль Валиде, приписывая ей чуть ли не регентские функции! Это, конечно же, не так; ее сыну по восшествии на престол было аж двадцать шесть лет, да и масштаб личности Сулеймана был не таков, чтобы терпеть рядом регентшу, пусть и родную мать. На Западе, однако же, Сулеймана восприняли как нечто ангелообразное, а это уже, согласитесь, перебор. Папа Римский, до безумия запуганный свирепой фигурой Селима Явуза, умудрился в публичной (!) проповеди назвать Сулеймана «агнцем» (о Господи!). Да, у страха глаза велики. Впрочем, в современной европейской тюркологии склонны прощать тогдашнему Западу весь сей энтузиазм. Дескать, действительно же, не начал Сулейман свое правление с убийства собственных братьев, не обагрил руки их кровью, как это сделал, скажем, его отец.
Ну, да Явуз (подлинно Свирепый) – это история особенная. Отец Сулеймана, вполне возможно, и руку к убийству отца собственного – Баязида II Святого («Дервиша») – приложил. Но в данном конкретном случае нахваливать Сулеймана за милосердие не вижу оснований. Никаких. Айше-Султан Хафса родила Сулеймана 6-го ноября 1494 года в Трапезунде. Но у будущей Валиде было от Явуза еще семеро (!) детей – трое мальчиков (Орхан, Коркут и Муса) и четверо девочек (Хатидже, Фатима, Шах, Бейхан).
Хатидже стала женой Ибрагим-паши, младшая – Бейхан – стала женой Ферхад-паши, о судьбе Фатимы и Шах мне, по крайней мере, ничего не известно. Но вот принцы – Орхан, Коркут и Муса – умерли очень рано, от какой-то эпидемии (?). Так что и убивать-то Сулейману в борьбе за власть было особенно некого. Важнее другое; и вот здесь мы должны – ну хоть вскользь! – обратиться к материи хрупкой, а именно к личной жизни самого Сулеймана, ко всем четырем его бракам. Слышу возмущенные голоса скептиков; что? какие, дескать, браки? какие там еще жены? Ну, понятно, что не такие, как у христианнейшего, «сильного, державного» Николая II Александровича, двадцать пять лет просидевшего то ли под каблуком, то ли вообще под юбкой у жены: результаты до сих пор расхлебываем. Сулейман, как ни крути, был мусульманским монархом (и даже теократическим главой ислама как такового), а у магометан полигиния – в порядке вещей.
Часть 4
Сулейман – «агнец»
Надо отметить, что наследник Сулейман был весьма застенчивым в личной жизни человеком (уж для его статуса-то точно!), и этим весьма отличался от своих предшественников.
(Может, потому то и папа Римский полагал Сулеймана «агнцем»?).
Впрочем, по порядку. Cулейман, как и положено мусульманину, имел четырех – подчеркну, четырех, как и пророк Мухаммед, законных жен. Дети от этих жен числились законными, и первенец старшей (первенец первой) был законным наследником престола. Судьба же прочих – по крайней мере, в соответствии с заветами Мехмета II Фатиха – долженствовала быть печальной. Я, конечно же, о сыновьях говорю. Первой женщиной, которая родила сына Сулейману, и посему может считаться его женой, была некая Фюлане. Ее сын Махмуд, однако же, умер 29 ноября 1521 года от оспы. Да и сама Фюлане умерла совсем юной, в 1525 году. Второй женой стала Гюльфем-Султан, родившая в 1513 году Сулейману наследника Мурада, но и тот скончался, как и Махмуд в том же 1521 году (не знаю, отчего). Впрочем, в серале – и, прежде всего сама Валиде – полагали, что недосмотрела мать, а посему Гюльфем отлучили от султана и боле она уже не рожала. Тем не менее, и с самим Сулейманом и с его любимой сестрой Хатитдже ее продолжала связывать самая тесная и искренняя дружба. Гюльфем, однако, задушили в 1562 году по приказу султана; почему так поступил Сулейман – опять-таки ума не приложу.
