Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий.



Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий.

 

«Лифт».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, точности и координации движений) формирование функции контроля.

Возраст: от 5 лет.

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. На заранее заданный счет (от1 до 10) ребенок поднимает одновременно противоположные руку и ногу (например, правую руку и левую ногу) так, чтобы пальцы руки и ноги были направлены в потолок. Выполнение должно быть синхронным, плавным, без остановок и колебательных движений.

Задача ребенка – рассчитать и спланировать движение так, чтобы оказаться в конечной точке не раньше и не позже заданного счета. После этого рука и нога также синхронно и плавно опускаются под счет на пол.

Маленькому ребенку к руке и ноге можно прикрепить небольшие игрушки, предложив поиграть в подъем и спуск пассажиров на лифте.

То же движение выполняется другими рукой и ногой.

 

«Марш».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, функции контроля, чувства ритма.

Возраст: от 5 лет.

Исходное положение: стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука повернута ладонью вверх, другая – ладонью вниз.

1-й уровень сложности. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней.

2-й уровень сложности. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два.

3-й уровень сложности. После освоения добавляются глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях. Например, глаза перемещаются в сторону той руки, которая повернута ладонью вверх.

 

«Перекресные шаги».

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, чувства ритма) преодоление синкинезий.

Возраст: от 5 лет.

Исходное положение: стоя. Задача ребенка – координировать движения так, чтобы в такт движению руки одновременно двигалась противоположная ей нога.

1-й уровень сложности. Ребенок шагает, двигая руками так, чтобы ладонь правой руки касалась левого колена, а ладонь левой руки – правого.

2-й уровень сложности.

Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Движение не только вперед, но и назад.

3-й уровень сложности. При шаге правой ногой левая рука касается правого плеча, при шаге левой ногой – правая рука касается левого плеча. При каждом шаге кончик языка показывает на свободное плечо (которого не касается рука). Движение как вперед, так и назад.

 

Примитивные рефлексы.

Примитивные рефлексы - рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности (коры головного мозга). В норме они появляются у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы.

29.03.16

Рефлекс - это врожденная устойчивая ответная реакция организма на внешнее воздействие.

 

Примитивные рефлексы - рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма до развития высшей нервной деятельности (коры головного мозга). Они носят название витальных рефлексов. В норме они появляются у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы. После развития ЦНС теряют свою значимость, трансформируются в осознанные движения и не вызываются.

 

Рефлексы гнездятся в подкорковой части мозга, отвечающей за основные задачи живого организма - питание, размножение и выживание. У ребенка формирование рефлексов начинается еще в перинатальный период и продолжается после рождения. Существует традиционная точка зрения, согласно которой рефлексы постепенно затухают и совершенно исчезают после трех лет (а зачем появлялись - то?). Но это не так. Ведь если бы, например, затух рефлекс задержки дыхания, то при неожиданном попадании в воду, человек захлебнулся бы, не задержав вовремя дыхания. А при падении вперед он бы не выставил мгновенно руки и разбил бы себе лицо. Спотыкаясь, он бы непременно падал, если бы шаговый рефлекс затух еще в младенчестве.

 

Из материалов по нейрокинесиологии: "В психолого-физиологической литературе утверждается, что "черты младенческой моторики исчезают за счет дальнейшего торможения и вытеснения их высшими центрами". Вместе с тем, надо отметить, что эта "исчезающая" моторика обнаруживает себя в более зрелом возрасте при органических и функциональных поражениях центральной нервной системы, т.е. растормаживается при болезненных условиях. Если их назначение состоит в исчезновении с развитием высших центров, то почему эта моторика может "патологически" (по мнению тех же авторов) возникать вновь в более зрелом возрасте? На самом деле, движения младенца не исчезают с ходом развития, а продолжают работать в союзе с высшими нервными образованиями, входя в их состав в качестве подчиненных инстанций и передавая часть своих функций вверх, более молодым и новым центрам (Л.С. Выгодский). Поэтому идея исчезновения младенческой моторики не соответствует реальной картине развития двигательной сферы. Речь должна идти об интеграции младенческой моторики в более системную, "высокую" управляемую и контролируемую систему движений.

