Кафедра теории и практики электронных средств массовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и практики электронных средств массовой информации



КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сетевое учебно-методическое пособие

для студентов отделений и факультетов журналистики

КАЗАНЬ - 2012

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета журналистики и социологии в качестве сетевого учебного пособия для студентов-журналистов, обучающихся по программе бакалавриата направления 031300 - Журналистика

Протокол № 2 от 30 сентября 2011 года

Рецензенты:

Гарифуллин В.З., доктор филологических наук, профессор;

Айтуганова М.Л., кандидат исторических наук, доцент

 

Автор:

д.пед.н., профессор Дорощук Е.С.

 

 

Основы журналистской деятельности. Модуль 1. Основы журналистской творческой деятельности: Деятельностная модель журналистики. Сетевое учебно-методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для активного использования в процессе обучения как студентами, так и преподавателями - Педагогами-Мастерами. Учебное пособие включает методические указания и программы курса, в том числе авторские разработки в области обучения и саморазвития журналистского мастерства; методические рекомендации для подготовки к практическим и семинарским занятиям и лабораторному практикуму; сборник тестов и тестовых работ для определения степени креативности студентов-журналистов.

Особое место в учебно-методическом комплексе отводится прогностической мастерской для студентов-журналистов, представленной в виде программы творческого проектирования саморазвития культуры творчества студента-журналиста. Основной акцент сделан на саморазвитии коммуникативных качеств студентов-журналистов как сущностных характеристик культуры творчества, овладении ими информационными и медиакомпетенциями, формировании основных профессиональных компетентностей по поиску и сбору информации, созданию журналистского произведения как особого рода текста, владению жанровой спецификой журналистского творчества.

Для студентов-журналистов, аспирантов, преподавателей факультетов журналистики и связей с общественностью.

Введение

 

 

Программа предназначена для студентов-журналистов, обучающихся журналистскому мастерству по программе бакалавриата и начинающих свою профессиональную деятельность в системе средств массовой информации. В основе ее - авторские разработки, опробованные и внедренные в рамках экспериментальных курсов, читаемых на отделении журналистики Казанского университета на протяжении более двадцати пяти лет.

Курс «Основы журналистской деятельности» представляет собой модульную форму освоения учебно-практического материала. Он состоит из трех частей: первый модуль курса рассматривает специфику творческой деятельности журналиста; второй посвящен вопросам проблематики и организации журналистской деятельности в редакции, третий ориентирует студентов в технологии работы журналиста, включая ее специфику в разных видах и типах (печать, радио, телевидение, Интернет).

В арсенале первого модуля курса «Основы журналистской творческой деятельности: Деятельностная модель журналистики» - исследовательские, эвристические, имитационно-ролевые методы знакомства с закономерностями и спецификой журналистской деятельности как творческой. Основной подход при обучении журналистскому мастерству основан на деятельностных принципах профессии журналиста.

Модуль курса состоит из пяти основных частей, объединенных общими понятиями и категориями творческого процесса, рассматривающими журналистику как творческую деятельность с позиций слагаемых мастерства журналиста.

Студенты изучают особенности творчества журналиста в пространстве публичных коммуникаций, знакомятся с основной системой методов и способов его деятельности, включая поиск и сбор информации; осваивают приемы и подходы к формированию системы источников информации; рассматривают текст в журналистике как результат творчества и его продукт, формируют представление о разновидностях жанров в журналисткой деятельности, их специфике и характере подготовки.

После завершения изучения данного модуля курса студенты должны:

· Понимать специфику журналистской деятельности как деятельности творческой.

· Обладать теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями в области творческой деятельности журналиста как совокупности процессуально-инструментальных особенностей, включающих сбор и производство особого рода информации в специфичных жанровых формах.

· Ориентироваться в системе организации собственной работы в редакции и определять пути ее совершенствования.

· Приобрести навыки в использовании основных источников информации и соответствующих им методов познавательной деятельности, а также навыки грамотной организации текста.

В процессе изучения особенностей журналистской творческой деятельности студенты выполняют ряд лабораторных работ, в которых содержатся специальные задания по формированию профессионально-творческих компетенций, необходимых будущим журналистам.