(Видимо, в это время, потеряв самых дорогих людей – Хуррем и Ибрагима – КанунИ находился в постоянной депрессии, и к тому же изрядно пил; это я округло выразился).
Третьей женой стала уже помянутая выше Махидевран. Дочь мамлюкского полевого командира, черкешенка, родившаяся в Египте в 1500 году, подарила султану уже – на долгие годы – престолонаследника Мустафу в 1515 году. Как ни странно, о Махидевран мы знаем очень мало; даже имени толком не ведаем. Имя «Гюльбахор» – весенняя роза – ей дал сам Сулейман. А имя «Махидевран» – луноликая – дали ей после рождения Мустафы.
Махидевран резко и агрессивно – по-черкесски – встретила в серале Роксолану, и поначалу попросту била совсем еще юную Сашеньку почем зря.
Но кавказский запал быстро исчез, и в дальнейшем Хуррем сожрала и соперницу, и ее сына-престолонаследника Мустафу. Впрочем, скорее только Мустафу, поскольку состарившаяся Махидевран пережила не только Хуррем и их мужа, но даже и сына Роксоланы Селима II. Махидевран умерла 3 февраля 1581 года в Бурсе, пережив, таким образом, вообще всю «Великолепную эпоху» султана Сулеймана КанунИ. Всех этих трех девушек Сулейман по-своему любил, и даже относился к ним с некоторым уважением, но никакого влияния на молодого османского принца (точнее – шах-заде) ни Махидевран, ни тем более Фюлане и Гульфем не имели. Сулеймана никто и не посмел бы поименовать развратным, как чуть ли не в открытую называли его отца и прадеда. Да, впрочем, почти все султаны Блистательной Порты – и до Сулеймана, и после – не отличались, мягко говоря, высокими моральными устоями. (Исключение составлял, конечно же, дед Сулеймана Великолепного Баязид II Дервиш или Святой, отец Явуза). Но есть и еще один, весьма щекотливый момент: в любом гареме, тем паче в султанском серале, были евнухи и вообще множество юношей весьма немужественного вида. Евнух, конечно же, евнуху рознь, и человеку без СПЕЦИАЛЬНЫХ медицинских познаний и понять тут кое-что трудно. Так, у султана Селима III, заключившего с Екатериной Великой и Потемкиным выгодный для русских Ясский мир в 1791 году (не путать ни с отцом Сулеймана, Селимом I Явузом, ни с сыном Сулеймана и Хуррем – Селимом II), был верный соправитель, своего рода «серый кардинал», Юсуф-ага. Конечно же, сколь-нибудь официально никто и не думал провозглашать Юсуф-агу соправителем султана, поскольку тот был евнухом. У него и звание было соответствующее – «кызлар-агасы», то есть «следящий за девушками» – смотритель сераля. Однако Юсуф-агу, который, кстати, был выходцем из ромеев-греков Понта, назвать евнухом было бы непозволительно.
Дело в том, что, во-первых, Юсуф-ага был возлюбленным матери султана – тогдашней Валиде; влюбленные не шибко-то и скрывались, и о романе кызлар-агасы и матери султана знали все, включая самого Селима III.
И, во-вторых, Валиде, совсем нестарая еще – даже по тогдашним понятиям – женщина, безумно ревновала Юсуфа-агу к совсем молоденьким наложницам (правильнее – одалискам) сераля, у которых кызлар-агасы пользовался бешеным (!) успехом.
Такие вот дела. Но нас в данном контексте интересует тот факт, что большинство султанов, как восьмеро «блистательных» (отчего и Порта «Блистательная»), тех, что были до Сулеймана КанунИ, так и цельная толпа ничтожеств, бывших после него, с той или иной степенью достоверности обвинялись в мужеложестве. Конечно, из этого списка надо на все сто процентов исключить деда Сулеймана, Баязида II Святого, но вот гомосексуализм отца КанунИ, Селима I Явуза, и его великого прадеда, Мехмета II Фатиха (Завоевателя), не подвергали сомнению даже турецкие историки той поры. Ничто подобное даже не прилипает к Сулейману Великолепному! Может быть, оттого, десятый султан османов вошел в мировую историю не столько своими подвигами и деяниями, сколько чудесной сказкой о своей великой любви. Сказкой, в коей весьма хватало подлинного. Но пусть Роксолана сразу же не застит нам глаза, не давая увидеть великие государственные деяния Сулеймана и его военные победы. А их в почти семидесятидвухлетней жизни султана было немало.