 

Л.С.Выгодский указывал на три исключительные особенности работы нервной системы, обеспечивающие развитие моторики новорожденного и младенца:

1. Сохранение низших центров в виде отдельных ступеней. Низшие наиболее старые центры и дуги, действуя, не просто отходят в сторону с постепенным образованием высших центров, но работают дальше в союзе, как подчиненные инстанции, под управлением высших, более молодых центров. Этот союз низших и новых центров настолько тесен, что трудно отделить их проявления. Их различия можно заметить только при поврежденной нервной системе.

2. Переход функций «вверх». Надо отметить, что низшие центры не удерживают своего первоначального типа функционирования и отдают существенную часть прежних функций «вверх», новым, строящимся над ними центрами. Вместе с тем, именно низшие центры становятся базой для развития высших.

3. Эмансипация низших центров. Если высший центр функционально слаб или отделен от низших центров вследствие стресса, шока, заболевания или повреждения, то общая функция нервного аппарата не прекращается, а переходит к подчиненной инстанции, которая становится самостоятельной и показывает нам еще оставшиеся элементы своего древнего типа функционирования.

 

Итак, рефлексы не затухают, они интегрируются. Т.е. на их основе формируется наше дальнейшее развитие, они входят в нашу жизнь как основа движений. Мы начинаем сознательно управлять нашей деятельностью, планируя и осуществляя ее на сознательном уровне.

 

Рефлексы – очень устойчивые формы поведения, но и они могут плохо работать. Если рефлекс плохо работает – это приведет к затруднениям с теми формами поведения, для которых данный рефлекс является базой. Если рефлекс в любой момент жизни (от зачатия и в течении всей жизни) стал связан с каким-либо физическим стрессом или эмоциональным потрясением (например, если малыш падает, выставляя руки вперед для опоры, а мама в этот момент издает резкий пугающий звук или резко хватает малыша, либо малыш, реализуя хватательный рефлекс, взялся за горячий предмет), то в мозгу возникает устойчивая негативная связь. Причиной нарушения работы рефлекса может стать то, что малыш не имел возможности достаточно его практиковать (малышу не дают вдоволь ползать, хватать и тянуть в рот игрушки).

 

Тогда осуществление рефлекса и базирующихся на нем сложных форм поведения связано для человека со стрессом и большими затратами энергии. Представьте себе, что Вы хотите что-то взять, но каждый раз получаете по рукам. Когда следующий раз Вы потянете руку, чтобы получить желаемое (яблоко, игрушку, руку любимой мамы), то одновременно с этим простым движением все Ваше тело будет готово обратиться к бегство (выброс адреналина, напряжение в мышцах, усиленное сердцебиение), в голове будут бороться противоположные желания, в общем, очень энергозатратное состояние.

Теория:

Так же причинами снижения рефлексов дуга которых замыкается в стволе головного мозга (с 1-5) могут стать:

1) Структурные нарушения:

А) Функциональные блоки костей черепа (нижняя челюсть, верхняя челюсть, височные кости, затылочная кость, основная кость) и верхних шейных сегментов позвоночника сформировавшиеся в результате родового процесса.

Б) Функциональные блоки, сопровождающие дисфункцию висцеральных органов (почки С0-1, репродуктивные органы С1-2, желчный пузырь С3-4).

2) Биохимические нарушения:

А) Нарушение метаболизма нервной ткани (аминокислоты, ПНЖК).

Б) Нарушение метаболизма соединительной ткани (К, Са, Mg, вит. С, витамины группы В1,2,12, фолиевая кислота).

В) Нарушение метаболизма внутренних органов (почки, репродуктивные органы, эндокринная система, желчный пузырь).

Г) Интоксикации во время беременности и родов.

3) Эмоциональные нарушения

А) Эмоции матери во время зачатия, беременности и родов.

Б) Эмоции ребенка во время родов (страх), дальнейшей жизни (гнев, радость).

Сбои в сенсомоторной системе — очень серьезная вещь, и если это случается, то наша жизнь значительно ухудшается. Мы не сможем делать решительно ничего в этом мире, если наша сенсомоторная система не будет постоянно работать.