Курс завершается экзаменом.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п                    Название модуля и темы Кол-во часов Лекции Кол-во часов Семин. (лаб.-практ.) занятия
1.  МОДУЛЬ 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА Тема 1.1. Введение. Творческая деятельность в журналистике как авторская   2  
2. МОДУЛЬ II. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Тема 2.1. Творческий процесс в журналистике: слагаемые 1 1
3. Тема 2.2. Качество творческой журналистской деятельности: критерии журналистского мастерства 1 1
4. Тема 2.3. Творческая индивидуальность в журналистской деятельности 2 2
5. МОДУЛЬ III. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Тема 3.1. Способ журналистской деятельности как творческой 2 2
6. Тема 3.2. Информация в деятельности журналиста 2 2
7. Тема 3.3. Новые техники и технологии в творческой деятельности журналиста   2  
8. МОДУЛЬ IV. ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Тема 4.1. Основные черты журналистского текста как особого рода произведения 1 1
9. Тема 4.2. Элементы содержания журналистского произведения и особенности его организации 2 2
10. МОДУЛЬ V. ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Тема 5.1. Форма и содержание в журналистском творчестве 1 1
11. Тема 5.2. Жанровая специфика журналистского текста 2 2
  Итого часов: 16  16

ПРОГРАММА КУРСА

МОДУЛЬ 1.

МОДУЛЬ III.

МОДУЛЬ IV.

МОДУЛЬ V.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 239 с. (55 экз)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. – 260 с.

Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2005. – 217 с.

Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 144 с.

Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века: Лингвофилософский аспект языка СМИ. – М.: Изд-во МГУ, 2011. 

Барт Р. Избранное. Семиотика. Поэтика. - М., 2008.

Головко Б. Информационный менеджмент массовой коммуникации. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 288 с.

Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 280 с.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М.: РИП-Холдинг, 2005. – 220 с.

Олешко В.Ф. Психология журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 240 с.

Технология новостей от Интерфакса. Style Guide. Под ред. Погорелого Ю.А. – М.: Аспект- Пресс, 2011.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории.

2. Понятие «медиа-творчество». Признаки профессионального творчества в журналистике.

3. Общие характеристики журналистской деятельности как творческой.

4.  Творческий процесс в журналистике.

5. Общение журналиста как творчество.

6. Познавательная деятельность как основа журналистского творчества.

7. Психологические особенности творческого процесса в журналистике: интуиция и ее роль в творчестве журналиста.

8. Понятие «стадия» в творческом процессе журналиста. Стадиальность творчества журналиста и его операциональность.

9. Результативность познавательной деятельности журналиста.

10.  Понятие «творческая индивидуальность» в журналистике.

11. Способ журналистского творчества как обобщенная характеристика деятельности журналиста.

12.  Рациональный и интуитивный характер способа журналистского творчества.

13. Типология методов журналистского творчества.

14.  Методы познания в журналистской деятельности.

15.  Методы порождения текста в журналистике.

16.  Информация как продукт авторской творческой деятельности в журналистике.

17.  Источник информации в журналистике. Общая характеристика.

18.  Техника и технология творческой деятельности журналиста.

19.  Проектирование творческого процесса журналистом.

20.  Технические средства в профессиональной творческой деятельности журналиста.

21.  Специфика компьютерного творчества.

22.  Журналистский текст в системе публичных коммуникаций.

23.  Семиотика журналистского текста.

24.  Функции журналистского текста.

25.  Элементы содержания журналистского произведения.

26.  Проблематика журналистских выступлений.

27.  Факт, ситуация, явление в журналистском тексте.

28.  Проблема в журналистском тексте и ее специфика.

29.  Аксиологические элементы содержания журналистского текста: функции, специфика.

30.   Элементарные выразительные средства журналистики.

31.  Синтактическая полноценность журналистского текста.

32.  Средства организации журналистского произведения.

33.  Диалектика формы и содержания в журналистском тексте.

34.  Журналистский текст как система коммуникации.

35.  Особенности визуального, аудио- и аудиовизуального текстов.

