Компьютерные технологии в экспертной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные технологии в экспертной деятельности



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность

Судебная экспертиза

 (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ»)

 

 

Мурманск 2015

 

 

Лист переутверждения

                     

Рабочая программа переутверждена на 2014/2015учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № 10 от 24.06.2014 г.

 

Рабочая программа переутверждена на 2015/2016 учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № 11 от 24.06.2015г.

 

Рабочая программа переутверждена на _______/_________ учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № ____ от «___»___________ _______г.

 

Рабочая программа переутверждена на _______/_________ учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № ____ от «___»___________ _______г.

 

Лист, изменений, вносимых в РП

 

к рабочей программе по дисциплине «Компьютерные технологии в экспертной деятельности»

В рабочую программу вносятся следующие изменения и дополнения:

1. Шифр специальности 031003.65 в соответствии с Пр. № 1245 Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013г

2. п.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, основная и дополнительная литература, в соответствии с изменением библиотечного фонда.

3.___________________________________________________________________________

 

Дополнения и изменения внесены и одобрены на заседании кафедры
общетехнических и специальных дисциплин

от «24» 06.2014г., протокол № 10.

от «24» 06.2015г., протокол № 11.

 

 

                   Заведующий кафедрой __________________________ И.П. Курляндская

 

Авторы - составители:  старший преподаватель кафедры общетехнических и специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» В.Г. Куклин

Рецензенты:

ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория по Мурманской области», начальник лаборатории, майор внутренней службы Н.Н. Симаненко.

 

кандидат биологических наук, доцент кафедры общетехнических и специальных дисциплин Мурманского филиала А.А. Троценко.

 

1. Цели и задачи дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности»

Цели освоения дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности»:

· формирование основных понятий информационных технологий;

· Формирование необходимого уровня использования компьютерных технологий в экспертной деятельности.

· формирование знаний в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;

В процессе освоения дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» обучающийся формирует и демонстрирует

  общекультурные компетенции:

· способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

· способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОК-15);

· способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).

профессиональные компетенции:

в области экспертной деятельности:

· способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов – вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);

     в области технико-криминалистической деятельности:

· способностью применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов –вещественных доказательств (ПК-6);

в области информационной деятельности:

· способностью вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);

· способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);

Задачи дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности»:

· изучить общие сведения об информации, понятие информации, и информационных технологий, общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, представление информации в ЭВМ, технические и программные средства реализации информационных процессов, основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну, информационные системы применяемые в профессиональной деятельности;

· овладеть навыками работы с программами, используемы в профессиональной деятельности;

· сформировать представление о направлениях развития информационных технологий в различных сферах профессиональной деятельности

2. Место дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» в структуре ООП

Дисциплина «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла по направлению 031003.65 «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) «специалист»)

 Изучение учебной дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» становится фундаментальной основой изучения:

· учебных дисциплин базовой и вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (С1);

· учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла (С2);

· факультативных дисциплин

3. Требования к результатам освоения дисциплины

«Компьютерные технологии в экспертной деятельности»

 В результате освоения дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» обучающийся должен демонстрировать способность и готовность

в области информационной деятельности:

· участие в организации и ведение экспертно-криминалистических

· учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;

в области научно-исследовательской деятельности:

· проведение научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в области профилактической деятельности:

· выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений,

· разработка предложений, направленных на их устранение.

4. Структура и содержание учебной дисциплины  

«Компьютерные технологии в экспертной деятельности »

Общая трудоемкость дисциплины обучения составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

4.1 Объем учебной дисциплины

«Компьютерные технологии в экспертной деятельности»

Самостоятельная работа.

Изучить этапы стадий формирования требований к автоматизированной системе, а этапы разработки концепции - с этапами эскизного проектирования.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2];

дополнительная [3, 6, 9].

Практические занятия.

Уровни представления данных. Типы и модели данных. Базы данных. Содержание и порядок создания баз данных. Определение постановки задачи. Определение перечня запросов к базе данных. Выделение объектов и задание их характеристик. Построение исходной структуры данных и ее оптимизация. Обсуждение предложений по созданию логической модели данных.

