Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековья (III—iv — VII—VIII вв. )↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс зарубежной литературы Средних веков и Возрождения по специальности – «Русский язык и литература», «Русский язы и История», «Журналистика» очной и заочной формы обучения, а также для учащихся педагогических колледжей, гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Основная задача пособия состоит в том, чтобы дать принципиальную картину литературного развития эпохи Средневековья, обеспечить преемственность с предыдущим курсом античной литературы и последующими курсами истории зарубежной литературы, способствовать осознанию художественной ценности литературы Средневековья и уникальности представленной в ней картины мира. Главный акцент поставлен на характеристике основных этапов литературного развития Средневековья, среди которых выдающаяся роль принадлежит литературе эпохи Ренессанса. Мы обращаемся к характеристике жанров, которые формировались в этот период. В ходе работы над курсом литературы Средневековья и Возрождения ставятся следующие задачи: - ознакомление со средневековой мифологией, ее особенностями, отличиями от античной мифологии: - формирование представлений о закономерностях развития литературы в эпоху Средневековья; - определение проблематики, круга персонажей, которые вошли в мировую литературу; - освоение понятий, которые характеризуют средневековую литературу и культуру; - формирование навыков работы с научной литературой. Пособие содержит список художественных текстов и научной литературы, вопросы и задания к практическим занятиям, контрольные вопросы, словарь, темы рефератов и докладов. Оно может стать дополнением к существующим учебникам по литературе эпохи Средних веков и Возрождения.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА: Тема 1. Исторические границы Средних веков. «Молодые народы» и процесс великого переселения. Возникновение литературы в Средние века и ее особенности. Тема 2. Средневековая мифология и мифологический эпос. Боги и герои. Мифология в «Эдде». Художественный мир поэмы. Тема 3. Изучение средневекового героического эпоса. Теории происхождения. Условия формирования героического эпоса Средневековья. Поэтика героического эпоса. Тип героя. Эпический стиль. Тема 4. Возникновение рыцарской литературы. Основные жанры (лирика, роман). Провансальская лирика. Школа «нового сладостного стиля». Художественный мир средневековой лирики. Тип героя и героини. Эстетика тождества. Рыцарский роман. Романы «Круглого стола», цикл романов о Тристане и Изольде. Романы о Граале. Система героев. Картина мира в рыцарском романе. Поэтика рыцарского романа. Тема 5. Литература средневековых городов. Рождение нового типа героя. Основные жанры. Художественное своеобразие (прозаизм, социально значимые темы, сатира на правящие классы). Тема 6. Творчество Данте как отражение перехода к новым идеалам. Своеобразие художественного мира «Новой жизни». «Божественная комедия» – вершина творчества Данте. Жанровая природа поэмы. Архитектоника поэмы. Образ главного героя. Средства создания художественных образов поэмы (диалог, изображение места действия, монолог души, воспоминания о прожитом на земле, реакция поэта на услышанное). Тема 7. Возрождение в Италии. Античные идеалы и философия гуманизма. Новый образ человека. Поэзия Ф.Петрарки и начало Возрождения. Поэтический мир «Канцоньере». Образ Лауры. Образ лирического героя. Петраркизм. Джованни Боккаччо и его «Декамерон». Художественное новаторство Боккаччо. Композиционный принцип обрамления. Новый тип героя. Жанровая природа новеллы. Тема 8. Возрождение во Франции. Творчество Ф. Вийона и отражение в нем новых идей времени. Жанр баллады. Тип героя. