Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.4. Регуляторы национального хозяйства.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В результате изучения темы студент должен знать: - виды регуляторов национального хозяйства. 1. Рыночное саморегулирование. Макроэкономический регулятор – общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями. Исторически исходным макрорегулятором стал свободный рынок. Для него характерны следующие признаки: а) экономические связи устанавливаются по горизонтали на основе материальной выгоды рыночных сделок; б) необходимые соотношения между спросом и предложением устанавливаются с помощью свободных рыночных цен; в) система рыночных цен выполняет функции: информационную, стимулирующую и распределительную; г) механизм рыночного саморегулирования включает прямые связи между производством (предложением) товаров и рыночным спросом, а также обратные связи между рынком и производством товаров. На рубеже Х1Х-ХХ вв. свободный рынок перестал быть регулятором национального хозяйства по следующим причинам: а) экономическая власть перестала принадлежать только частным собственникам и подавляющая часть имущества стала объектом коллективного и государственного присвоения; б) рыночная власть перешла к монополистам, которые стали диктовать свои рыночные цены; в) государственное производство общественных благ и услуг ограничило масштабы рыночного пространства; г) свободный рынок не способен предотвращать угрозы национальной экономической и социальной безопасности. 2. Государственное регулирование макроэкономики. На смену механизму рыночного саморегулирования пришло государственное регулирование макроэкономики на основе новой модели, разработанной Дж.Кейсом. Эта модель исходит из следующих основных положений: а) ведущая роль государства в регулировании национального хозяйства; б) увеличение объема эффективного спроса; в) государство призвано выполнять экономические функции, связанные с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и расходами на социально-экономические цели; г) разработка рекомендательных планов и программ. Государственное регулирование макроэкономики в 1950-х - 1970-х гг. обеспечило наибольший экономический подъем. Однако государственное вмешательство в экономику не смогло предотвратить экономические кризисы и массовую безработицу. Это связано с тем, что кейсианскому учению и практике свойственны серьезные недостатки: а) значительное превышение допустимых масштабов государственного обобществления экономики; б) применение централизованного административного регулирования хозяйства страны; в)дефицитное финансирование государственных расходов; г) инфляционный рост количества денег в обращении; д) значительное превышение уровня налогообложения. Применявшиеся кейсианцами приказные методы управления являются пригодными только при чрезвычайных экономических обстоятельствах. 3. Смешанная система управления. Смешанный тип макроэкономического регулирования позволяет в наибольшей мере достичь высших целей развития национальной экономики: эффективного хозяйствования, устойчивости экономического роста и социальной справедливости. Он представляет собой современный тип управляющего воздействия на хозяйственную деятельность, которая органически соединяет регулируемый рынок и правовое государство, применяющее преимущественно экономические методы руководства. В разных странах применяются неодинаковые варианты смешанного типа управления, которые различаются по сферам действия рынка и государства, функциям регуляторов, формам и методам государственного управления хозяйством. Практические пределы развития смешанной системы управления экономикой определяют две модели: а) с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства и б) с максимально допустимым участием в хозяйственном механизме. 4. Россия: преобразование системы управления экономикой. Командно-административная система управления, утвердившаяся в нашей стране с 1930-х до 1980-х гг. – это государственное централизованное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы с помощью неэкономических методов. Централизованное плановое управление позволило в короткие сроки создать в нашей стране высокоразвитое индустриальное производства и мощный оборонно-промышленный комплекс, была проведена культурная революция и повышен уровень жизни населения. Но директивное планирование всего хозяйства из единого центра управления имело серьезные недостатки и непреодолимые противоречия. Преобразование командно-административной системы управления в России в 1990-х гг. началось с быстрого перехода от государственного регулирования к стихийному рыночному механизму. Из-за то, что было ликвидировано централизованное плановое управление, а развитой и регулируемый рынок не был создан, в России пришла в упадок вся управленческая деятельность государства. Воссоздать современное эффективное управление можно путем оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.009 с.) |