Общефилософские или мировоззренческие методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общефилософские или мировоззренческие методы



(метафизический, диалектический, материалистический и другие философские подходы). Могут использоваться все общефилософские методы для изучения государства и права.

Общенаучные (общие) методы

Ú Теоретический метод: восхождение от конкретного к абстрактному, приводит к образованию новых понятий а именно: системы права, нормы права, коллизия юр норм, образованных с и помощью абстрагирования. Широкое применение в процессе изучения новых явлений и факторов.

Ú Аксиологический (ценностный): основа теория ценностей и оценок. Задача определить ценность явления, предмета, информации и т.д. что для человека является ценным полезным. Права и свободы человека, как естественные, так и приобретенные.

Ú Системный: явление рассматривается как система, т.е. система права состоит из институтов, а именно: правовые нормы, правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли, и иные образования. Каждый из этих элементов имеет свои признаки и свойства, а в целом они определяют систему права государства.

 

Частнонаучные (специальные) методы – свойственны определенным юридическим наукам. Общенаучные и частнонаучные методы не сливаются друг с другом.

· Конкретно-социологических исследований (анализ, переработка, отбор необходимой информации)

· Моделирования (изучение государственно правовых вопросов в моделях, т.е путем идеального воспроизведения анализируемых явлений)

· Статистический метод (получение количественных показателей государственно-правовых явления и процессов)

· Метод социально-правового эксперимента (способ проверки научных гипотез или какого-либо решения)нпр. уст. льготной таможенной зоны в Калининграде.)

· Математический (способ оперирования количественными характеристиками, применяется в криминалистике)

Собственно юридические методы:

· Сравнительно правовой (сопоставление различных государственно правовых систем);

· Формально – юридический метод (традиционный. позволяет изучать внутреннее строение гос-ва и права.)

Вопрос № 3. Современная концепция происхождения государства (протестарная или кризисная). Иные концепции происхождения государства и права.

Протестарная концепция.

Первобытно общество: 1 этап. присваивающая экономика: родовая община, совет старейшин – неолитическая революция X-XII тысячелетий. (серьезные изменения фауны и флоры, экологический криз,нечего есть соответственно -) – 2 этап. производящая экономика.,появляется лишние продукты, собственность общая,часная,соответственно – расслоение общества по социальному признаку. Власть – собственность. Протогосударства( промежуточный этам,первое государственное образование), затем города-государства – соседская община, территориальное расселение, мононормы, табу, жрецы, и т.д.

Теологическая теория – Бог создал государство (Аквинский, Маритен, Мерсье ит.д.). Превосходство церковной власти над светсткой.

Патриархальная – государство продукт развития семьи (Аристотель, Конфуций, Филмер, Михайловский)Гос-во – большая семья,власть монарха=власти отца.

Договорная – государство продукт соглашения между людьми (Гоббс, Гроций, Локк, Руссо, Радищев); народ-источник власти.

Теория насилия – государство возникло в силу военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский); завоевание одних племен другими, победители с помощью государства, власти, заставляют побежденных подчиняться себе.

Органическая теория – государство специфическая разновидность биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс)общество функционирует подобно человеческому организму.

Материалистическая теория – государство продукт социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин) - власть на стороне богатых. Из-за разделения труда,избыточного продукта,часной собственности,раскола общества на классы.

Психологическая теория – государство возникло в силу особенности человеческой психики (Петражицкий, Фрейд, Фромм). Стремление людей к поиску авторитета, что бы было кому подчиняться. гос-во и право порождаются эмоциями и переживаниями.

Протестарная теория отличается от остальных тем, что:

· гос-во не было навязано извне, оно возникает в силу потребностей людей.

· длительное время

· становление и развитие классов и государство идет параллельно

· раннеклассовое гос-во служило на благо всем классам, а уже потом отдельный высший класс стремился поставить интересы гос-ва на службу самому себе.

· экологический кризис заставил перейти к производящий экономике

 

 

Вопрос № 4. Типология государства и права: формационный и цивилизационный подходы.

Типология гос-в – это классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу.

Тип – это признаки, присуще конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология дает возможность прогнозировать дальнейшее существование государства.

Формационный подход – основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Характеристика стран и народов основывается на уровне производительных сил и производственных отношений.) Формация-состояние общества людей.

Ú Первобытно-общинная формация (не является государством)

Ú Рабовладельческая формация

Ú Феодальная

Ú Буржуазная

Ú Социалистическая

5 формаций, 4 государства.

Переход от одной формации к другой за счет изменений в экономической сфере.

Минусы: строится на материале европейских стран, что не подходит к восточной европе; одна формация закономерно сменяет другую, хотя на практике есть исключения; разные народы начав развитие с одной и той же стадии в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразование.

Цивилизационный подход – процесс производства плюс духовно-культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение)позволяет объяснить многовариантность исторического развития, почему все государства развиваются по разному и разными путями движутся к прогрессу..

Ú Локальные цивилизации (шумерская, эгейская, индская)

Ú Особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская)

Ú Всемирная цивилизация, охватывает всё человечество и характеризуется принципом глобального гуманизма.

Первичные – древнеегипетская, шумерская… - цивилизации, и вторичные – европейская, латиноамериканская, североамериканская.

Еще надо разработать типологию государств по цивилизационному критерию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.009 с.)