16.03.16

Если мы рассмотрим центральную нервную систему, то сможем увидеть, что ее основополагающим принципом является то, что у нее есть два отдела, различающихся между собой как в структурном, так и в функциональном отношении, - сенсорный (чувствительный) и моторный (двигательный). По всей длине позвоночника — от головного мозга и до копчика -чувствительные нервные волокна отходят от задней стороны спинного мозга, а двигательные нервные волокна - от передней.

 

Все, что мы ощущаем в мире за пределами нашего тела, и все, что мы ощущаем внутри нашего тела, порождает импульсы, поступающие в головной мозг посредством чувствительных нервов. Каждое наше действие и каждое движение осуществляется при помощи импульсов, исходящих из головного мозга в спинной мозг и далее передающихся по двигательным нервам.

 

Чувствительные нервы позволяют нам воспринимать мир и самих себя. Двигательные нервы позволяют нам совершать как внешние, так и внутренние движения посредством их связи со скелетными мышцами и с гладкими мышцами внутренних органов.

 

Таким образом, две основные части спинного мозга связывают периферические нервы с головным мозгом. Чувствительные нейроны тянутся до части головного мозга позади центральной борозды, а двигательные нейроны простираются от переднего отдела мезга. Это структурное разделение функционально интегрировано внутри единой центральной нервной системы: чувствительные и двигательные функции - это две стороны одной медали.

 

Мозг и движение.

Если мы хотим, чтобы дети росли здоровыми и умными, чтобы они могли сосредоточивать внимание, формулировать мысли, делать умозаключения и обосновывать точку зрения, необходимо уделить внимание их физическому развитию.

25.02.16

Мозг обладает потрясающей пластичностью, особенно в детском возрасте, и физическая активность может существенно улучшить умственную деятельность ребенка. Профессор Иллинойского университета Чарльз Хиллман посвятил значительную часть своей карьеры исследованию и документальному подтверждению огромного значения гимнастики для развития силы ума подрастающих людей. Его работа наглядно показывает, что время, посвященное физической активности, не бывает потрачено впустую и уж тем более не идет в ущерб успехам в учебе. Скорее наоборот, поддержание физической формы способствует повышению школьной успеваемости ребенка.

 

В недавнем исследовании Хиллман, его коллега Арт Крамер и их сотрудники собрали данные о физическом состоянии группы детей в возрасте 9–10 лет. Они сканировали мозг школьников, пока те выполняли ряд тестов, специально разработанных для проверки способностей к логическому мышлению, аргументации и умозаключениям, а также памяти. Как оказалось, дети, находящиеся в хорошей физической форме, справлялись с тестами на запоминание гораздо лучше своих сверстников. И самое интересное, по уровню физической подготовки каждого ребенка можно было довольно точно судить о размере его гиппокампа. Как и у мышей, проводивших много времени на беговом колесе, лучше других подготовленные в физическом плане дети обладали и самым развитым гиппокампом.

 

Чтобы найти дополнительные подтверждения существования связи между хорошей физической формой и подвижностью ума, Хиллман и Крамер решили проверить, можно ли найти конкретные факты того, что занятия физкультурой действительно приносят непосредственную пользу для функционирования молодого мозга. Исследователи попросили группу детей посетить их лабораторию по двум разным поводам. Во время первого визита маленькие гости делали небольшую физзарядку: на протяжении двадцати минут они занимались ходьбой с довольно высокой скоростью на беговой дорожке. Во время второго визита они спокойно сидели в креслах в продолжение тех же двадцати минут. В обоих случаях — и после отдыха, и после упражнений (но уже тогда, когда сердечный ритм испытуемых приходил в норму) — детей просили выполнить когнитивные тесты. Например, им предлагали сфокусироваться на одном важном фрагменте информации на компьютерном экране и игнорировать все остальное, что будет появляться на мониторе.