Технология создания баз данных Изучение возможностей программной среды. Настройка программной среды. Ввод и корректировка данных. Использование фильтров и отчетов. Сопровождение баз данных. Построение запросов к базе данных. Анализ полученных результатов.

Самостоятельная работа.

Изучить работу с информационными системами, используемыми в МЧС Изучение состава информационных систем и их предназначения. Работа с информационными системами

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [3, 4].

 

Самостоятельная работа.

Изучить экспертную систему и сделать её анализ.

Рекомендуемая литература:

основная: [2];

дополнительная [4, 6].

Практические занятия.

Практическая работа с геоинформационной системой (ГИС) «ЭКСТРЕМУМ», получения навыков обработки справочной картографической информации.

Самостоятельная работа.

Изучить работу с информационными системами, используемыми в МЧС Изучение состава информационных систем и их предназначения. Работа с информационными системами

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [3, 4, 7].

 

Самостоятельная работа.

Изучить способы фиксирования результатов измерений и на основе нормального распределения. Изучить элементы статистической обработки случайных ошибок

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [2, 3, 6].

Практические занятия.

Использование математических пакетов прикладных программ для статистической обработки данных.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2];

дополнительная [4, 5, 6].

 

Практические занятия.

Метод интерполяции, экстраполяции и аппроксимации на компьютере. Использование полученных данных в экспертно-криминалистической деятельности.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2];

дополнительная [4, 5, 6].

Практические занятия.

       Методы приближённого решения нелинейных и дифференциальных уравнений. Реализация численных методов на компьютере и их использование в экспертно-криминалистической практике.

Рекомендуемая лит ература:

основная [1];

дополнительная [3, 4, 7].

4.4 Разделы учебной дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

последующими дисциплинами.

РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 Системы управления базами данных   учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 2. Введение в информационные системы учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 3. Интеллектуальные информационные системы.   учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 4. Автоматизированные информационные системы, используемые в экспертно-криминалистической деятельности учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 5. Ведомственные информационные телекоммуникационные системы учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 6. Введение в теорию ошибок учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 7. Статистические методы в экспертной деятельности. учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 8. Методы обработки экспериментальных данных   учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);
Тема 9. Введение в численные методы. учебные дисциплин базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С1); учебные дисциплин базовой части профессионального цикла (С3);

5. Методические рекомендации по организации изучения

учебной дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации программы учебной дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности» используется инновационная образовательная модульная технология, основой которой является модульный принцип построения курса. Курс лекционных занятий объединяется в модуль «Лекционные занятия». Курс практических занятий объединяется в модуль «Практические занятия».

Общими дидактическими целями модуля «Лекционные занятия» являются:

· способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;

· понимать назначение информационных технологий в профессиональной деятельности;

· изучить требования, предъявляемые к информационной безопасности;

· понимать возможности информационных систем, систем искусственного интеллекта, методов прогнозирования и моделирования для применения в практической деятельности.

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.

Общими дидактическими целями модуля «Практические занятия»
являются:

· обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам учебного курса;

· формирование умений применять полученные знания по информационным технологиям в своей практической деятельности.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями в соответствии с тематическим планом.

Аудиторные занятия учебного курса информационных технологий составляет 72 часа, из них лекции — 14 часов (19,4%), практические занятия — 18 часов (25%), зачет — 4 часа. Самостоятельные занятия составляют 36 (50 %) часов.

5.2 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы обучающихся.

Текущий контроль осуществляется регулярно в ходе семестра для систематического мониторинга качества усвоения учебного материала и обеспечивает проверку отдельных элементов компетенций (знания, умения, навыки).

Формы текущего контроля:

·компьютерное или письменное тестирование (проводится после завершения теоретической части каждой темы модуля в часы практических занятий);

·проверка отчётов по выполнению заданий на практические занятия (проводится по завершению каждого практического занятия по теме);

·выборочный опрос курсантов в процессе проведения лекционных и практических занятий (проводится по выбору преподавателя).