36.  Журналист как автор текста.

37.  Типология текстов в журналистике.

38.  Медиа-жанры: общая характеристика.

39.  Тенденции порождения жанровых форм в журналистике.

40.  Теория жанров в журналистике.

41.  Событийная журналистика: специфика, форы, жанры.

42.  Исследовательская журналистика: специфика, формы, жанры.

43.  Система жанров событийной журналистики.

44.  Система жанров исследовательской журналистики.

45.  Новые жанры и формы в современном творческом процессе журналиста.

46.  Радио и особенности восприятия радиотекста.

47.  Особенности реакций на публицистический текст.

48.  Специфика воздействия интернет-текста.

49.  Структура журналистского текста.

50.  Приемы монтажа журналистского произведения.

 

 

БЛОК 1.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Если сравнить журналистику с маяком, то, безусловно, информационная цель его будет определять и задачи журналистского творчества: информирование, объяснение и анализ, эмоциональное воздействие, массовое влияние и взаимодействие и т.д. В журналистском творчестве журналист проявляет наибольшую активность, когда решает все эти задачи и ставит новые. Показывая путь в социуме, журналистика не имеет права на ошибку. Как не имеет права на ошибку и ее творчески активный субъект – журналист.

Чтобы не совершать ошибок грубых и неисправимых, необходимо понимать особенности творческого процесса, протекающего в системе массового информационного обмена. Необходимо знать свои – субъектные возможности в этом обмене, свои задачи и способы их решения.

Творчество – это во многом непредсказуемая область человеческой деятельности. Недаром мы часто говорим о загадках творчества, сложных процессах озарения, не имеющих объяснения с точки зрения нашего рационального мышления. Каждый творческий человек подчас воспринимается нами, как свыше отмеченный или особо одаренный, талантливый. А объяснить, что такое талант с позиций материалистического представления о мире, достаточно сложно, а иногда и просто невозможно. Однако творческие методы и способы могут быть изучены и трансформированы тем, кто только готовится войти в этот мир творчества, для того чтобы на их основе каждый мог построить свою методику деятельности, способствующую раскрытию творческого потенциала личности и компетентному выполнению основных профессиональных обязанностей.  

В журналистике в результате  создания подобной авторской методики творчества может развиться неординарность мышления, приводящая к  эмоциональной и информационной  насыщенности журналистского продукта, его эффективности и высокой степени влияния на аудиторию. Методика как особая система профессиональных действий отличает журналиста как творческую личность, формирует его индивидуальный стиль деятельности. Все это позволит считать его творческой индивидуальностью.

Проявляя активность в творческой деятельности, журналист выделяет в информационном поле журналистики ряд элементов, позволяющих ему заполнить смысловые границы сущности журналистики как сферы публичной коммуникации, то есть наполнить окружающие потоки информации смыслом. Так строится модель действительности или модель мира. Их множество, они разнообразны, так как каждая личность имеет право на создание своей концепции творчества и соответственно модели мира, и создает эту концепцию, ориентируясь на практику всей системы СМИ, рефлексируя, отслеживая этапы личностного познания мира. Рождается модель познания, база модели мира, созданной личностью.

В зависимости от творческих предпочтений самого журналиста, модели деятельности могут носить разнонаправленный характер, отличаться по степени обобщений, уровню информационной насыщенности, эмоциональности и глубины анализа. И часто журналист способен создать собственные законы творчества и руководствоваться ими на протяжении всей своей творческой деятельности.

Но вместе с тем, есть универсальные законы, управляющие деятельностью журналиста в системе массового информационного обмена. Их знание и умелое использование в творческой деятельности поможет журналисту ярче проявить свою индивидуальность, управляя процессом творчества, на сознательном и подсознательном – интуитивном уровнях.

Таким образом, познание законов и методов профессионально-творческой деятельности журналиста является главной целью представленного авторского курса.

К задачам курса относятся:

изучение особенностей профессионально-творческой деятельности журналиста в условиях массового информационного обмена;

изучение особенностей функционирования творческой личности в системе потребления и обработки массовой информации;

изучение процессов создания продуктов массовой информации как продуктов творческих;

определение специфики методов и приемов профессионально-творческой деятельности журналиста;

освоение способов и приемов создания текста массовой коммуникации как журналистского произведения.