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как отражение идеалов позднего Возрождения во Франции. Тематическое многообразие романа. Гротескный образ тела. Гротескный реализм. Карнавальный смех. А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин о романе. Тема 9. Возрождение в Германии и Нидерландах. Идеи Реформации и их отражение в литературе. Творчество Эразма Роттердамского, его книга «Похвальное слово Глупости». Творчество Ганса Сакса и Бранта. Жанры инвективы, сатирического диалога, энкомия. Тема 10. Возрождение в Англии. Особенности английского Возрождения. Творчество Чосера. «Кентерберийские рассказы». Расцвет поэзии. Английский сонет и его создатели. Век Елизаветы и расцвет театра в Англии. Драматурги - предшественники Шекспира. Тема 11. Творчество Шекспира и «трагический гуманизм». Шекспировский вопрос в современном литературоведении. Периодизация творчества Шекспира. Сонеты. Эволюция шекспировской трагедии. Тип конфликта. Тип героя. Комическое в мире Шекспира. Поздний период творчества - трагикомедии. Тема 12. Возрождение в Испании и его характерные черты. Расцвет рыцарского романа. Творчество Сервантеса. Художественная природа романа «Дон Кихот». Донкихотская пара. Образ Испании. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
1. Исторические границы Средних веков. «Молодые народы» и процесс великого переселения. Возникновение литературы в Средние века и ее особенности. ………………………………………………………………………...Лекция 2 часа 2. Средневековая мифология и мифологический эпос. Боги и герои. Мифология в «Эдде». Художественный мир поэмы. …………………………………………………………………………Лекция 2 часа 3. Изучение средневекового героического эпоса. Теории происхождения. Условия формирования героического эпоса Средневековья. ………………………………………………….…………………………Лекция 2 часа Поэтика героического эпоса. Тип героя. Эпический стиль…………………………………………………….. ……………..Практ. зан. 2 часа 4. Возникновение рыцарской литературы. Основные жанры (лирика, роман). Провансальская лирика. Школа «нового сладостного стиля». Художественный мир средневековой лирики. Тип героя и героини. Эстетика тождества.. ………………………………………………… …………………………Лекция 2 часа 5. Рыцарский роман. Романы «Круглого стола», цикл романов о Тристане и Изольде. Романы о Граале. Система героев. Картина мира в рыцарском романе. Поэтика рыцарского романа…………………………… ………………….…….Лекция 2 часа 6. Литература средневековых городов. Рождение нового типа героя. Основные жанры. Художественное своеобразие (прозаизм, социально значимые темы, сатира на правящие классы)…………………………………………………………………..Лекция 2 часа 7. Творчество Данте как отражение перехода к новым идеалам. Своеобразие художественного мира «Новой жизни». «Божественная комедия» – вершина творчества Данте. …………………………………………………………………..Лекция 2 часа 8. Жанровая природа поэмы. Архитектоника поэмы. Образ главного героя. Средства создания художественных образов поэмы (диалог, изображение места действия, монолог души, воспоминания о прожитом на земле, реакция поэта на услышанное). ……………………………………………………………………………..Практ. зан. 2 часа. 9. Возрождение в Италии. Античные идеалы и философия гуманизма. Новый образ человека. Поэзия Ф.Петрарки и начало Возрождения.. Поэтический мир «Канцоньере». Образ Лауры. Образ лирического героя. Петраркизм…….. ……………Лекция 2 часа. 10. Джованни Боккаччо и его «Декамерон». Художественное новаторство Боккаччо. Композиционный принцип обрамления. Новый тип героя. Жанровая природа новеллы…………………………………………………………………….Лекция 2 часа. 11. Возрождение во Франции. Творчество Ф. Вийона и отражение в нем новых идей времени. Жанр баллады. Тип героя. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как отражение идеалов позднего Возрождения во Франции. …………….Лекция 4 часа 12. Тематическое многообразие романа и его поэтика ……………………………………………………... ………………...Практич. зан. 2 часа. 13. Возрождение в Германии и Нидерландах. Идеи Реформации и их отражение в литературе. Творчество Эразма Роттердамского, его книга «Похвальное слово Глупости». Творчество Ганса Сакса…………………………………..Лекция 2 часа. 14. Возрождение в Англии. Особенности английского Возрождения. Творчество Чосера. «Кентерберийские рассказы». Расцвет поэзии. Английский сонет и его создатели. Век Елизаветы и расцвет театра в Англии. Драматурги - предшественники Шекспира…………………………………………………………………...Лекция 2 часа. 15. Творчество Шекспира и «трагический гуманизм». Шекспировский вопрос в современном литературоведении. Периодизация творчества Шекспира. Сонеты. Эволюция шекспировской трагедии. Тип конфликта. Тип героя. Период творчества – трагикомедии……………………………………………………………….Лекция 4 часа 16. Комическое в мире Шекспира………………………………………… Практ. зан. 2 часа 17. Шекспир. Трагедия «Гамлет» …………………………………….………Практ. зан. 2 часа 18. Трагедия «Король Лир»……………………………………………………Практ. зан. 2 часа 19. Трагедия «Отелло»……………………………………………………….Практ. зан. 2 часа 20. Возрождение в Испании и его характерные черты. Расцвет рыцарского романа. Творчество Сервантеса. Художественная природа романа «Дон Кихот». Донкихотская пара. Образ Испании……………………………………….Лекция 2 часа. 21. Роман Сервантеса «Дон Кихот» ………………………………………..Практ. зан. 2 часа