 

Такой тип умственной деятельности не назовешь незнакомым для ребенка — он часто попадает в подобные ситуации — например, при выполнении домашних заданий телефон постоянно пикает, потому что друг шлет ему SMS. Чтобы успешно выполнить поручение учителя, ребенок должен сфокусироваться на учебном материале и игнорировать все искушения и поводы для отвлечения внимания. Или сравним с ситуацией на экзамене, когда ученику нужно сконцентрироваться на задачах и не позволять своим мыслям забегать вперед — скажем, думать о том, куда они с друзьями пойдут после школы. Иными словами, испытания в рамках эксперимента были направлены на оценку способности ребенка фокусироваться, совершенно необходимой для успевания в школе.


После физических упражнений дети намного лучше справлялись с когнитивными тестами, чем после отдыха, при этом их мозг работал намного резвее. Нейронная активность лобной и теменной долей мозга, которая, как известно, отражает способность контролировать внимание (что является залогом школьной успеваемости), существенно усиливалась после того, как дети занимались физкультурой — по сравнению с тем, когда они просто сидели.

 

У оперативной памяти есть одна очень важная особенность: она ограничена. То есть для ее работы выделен определенный объем ресурсов мозга — и все. В напряженных ситуациях — например, когда мы сдаем экзамен, — в нашем распоряжении остается и того меньше. Стресс истощает кратковременную память, просто «съедает» ее. А вот физические упражнения, напротив, заряжают энергией те участки мозга, которые поддерживают оперативную память, в результате чего обостряются умственные способности, улучшается настроение и снижается стресс.

 

На протяжении длительного периода времени в эволюции человека наши предки занимались охотой и собирательством. Передвигаться по долинам и взгорьям, преследуя дичь или собирая орехи и ягоды, было жизненно необходимо, так как от этого зависело выживание. Следовательно, мозг и тело человека развивались в условиях подвижного образа жизни. Потребность в физической активности, похоже, закодирована у нас в генах. Однако в наши дни городские жители — дети, взрослые или пожилые — обычно двигаются намного меньше, чем «предписано» генами. Последствия сидячего образа жизни проявляются в виде проблем со здоровьем ума и тела. Физически более развитые дети лучше справляются со школьными тестами. Пожилые люди, сохраняющие активность, меньше подвержены риску потери памяти и других важных когнитивных способностей. Обеспечивая детям возможность больше двигаться и заниматься спортом, мы помогаем им не только накачивать мышцы, но и оттачивать умственные способности. Взрослым же регулярные физические нагрузки помогают предотвратить деградацию мозга.

 

По мере того как академические тесты в школах становятся все популярнее, а школьные бюджеты — все скромнее, большие перемены, уроки физкультуры и физическая активность в целом оказываются в первых рядах «кандидатов на вылет» из школьного графика. А все из-за ошибочного представления, будто детям следует проводить больше времени в классе и меньше — бегая по коридорам. Дескать, так будет и дешевле, и проще добиться повышения показателей успеваемости в учебе. Однако открытия ученых-нейробиологов рисуют нам совсем иную картину.

 

Если мы хотим, чтобы дети росли здоровыми и умными, чтобы они могли сосредоточивать внимание, формулировать мысли, делать умозаключения и обосновывать точку зрения, необходимо к тем трем умениям, которые мы считаем обязательными для каждого школьника: читать, писать и считать, добавить еще одно, четвертое, — бегать.

 

Нам также необходимо позаботиться о том, чтобы у детей была возможность заниматься спортом и вне стен школы. Ведь нередко во внешкольное время у детей нет повода и стимула для выполнения физических упражнений. Когда мы поймем, насколько важна физическая активность для развития умственных способностей, нам откроется рецепт школьной успеваемости: заставьте детей двигаться!

 

 

Моторные движения. Моторная активность. Ильва Эллнеби "Право детей на развитие". Отрывок из книги.

Новорожденный ребенок не может двигаться осознанно, но его тело управляется рядом рефлексов. Рефлекс ― это реакция, которая происходит автоматически, когда ребенок подвергается действию определенного стимула.

15.02.16

Рефлективные движения

Рефлекс ― непроизвольное движение, порождаемое реакцией определенного органа чувств и происходящее без участия воли. Рефлексы дают ребенку его первый опыт.