Для решения этих задач студентам предлагаются занятия в мастерских творчества, в основе которых лежит комплексное творческое проектирование, разработка и написание творческих журналистских работ, деятельность мини-редакций и имитация профессионального творческого пространства журналистики в виртуальном режиме.

 

РАЗДЕЛ 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭТАПЫ, МЕТОДИКА

1.1. Методические основы изучения курса.

Мастерские творчества

Основными понятиями, на которых базируется комплекс положений дисциплины, являются понятия «творчества» и «деятельности». Совершая профессиональную деятельность, журналист создает новое произведение – журналистский текст. Именно этому процессу и посвящен курс, в котором изучается технология творческого процесса журналиста, особенности организации профессиональной деятельности как индивидуальной и коллективной (редакционной), способы и методы журналистской деятельности и пр.

Чтобы приблизить весь процесс изучения особенностей журналистской деятельности к реалиям практики журналистики, курс организован по принципу мастерских творчества. Каждый модуль курса – это основа для организации мастерской творчества. Таким образом, модули I и II объединились в мастерскую «Индивидуальность в журналистской деятельности»; модуль III дает возможность сформировать мастерскую «Технология творчества журналиста», а модули IV и V- мастерскую «Журналистское произведение».

 Мастерская творчества представляет собой специально организованную форму образовательной и самообразовательной деятельности студента, в основе которой лежит принцип интегрирования теоретического знания и практической сферы журналистики для повышения эффективности формирования и развития профессиональных компетенций будущего журналиста с учетом профильной подготовки студентов.

Мастерская творчества состоит из: мастерской лектора-мастера; лабораторий творчества журналиста; мастер-классов ведущих журналистов; студенческой студии проектирования журналистской деятельности.

Таким образом, мастерские творчества, входящие в состав курса, предполагают участие студентов в лабораториях по изучению особенностей творческой деятельности журналиста, активизацию творческих профессиональных компетенций в рамках проектирования медиа продуктов, развитие компетенций будущих журналистов в условиях мастер-классов ведущих журналистов-практиков. Мастерские творчества предполагают как аудиторную, так и активную самостоятельную работу студента.

Занятия в рамках изучения материала условно делятся на две формы работы: лекционно-проблемную, когда студент знакомится с типами деятельностей в системе профессионального журналистского процесса, и эвристико-имитационную, способствующую выработке и закреплению системы навыков журналистской деятельности, отвечающей требованиям отдельных этапов обученности творческим приемам и методикам.

Лекционно-проблемная форма занятий – это аудиторная работа студента, в основе которой – проблемная лекция. Она представляет собой процесс моделирования противоречий реальной профессиональной деятельности журналиста на современном этапе через их выражение в теоретических концепциях творчества в журналистике. Основной целью данной формы работы является стимулирование студентов к приобретению знаний самостоятельно.

Эвристико-имитационная форма занятий – это аудиторная и внеаудиторная форма занятий, включающая лабораторный практикум, творческое проектирование, создание и функционирование виртуальной профессиональной творческой среды.

Лабораторный практикум – это система обучающих занятий и заданий по различным темам курса, главной целью которого является овладение умениями и навыками для исследования прикладной стороны профессии. Здесь происходит практическое освоение научно-теоретических положений курса.

Сам факт включенности в систему обучения профессионально-творческой деятельности в виде сопутствующих форм обучения (в частности – как особая форма практики в средствах массовой информации, что является само по себе педагогическим условием эффективности данной деятельностной концепции) говорит о том, что курс является одной из важнейших составляющих всей системы обучения профессиональной журналистской деятельности.

 

План работы

 

1. Выберите одно издание из представленного списка:

1.1.Российская газета

1.2.Комсомольская правда

1.3.Известия

1.4.МолодежьТатарстана

1.5.Республика Татарстан

1.6.Аргументы и факты

 

2. Изучив номер газеты, выберите два текста (не рекламного характера) для анализа.