Что такое Средневековье
трезок исторического времени, получивший название «Средние века», обладает своими границами и индивидуальным обликом. Это феодальный этап в развитии человеческого общества. Каждый народ приходил к нему в разное время и по-своему. Переход к феодализму происходил в процессе отталкивания от прошлого; прошлое же могло быть различным: многовековый опыт «древнего общества» с богатой культурой или племенная жизнь лишь с элементами цивилизации. Поэтому и формы феодальных отношений были различными, а это определяло судьбы создаваемых ими культур. История Средних веков начинается с того периода, когда феодализм складывается как мировая социально-экономическая система (1, с. 93). С III—IV вв. на феодальный путь стали переходить страны Древнего мира: - в Восточной зоне — Китай (II—III вв.); - в Срединной зоне — Иран (III—IV вв.); - в Западной зоне — Рим (III—IV вв.). Завершается период Средневековья с первыми буржуазными революциями: в Нидерландах — 1586—1609 гг., в Англии — 1648 г., в Североамериканских колониях — 1775—1783 гг., во Франции — в 1789—1794 гг. «Средневековый Запад зародился на развалинах римского мира», — писал французский историк Жак ле Гофф (2, с. 9). Со второй половины II в. начинается разрушение Римской империи. Сначала Италия и Рим отступили под натиском галлов, испанцев и выходцев с Востока. Эдикт Каракаллы в 212 г. предоставил право римского гражданства всем жителям империи. Следствием этого было возвышение провинций, тяга к национальной самостоятельности. В 324—330 гг. вырос город, основанный императором Константином и названный его именем. Константинополь был материализацией мечты императора о перенесении центра тяжести римского мира к Востоку. Наступило время глобального раскола мира на Запад и Восток, преодолеть различия между которыми отныне не удастся. Другой причиной упадка Римской империи была потеря средств существования: Запад терял золото, оно уходило в восточные провинции и оплачивало предметы роскоши. Западные города приходили в упадок, зато процветали и богатели восточные города. «К внешним неудачам добавилась внутренняя стагнация, и прежде всего демографический кризис, обостривший нехватку рабской рабочей силы», — писал Жак ле Гофф. В III в. империя подвергалась нападению со всех сторон, варвары были признаны, приняты в армию, допущены к расселению на окраинах империи. Кризис римского мира III в. и был началом переворота, благодаря которому сложится облик Средневековой Европы. В Средние века со всей полнотой продолжается жизнь тех народов, чья история началась в древности: китайцев, персов, греков, латинян. Но к ним присоединяются «молодые и притом в высшей степени активные» народы — остготы, вестготы, франки, саксы, кельты, гунны, скифы. За свой свирепый вид и жестокий нрав они получили название «варвары». Вот описание гуннов, сделанное Аммианом Марцеллином: «Их дикость превосходит все мыслимое; с помощью железа они испещряют щеки новорожденных глубокими шрамами.., поэтому старея они остаются безбородыми и уродливыми... У них коренастое телосложение, сильные руки и ноги, широкие затылки... Их можно принять за двуногих животных... Они не нуждаются в крыше над головой, у них нет домов, равно как и гробниц... Они кажутся пригвожденными к своим лошадям... ибо и едят, и пьют, не сходя с них на землю, даже спят и высыпаются, склонившись к тощим шеям своих скакунов» (2, с. 13). Эти народы, их культура, обычаи, нравы, традиции значительно повлияли на облик Средневековья. Молодые народы, составлявшие «варварскую периферию» старых культурных стран, строили свою историю как на собственных землях, на своей этнической основе, так и на территории старых стран, где смешивались с их населением и ассимилировали чужую культуру. Варвары, расселившиеся в V веке по территории Римской империи, прошли долгую эволюцию за время своих странствий. Начав нашествие на Римскую империю, они многому научились, восприняли разные культуры и цивилизации. Эти народы испытали также влияние азиатских культур, греко-римского мира, особенно его восточных областей. Именно варварские племена принесли в европейскую цивилизацию тонкое искусство обработки