Часть 5 ЦАРСТВОВАНИЕ СУЛЕЙМАНА – АПОГЕЙ ИСТОРИИ – не османов, не турок – тюрок!
Так полагали основоположники пантюркизма – крымский татарин Исмаил-бек Гаспринский (1851-1914; кстати, некогда русский офицер) и казанский татарин Юсуф Хасанович Акчурин (1876–1935; в конце жизни – главный идеолог кемалистского режима). Впрочем, нечто подобное могли бы сказать и идеологи панисламизма, поскольку вклад Сулеймана Великолепного в усиление (и в распространение) всемирного суннизма ничуть не уступает его же вкладу в дело тюрок. Правление Сулеймана – воистину апогей истории османов. КанунИ – это тринадцать крупнейших военных экспедиций на суше (не во всех сам Сулейман принимал участие), десять из коих состоялись в Европе, три – в Азии; и все победоносные! Почти во всех походах турки были оснащены многими сотнями орудий. Артиллерия вообще сыграла важнейшую роль в турецких завоеваниях и чуть ли не вплоть до конца XVII века османские канониры полагались лучшими в мире.
Лишь два знаковых события – разгром турок крылатой гусарией польского короля Яна Собесского под Веной в 1683 году (вообще неспособность османской артиллерии сломить стены австрийской столицы), а также выход на мировой уровень (еще до Петра) московского пушечного дела – подорвали престиж артиллерии Блистательной Порты. Армии Сулеймана были немыслимо многочисленны. Ни в один из упомянутых тринадцати походов турки не вышли бы, имея под зеленым знаменем халифа Сулеймана менее двухсот тысяч (!) аскеров.
Полководцы Сулеймана
Правление Сулеймана – это крупнейшие в Османской истории (и добавим, удачливейшие!) полководцы. Это – Паргалы Ибрагим-паша (1493 или 1494 – 1536), грек по происхождению, великий визирь 1523-1536, подлинный победитель в битве при Мохаче. Это – Дамат Рустем-паша, он же Рустем Оппукович (1500 – 1561), хорват по происхождению, великий визирь с 1544 по 1553, и затем с 1556 и до смерти в 1561, муж любимой дочери Сулеймана, Михримах. Наконец, это Малкочоглу Бали-бей (1495-1548), взявший Белград, будущий визирь, любимец Сулеймана, и для турок и по сей день – образчик исламского рыцаря. Войска Сулеймана Великолепного овладели прекраснейшими городами того времени – Багдадом и Белградом. Несмотря на достойное сопротивление гордого властителя венгров Лайоша, османы разбили его в одной из величайших битв всех времен и народов – битве при Мохаче (1526).
Сулейман взял под свой контроль Венгрию и Трансильванию. Правда, он не решился напрямую включить в состав своей империи Буду и Пешт (будущий Будапешт), а предпочел оставить власть у мадьяр своему вассалу, королю Венгрии Яношу Запольяи (Запольи; годы жизни 1487-1540; годы царствования – с 10 ноября 1526 года – вскоре после Мохача! – и до смерти в 1540 году). Так вот, этого самого моего тезку на венгерский престол возвел Малкочоглу Бали-бей! В 1529 году состоялась первая осада Вены; таким образом, Сулейман попытался сразу же (и раз и навсегда!) решить одну из важнейших проблем Блистательной Порты – проблему Габсбургов. Сулейман делал ставку на своих блестящих инженеров – того же Малкочоглу, за три года до того своими понтонными мостами во многом предопределившим победу при Мохаче, и, главное, на Насуха Матракчи – исламизированного боснийского серба, блестящего художника – миниатюриста и орнаменталиста (чисто мусульманский, стало быть, художник), автора «Истории Сулеймана» («Сулейман – намэ») и потрясающего изобретателя. Но даже усилий Малкочоглу и Матракчи не хватило: стены Вены были неприступны для турок. Да что там знакомые нам по сериалу «инженеры»! И в дальнейшем мусульманам – как ни пытались – не удалось взять Дунайскую столицу; Вена – это и есть западная оконечность исламской экспансии. (Apropos: а Матракчи вошел в историю, как ни странно, не столько как художник, историк и даже изобретатель, сколько как легенда турецкого национального бокса – «матрака»?!).