3.Составьте типологическую карту-матрицу (произвольно) источников журналистской информации, ориентируясь на три основных типа: документ, человек, предметная среда. В карте отразите типологические.

4.Определите для каждого выбранного текста перечень источников информации и их функции, используя для этого карту-матрицу (см. п.3.). Опишите источники по текстам как систему.

5. Выделите в выбранном издании один оперативный повод (событие) и на его основе спроектируйте мини-систему источников информации, которую бы Вы предпочли как потенциальный автор материала. При этом, обозначьте задачи, решаемые журналистом (Вами как автором материала) при использовании данного источника.

6.Сделайте выводы по результатам лабораторной работы, в которых отразите характер используемых журналистом источников информации в каждом конкретном случае.

Лабораторное задание № 2

Новости в системе СМИ:

План работы

1. Выберите три материала, напечатанные за последнюю неделю в газете и журнале. Внимательно прочитайте выбранные тексты.

2. Проведите контекстный обзор новостей в выбранных материалах, для этого выделите информационные поводы, послужившие предметом для написания текстов, и сопоставьте формы и специфику их передачи. Результаты сопоставления занесите в таблицу по образцу 1.

3. Проведите исследования разных новостей, в которых отследите специфику радио и печатной новости: особенности ее воздействия и восприятия. Для этого используйте выделенные информационные поводы и на основе их составьте тексты, которые, на ваш взгляд, могли бы быть переданы по радио. Их должно получиться также три или более.

4. Теперь проанализируйте, чем отличаются ваши радио тексты от напечатанных газетных и журнальных. Результаты занесите в таблицу, которую составьте произвольно.

5. Подведите итоги в коротком резюме, где обозначьте отличия новостных форм в печатной и электронной журналистике.

Таблица.

Образец 1

 

Наименование материла Информационный повод (описание)   Особенности восприятия (о чем? для кого? с какой целью?)
     
     
     

 

Журналистской деятельности

 

 

Задание: освоить стадиальность журналистской деятельности и закрепить умения планирования творческого процесса в журналистике и связях с общественностью.

Основная цель проектирования первой стадии познания журналистской деятельности: формирование целостной модели деятельности журналиста в контексте публичной коммуникации.

Задачи:

а) разработка проектной модели – выбор области журналистской деятельности;

б) конкретизация предмета исследовательской журналистской деятельности;

в) определение круга вопросов, требующих познавательной деятельности;

г) выработка стратегии и тактики работы с источниками информации;

д) приобретение навыков работы с источниками информации и сведений;

е) формулирование реальной конкретной ситуации в творческой деятельности журналиста и ее разработка.

План работы

Подготовительная стадия

1. Определите состав коллегиальной группы проектирования – творческой бригады из трех (пяти) человек.

2. Определите объект познания как зону журналистского интереса (на основе анализа конкретных публикаций СМИ).

3.  Обозначьте основные задачи, которые вам предстоит решать в ходе изучения данного объекта.

Проектировочная стадия

1. Сформулируйте тему вашего творческого проекта, т.е. то, что вы будете познавать, то, о чем будете писать. Тема должна соответствовать потребностям аудитории, на которую рассчитан проект, она должна быть актуальной, обусловленной также объективными потребностями теории и практики массовой информации. Тема должна быть очень конкретна.

2. Обозначьте идею проекта – тот предмет, который вы отражаете в данном проекте.

3. Сформулируйте четко определение предмета вашего творческого проекта. Это должна быть тематическая форма типа: Наша область исследования – повышение качества обучения в негосударственном вузе. Или: В рамках проекта мы решаем проблему освещения смотра художественной самодеятельности в вузах «Студенческая весна – 2006». И т.д. Включите ваше определение предмета в резюме проекта. Резюме проекта должно содержать краткое описание исследовательской (познавательной) работы в целом, которую вы как авторы планируете проделать. Резюме не должно превышать по объему 0,25 страницы.

