Всего принято различать три основных таких вида: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всего принято различать три основных таких вида:



Особенности:                  

1. ТГП познает общие закономерности возникновения, функционирования и развития гос-ва и права

2. Является базовой и фундаментальной наукой

3. Исследует технико-юридические аспекты права

4. Изучает идеальные абстрактные модели гос-ва и права, исследуя их в единстве и неразрывной взаимосвязи

 

5. Методология теории государства и права.

Методология ТГП – комплекс взаимосвязанных методов и принципов, при помощи которых осуществляется изучение предмета ТГП.

o Всеобщие

o Общенаучные

o Специальные

o Частно-научные

Все формы научного познания связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга. В зависимости от характера объектов исследования, методов и способов их изучения, особенностей проблем, которые поднимаются, они различаются по своим видам.

Экономические предпосылки:

§ п ереход от присваивающей экономики в преобразующую

§ 3 крупных разделения труда(земледелие, скотоводство, ремесла)

§ п оявление частной собственности и основных на ней товарообменных отношений

§ усложнение отношений в сфере производства, присвоения, распоряжения частной собственностью и как результат углубление экон.противоречий в обществе

Социальные предпосылки:

o з апрет на кровосмешение (табу на инцест)

o с мена полигамных отношений моногамными и появление семьи в современном смысле понятия

o утрата родовой общиной соц.однородности, основанной на кровном родстве

o формирование новых видов соц.связей и соц.групп: семейные, производственные, имущественные

o укрупнение и усложнение соц.организации общества (племена, союзы племен)

Политические предпосылки:

· в ыделение института публичной власти.власть перестает быть обще-социальной и приобретает централизованный, профессиональный, возмездный характер

· п ередача властных полномочий осущ. по воле самих властителей, либо в порядке наследования

· для поддержания собственной жизнедеятельности властные структуры, изымают общественно-полезный продукт, что является предпосылками налоговой системы

· в целях обеспечения безопасности, формируются особые вооруженные группы (дружины, стражи)

Географические: оседлый образ жизни(из кочевого), общество закрепляется за определенной территорией (рассматривается не только как геогр., но и как соц-полит)

 

9. Теории происхождения государства (теологическая теория).

Авторы: Фома Аквинский, Августин

Суть: происхождение гос-ва объясняется волей Бога. Гос-во наделяется правом повелевать людьми и осуществлять Божью волю на земле, с условием, что люди должны подчинятся его воле и гос-ву.

Плюсы: способствует развитию гражданского согласия, исключает войны, восстания и революции, развитие духовности

Минусы: не научность

 

10. Теории происхождения государства (патриархальная теория).

Авторы: Аристотель, Конфуций, Платон

Суть: Государство возникло из разрастающихся из поколения в поколения семей. Глава семьи = глава государства (монарх – отец всего народа, власть неограниченная)

Плюсы: формирует уважение к гос.власти, способствует сплочению, формирует дух родства

Минусы: опровергается современной наукой, нет научного и исторического подтверждения, власть монарха неограниченная, нельзя отождествлять семью и государство, в семье – родственники, а в гос. – народ, не имеет родственных связей, нет возможности инновациям       

 

11. Теории происхождения государства (договорная (естественно-правовая) теория).

Авторы: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев, Монтескье

Суть: Государство – это объединение людей на основе общественного договора, с целью достижения общих благ. Гос-во отождествляет с человеком, т.к. ему были присущи те же права – наличие неотъемлемых естественных прав, полученные от Бога и природы.

Плюсы: Возможность народа повлиять на власть; предпосылки гражданского общества; носит демократический х-р (основа демократии); опровергает существование религиозного начала в сущности гос-ва; гос-во отвечает перед народом, если гос-во нарушит «договорные» обязанности, то народ вправе «разорвать» договор.

Минусы: Идеалистический х-р (разное мнение); нет подтверждений, что хоть одно гос-во образовано на основе этой теории; теория предполагает общ.договор, как идеал, что в реальности опровергается.

 

12. Теории происхождения государства (теория насилия).