 

Симметричные движения

Ребенок не может различать одиночные движения и вместо этого двигает своими руками и ногами одновременно, и даже всем своим телом. Обе руки и обе ноги движутся одновременно.

 

Произвольные движения

В то время когда ребенок активен, развивается его мозг, и ребенок увеличивает свою способность использовать волю для управления движениями.

 

Автоматические движения

Когда ребенок постоянно повторяет какое-нибудь движение, оно постепенно автоматизируется.
Это означает, что ребенку не нужно думать о том, что он делает в данный момент, и, например, может прыгать и носиться вокруг, одновременно напевая песню.
Автоматизация определенных движений ― это то же самое, что и координация.

Ребенок должен вначале автоматизировать свои регулярные симметричные движения перед тем как он сможет хорошо выполнять асимметричные движения, т.е. работать с левой и правой половинами тела одновременно, но с различными движениями.

Главное развитие моторной активности ребенка начинается с момента его рождения и продолжается до семи лет, того воз раста, когда ребенок почти полностью развился в его моторной активности.
Для развития двигательной активности ребенка требуется определенное время.

Говоря о развитии ребенка, используют такие термины, как незрелая/недоразвитая моторная активность или дивергентная моторная активность.

 

Важно иметь ясное представ­ление о значении этих концепций.

Незрелая/недоразвитая моторная активность - это такие движения ребенка, которые являются нормальными, но с отставанием в развитии по сравнению с хронологическим возрастом ребенка.

Дивергентная моторная активность - это тот случай, когда моторика ребенка ненормальна. Причина, лежащая в основе такого ненормального паттерна движений, может оказать негативное влияние на ребенка в ситуациях, связанных с обучением.

Часто проблемы ребенка не проявляются до начала его учебы в школе, где он испытывает неспособность справиться с предъявляемыми требованиями. Множество детей приобретает низкую самооценку, когда идет в школу. Поэтому, уже в детском саду следует выяснить, каков уровень развития ребенка и предпринять шаги для стимуляции этого ребенка и помощи ему. Когда ребенок начинает обучаться в школе, персонал дошкольного учреждения должен предоставить правильную картину способностей этого ребенка, для того чтобы к нему предъявлялись посильные требования.

Те, кто наблюдает за ребенком, должны иметь информацию о рефлексах, существенных для его моторного развития. Необходимо знать нормальный срок появления какого-либо рефлекса и время его угасания. Многие рефлексы остаются в течение всей нашей жизни, подчиняясь, однако, нашему сознательному контролю.

 

Рефлексы

 

Хватательный рефлекс кисти

Данный рефлекс ― врожденный и проявляется тогда, когда какой-нибудь предмет касается ладони ребенка. Этот рефлекс начинает угасать в возрасте четырех месяцев. Когда ребенок начинает опираться рукой, данный рефлекс исчезает и ребенок приобретает умение хвататься за различные предметы.

 

Хватательный рефлекс ступни

Этот рефлекс тоже является врожденным. Он наблюдается, когда слегка прикасаются к ступне ребенка (в области первого сустава пальцев). При этом ступня делает сжимающее движение. Этот рефлекс должен угаснуть до того времени, как ребенок сможет самостоятельно ходить.

 

Рефлекс Бабинского

Он проявляется через несколько дней после рождения и тогда, когда кто-нибудь проводит ногтем пальца или чем-то подобным вдоль внешнего края ступни ребенка.
Нога должна стимулироваться в направлении от пальцев к пятке. По этому рефлексу большой палец сгибается наружу, а остальные пальцы растопыриваются.
Рефлекс остается до тех пор, пока ребенок не начинает учиться в школе. Если какие-нибудь следы этого рефлекса остаются в более позднее время, то ребенок может испытывать затруднения с бегом и свободным движением.

 

Реакция амфибии

Этот рефлекс проявляется, когда ребенок лежит на животе. Когда слегка приподнимают одну сторону таза, то весь таз разворачивается. Нога с этой стороны затем сгибается во всех суставах.
Это движение ― начало активного ползания. Реакция амфибии появляется в возрасте 6-7 месяцев и существует в течение всей жизни, но может быть сознательно заторможена.