 4. Стратегия и тактика идеи проекта включает в себя описание процесса планирования образа идеи информационного проекта и техническое планирование, включающее в себя процесс создания имиджа идеи, описание источников, коммуникационных каналов. В результате составьте стратегический и тактический (долгосрочный и краткий) планы ваших действий по повышению компетентности и уровня знаний для раскрытия выбранной вами темы. В этих планах отразите, обязательно, какие источники (типы) вы планируете использовать. Какие из них вам хорошо знакомы, а какие вы вводите в свою познавательную деятельность впервые?

5. Обозначьте, какие коммуникационные контакты вы планируете: с кем и когда вы будете говорить, общаться иными методами (какими именно?)?

6. Проведение направленного изучения конкретной информационной ситуации: как вы будете изучать ваш предмет, какие предполагаете собрать материалы, как ими распорядитесь, какие поручения будут сформулированы для каждого из членов творческой коллегии? Здесь же вы анализируете, обобщаете и теоретически объясняете факты, полученные в результате исследования.

Проект оформляется произвольно.

План работы

1. Опираясь на теоретическую литературу, дайте рабочее определение жанра в журналистике и используйте его в качестве рабочего в процессе выполнения лабораторной работы. За основу работы возьмите также опыт деятельности какого-либо журналиста региональных СМИ. Познакомьтесь с ним и его творчеством, проведите несколько интервью, определите какие жанры являются сферой его творчества и в каких он чувствует себя не очень уверенно, почему?  

2. Составьте схему основных операций, которые выполняет журналист в процессе создания текста в том или ином жанре (выберите 2-3 жанра из разных групп).

3. Ориентируясь на схему основных операций, определите, какие задачи решает журналист в каждом случае. Опишите и классифицируйте эти задачи. Результаты поместите в таблицу по образцу 1.

4. На основании классификации задач, составьте алгоритм создания новостного и аналитического жанра, исходя из опыта деятельности журналиста регионального СМИ.

5. Используя этот алгоритм, напишите текст в жанре заметки, используя событийный повод, который вы разыскали.

Образец 1.

Операции Задачи первого уровня Задачи второго уровня и т.д.
Наименование операций    
Наименование операций и т.д.    

 

ЛИД – что это такое?

 

Цель работы: сформировать навыки составления новости для газеты (журнала и радиовещания), структурируя новостной текст в соответствии с требованиями СМИ.

Задачи работы:

· освоить понятия «жесткая новость» и «мягкая новость», различая основную специфику каждого из них;

· рассмотреть и применить принцип исчерпывающей краткости при составлении новости;

· сформировать представление о ЛИДе как об актуальном элементе любой новости, обозначив при этом его основные виды;

· применить прием «перевернутой пирамиды» при составлении новости для газеты, журнала и радиовещания.

 

План работы

 

1. Дать рабочее определение понятию «оперативное сообщение» применительно к газете, журналу и радиовещанию. Обозначить специфику основных требований к новости, как к товару, опираясь на основные отличительные черты новостей: оперативность, краткость, компактность, точность. Все это оформить в виде словаря-справочника, который затем станет для вас основной базой при выполнении лабораторной работы.

2. Подобрать шесть новостных материалов по два из газеты, журнала и радионовостей. Дать им характеристику по следующим критериям: вид информирования (жесткое или мягкое); отношение к теме (монотемное или политемное); структура новости (одноэлементная, усложненная: сообщение двух элементов или составное сообщение); характер фактов (положительный, отрицательный, нейтральный). Каждый критерий необходимо снабдить примерами из текста, подтверждающими его достоверность. Результаты занесите в таблицу.

Таблица 1.Анализ новостных текстов

Новостной текст (тема, вид) / Критерий оценки текста Газетный 1 Газетный 2 Журнальный 1 Журнальный 2 Радио 1 Радио 2
Вид информирования            
Отношение к теме            
Структура новости            
Характер фактов            

3. Опираясь на результаты таблицы, проанализируйте выделенные характеристики новостных текстов и сделайте выводы о том, как зависит характер подачи материала от его содержательных качеств.

4. Дайте определение понятию «ЛИД». Опишите основные его виды.

5. Дайте определение приему «перевернутая пирамида», применяющемуся при составлении новостных материалов.