Авторы: Гумплович, Кауцкий, Дюринг

Суть:Главная причина возникновения гос-ва лежит не в соц.-эк. развитии общества и возникновения классов, а в завоевании, насилии, порабощении, одних племен над другими (внеш), и одной части общества над другой (внут).

Плюсы: Имеет право на существование, т.к. основана на истерических фактах; такое гос-во дает защиту от других племен.

Минусы: Негуманна, т.к. насилие в основе;не универсальность теории; насилие – не может быть единственной причиной появления гос-ва; чтобы гос-во возникло, необходим высокий уровень эк. отношений.

 

13. Теории происхождения государства (материалистическая (классовая) теория).

Авторы: Маркс, Энгельс, Ленин

Суть: Происхождение гос-ва – экономический фактор. Гос-во возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда; появление прибавочного продукта; частной собственности; раскол общ-ва на противостоящие классы.

Плюсы: Материальные условия общества играют большую роль; изменение форм трудовой деятельности; ведение хозяйства, собственности – влияют на возникновение гос-ва; при переходе от присваивающей к производящей экономики идёт дифференциация людей по имущественному признаку.

Минусы: Происхождение гос-ва в мире идет не по одной схеме; гос-во заинтересованно поддерживать только сильный класс; на образование гос-ва влияет также – полит.факторы и эк. факторы; роль гос-ва в экономической сфере – недооценивается.

14. Понятие и признаки государства.

Государство - это специфическая, политическая организация общества, издающая обязательные для всего населения, на всей территории страны государственно властных веселия имеющая аппарат управления и принуждения и обладающая суверенитетом.

Признаки государства:

- Население (апатриды, бипатриды, иностранные граждане.)

- Территория

- Суверенитет

- Публичная политическая власть

 

15. Территория государства: понятие, виды, элементный состав.

Территория – сфера пространственной юрисдикции гос-ва.

1. Фактическая  – это пространственная сфера в пределах гос. Границ, включающая в себя сушу, водное и воздушное пространство, недра и континентальный шельф

2. Юрисдикционная – территория, которая может не совпадать с фактической, но на которую распространяется юрисдикция данного гос-ва (консульства, посольства, суда, военные базы)

 

16. Население государства. Понятия «гражданство» и «гражданская прерогатива».

Население – люди, проживающие на территории гос-ва и попадающие под его юрисдикцию.

Население: граждане, не граждане (без гражданства-апатриды, иностранцы, иного гражданства; двойного гражданства -бипатритриды).

Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Гражданство – устойчивая политико-правовая связь лица с гос-ом, выраженная в наличии у них взаимных прав и ответственностей.

Подданство – устанавливает политико-правовую связь лица с гос-ом, имеющим монархическую форму правления.

Принцип гражданской прерогативы – наличие большего объема прав у гражданина (подданного), чем у лиц без гражданства и иностранных граждан.

 

17. Государственный суверенитет: понятие, признаки и формы.

Суверенитет – комплексный признак гос-ва, выраженный в верховенстве гос.власти по отношению ко всем другим видам власти в самом гос-ве (внутренний суверенитет) и независимость гос-ва на международной арене (внешний суверенитет), выраженная самостоятельностью гос-ва в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Национальный суверенитет – в связи с выходом и самостоятельностью гос-ва (право нации на самоопределение, в том числе отделение и образование новых самостоятельных гос-в).

Народный суверенитет – способность выбирать власть: выборы, референдум (исходный принцип демократии, означающий принадлежность власти народу и исходит от него).

 

18. Публичная политическая власть как признак государства: понятие, признаки, виды.

Публичная политическая власть – это важнейший признак гос-ва, заключающийся в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, осуществляющих свою деятельность возмездно.

Признаки: обладает публичным характером, поскольку гласные предписания, принятые от имени гос-ва; одинаково обязательны для всего населения, не зависимо от того принимало ли оно непосредственное участие в подготовке и принятии этих мнений или нет.

Легальная власть - популярная у населения, обладающая престижем; диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.

Легальная власть - законная.

19. Основные подходы к типологии государства. Формационный подход.

Формационный подход – подход, в котором подразумевают, что все гос-ва (одни быстрее, а другие медленнее) развиваются по опр. Сценарию и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общ.-полит. устройства (осн. критерии – эк. отн-я)

Общ.-соц. Формация – социосистема, базирующая, на том или ином способе производства материальных благ и его основе форме собственности.

