Основные теории происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории происхождения государства.



Теологическая теория настаивает на божественном происхождении гос-ва, гос.власти, утверждает и защищает тезис “вся власть от Бога”. Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая в древности, отражала опр.реальности, а именно: теократические формы первичных гос-тв (власть жрецов, роль храма и т.д.). Церковная власть имела преимущественное положение над светсткой властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Эту теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха.Ф.Аквинский.

Патриархальная теория рассм-ет возн-ние гос-ва непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи. Согл.данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, кт должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх д.б. заботиться о своих подданных и управлять ими. Появилась эта теория в Греции, обоснование получила в трудах Аристотеля.

Договорная теория получила распр-ние в XVII-XVIII веках. В Англии сторонниками этой теории были Локк и Гоббс, в России – Радищев, кт утверждали, что власть принадлежит народу, передана им монарху. Люди же, входя в гос-во, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. В договорной теории гос-во возникает как рез-т договора, в кт вступают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Гос-во – это сознательное объединение людей на основе договора м/у ними, в силу кт они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву. Эта теория отразила нект реальные процессы отд.гос-тв. Напр, договорную практику многих землевладельцев (феодалов), городов, заключавших договор с князем.

Теория насилия основой происхождения гос-ва полагает акт насилия, завоевание одного народа другим. Гумплович считал что все гос-ва появляются в рез-те насилия. Для закрепления власти победителя над завоеванными, для насилия над ними создается гос-во. Сторонники теории насилия утверждали, что племена при встречах м/у собой воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали гос-во.

Психологическая теория – возн-ние гос-ва связывается с особыми свойствами человеч.психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Предст-ли: Петражицкий, Фрейд.

Ирригационная теория отстаивалась немецким ученым Виттгофелем. В его работе возн-ние гос-тв, их первые деспотические формы связываются с необх-тью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необх-ть приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения.

Органическая теория – гос-во возникло и развивалось как биологический организм. (Спенсер).

Сегодня одной из самых распр.явл. материалистическая теория, представителями кт являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу были положены книга Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, и лекция В. Ленина “О государстве”. Энгельс показал, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения гос-ва. Первобытное общество, в кт не было ни гос-ва, ни права, прошло три стадии – дикость, варварство и цивилизация, различающиеся гл.образом степенью развития производительных сил. По мере развития и совершенствования орудий труда и крупными общественными разделениями труда (отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделение торговли в самост.сферу экономики) образуются излишки продуктов труда, что приводит к возн-нию частной собств-ти и имущественному расслоению общества, благодаря этому, с одной стороны, возникает необх-ть, а с др.стороны, - экон.предпосылки, возм-ть содержать спец.группы людей, осн.занятием кт явл.охрана сложившихся отношений частной собст-ти и интересов собственников. Т.о., происходит постепенное превращение обществ.власти, которой располагали вожди, старейшины, в публичную, т.е. гос.власть. Если осн.средством поддержания обществ.власти в догос.общ-ве были обществ.мнение и личный авторитет, то сущностью гос.власти становится принуждение. Коренным образом меняется положение чел-ка в обществе. Если в первобытном обществе оно определялось принадлежностью отд.лица к семье, роду или племени, то в гос.обществе статус чел-ка определяется его имущ.положением и личной близостью к носителям публичной власти.

 

 

3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)