6. Опираясь на данные определения и результаты анализа текстов, составьте три новости для газеты, журнала и радиовещания, в которых обязательно наличие ЛИДа разных видов, четко прослеживаются принципы «перевернутой пирамиды» и «исчерпывающей краткости».

7. Важно! Сделайте выводы по работе, в которых отразите специфику составления новостного материала для газеты, журнала и радиовещания.

 

Лабораторное задание № 6

Моделирование радионовости

Цель работы: освоить специфику радиовещания как средства массовой информации

Задачи работы:

· сформировать навык создания новости для радио;

· охарактеризовать основные новостные радиопрограммы (на примере Республики Татарстан);

· выявить особенности «говорения» новостей как формы подачи материалов для СМИ.

 

План работы

 

1. Прослушайте не менее трех выпусков новостей на выбранной вами радиостанции Республики Татарстан.

2. Охарактеризуйте радиостанцию по следующим критериям:

аудитория (сегмент рынка);

форма собственности (учредитель);

информационная политика (концепция вещания и формат).

3. По результатам анализа ответьте на вопросы:

-какова новостная политика радиостанции?

-какие новости характерны для данной радиостанции?

-как новость подается: кто ее сообщает (диктор, ведущий, корреспондент), какова частота выпусков, сколько раз новость повторяется, как она документально подтверждена?

-в чем особенность радионовости на данной радиостанции и как радионовость отличается от других новостей?

4. Составьте не менее восьми новостей для радиопрограммы на той радиостанции, которую вы анализировали. Разместите их в том порядке, в каком они должны быть озвучены в эфире. Это будет структура вашего новостного выпуска.

5. Ответьте на вопросы:

-в чем идея вашего выпуска новостей?

-как вы подбирали события для отображения?

-если бы этот выпуск вы захотели бы разместить в газете или на телевидении, то что бы вы изменили в нем? почему?

Ответы должны быть полными и опираться на результаты анализа радиостанции.

6. Важно! Сделайте вывод о специфике радиовещания и особенностях подачи информации в разных вещательных форматах.

 

Лабораторное задание № 7

Интервью на актуальную тему: техника и технология подготовки

Цель работы: освоить технику и технологию подготовки интервью для прессы.

Задачи работы:

· сформировать представление о моделях интервью в современной практике журналистики;

· обозначить наиболее важные элементы интервью;

· составить проспект интервью для газеты;

· выявить главные задачи интервьюера.

 

План работы

 

1. Выберите модель интервью, которая вам наиболее близка: открытое интервью или закрытое интервью. Для определения данных моделей воспользуйтесь учебным пособием М.И. Шостак «Журналист и его произведение».[1] Выпишите подробное описание выбранной модели – это будет вашим ориентиром в дальнейшей работе.

2. Исходя из классического определения интервью, опишите основные типы вопросов, используемых журналистом при создании интервью. Также опирайтесь на учебное пособие указанного автора. Вопросы и их характеристику поместите в таблицу.

Таблица

Типы вопросов для интервью

 

Тип вопроса, используемого в интервью Характеристика данного типа вопроса
И т.д.  

 

3. Выберите тему для интервью, докажите, что она актуальна и может быть рассмотрена в газете. Опишите предполагаемого собеседника, его личностные качества насколько это возможно и обозначьте тон и манеру общения с ним.

4. Составьте не менее 15 вопросов, которые составят каркас вашего будущего интервью. Они должны быть взаимосвязаны, и представлять не менее трех типов вопросов, описанных вами в таблице.

 5. Напишите интервью, оформив его как законченный материал, готовый для сдачи в печать.

6. Поменяйтесь с коллегами текстами интервью. Теперь ваш коллега и, соответственно вы, будете исполнять роль редактора. Отредактируйте интервью и составьте краткую рецензию (не более чем на половину страницы), а также составьте резюме по этому интервью – печатать или не печатать.

7. Сделайте выводы, касающиеся особенностей подготовки интервью.

 

 

РАЗДЕЛ 2.

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

БЛОК 2.

Диагностика креативности студентов-журналистов.

Сборник тестов и тестовых работ для определения степени креативности личности студента-журналиста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Диагностический блок предназначен для использования в системе индивидуализа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.169 с.)