металлов, изготовление ювелирных украшений, кожевенное мастерство; в живопись вошли животные мотивы. Жак ле Гофф писал: «Их искушала культура соседних империй, они испытывали подчас восторженные чувства перед образованностью и роскошью, и, хотя эти чувства были поверхностными и проявлялись неуклюже, они свидетельствовали по крайней мере о почтении» (2, с. 19). Хотя Средневековая Европа сформировалась на руинах Римской империи, величие и притягательность цивилизации римлян оставались для варваров неизменными. Римляне приглашались в качестве советников; предводители варваров использовали римские титулы консулов, патрициев, активно перенимали римские обычаи. Религиозные верования варваров на раннем этапе находились в рамках первобытных верований и политеизма (многобожия). Они поклонялись душам умерших предков и олицетворенным силам природы. Так, главным божеством германцев был Вотан (сканд. Один) — бог воздуха, ветра, войны, молнии. В сонм языческих богов входили: Донар (сканд. Тор) — бог плодородия; Бальдур (сканд. Бальдр) — бог весеннего солнца; Фрикка (сканд. Фригг) — супруга Вотана, богиня брака, покровительница домашнего очага; Фрейя — богиня любви и красоты. Павшие герои пребывали во дворце Вотана, в Валгалле. Древние германцы верили в существование подземного царства мертвых. Таковы же и верования славян, у которых известны: Сварог — бог неба, иногда отождествляемый с Перуном — богом грома и молнии у русских славян; Даждьбог — бог солнца, известный и под именем Хорс; Велес — бог скота, покровитель стад; Марена — божество смерти. Славяне также поклонялись душам умерших предков, которые считались хранителями семьи и рода. Представления древних германцев, скандинавов, кельтов, славян и других средневековых народов, объединяемых понятием «варвары», нашли отражение в мифах о сотворении мира и человека, о фантастическом родстве животных с определенным человеческим родом. Вся эта совокупность мифов определяет содержание понятия «средневековая мифология», которая тесно связана с образцами средневекового фольклора и ранней литературой Средневековья. Таким образом, средневековый мир стал итогом объединения двух миров: римского и варварского. В период с V по IX вв. сложился менталитет, система восприятия мира, культура, которые определят содержание духовной жизни Средневековья. Другой важной особенностью средневековой культуры явилось формирование монотеистических религий как государственных. Христианство возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения греко-римской и восточной религий, а также под воздействием ряда положений идеалистической философии античности. Христианство провозгласило концепцию воздаяния, т.е. обретения свободы и счастья после смерти. Основу христианства составляет учение об искупительной жертве Сына Божьего Иисуса Христа, который, по Евангелию, был послан на землю Богом, чтобы пострадать за грехи людей. Он был казнен правителем Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес и вознесся на небо, — гласит христианский миф. В процессе развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, православие и протестантизм. В период 325—529 гг. христианство потеснило давние языческие верования. В хаосе варварских нашествий епископы и монахи были универсальными руководителями развивающегося общества. К своей религиозной роли они прибавили политическую, хозяйственную, распределяя продовольствие и милостыню, защищали слабых от могущественных. Христианская церковь преследовала и свои интересы: скапливала земли, доходы, привилегии, которых добивалась не только от королей, но и от бедняков. Церковь и государство вступили в непримиримую вражду. В то же время смута в период V—VI веков была преодолена деятельностью ряда умных и дальновидных священнослужителей. В частности, Григорий Великий, избранный Папой Римским во время страшной чумы в Риме (590—604 гг.), своими подвигами смирения и благотворительностью заслужил любовь широких слоев населения. Главной целью своей деятельности он ставил распространение христианства и обращение в христианскую веру англосаксов и лангобардов. Он отправил св. Августина в далекую Британию к англосаксам-язычникам. Известны слова Григория: «Зачем снимать жатву, если жнецу не суждено жить. Пусть каждый окинет взором течение своей жизни, и он поймет, сколь мало ему нужно». Это изречение оказало величайшее