Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Раздел 2. Микроэкономика. Тема 2.2. Рынок. В результате изучения темы студент должен знать: - составные черты современного рынка. 1. Особенности рыночных отношений. Рынок – это совокупность сделок между продавцами и покупателями, которые свободно обмениваются разными видами продукции на равноценной возмездной основе. Рынок выполняет основные задачи: а) соединяет сферы товарного производства и потребления благ; б) контролирует конечные результаты производства; в) экономически заинтересовывает продавцов и покупателей в получении дохода. Последовательное расширение рыночных отношений привело к образованию местных и национальных рынков, мирового рыночного пространства. В ХХ в. возникли крупномасшабные специализированные рынки. Современная система рынков включает крупные отрасли торговли, где продают и покупают потребительские продукты; средства производства; услуги, наемный труд; научные и опытно-конструкторские разработки; ссудные капиталы; ценные бумаги; валюту, духовные блага. Свободный рынок дает покупателю и продавцу большие возможности: в выборе товаров, условий и участников сделок. Но неограниченная свобода придает рынку нецивилизованный характер. Регулируемый рынок предполагает применение государственными органами юридических норм, определяющих поведение участников рыночных сделок. 2. Деньги и их экономическая роль. Первоначально деньги появились в виде товарных денег (обмен товарана товар), обладающих стоимостью. В ХУ111-Х1Х вв. наступило время золотого стандарта (использование золота в качестве денежного товара, играющего роль всеобщего эквивалента). Деньги выполняли функции: меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, средства платежа, мировых денег. Современные деньги – долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, которые признаны законным платежным средством. Вся денежная масса делится на денежные агрегаты, различающиеся между собой по степени и характеру их ликвидности (в России в М1 входят деньги, обладающие наибольшей ликвидностью (наличные деньги, вклады населения в сберегательных и коммерческих банках до востребования, чеки, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах). В М2 и М3 включаются «почти деньги» - финансовые (денежные) средства, предназначенные для сохранения ценности (срочные вклады в сберегательных банках, облигации государственных займов и др.). Стоимость таких денег определяется количеством товаров, которое можно на них купить. Свои функции (меры стоимости, средства обращения и средства платежа) эти деньги могут осуществлять нормально, если государство поддерживает неизменной их покупательную способность. Направления обновления денежных средств: 1. переход от наличных денежных средств к безналичным (с одного расчетного счета на другой); 2. применение пластиковых денег (кредитная карточка, международная карточка, дисконтная карточка, дебетовая карточка); 3. электронные деньги (расчеты с помощью электронной сети). Инфляция – обесценивание денег, которое вызывается превышением количества денег в обращении по сравнению со стоимостью всей суммы товаров. Виды инфляции: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. 4. Рыночная цена. Рыночная сделка соединяет предложение (сумму товаров, которые продавцы готовы продать при разном уровне цен), рыночную цену (фактическую цену, связывающую предложение и спрос) и спрос (сумму денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага). Между рыночной ценой, спросом и предложением существует закономерная связь, в которой причина (независимая переменная) влияет на следствие (зависимую). В микроэкономике в первую очередь рыночная цена выступает как независимая переменная, которая не может изменяться по желанию отдельного участника рыночной сделки. Напротив, рыночная цена вызывает соответствующие изменения индивидуального спроса и индивидуального предложения. Закон спроса по цене выражает следующую зависимость: чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя. Эластичность спроса показывает степень изменения спроса в зависимости от цены (спрос эластичен, если он изменяется на больший процент, чем цена). Закон предложения по цене характеризует следующую зависимость: чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавца. Эластичность предложения выражает степень его изменений в зависимости от динамики цены (эта эластичность повышается, если величина предложения повышается на больший процент, чем цена). Повышение рыночной цены ведет к снижению спроса покупателей и к увеличению предложения продавцов. При уменьшении рыночной цены спрос возрастает, а предложение уменьшается, т.е. в выигрыше оказываются покупатели. Экономические интересы покупателей и продавцов совпадают, когда в точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается их равновесие. Этим достигается наибольшая экономическая и социальная эффективность. Свободная конкуренция. Истории давно известны два основных вида взаимоотношений между продавцами и покупателями – свободная конкуренция и абсолютная монополия. Они противоположны между собой по численности продавцов и покупателей; барьерам и свободе входа на рынок и выхода из него; участию товаровладельцев в контроле над ценами. Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. По масштабам конкуренция может быть: 1. индивидуальной (один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); 2. массовой (в соперничестве принимают участи многие товаровладельцы на местном или национальном рынке); 3. международной (предприятия и государство борются на мировом рынке). По характеру конкуренция делится на: 1. свободную; 2. регулируемую. Свободная конкуренция предполагает: наличие на рынке множества мелких товаровладельцев; их неограниченный доступ на рынок и выход из него; неучастие частных собственников в контроле над рыночной ценой. В условиях микроэкономики мелкие товаровладельцы вынуждены учитывать равновесную рыночную цену; стремятся производить товары по более низкой индивидуальной цене; ведут между собой ценовую конкуренцию («конкурентную игру»). При значительном отклонении рыночной цены, спроса и предложения от их равновесного состояния развивается массовая конкуренция. В ней участвует критическая