Ф.п. выделяет типы гос-в (обществ):

1) Первобытнообщинное общество (гос-ва на этом этапе ещё не было, отсутствие частной собственности.

2) Рабовладельческое гос-во (создано в условиях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, как орудие их диктатуры (эксплуататоры - рабовладельцы, подчиненные - рабы)

3) Феодальное гос-во (в роли эксплуататора – феодал (обладающий собственностью на землю), а подчиненные – зависимые крестьяне.

4) Буржуазное гос-во (эксплуататоры – буржуазия, а подчиненные – пролетарий)

5) Коммунистическое гос-во (неравенство уничтожено, общая собственность, полит.власть уйдёт от ненадобности (будет гос. управление народом).

 

20. Основные подходы к типологии государства. Цивилизационный подход.

Цивилизация – локально - общ.систем, обладающая общностью культурных, нравственных, религиозных, пространственно-географических и рядом других характеристик.

Цивилизационный подход –гос-ва развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития, основной критерий – тип цивилизации.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

1) Первый – локальные цивилизации, совокупность взаимосвязанных соц. институтов.

2) Второй – особенные цивилизации с соответствующим типом гос-ва. (индийская, китайская, исламская).

3) Третий – современная цивилизация с её государственностью, традиционных и современных соц.-полит. структур.

Плюсы: Весь комплекс факторов развития гос-ва

Минусы: Нет оценки экон. фактору, нет четкого определения цивилизации.

 

21. Понятие и признаки функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых наиболее ярко проявляется его сущность и социальное назначение, его цели и задачи по управлению делами общества, осуществляемые в присущих ему формах и присущими ему методами

Признаки государства:

1) имеют комплексный синтезирующий характер, поскольку складываются из ряда отдельных, разноплановых аспектов деятельности государства в определенной сфере

2) всегда напрямую связаны с сущностью и социальным назначением государства, сущность государства предопределяется в целом тем, кому принадлежит власть, в чьих интересах и как она осуществляется. На сегодняшний день выделяют два типа государств по икс социальной сущности.

Типы гос-в по их социальной сущности:

а) классовое государство в котором управление обществом осуществляется с целью обеспечения интересов правящего класса.

б) общесоциальное, в котором учитываются при реализации функций государства интересы всего населения.

3) напрямую связанны с его целями и задачами, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития.

4) их не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов или государственных организаций.

5) отличаются своими методами и формами осуществления.

 

22. Классификация функций государства.

Классификация функций государства:

1) по сфере действия.

2) по продолжительности осуществления.

3) по степени социальной значимости.

4) по содержанию государственной деятельности.

I. По сфере действия функции подразделяются на внутренние и внешние:

Внутренние- характеризуют деятельность государства в пределах собственной территории и предполагают классификацию по содержательному критерию, то есть делятся на политические, экономические, социальные и тд.

Внешние- характеризуют государства, как субъекты международных отношений, к ним можно отнести функцию обороны, функцию суверенитета, функцию обеспечения мира.

Внешние функции государства

o Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.

o Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).

o Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

o Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

 

25. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства- это сходная деятельность государственных органов, по выполнению функций государства. Формы бывают правовые и неправовые (организационные).

Правотворческая- это деятельность, направленная на подготовку и опубликования нормативных правовых факторов.

Правоисполнительная или исполнительно- распорядительная - это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений.

Правоохранительная- это деятельность по охране правопорядка по охране прав и свобод граждан.

Организационные или неправовые органы включают в себя подготовительную работу, по сбору оформлению и изучению различной информации при разрешению юридического дела.

Методы осуществления государственных функций- это способы и приемы, с помощью которых они реализуются.

Императивный метод - предполагает реализацию функций государства по средствам издания и обеспечения при помощи средств принуждения, государственно- властных предписаний, не предполагающих никакой свободы действий со стороны их адресата.

Диспозитивный метод - предполагающий возможность выбора варианта поведения в рамках дозволенного закона.

 

26. Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов.

Формы государства - это устройство государства, выражающееся в характере взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти, и в политико- территориальном делении государства (форма государственного устройства).