влияние на средневековую мысль и обозначило новый этап, этап истинного Средневековья, ставшего эпохой презрения к миру и отречения от всего земного. В VIII веке жил и действовал Бонифаций, который вел свою трудовую и миссионерскую деятельность среди германцев. Он обратил в христианство многие германские народы и поставил вновь обращенные области в зависимость от Рима. Христианизация Европы, совершавшаяся медленно, с отступлениями, достигла к X в. своей высшей точки. К тысячному году христианский мир принял ряд новых государств: Польшу (966 г.), Венгрию (1001 г.), Данию (986 г.), Норвегию (969 г.). Киевский князь Владимир принял крещение от Византии в 988 г., а веком раньше это сделали моравы, сербы и болгары. Схизма 1054 г. отделила Восточную Европу и Балканы от римского христианского мира. С середины XI и до конца XIII в. продолжались крестовые походы западных рыцарей в Святую землю. Эти походы для Запада были скорее губительны, чем благоприятны. Вот как пишет об этом Жак Ле Гофф: «Крестовые походы не способствовали подъему торговли, который начался благодаря прежним связям с мусульманским миром...; они не принесли ни технических новшеств, ни новых производств...; они непричастны к духовным ценностям, которые заимствовались через центры переводческой деятельности и библиотеки Греции, Италии, Испании, где культурные контакты были более тесными и плодотворными, чем в Палестине... Напротив, они способствовали оскудению Запада, особенно рыцарства; они распаляли зарождающиеся национальные противоречия» (2, с. 67). Церковники рассчитывали благодаря крестовым походам очистить христианский мир от сражений между единоверцами, дать выход воинственности феодального общества. Долгое время европейцы были обращены внутренним взором к Иерусалиму небесному. Церковь показала, что его можно обрести на земле. Крестовые походы утоляли жажду приключений, богатства, вечного спасения. Однако поражения крестоносцев развеяли надежды на мистические преображения, возможные в Священной земле. Восьмой крестовый поход в 1270 г. под водительством Людовика Святого был последним всплеском былого крестоносного духа. Воздействие христианства выразилось в огромной политической и общественной власти церкви. «Отцы церкви» (Августин — IV—V вв.; Иероним — VII в.) сформулировали аскетическое учение о презрении к жизненным благам, покорности, извечной греховности человека. Теологи стимулировали появление соответствующих литературных произведений, подтверждающих это учение. К ним относились церковные гимны, жития святых, описания чудес, жизнеописания Христа, Девы Марии. Разнообразные по содержанию жития святых получили название агиографий и были широко распространены в народной среде. Исключительное значение приобретала проповедь, обращенная к пастве. Содержание проповеди доходило до каждого. Важнейший элемент проповеди — «пример» (example). Это короткий рассказ, имевший дидактическую и морализаторскую направленность, демонстрирующий конкретный случай из жизни или чудесное превращение. Существенной частью Средневековой культуры была Священная книга Библия. «Библией называется в христианской церкви собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых пророками и апостолами» (3, с. 255). Библия считалась сложным текстом, исполненным тайны, нуждавшемся в толкованиях. Чтение Библии — удел священников, которые и были связующим звеном с неграмотной в подавляющем большинстве массой верующих. Библия — непререкаемый авторитет в Средние века, она была священным символом, Знаком, разгадать содержание которого до конца невозможно. В толковании Библии средневековые экзегеты искали четыре смысла: моральный, аллегорический, анагогический и буквальный. Ценности греко-римской культуры переплавлялись в горниле христианства. Правда, Средневековье узнало из античной культуры лишь то, что смогло получить от Поздней империи. Так, систему образования средневековые ученые позаимствовали не у Цицерона, а у карфагенского ритора Марциана Капеллы, который назвал «семь свободных искусств» в своей поэме «Бракосочетание Меркурия и Филологии». «Семь свободных искусств» включали тривиум (грам-матику, риторику, диалектику) и квадривиум (геометрию, арифметику, астрономию, музыку). Семь свободных искусств составляли единство взаимодополняющих частей, каждая из которых необходима человеку, замыкается на нем и помогает