Рубежный контроль является этапом итоговой аттестации, на котором проводится проверка отдельных компетенций или совокупности взаимосвязанных компетенций. Проводится по истечении определенного времени после завершения изучения учебного материала в конце модуля для выявления сохранившейся у обучающихся учебной информации в определенной области научного знания.

Формы рубежного контроля:

·компьютерное тестирование;

·устный опрос.

Промежуточный контроль осуществляется в конце семестра для оценки качества изучения разделов учебной дисциплины или учебного курса и обеспечивает проверку крупных совокупностей знаний и умений, а также проверку качества формирования определенных профессиональных компетенций.

Форма промежуточного контроля – зачет.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЧЕТ

 

1. Понятие базы данных и системы управления баз данных. Виды моделей данных.

2. Основные структурные элементы баз данных.

3. Реляционная модель баз данных. Объекты базы данных и типы данных.

4. Схема данных. Типы отношений. Обеспечение целостности данных.

5. Основные этапы работы с системой управления базами данных.

6. Проектирование структуры таблиц. Понятие ключевого поля, индексированного поля.

7. Создание запросов на выборку. Использование логических связок «И» и «ИЛИ» при создании запросов.

8. Групповые запросы. Перекрёстные запросы.

9. Создание и использование запросов на изменение, удаление и добавление записей.

10. Создание, изменение и использование отчётов.

11. Создание, изменение и использование форм. Сложные формы.

12. Понятие, состав и классификация информационных систем.

13. Классификация информационных систем.

14. Этапы разработки и внедрения информационных систем.

15. Понятие, состав и классификация интеллектуальных информационных систем.

16. Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем.

17. Системы с интеллектуальным интерфейсом.

18. Самообучающиеся и адаптивные информационные системы.

19. Понятие экспертной системы и её назначение.

20. База знаний, вывод заключений в экспертной системе.

21. Организационные и технические вопросы применения компьютерных технологий в экспертной деятельности органов внутренних дел.

22. АДИС «Папилон». Основные функции и принципы построения.

23. АБИС «Арсенал». Назначение системы и принципы её построения.

24. Автоматизированная информационно-поисковая система «Оружие». Назначение системы и принципы её построения.

25. Автоматизированные системы, используемые при портретной экспертизе.

26. Ведомственные информационные телекоммуникационные системы: понятие, структура и назначение.

27. Инструментальные средства и особенности работы в ведомственных сетях. Организация доступа к ресурсам ведомственной сети.

28. Прямые и косвенные измерения. Типы ошибок. Источники ошибок.

29. Оценка величины погрешности. Определение ошибки косвенно измеряемой величины.

30. Методы увеличения точности измерения.

31. Понятие выборки и генеральной совокупности. Сплошное и выборочное исследования.

32. Объем выборки. Виды выборок.

33. Репрезентативная выборка. Формирование репрезентативной выборки.

34. Характеристики статистических совокупностей.

35. Понятие статистической гипотезы. Нулевая и альтернативная гипотезы.

36.  Статистические критерии. Уровни статистической значимости.

37. Таблицы критических значений. Число степеней свободы.

38. Понятие интерполяции и экстраполяции функции. линейные интерполяция и экстраполяция.

39. Нелинейные методы интерполяции и экстраполяции функций.

40. Методы интерполяции и экстраполяции функций сплайнами.

41. Аппроксимация функции. Метод наименьших квадратов аппроксимации функции.

42. Основные понятия математического моделирования. План построения вычислительного эксперимента.

43. Корректность поставленной задачи, её устойчивость по входным данным. Точность вычислений.

44. Методы приближённого решения нелинейных уравнений. Метод половинного деления.

45. Методы приближённого решения нелинейных уравнений. Метод хорд.

46. Методы приближённого решения нелинейных уравнений. Метод Ньютона.

47. Методы приближённого решения дифференциальных уравнений. Метод Эйлера.

48. Методы приближённого решения дифференциальных уравнений. Метод Рунге-Кутта.

49. Численное интегрирование.