Элементный подход

Форма государства — это единство трех ее основных элементов:

— формы правления,

— формы государственного устройства,

— политического режима.

Однако такой подход не дает синтезированного представления о форме государства в целом.

Системный подход

Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

 

27. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления - способ организации верховной гос.власти, порядок организования высших органов власти, характер их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

1. Монархия- это форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, осуществляется им пожизненно и передается как правило по наследству.

· к неограниченным монархиям относят абсолютную монархию, восточной деспотии, теократическую монархию, характеризуется полновластием монарха.

· ограниченная монархия характеризуется ограничением власти монарха, наличием представительного органа власти, если ограничение полномочий монарха закреплено на уровне конституции, такая монархия называется конституционной.

2. Республика – форма правления, при которой верховная власть формируется выборным путем и осуществляется от имени населения представительными органами гос.власти (президент и парламент).

· Президентская (США, Филиппины)

· Парламентская (Италия, ФРГ)

· Смешанная (Россия, Франция)

3. Нетрадиционные формы правления (п редставляет собой юридическую модель отношений между высшими органами)

•         Республиканская монархия (монарх)

•         Суперпрезиденская республика (президент)

•         Монархическая республика (монарх имеющий республиканский признак,президент как монарх)

 

 

28. Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды.

Монархия- это форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, осуществляется им пожизненно и передается как правило по наследству.

Признаки монархии- вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства, передача власти осуществляется как правило по наследству, монарх пользуется своей властью бессрочно, монарх представляет свое государство по собственному праву непроизводному от воли народа, монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности от принимаемых от своего лица решений.

Элементы:

-гос. организации (подразделения осуществляющие охранительную деятельность)

-гос. учреждения (подразделения осуществляющие деятельность по выполнению функций в социально, культурной и научной сферах)

-гос. предприятия (подразделения осуществляющие от имени гос-ва хоз-эконом. деятельность, производят продукция либо обеспечивают производство 

 

39. Государственный аппарат: понятие и структура.

Аппарат гос-ва – система всех наделенных полномочиями гос. органов, созданных для решения стоящих перед ними задач и осуществления его функций.

Назначение:

· разработка и принятие общеобязательных правил поведения

· установление системы юрид. гарантий, обеспечивающих эффективную реализация правовых предписаний

· осуществление надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка

· осуществление правосудия

Признаки:

o формируется по воле гос-ва для реализации его функций

o от имени гос-ва осуществляет законотворческую, исполнительно-распорядительную деятельность, деятельность по осущ правосудия

o обладает монополией на гос. принуждение

o состоит из гос. органов (закон., исп., судеб.власть)

o в основу формирования и функционирования гос. аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники осуществляют свою деятельность на проф. Основе и не должны заниматься другими видами возмездной деятельности)

 

40. Государственный орган: понятие, признаки, виды.

Гос. орган - это относительно-самостоятельное, структурно-обособленное звено гос.аппарата, создаваемое гос-ом для реализации целей и задач, наделенная для этого соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу гос-ва.

Признаки:

§ наделенгос-властными полномочиями по изданию предписаний властно-распорядительного характера и имеющих значение для всего населения и обязательных к исполнению

§ формируется по воле гос-ва для реализации его функций

§ наделен определенной компетенцией

§ может иметь внутреннюю структуру

§ имеет территориальный масштаб деятельности

§ занимает определенное место в системе властной иерархии

§ состоит из гос. служащих

Гос.служащий – гражданин РФ, состоящий на гос.должности, исполняющий права и обязанности, установленные

§ имеет собственную организационную и материальную базу

Виды

I. по территориальному масштабу: федеральные и региональные

II. по порядку образования: представительные и производные

III. по способу образования: выборные и назначаемые

IV. по характеру осуществляемых полномочий: законодат., исполнит., судебные, контрол.надзорные, институт главы гос-ва

V. по времени действия: постоянные и временные

 

41. Принципы формирования и функционирования государственных органов.

Демократизм – гос.аппарат, формируется при активном участии народа и осуществляет свою деятельность в целом в интересах народа.