 

Позвоночный рефлекс

Этот рефлекс можно проверить, когда ребенок стоит на четвереньках и его спина освобождена от одежды. Ребенок смотрит прямо вниз на пол перед собой.
Быстро проведите тупым концом тонкого карандаша, вязальной спицей или чем-то подобным вдоль позвоночника ребенка вверх и вниз (на расстоянии около 1,5 см вначале слева от позвоночника, затем ― справа). Начните примерно в 10 см выше талии и двигайте карандаш/вязальную спицу ниже талии. Проверьте, двигаются ли бедра в направлении касания или двигает ли ребенок бедрами.
Если ребенок двигает спину прямо вниз и "прогибается", то это от щекотки, а не проявление остатка данного рефлекса. Если у ребенка имеются остатки этого рефлекса, то он испытывает трудности с сидением у спинки кресла или с наличием складок на одежде в области талии.
Позвоночный рефлекс должен нормально контролироваться с двух месяцев.

 

Падательные рефлексы рук

Эти рефлексы появляются в возрасте 6-7 месяцев и остаются в течение всей жизни.
Ребенок защищает себя с помощью: вытянутых рук, когда падает из положения сидя вперед.
Этот же рефлекс по отношению к падению набок появляется примерно в 6 ― 8-месячном возрасте, когда ребенок защищает себя рукой с той стороны, в направлении которой он теряет чувство равновесия. Рука и кисть выпрямляются и вся ладонь опирается о пол.
Начиная с 11 месяцев, ребенок может защищать себя, вытягивая руки назад за спину или поворачивая свое тело, если он падает назад из положения сидя.

 

Падательные рефлексы ног

Примерно с 5-месячного возраста эти рефлексы можно наблюдать, когда ребенка держат вертикально, а затем быстро опускают вниз до какой-нибудь поверхности, например кровати. Ребенок в этом случае вытягивает ноги, чтобы защитить себя подошвами ног. Этот рефлекс также остается в течение всей жизни.

 

Тест Джин Эйр

Пусть тело ребенка примет форму "стола", его колени и кисти рук касаются пола, руки и голова выпрямлены. Верхняя часть ступни опирается о пол, пальцы ног выпрямлены.
Пусть ребенок осторожно вращает головой по кругу три раз в каждом направлении.
Если противоположная рука согнута, то у ребенка есть остатки АТШР.

 

Паттерны движения

Дети во всем мире любопытны. Для младенца все, что его окружает, ― это то, что нужно открыть.
Его любопытство возбуждают различные новые вещи, которые он видит или различные звуки, которые он слышит. Дети обучаются путем активного поведения и, чем больше они тренируют какое-нибудь движение, тем совершеннее они его выполняют, к сожалению, в этом отношении не существует "сокращений" и если ребенок во время первых месяцев жизни пропустил какую-то стадию движения, то следует выяснить причину этого и обучить его тому, что он пропустил. Невозможно компенсировать такой пропуск с помощью более сложных паттернов движения.

Движения

Перекатывание

Первое движение всего тела ― перекатывание. Часто оно происходит вначале по ошибке, когда ребенок лежа на животе теряет равновесие и падает на спину. Ребенок обучается перекатываться с боку на бок и может затем дотянуться до предметов, находящихся немного дальше.

 

Рефлекс Ландау

Перед тем как ребенок научится вращаться, его часто можно заметить лежащим на животе и поднимающим свою голову, руки и ноги так, что он балансирует только на животе, покачивая головой. Это происходит с помощью рефлекса Ландау. Это может также происходить рефлекторно, когда ребенок поднят вертикально вверх в воздух. В этом случае он расправляет руки и ноги, как крылья, так что тело подобно корпусу самолета. После примерно 15-месячного возраста этот рефлекс больше не проявляется. Ноги становятся слишком тяжелыми и теперь от мускулов ребенка требуется сила. Некоторые дети с замедленным моторным развитием испытывают затруднения с переходом в "летающую позицию", что, по-видимому, связано с отсутствием рефлекса Ландау.

Предполагается, что данный рефлекс позволяет ребенку поднимать ногу, когда делается грудной удар.