масса участников рынка. Конкуренция среди массы покупателей вызывает, в конечном счете, снижение рыночной цены к уровню равновесной цены. Конкуренция среди массы продавцов заканчивается повышением рыночной цены к уровню равновесной цены. В итоге массовая конкуренция выступает регулятором рыночной цены. 3. Абсолютная монополия. Монополия представляет собой крупного товаровладельца, который обладает рыночной властью, используемой им для своего обогащения. Монополии различаются по степени охвата рынка (абсолютная монополия), по причинам возникновения и характеру (легальная, естественная и искусственная монополия). Абсолютные монополии сами устанавливают рыночные цены (монопольно высокие, монопольно низкие и «ножницы цен»). Абсолютные монополии для укрепления своей рыночной власти применяют крайние меры в борьбе к конкурентами (хозяйственный бойкот, ограничение продаж, маневрирование ценами и др.). Раздел 4. Макроэкономика. Государственный бюджет. Государственный бюджет – это сбалансированный перечень доходов и расходов государства за определенный период времени. Во второй половине ХХ в. бюджет государства превратился в мощный регулятор экономики. Нормальным состоянием бюджета является равенство его доходной и расходной части. Нарушение такого равенства ведет к бюджетному дефициту или профициту. В России в 1990-хх гг. ежегодно составлялся нереальный бюджет с постоянным профицитом, что отрицательно сказывалось на социально-экономическом положении страны. С 2000 г. исполнение бюджета завершается образованием профицита. Стратегическая бюджетная политика государства предусматривает: а) существенное снижение налоговой нагрузки на экономику; б) социальную поддержку наиболее нуждающихся граждан; в) концентрацию финансовых ресурсов для обеспечения безопасности страны, совершенствование судебной системы; воспроизводство научного потенциала, развитие социальной сферы; борьбу с бедностью г) снижение зависимости бюджетных доходов от текущего состояния мировых цен; д) создание эффективной системы управления государственными финансами. Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности. В результате изучения темы студент должен знать: - различия между натуральным и товарным производством; - место управления организацией хозяйственной деятельности; уметь: - анализировать факторы производства и производственные возможности; - выявлять достоинства и недостатки разных видов собственности; - подсчитывать эффективность кооперации и разделения труда. 1. Кооперация и разделение труда. Кооперация и разделение труда – два прямо противоположных организационно-экономических отношения. Если кооперация означает соединение работников в совместной деятельности, то разделение труда – их разъединение на различные виды работы. Кооперация труда служит средством повышения производительности труда; вызывает состязательность работников; порождает дополнительно массовую производительную силу коллективного труда; экономит рабочее время и затраты на средства производства. Существует простая кооперация труда, где все рабочие выполняют один и тот же вид работы (лесорубы) и сложная кооперация труда – вид совместной деятельности работников разных профессий и специальностей. Сложная кооперация труда наилучшим способом соединяет достоинства совместной работы и разделения труда. На этой основе эффективно сочетаются специализация производства ( предметная, подетальная и технологическая) с кооперированием производственной деятельности самостоятельных специализированных предприятий. В современной экономике различаются следующие формы разделения труда: 1. индивидуальная специализация; 2. разделение труда на предприятии; 3. обособление вида производства в отрасли; 4. разделение национального производства на крупные виды; 5. территориальное разделение труда внутри страны; 6. международное разделение труда. Все виды разделения созидательной деятельности служат важным средством повышения производительности труда. Они умножают умение работников; обеспечивают сбережение рабочего времени; способствуют применению машинной техники. 2. Типы организации хозяйства. Кооперация и разделение труда служат предпосылками существования двух типов организации производства – натурального и товарного. Если в натуральном хозяйстве замкнутая кооперация труда обеспечивает всех ее участников благами для внутреннего потребления, то специализированное товарное производство создает продукты только для продажи на рынке. Типы организации хозяйства.
Натуральное хозяйство имеет застойный характер, в нем применяется универсальный немеханизированный труд, производительность труда является низкой, вследствие чего не вполне удовлетворяются традиционные потребности людей. В отличие от этого товарное хозяйство способно прогрессировать: оно основывается на разделении труда, применении машинной техники и порождает неуклонный рост выработки работников, что способствует повышению потребностей населения. Всякий продукт натурального и товарного хозяйства имеет общее свойство – полезность, способность удовлетворять какую-то потребность людей. Но натуральный продукт и товар решительно различаются между собой по характеру экономических отношений между людьми. На рынке товар при обмене на равноценный продукт приобретает меновую стоимость. Основой рыночного соизмерения товаров не может быть ни их полезность, а также ни рабочее время, затраченное на производство единицы продукции. Равноценный обмен товаров достигается на рынке. 3. Управление экономикой. Управление экономикой – это целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов. Управленческие связи взаимодействуют с отношениями собственности, с кооперацией и разделением труда, товарно-рыночными отношениями и с государством. В условиях капитализма получили развитие следующие виды управленческой деятельности: 1. единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2. управление хозяйственным объединением менеджерами; 3. руководство национальным хозяйством с помощью определенных государственных учреждений. Менеджер – наемный управляющий на предприятии, специалист по управлению. _______________________________________________________ Раздел 2. Микроэкономика.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.012 с.) |