Централизм – реализация принципа подчинения нижестоящего органа властиуправления вышестоящему

Федерализм – способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти.

Выборность – замещение должности путем выборов.

Назначаемость – замещение должности по назначению.

Коллегиальность – руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов.

Единоначалие – во главе органа управления (его структурного подразделения), предприятия, учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Открытость/гласность – широкое обнародование через СМИ процесса и результатов работы органов исполнительной власти.

Профессионализм – наличие спец.подготовки у работников гос.органов, учет этого при приеме на работу и продвижении по службе, регулярный контроль за соответствием уровня проф.подгововки занимаемой должности.

Равный доступ к гос.службе – право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации.

Законность – соблюдение и исполнение законодательства (законов и подзаконных актов), все органы гос-ва должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством своей страны.

 

42. Политическая система общества: понятие и структура.

Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных соц.норм, совокупность институтов, взаимодействующих в рамках полит.процессов т принимающих участие в полит.жизни страны.

Элементы:

§ Институциональная подсистема

§ Нормативная подсистема

§ Функциональная подсистема

§ Политическое сознание

§ Политическая практика

§ Политическая идеология

§ Политическая культура

 

43. Место и роль государства в политической системе общества.

Гос-во является ядром полит.системы общества и играет важную роль в полит.жизни, поскольку:

1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего населения

2. Выражает общие интересы

3. Определяет основные направления развития и функционирования общества

4. Вправе принимать властные решения на всей юрисдикционной территории, т.к. обладает монополией на законотворчество и легализованное принуждение

5. Располагает спец.аппаратом управления и принуждения, органами власти, армией, полицией и т.д.

6. Является единственным носителем суверенитета, т.е. верховенством и независимостью от др.власти

7. Располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан и др.субъекты

8. Владеет специфичным набором материальных ценностей (гос.собственность, бюджет,валюта)

 

44. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство (идеал), в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и последовательного связывания, с помощью права полит.власти, в целях недопущения злоупотребления.


Признаки:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества
- равенство всех перед законом
- разделение властей на три ветви
- реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность
- признание прав и свобод человека высшей ценностью
- взаимная ответственность личности и государства
- политический и идеологический плюрализм
- стабильность законности и правопорядка в обществе


Принципы:
1.Приоритет права
2.Верховенство закона
3.Разделение властей
4.Правовая защищенность человека и гражданина

 

45. Гражданское общество как предпосылка формирования правового государства.

Гражданское общество – совокупность внегос.отношений образующих особую сферу интересов свободных индивидов собственников и их объединений.
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.
Гражданское общество и правовое государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.
В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:
•осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
•создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
•функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

 

46. Социально-исторические предпосылки возникновения права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Социальные предпосылки:

- запрет на кровосмешение (табу на инцест)
- смена полигамных отношений моногамными и появление семьи в современном смысле понятия

- утрата родовой общиной соц.однородности, основанной на кровном родстве

- формирование новых видов соц.связей и соц.групп: семейные, производственные, имущественные

- укрупнение и усложнение соц.организации общества (племена, союзы племен)

 

47. Понятие и признаки права.

Право (в формально-юрид.смысле) – система общеобязательных, формально определенных, исходящих от гос-ва и им санкционированных правил поведения субъекта, направленных на урегулирование общ.отношений и обеспечиваемых при помощи гос.принуждения.

 

Признаки:

1. Общезначимость

2. Общеобязательность (обязательно для исполнения всеми, к кому обращены нормы права)

3. Публичность

4. Неразрывная связь с гос-вом

5. Формальная определенность (нормы права-не абстрактные призывы, а веления строго определенные по содержанию: четко запрещает, обязывает или дозволяет совершать действия)

6. Нормативность (прав.норма-стандарт поведения, рассчитанный на многократное применение, обращенный к широкому кругу субъектов и регулирующий поведение людей в типовой общ.ситуации)

7. Системность (нормы права находятся во взаимозависимости, структурно организованы, представляют единую систему, состоящую из взаимозависимых элементов)

 

48. Место и роль права в системе социального регулирования.

Социально регулирование - упорядочение общественных отношений, при помощи комплекса социальных норм.