 

Извивание

Это следующее движение, которое должно развиться, когда ребенку дают лежать на животе.
Как правило, происходит так, что ребенок тянется за чем-либо и одновременно делает бьющее движение ногой, что позволяет ему протянуть вперед ручки. Обычно это желание ребенка, инициирующее спонтанное движение. Извивание тренирует ползание, бег и удары по мячу. Исключительно важно, чтобы ребенок имел возможность для обучения этому, чтобы он научился крестообразному движению с участием рук и ног.

 

Ползание
Когда ребенок научится извиваться, он начинает ползать.
Некоторые дети пропускают эту стадию и могут вместо этого подтягивать себя, сидя на ягодицах. Однако это не тренирует крестообразного движения, которое очень важно для большинства других движений, появляющихся позже. Существует множество причин для стимуляции ползания ребенка. Ползание тренирует мускулы шеи, перекрестный паттерн движений, ритм ползания, мускулы глаз, способность глаза фиксироваться на предмете и чувство равновесия.
Во время данной стадии ползания тренируются также падательные рефлексы, необходимые для поддержания хорошего равновесия.

 

Вставание

Когда ребенок встает из положения лежа на спине, он вначале перекатывается на руки, становится на колени и ставит ступни на пол, опираясь одновременно о пол руками. Чтобы встать тем способом, которым это делают взрослые, требуется более развитое чувство равновесия. Обычно это недоступно ребенку до 4,5 лет.

 

Ходьба

В период между 11 и 18 месяцами ребенок обычно начинает ходить. Первоначально он наклоняется вперед и движется так быстро, что кажется будто бы он начал бежать, перед тем как он начнет ходить. Медленная ходьба требует развитого чувства равновесия.

Вначале ребенок ходит ради обучения самой ходьбе, но затем постепенно его походка начинает управляться мотивацией достижения определенного места.
Весь процесс от первого шага ребенка до того момента, когда он сможет ходить, поддерживая хорошее равновесие, с вращением в позвоночнике, естественным покачиванием рук и хорошим развитием ступней ног, занимает около трех ― четырех лет. Хорошее развитие ступней обозначает, что вначале на землю ставится пятка, далее движение перекатывается по всей ступне вперед и носок ноги отрывается от земли самым последним.

 

Прыжки

В 2,5 года ребенок начинает отрывать ноги от земли, когда он прыгает и при этом держится за взрослого. Прыжки с трамплина являются трудным движением, которому нужно тренировать. Редко дети могут делать это до пяти лет. Это движение нужно тренировать вновь и вновь, пока оно не станет автоматическим. Вначале ребенок должен учиться прыгать по полу двумя ногами и постепенно переходить на одну ногу. Если вы понаблюдаете, то увидите, что легче прыгать вперед, чем на одном месте. Превосходным видом снаряже­ния является батут, но вначале ребенок должен прыгать на твердой поверхности. Когда ребенок овладевает такими движениями, батут очень хорош для тренировки чувства мускулов и суставов и чувства равновесия.

До того как ребенок научится прыгать через скакалку, он может практиковаться в прыжках с хула-хупом (обручем). Прыжки через скакалку подразумевают умение координировать движения рук и ног. Это трудно, когда ребенок только учится это делать и когда его руки часто скрещиваются перед телом. С хула-хупом ребенок может сконцентрировать свое внимание на движениях ног.

"Прыгающий шаг" является последним движением, которое изучает ребенок и которое должно тренироваться самым последним. Для выполнения такого движения ребенок должен часто практиковаться в перекрестных паттернах движения.

 

Бег

Ребенок, который не может свободно бегать, должен тренировать беговые паттерны движения: извивание, ползание, прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге (как на левой, так и на правой). Только тогда ребенок будет в состоянии оторвать свое тело от поверхности так, как это требуется для бега.