Османы эпохи Сулеймана Великолепного – это выход империи в моря. Турки устанавливают почти тотальный контроль над Средиземноморьем и захватывают Алжир, Тунис, Джербу, Триполи, Аден (Йемен) и даже остров Родос, до того принадлежавший рыцарскому Ордену госпитальеров-иоаннитов (1 января 1523 года). Главнейшую роль в османских победах на море сыграли два корсара – исламизированные греки с острова Лесбос Арудж Барбаросса («рыжебородый», годы жизни 1473-1518) и его младший брат Хайр-эд-дин Барбаросса (годы жизни 1475-1546), создавшие в Северной Африке (конкретнее – в Алжире и Тунисе) уникальное пиратское государство, напрямую угрожавшее безопасности Запада. В 1518 году Хайр-эд-дин «подарил» свое государство отцу Сулеймана, Селиму I Явузу, который назначил Барбароссу первым верховным главой османского флота – КАПУДАН-пашой (как бы «верховным капитаном»). С тех пор – и, по-моему, без исключений – все командующие турецким флотом, все капудан-паши были греками. Бесконечные победы турок в XVI веке вызвали крайнее смятение во всех западных столицах. Невзирая на внутренний раздрай, провоцируемый успехами Реформации, как католики, так и протестанты, уясняют себе, что угроза с берегов Босфора – главное. Кто-то ждет Апокалипсис, ждет кары христианам за их грехи и за разлад в западном христианском мире.
Куда более решительные начинают жить духом воскрешения крестовых походов и культивируют ненависть даже персонально к Сулейману, ненависть к Великому Турку.
«Государство – это я!» Сулейман Великолепный был не просто абсолютным монархом (скажем, как Екатерина Великая в России; 1762-1796). Он был полновластным хозяином в государстве, которое и было его рабом! Империя была рабыней Сулеймана!
Сулейману принадлежало все, все земли и все богатства; султан мог их подарить или забрать обратно – как ему, султану, было угодно. Земельные наделы – феоды, тимары, даже аристократические титулы – ничто не наследовалось. Все, что ты мог получить, все, чего ты мог добиться, все это ты получал от Султанского Дворца! Великий визирь Сулеймана, муж его любимой сестры Хатитдже, Ибрагим-паша Паргалы, в беседе с какими-то католическими прелатами (греками по происхождению, как и сам Паргалы) заявил:
«Δεν μπορεί να υπάρχει παρά μονάχα μία Αυτοκρατορία είς την Γη, όπως δεν υπάρχει παρά μονάχα ένας Αλλάχ είς τον Ουρανό». "Там может быть только один, но в Земле империи, пока существует только один Аллах в небесах». Хотя Сулейман и ощущал себя турком – как осознанно, так и интуитивно, но еще более чувствовал себя мусульманином. По сути, не сбиваясь на кощунство, можно утверждать, что Законодатель был земным воплощением самой идеи суннизма.
Но ведь преуспеяние суннизма – в противовес всякого рода кяфирам – и людям Книги – евреям и христианам, и – упаси Аллах! – язычникам – зороастрийцам, и, главное, еретикам-шиитам – вот это-то преуспеяние и являлось основным смыслом самого существования Дома Османов. А посему Сулейман обязан был, во-первых, бороться со всеми ересями внутри ислама (не только с шиизмом), а, во-вторых, расширять владения Полумесяца и на Запад. Именно с этим связана маниакальная ненависть Сулеймана КанунИ и его преемников (сколь-нибудь значительных его преемников!) к империи Габсбургов, той, что на протяжении столетий была главным препятствием для отуречивания и исламизации по крайней мере Восточной и Центральной Европы.