формировать единую картину мира. Географические знания Средневековье почерпнуло у посредственного компилятора Юлиана Солино, при помощи которого мир оказался населен чудовищами (См. в Словаре: Бестиарий) Представления о зоологии заимствованы из сочинения II в., переведенного на латынь в XV в. Животные здесь представлены в виде символов. Животный мир чаще всего представал как сфера зла: страус, отложивший яйца в песок и забывший их высидеть, символизировал образ грешника; козел символизировал сластолюбие, скорпион, кусающий хвостом, воплощал лживость; образ собаки был двойственным: он включал античную традицию, изображавшую собаку как воплощение нечистого, и тенденцию феодального общества, возвысившего собаку как благородное животное, символ верности — одной из феодальных добродетелей. Другие животные выступали обличием дьявола: аспиды, василиски, драконы, грифоны. Хранилищем символов представлялась вся природа. Драгоценные камни символизировали богатство, а их цвета имели благотворные или пагубные свойства. Например, желтые и зеленые камни лечили желтуху и болезни печени, красный сардоникс означал Христа, пролившего кровь на кресте. В растениях также скрывался символический смысл: олива, лилия, ландыш, фиалка, роза служили символом Девы Марии. Васильком лечили четырехдневную лихорадку, а яблоко было символом «зла»1 Широко была распространена символика чисел, красота выводилась из пропорциональности, поэтому важное значение придавалось музыке, основанной на науке чисел. «Знать музыку — это знать порядок всех вещей», — говорил Фома Йоркский. Гильом Пассаванский назвал архитектора «ком-позитором». Средневековая символика проявила себя и в христианской архитектуре. Круглая форма зданий воплощала совершенство, крестообразный план здания — изображение распятого Христа, а также четыре основных направления, символизирующих вселенную (2, с. 309—311). Так складывалась духовная жизнь людей Средневековья. В средневековой Европе выросло большое число монастырей, которые стали первыми центрами накопления и передачи знаний. Им принадлежит исключительная роль в сохранении античной культуры, облаченной в доступную христианину форму. В число ярких мыслителей этой эпохи входят четыре философа, получившие имена «зачинателей Средневековья». Боэций (480—524 гг.) сохранил для Средневековья Аристотеля. Благодаря ему в средневековой культуре особое место было отведено музыке. Кассиодор (480—573 гг.) был автором «Наставлений в божественных и светских науках». Он дал людям Средневековья основы латинской риторики, широко использовавшейся христианской литературой и педагогикой. Он поставил перед монахами задачу переписывать древние рукописи. Именно монахи в тишине скрипториев выполнили великое дело сохранения древних текстов. Исидор Севильский (560—636 гг.) составил программу семи свободных искусств в книге «Этимологии». Он сформулировал идею о том, что светская культура необходима для понимания Священного писания. Он пропагандировал энциклопедические познания. Беда Достопочтенный (673—735 гг.) в завершенном виде изложил теорию четырех смыслов Священного писания. Эта теория стала основой средневековой библейской экзегетики. Кроме того, Беда включил в круг интересов христианской мысли астрономию и космографию. После 680 г. в монастырях Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Галлен и др. были организованы школы, которые учили псалмам, письму, счету, грамматике; там переписывали древние книги. Относительный расцвет культуры при дворе в Каролингском государстве получил название Каролингского возрождения. Особенностью его явилась узость культурного пространства, ограниченного потребностями узкого круга привилегированных лиц. Тем не менее значение Каролингского возрождения велико, так как в это время были переписаны и исправлены тексты древних авторов, а оригинальные сочинения дали образованным людям Средневековья большой пласт новых знаний, внушили тягу к гуманистической культуре, выработали убеждение, что одна из важных обязанностей государей состоит в просвещении. В эпоху Каролингского возрождения были созданы такие замечательные памятники архитектуры, как дворцовая башня в Ахене и шедевры художественной миниатюры, в которых проявился реализм, вкус к конкретным деталям, яркость. В Каролингском возрождении обозначились те черты, которым суждено будет развиться в период