Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая культура: понятие, структура, значение. Правовой нигилизм
Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура - обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированное государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура общества зависит прежде всего от у ровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека. Правовой нигилизм. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
45. Законность: понятие, основные черты, гарантии. Законность – это политико-правовой режим деят-ти гос-ва, гражд.общ-ва и личности, в ктр-м органы гос.власти, органы мест.самоупр-я, должн.лица и гр-не единообразно понимают и применяют д-ие в общ-ве з-ны и др.ПА, а также неукоснительно исполняют из без всяких исключений. Признаки законности: 1) общеобязательность права. З. требует соотв-я поведения субъектов общ.отн-ий предписаниям правовых норм, т.е. обеспеч-я реал.правомер.поведения всех их уч-ков. З. есть усл-е жизни гос-но-организованного общ-ва. 2) идея законности – формир-ся в общ.правосознании идея о целесообразности и необх-ти такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут факт-ки достигнуты всеобщность права, действит.реал-я прав и свобод. 3) З. - метод гос.руков-ва общ-вом. Гос-во осущ-ет свои ф-ии искл-но правовыми ср-вами - путем принятия НА и обеспечения их неукоснительной реал-ии. А поск-ку правовое регулир-е распр-ся на разл.сферы общ.жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. 4) З. есть принцип деят-ти гос-ва (демократического). Законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего, беззакония самой гос.власти, произвола, творимого органами гос-ва и его должн.лицами. 5) законность - режим общ.-полит.жизни. З. - условие нормального функц-я общ-ва и гос-ва, обеспеч-я порядка, организов-ти и дисциплины. Режим законности — такая морально-политическая атмосфера, при ктр-й в обществ.жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав гр-н явл-ся основой жизни общ-ва, его гр-н. Законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей — от анархии, общество в целом — от насилия, хаоса, беспорядка. Гарантии законности - это объективные усл-я и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди гарантий различаются общие усл-я и спец.ср-ва. 1) Общие условия - это объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.
а) экон. условия - это состояние экономич.разв-я общ-ва, организация с/с хозяйствов-я и т. д. б) полит. условия - сильная гос. власть в) идеологические условия – ур-нь полит., правовой и общей к-ры насел-я. г) соц. условия - падение жизн.уровня насел-я, рост безработицы, стоимости жизни, соц.услуг самым непосредственным образом сказ-ся на уровне законности, провоцируя гр-н на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают нац. и соц.конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод. д) правовые условия – д-е законод-во д.б. достаточно полным, стабильным, обеспеч-ся высоким уровнем юрид.техники, необх-ми мех-мами реал-ии и охраны. е) состояние правовой науки, полнота и развитие в ней прогрессивных гуманист.идей, положений, научно-теоретических конструкций, эфф.деят-ть полит.руков-ва, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии полит.реш-ий, готовностью и умением соотв-х органов вести борьбу за укрепление законности. 2) Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. а) юридические гарантии — 1. совок-ть закрепленных в закон-ве ср-тв, а также организац.-правовая деят-ть по их примен-ю, направл-ые на обеспеч-е законности, на беспрепятственное осущ-е, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Это формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение. 2. средства выявления, (обнаружения) правонарушений – деят-ть прокуратуры, органов предвар.расслед-я, КС и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных гос.органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. 3. средства предупреждения правонарушении - закрепленные в праве ср-ва, позволяющие предотвратить возм.правонарушения. 4. средства пресечения правонарушений – ср-ва, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод гр-н и орг-ий. 5. меры защиты и восст-я нарушенных прав, устранения последствий правонарушений - принудительное взыскание ср-тв на сод-е ребенка, виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. 6. юр. ответственность - наказание лица, виновного в совершении правонарушения. 7. процессуальные гарантии – реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. 8. правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражд. и уг. дел с целью всемерного укрепления законности.
б) организационные гарантии - различные мероприятия организац.хар-ра, обеспеч-ие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав гр-н. Это кадровые, организац.меры по созданию усл-ий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в стр-ре последних спец.подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
46. Правопорядок: понятие, соотношение с законностью и общественным порядком. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние уригулированности социальных связей. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создаёт условия для организованности общественных отношений.делает человека более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Правопорядок – это правовое явл-е правомерного поведения, т.е. совокупный итоговый рез-т д-я мех-ма правового регулир-я, сост-го из 2-х компонентов – мех-ма правотв-ва и мех-ма реал-ии НП, основанных на Конституции и з-нах. Необходимо различать реально сущ-ий ПП (итог ПР) - зависит от состояния общ.отн-ий в конкретных условиях, ур-ня полит. и правовой к-ры общ-ва, сост-я законод-ва, хар-ра законности и др., и правопорядок, к достижению ктр-го стремился закон-ль на том или ином этапе разв-я общ-ва (цель ПР). ПП - порядок, обеспечивающий стаб-ть общ.жизни и соц.прогресс. ПП - единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.009 с.) |