Не стоит также забывать о том, что Сулейман I Великолепный, как и прочие султаны, был весьма недвусмысленным образом связан и с Европой, и с христианским миром. Сулейман даже меньше других, поскольку и мать его была крымско-татарская царевна, и мать его наследника Мустафы –Махидевран – была черкешенкой из Египта (впрочем, есть точка зрения, что Махидевран была арабкой-христианкой). Однако поскольку рабыни не могли быть урожденными мусульманками, то возникало противоречие. Ведь любой гарем любого паши, аги, сераскира, да просто какого-нибудь богатого купца или даже успешного ремесленника – большей частью были рабыни.
А уж султанский-то сераль попросту из оных (из рабынь то есть) и состоял! Наша знакомая бахчисарайская Валиде Айше-Султан Хафса – мать Сулеймана – редчайшее исключение. Это противоречие подметил Εθνομάρτυρας константинопольский патриарх Григорий V (Георгиос Ангелопулос), повешенный турками на церковной паперти (говорят, что Св. Софии, но я не уверен) на Пасху 1821 года. Патриарх писал о династии Османов: «Επειδή τα Χαρέμια αποτελούνταν μονάχα από σκλάβες, οι μητέρες των Διοικητών των Πιστών, επί γενιές και γενιές, ήταν χριστιανικής καταγωγής». И сколь искренним мусульманином – суннитом не ощущал себя сам Сулейман – факт остается фактом: унаследовавший престол Великолепного отца Селим II Мест, был не только внуком Свирепого тезки Явуза. Селим II Мест, халиф всех мусульман – суннитов всего мира, был одновременно внуком православного священника Гавриила Лисовского. И пусть сам Селим II, пивший запоем, мог сего и не осознавать. Невнятность происхождения – как этнического, так и конфессионального – халифов из Дома Османа, было не токмо противоречием – тяжкой проблемой, положением, из которого и выхода-то не предвиделось. И это просто совпадение, что на поверхность турецкой истории сию проблему вынесла умопомрачительная судьба Хуррем – Роксоланы.
Часть 6 Тем паче, что эти вопросы мне столь же недвусмысленно были заданы и почему-то именно эти два вопроса все и задают.
Кто такая Изабелла Фортуна? И какова была, собственно ее реальная судьба? Откровенно говоря, я ни одной серии с этой принцессой и в глаза-то не видел. Конечно, некие фанаты сериала – а их становится уж не меньше, нежели фанаток – растолковали мне, в чем дело.
Вывод простой: я полагаю, что вся эта история с Изабеллой Фортуной – липа развесистая, и ничего боле. Ведь если она реальная католическая принцесса, и к тому же КАСТИЛЬСКАЯ, то и должна принадлежать к роду Габсбургов, поскольку все местные пиренейские династии к тому времени уже исчезли – и Леона, и Кастилии, и Арагона и т.д.