с X по XIV вв. Наряду с христианством в это же время играют значительную роль другие мировые религии, повлиявшие на ход культурного развития в Средние века: ислам, иудаизм, буддизм. Родиной арабов, неожиданно появившихся на востоке и завоевавших восточные окраины Византии, был Аравийский полуостров. Среди жителей этого полуострова были оседлые обитатели городов и поселков и кочевые обитатели пустыни — бедуины. Они-то и считали себя истинными представителями арабского племени. Бедуины жили в условиях родового строя; они поклонялись камням, деревьям, водным источникам, верили в добрых и злых духов; особенно почитались у бедуинов звезды; большое значение они придавали предсказаниям судьбы и будущего. Самой культурной областью на Аравийском полуострове был Йемен, где в добиблейские времена существовало Сабейское, или Савское царство. Ветхий Завет рассказывает, как царица Савская приезжала к царю Соломону. На главном торговом пути через Йемен выделялись два города — Ясриб и Мекка. Особое значение получила Мекка, где находилось древнейшее святилище Кааба, каменное сооружение, внутри которого до сих пор хранился священный черный камень, якобы посланный с неба. В Каабе были выставлены идолы всех племен, которые могли, придя туда, поклоняться наиболее почитаемому божеству. Так богатела Мекка, и со временем особую власть там получило племя курейшитов. В 570 г. в одной бедной семье курейшитов родился Мухаммед, будущий основатель новой религии — ислама и объединитель арабов. Он рано осиротел, был пастухом, а затем погонщиком в караванах богатой вдовы Хадиджи. Он был человеком тонкой души, любил уединение, часто скитался среди скал и размышлял. Предание рассказывает, что ему стали слышаться голоса и являться видения. Но на него нашло просветление, и он почувствовал, что Бог посылает его к своему народу для исправления от порочной жизни. В Мекке Мухаммед впервые выступил с проповедью, но жители отнеслись к нему враждебно. Он решил бежать в город Ясриб, куда прибыл в 622 году. С тех пор Ясриб стал называться Мединой, т.е. городом Пророка. С 622 г. начинается летоисчисление у мусульман — Хиджра. Мухаммед основал в Медине религиозную общину. Когда число его последователей значительно увеличилось, он пошел на Мекку, взял ее и удалил из Каабы всех идолов. К учению Мухаммеда примкнули бедуинские племена, а его войска начали военные действия против византийцев. Военные действия прекратились со смертью Мухаммеда в 632 году. Учение Мухаммеда основано на ясном представлении о едином Боге Аллахе. Одним из основных положений ислама является изречение: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммеда — Его Посланника». Мухаммед признавал также Моисея и Иисуса, но считал их ниже себя. Религия Мухаммеда носит название ислам, что значит «предание себя Богу, покорность». Верующий находится в полной зависимости от Бога, он должен отказаться от своей воли и подчиниться воле Аллаха. Ислам требует совершения молитв, уплаты определенной суммы (закат) на военные и благотворительные дела, поста в месяц Рамадан и паломничества в Мекку, к священной Каабе. Ислам устанавливал священную войну, джихад, против неверных. С христианами и иудеями разрешалось вступать в переговоры и даже мириться. Атрибутами ислама являются вера в страшный суд, ад и рай. Рай, по учению Мухаммеда, представал в виде чудесного сада, где умершие наслаждаются всеми благами. В частной жизни Мухаммед запретил свинину, спиртные напитки и азартные игры. Правила и основы мусульманской религии объединены в Священной книге — Коране. Объяснения и толкования Корана, сделанные Мухаммедом и записанные близкими людьми и ближайшими по времени мусульманскими богословами, составили сборник, известный под названием Сунна. Мусульмане, признававшие Коран и Сунну, стали называться суннитами, а признававшие лишь Коран — шиитами. Таковое деление сохранилось до настоящего времени. Иудаизм признавал единого Бога Яхве и устанавливал веру в небесного избавителя, «мессию». Основы иудаизма изложены в первых пяти книгах Ветхого Завета, которые получили название Пятикнижие, или Тора.