Различают два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых решений, касающихся отдельных случаев, конкретных лиц. Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, моделей поведения, распространяющиеся на все аналогичные случаи. С помощью общих правил (социальных норм) достигается единый порядок в обществе.

Своим регулирующим воздействием право обеспечивает организованность, стабильность и порядок в обществе. С помощью права в обществе решаются социальные конфликты и противоречия. Право несет в общество информацию о добре и справедливости, вытесняет из общества вредные для него отношения. Право служит мерой общественной и личной свободы. В рамках права люди, их объединения и организации могут действовать свободно. Таким образом, в условиях социально неоднородного общества право выполняет важную и необходимую функцию согласования различных интересов людей, их объединений, общества в целом, предоставление общественным отношениям признаков стабильности, упорядоченности с помощью специфических юридических средств.

 

Задачи права:

1. примирение запросов личности и общества, предоставление каждому наиболее широкого поля развития и применения своих дарований, наиболее полного удовлетворения своих потребностей, поскольку это не нарушает общественных интересов.

2. закрепление в стройных и широких формулах приобретенного людьми многовекового опыта общественной жизни и созданных борьбой общественных классов правовых положений.

3. обеспечение человечеству твердой опоры на пути к достижению высших форм общественного быта, социальной справедливости.

 

Роль права:

1. право ликвидирует хаос и устанавливает порядок

2. право закрепляет наиболее ценное для общества поведение (наиболее эффективные для прогресса общества общественные отношения на данный момент)

3. право устанавливает рамки борьбы классов, социальных групп, индивидов за свои права, предотвращает гибель общества в борьбе одних против других.

 

49. Соотношение права и морали.

Предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Их единство:

1. и право и мораль исходят из единых общечеловеческих социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, равноправии и т.д.

2. и право и мораль – это образцы, определяющие границы поведения людей в типичных жизненных ситуациях.

3. общие цели: достичь сбалансированного, социально полезного и прогрессивного общественного развития.

4. единство обусловлено показателями уровня социально-культурного развития общественно-политической системы.

Их различия:

1. в способах и субъектах формирования: мораль – создается стихийно в повседневной практике всего общества, выражает не только общечеловеческие интересы, но и отражая систему общества, она выражает интересы отдельных социальных групп. Право – создается в установленном порядке го-вом, или с санкции гос-ва, государство формирует национальную систему права.

2. в характере воздействия на сознание и поведение людей: мораль соблюдается добровольно, она отражает глубину личного осознания общественного долга, способность человека к объективной оценке.

3. в формах внешнего выражения: мораль действует через общественное мнение, путем приоритетного формирования нравственных обязанностей, долга и закрепление в общественном сознании общих принципов, внутренних убеждений (будь вежлив, уважай старших…). Иногда она получает письменное подтверждение в программных документах общественных организаций, религиозных догматах.

4. в уровне требований и оценочных критериях: нормы морали предъявляют к человеку более высокие требования, она оценивает не только поведение, но и личность, право регулирует внешние поступки человека со стороны правомерного, неправомерного, соответствия или нарушения закона.

5. методах и средствах обеспечения реализации: мораль обеспечивается общественным мнением, при этом общество само решает как отреагировать на не соблюдение этих норм, она может регулироваться всеми людьми и каждым конкретно. Право обеспечивается экономической, организационной и принудительной мощью государства. Меру ответственности за нарушение четко устанавливает закон.

Их взаимодействие:

1. Право, как и мера свободы, нуждается в моральном самоограничении личности, а мораль в ряде юридических ограничений во имя общественной нравственности.

2. Мораль составляет нравственную основу права.

3. Право влияет на формирование, развитие и защиту моральных норм.

Их противоречия:

1. возможное не совпадение интересов общества и государства

2. некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов.

3. единство права, разнородность морали.

4. динамичность морали, консерватизм права.

5. разница критериев оценки поведения субъекта.

6. не совпадение уровня требований.

 

50. Принципы права: понятие и классификация.

Принципы права – основные исходные начала, положения, руководящие идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора

1)Общеправовые (присущие всему праву в целом)

- справедливость

- гуманизм

- демократизм

- единство прав и обязанностей

-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.191 с.)