А династия Габсбургов, может быть, наиболее изученная монаршая семья в мировой истории вообще. И ни в XVI веке, ни веком ранее, ни веком позже, мы не встречаем в анналах данной династии никакой Изабеллы! А ведь она – принцесса. Следовательно, наследница престола, следовательно, может претендовать на трон. Что за трон? И где сей престол? Многим, даже подготовленным читателям (и зрителям) смущает сердца имя Изабеллы Кастильской – действительно великой монархини, и к тому же не принадлежавшей к роду Габсбургов. Да-да, та самая, которая и Колумба благословила, и прочими делами весомыми прославилась. Но ведь Изабелла Кастильская была женой Фердинанда Арагонского, а вовсе не одалиской мусульманского владыки – пусть даже самого Великолепного. К тому же Изабелла должна быть много старше Сулеймана! И чтобы сослаться на хоть какие-нибудь авторитеты, приведу мнение испанского историка Эспиносы, современного историка. Он вообще заявляет, что фамилия Фортуна и как таковая не приличествует высшей испанской аристократии. Думаю, Эспиносе стоит верить; конечно, что он за историк, я и ведать не ведаю, но вот фамилия – Эспиноса – свидетельствует, что он либо сам испано- кастильский аристократ высшего разряда (был герцог и адмирал флота Испании Мигель де Эспиноса), либо он мориск – то есть окатоличенный еврей. А окатоличивать испанских евреев как раз Изабелла Кастильская и начала. Одна такая семья испанских евреев, именно и пытаясь-то избежать окатоличивания, оказалась аж в Нидерландах; тоже Эспиносы, а их потомок стал крупнейшим философом – Барух (Бенедикт) Спиноза. Но зачем, спросите Вы, уважаемый читатель, турки вообще придумали эту самую пресловутую Изабеллу Фортуну? Ответил бы я не без издевки: вопросите, мол, сценариста (сценаристку), да грех…
Сценаристка всего сериала Мераль Окай, оказывается совсем-совсем недавно умерла. Посему я просто выскажу свое субъективное мнение без всякой опоры на материалы, источники и т. д. Посудите сами, уважаемый читатель (скорее даже зритель): смотрят турецкие и прочие иные зрители фильм месяцами, и даже годами, видят бесконечное число модельной внешности (и таковых же нарядов) девушек в гареме, но не могут ведь не задаться вопросом: а кто же все эти красотки? И ответ для османского национального, коли хотите – имперского – величия безотраден: все они рабыни – полонянки. Налетели крымские татары из Дикого поля на Русь, захватили дочь православного попа Гавриила Лисовского Сашеньку (или Настеньку) в полон. И вот сия полонянка – мать Халифа! Да и прочая публика в серале Сулеймана facecontrol-то пройдет легко, а вот тест на родовитость – вряд ли…
Жены Сулеймана Фюлане и Гульфем, та же Нигяр Калфа – кто они все? Та же Махидевран, как мы уже отмечали, просто дочь какого-то черкесского башибузука из Египта. Конечно, турецкие хроники именуют его князем. Но ведь на Кавказе веками князем порой числился тот, кто имел полсотни баранов. Ну да, есть исключение; мать Сулеймана Айше-Султан Хафса (Валиде) действительно была монарших кровей – дочерью крымско-татарского хана Менгли-Гирея и взросла во дворце чингизидов в Бахчисарае. Однакож и дворец не тот, как мы уж отмечали, да и семья не шибко; не та, господа хорошие, династия. И если в России о Гиреях худо-бедно слыхали, то вот в странах Запада (а сериал ведь нацелен и на них!) какая-то крымско-татарская династия, к тому же вассальная туркам, никакого сколь-нибудь серьезного респекта иметь не может. И тут вбрасывается Изабелла Фортуна, представительница самых высших слоев западноевропейской аристократии, которая к тому же влюблена в Сулеймана настолько, что готова поменять какой-нибудь западноевропейский же трон на комнатушку в серале! Блестящий ход турецкой сценаристки! Молодец и Царствие ей Небесное. Оно ведь одно. Apropos: Кстати, совет внимательным зрителям; династия Габсбургов не только одна из наиболее изученных, но и прямо-таки самим Господом Богом меченная семья в многовековой, даже многотысячелетней, истории монархий. Все Габсбурги имели родовую черту – резко, очень-очень резко выдающуюся вперед нижнюю челюсть. Этот рисунок рта Габсбургов был совершенно четко очерчен. Одна из знаменитейших австрийских императриц Мария-Терезия, «матушка Австрии», сама урожденная Габсбург, мать Иосифа II и Марии-Антуанетты Французской, вообще полагала эту странность в лице Знамением Божией Благодати.
Когда – и всего-то пару раз за множество столетий – принцессы, вошедшие в величайший из католических монарших домов, родили престолонаследников без горделиво выпяченной нижней губы, то и самих рожениц изгнали, и детей их лишили всяких прав наследования.
Вот какой железный критерий имели Габсбурги! А, кстати, уважаемые читатели (в смысле – зрители), у сериальной Изабеллы Фортуны выпячена нижняя губа?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.133 с.) |