В состав Торы входят книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В них содержатся мифы о сотворении мира, рассказы о Великом потопе, о разрушении городов Содом и Гоморра. Тора повествует о том, как Яхве призвал Моисея и вручил ему десять заповедей. В 5 веке н. э. многовековые толкования Торы были объединены под названием Талмуд. Идейными наследниками талмудистов стали раввины, духовные наставники иудеев, появившиеся в 10 веке н. э. в Северной Африке. Раввины выполняли религиозные, судебные функции, подчиняясь местным властям. В эпоху Средневековья возникло мистическое учение Каббала, в котором элементы иудаизма переплетаются с воззрениями сект христианства и ислама и с греко-арабской философией. Это учение нашло развитие в книге «Зогар» («Сияние»), опубликованной в 13 веке. Ключевое понятие Каббалы – «энсоф» – бесконечное божество, активное начало Вселенной, которое излучает свои силы, воплощающиеся в единичных вещах. Каббала допускает переселение душ. В 16-18 векам Каббала свелась к магии, колдовству, символическому толкованию мифов Ветхого Завета. Таким образом, монотеистические религии стали в эпоху Средневековья основными в разных регионах мира. Монотеизм формировался под влиянием социальных процессов, и, прежде всего, отражал идею единоличного владыки, царя, короля. Эта идея лежала в основе централизованного феодального государства, процесс формирования которого охватил в эпоху Средневековья многочисленные европейские народы. Христианский и мусульманский миры часто сталкивались в надежде получить новые земли. Этот конфликт находит выражение в целом ряде художественных произведений Средневековья. Вопросы
1. Назовите границы исторического периода, получившего название «Средневековье». 2. Какова роль античного наследия в формировании Средневековья? 3. Какое место занимают в культуре Средневековья «мировые» религии?
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
истории Средневековой литературы выделяются три значительных этапа: первый — с III—IV по VII—VIII вв. — раннее Средневековье; второй — с VII—VIII по XIII—XIV вв. — развитое Средневековье; третий — с XIII—XIV по XV вв. — Ренессанс. На первом этапе продолжают существовать и даже развиваться греческая и латинская литературы, которые переживают вторжение новых проблем, тем, сюжетов. Отдельные литературы — парфянская, согдийская, сакская — слились и образовали персидскую литературу. В Китае уже с IV по VII век включительно литература поднимается на столь высокий уровень, что он получил название «классический». Отличительной чертой данного этапа истории средневековой литературы было то, что «к старым деятелям истории присоединились молодые» (2, с. 95), чья культура уже имела к тому времени мощный пласт фольклора и всего разнообразия его жанров: обрядово-календарная поэзия, исторические и героические песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Эти народы имели и свою развитую мифологию с пантеоном богов и героев, с мифами о происхождении мира и его устройстве, с рассказами о происхождении первовещей. Все это нашло отражение в мифологических песнях и поэмах, фрагменты которых дошли до нас. Молодые народы строили свою историю и культуру как на собственной территории и в рамках своей этнической основы, так и на территории завоеванных стран и ассимилировали их культуру. В этот период они еще не имели своей письменности, поэтому «языком науки, философии, публицистики оставался литературный язык старого народа: китайский, санскрит, персидский, арамейский, греческий, латинский;... оставались те же системы письма — старые, испытанные, заслуженные; своего письма молодые народы... тогда не внесли. Исключение составили арабы, создавшие свое письмо и навязавшие его покоренным ими народам» (1, с. 96). Второй этап в истории литературы Средневековья принадлежит в основном молодым народам, у которых с VII—VIII вв. начинают формироваться новые литературы: новая иранская, арабская, армянская, грузинская, славянские, германские, романские (1, с. 103). В основе художественной системы ранних памятников этих литератур лежало устное народное творчество, сплавленное с мифом. История и вымысел одинаково принимались за реальность. Переход от устного творчества сказителей к собственно литературе сопровождался значительными потерями, вот почему в этих произведениях нельзя увидеть все богатство духовной жизни людей эпохи родового строя. Особая роль в создании литературы этого периода принадлежит мировым религиям, которые приобрели вселенский размах и начали борьбу между собой и с местн
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.02 с.) |