 

Развитие моторики движения

0-1 месяц:
Когда младенец лежит на спине, все суставы рук и ног согнуты. Все его тело движется одновременно. Если голова младенца наклоняется в какую-либо сторону, то и все его тело движется туда тоже.
Если его поднять за ручки вверх, то его голова свободно наклоняется назад.
Если прикоснуться к суставам пальцев его ног, то все пальцы сгибаются (хватательный рефлекс ступни). Большой палец ноги сгибается вверх, если провести по внешней стороне подошвы ноги в направлении пятки.
Когда ребенок лежит на животе, он самостоятельно поворачивает голову в какую-нибудь сторону, если ему нужен отдых.
Лежа на животе, ребенок может на короткое время поднять голову. Когда ребенка держат вертикально вверх так, чтобы его ноги касались твердой поверхности, он делает "шагающие движения".

 

3 ― 4 месяца:
Когда ребенок наклоняет голову в сторону, его тело больше не движется вместе с головой. Голова может наклоняться в сторону без того, чтобы рука с этой стороны выпрямлялась, а противоположная рука сгибалась. Хорошее равновесие головы.
Когда ребенок лежит на животе, он может поддерживать себя, опираясь на предплечья. Перекатывается из положения лежа на боку на спину и наоборот.
Делает небольшие прыжки, если его держат вертикально вверх и касается твердой поверхности.
Сидит на коленях у кого-нибудь при небольшой поддержке спины.
Когда лежит на животе, поддерживает себя на выпрямленных руках.
Принимает вес тела на ноги, если его быстро опустить вниз так, чтобы он коснулся поверхности. Перекатывается с живота на спину.

 

8-9 месяцев:
Сидит в течение длительного времени на полу с прямой спиной. Может ползать на животе.
Стоит, если его поддерживают. Сидит на пятках. Защищает себя с помощью вытянутых рук, если падает вперед или набок. Извивается. Ползает.

 

1 год:
Защищает себя при падении. Стоит некоторое время без поддержки. Делает свои первые шаги.

 

1 год и 6 месяцев:
Стоит и ходит самостоятельно с широко расставленными ногами.
Садится. Встает (перекатываясь на живот). Становится на колени.
Приседает на корточки и опять встает.

 

2 года:
Движется назад. Бегает и останавливается во время бега. Поднимается вверх по лестнице.
Движется в сторону. Ходит на коленях, не опираясь на руки. Ударяет по мячу.
Прыгает, если его держат за руки.

 

2 года и 6 месяцев:
Ходит, расставляя ноги не так широко, как раньше.

 

3 года:
Хорошо ходит. Прыгает, держа обе ноги вместе.

 

4 года:
Прыгает в длину (около 25 см). Перепрыгивает через препятствие, например, канаву или яму.
Хорошо бегает. Может пройти, сохраняя равновесие, по широкой линии. Ударяет по мячу.
Сидит тихо, сконцентрировав внимание на чем-нибудь.
Стоит на одной ноге в течение 3 ― 5 секунд. Поднимается вверх и опускается вниз по лестнице, не держась ни за что.

 

5 лет:
Ходит расслабившись, руки свободно свисают. Стоит на одной ноге без поддержки.
Встает из положения лежа на спине, как это делают взрослые. Прыгает в длину (около 60 см).
Прыгает вперед на одной ноге. Делает высокий прыжок на трамплине.
Ударяет по мячу на бегу. Взбегает вверх по лестнице.

6 лет:
Совершает высокие прыжки на трамплине. Стоит на одной ноге в течение 8-10 секунд с закрытыми глазами. Прыгает в длину (около 75 см).

 

7 лет:
Хорошо развитые движения и моторная деятельность, свободно управляет телом.
Прыгает в длину (около 1 метра). Прыгает в высоту (около 10 см).
Может ходить вприпрыжку. Подпрыгивает. Стоит на одной ноге. Делает кувырок через голову.

Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.

 

Программы моторных движений

Такие программы моторных движений, составленные с учетом возраста ребенка, рекомендуется использовать несколько раз в неделю.

 

О ― 1 месяц

• Сгибать и выпрямлять руки и ноги ребенка. Подтягивать ребенка вверх, держа его за руки. Делать его ногами движения, имитирующие езду на велосипеде.

• Хлопать в ладоши.

• Катать его.

• Ползти к чему-либо.

 

Года

• Перекатываться.

• Ползать как кошка или собака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.131 с.)