50. Статистические методы вычисления интегралов. Вычисление площадей и объёмов сложной формы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебной дисциплины «Компьютерные технологии в экспертной деятельности»

а). Литература

Основная    

1. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / ред. С. В. Симонович. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011.

2. Иванов А.Ю. Базы данных: учебное пособие: [гриф МЧС] / А. Ю. Иванов; МЧС России. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2010. - 204 с.

 

Дополнительная:

1. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учебное пособие: [гриф Мин. обр.] / В. Е. Гмурман. - 11-е изд., перераб. - М.: Высшее образование, 2009. - 404 с.: граф., схемы, табл.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие: [гриф Мин. обр.] / В. Е. Гмурман. - 12-е изд. - М.: "Пресса", 2009. - 479 с.: ил. - 5000 экз.

3. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: учебник: [гриф Мин. обр.] / Е. С. Вентцель. - 11-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. - 664 с.: ил.

4. Иванов А.Ю. Мобильные распределенные базы данных автоматизированных информационно-управляющих систем МЧС России: монография / А. Ю. Иванов; ред. В. С. Артамонов. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. - 152 с.: ил., табл.

5. Безопасность информационных систем и защита информации в МЧС России: учебное пособие: [гриф МЧС] / Ю. И. Синещук [и др.]; ред. В. С. Артамонов; С.-Петерб. гос. ун-т гос. противопож. службы МЧС России. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2012. - 300 с.: ил.

6. Казанцев С.Я., Згадзай О.Э., Сафиуллин Н.Х. Математика для юридических специальностей: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - ИЦ Академия, 2011.

7. Виленкин Н.В., Гробер В.М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественнонаучных специальностей вузов. - Феникс, 2009.

8. Информатика и математика для юристов: Учебник для вузов. Под ред. Казанцева С.Я., Дубининой Н.М. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

9. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 13-е издание, Учебное пособие, ID 23917615, Автор: Елена Михеева, Издательство: Академия, Серия: Среднее профессиональное образование, ISBN 978-5-4468-0018-6; 2013 г.

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149

2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 №73

3.  ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

4.  Изменения к ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

5.  ФЗ № 184 "О техническом регулировании"

6.  Закон Санкт-Петербурга "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге"

в). Аппаратное и программное обеспечение:

Для проведения лекционных занятий на кафедре имеется лекционная аудитория и класс дистанционного обучения, оборудованные мультимедийными средствами. Для проведения практических занятий на кафедре оборудованы два компьютерных класса, объединенных в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет.

Программное обеспечение компьютерных классов позволяет в полном объеме проводить практические занятия по компьютерному практикуму.

Сотрудниками кафедры прикладной математики и информационных технологий СПб УГПС МЧС России разработаны задания на выполнение практических занятий, тестовые задания, а также компьютерные демонстрации по всем темам учебного курса.

В локальной сети создан сайт, предоставляющий обучающимся возможность ознакомиться с нормативным и дидактическими материалами методического сопровождения учебного курса информационные технологии в юридической деятельности.

 


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Требования к результатам освоения основных образовательных программ по направлению 031003.65 «Судебная экспертиза», (квалификация (степень) специалист).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление подготовки

Судебная экспертиза»

 

квалификация (степень)

Специалист

 

Форма обучения

Очная

______________________________________________________________

Подписано в печать      2013                                                 Формат 60´84 1/16

Печать офсетная. Объем 2,0 п. л.                                 Тираж 100 экз

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность

Судебная экспертиза

 (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ»)

 

 

Мурманск 2015

 

 

Лист переутверждения

                     

Рабочая программа переутверждена на 2014/2015учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № 10 от 24.06.2014 г.

 

Рабочая программа переутверждена на 2015/2016 учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № 11 от 24.06.2015г.

 

Рабочая программа переутверждена на _______/_________ учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № ____ от «___»___________ _______г.

 

Рабочая программа переутверждена на _______/_________ учебный год с изменениями и дополнениями.

Зав. кафедрой ____________________, протокол № ____ от «___»___________ _______г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.176 с.)