Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика экономики России на современном этапе
По оценкам большинства авторитетных экономистов Россию можно оценить как развивающуюся страну с рыночной экономикой. В начале 1990-х гг. были проведены либеральные реформы, сопровождавшиеся одномоментным освобождением цен на большинство товаров, быстрой приватизацией государственной собственности, ликвидацией государственной монополии на осуществление хозяйственной и внешнеэкономической деятельности («шоковая терапия»). Эти процессы сопровождались ослаблением государственных институтов, в том числе правоохранительных, усилением криминальной деятельности и теневой экономики (на нее приходилось около 25% ВВП), резким расслоением населения, когда буквально за несколько лет огромная общенародная собственность оказалась сконцентрированной в руках узкой группы лиц, приближенных к власти и распределительным процессам. Коллапс государственного планирования, разрыв прежних хозяйственных связей, девальвация национальной валюты, непомерное увеличение внешнего долга, специфическая борьба с возникшей в ходе «шоковой терапии» инфляцией посредством сокращения спроса со стороны государства (сократились расходы госбюджета) привели к обвалу ВВП, катастрофическому снижению уровня жизни населения. Финансово-экономические кризисы неоднократно потрясали страну. После финансового кризиса в августе 1998 г., когда был девальвирован рубль (за период с августа по декабрь его курс снизился более чем в три раза) и объявлен частичный дефолт в отношении государственного долга. Стабилизация законодательства, проведенные налоговая, бюджетная и административные реформы, а также крайне благоприятная конъюнктура на мировых рынках углеводородов придали существенный импульс для развития отечественной экономики. Уже в середине 2000-х гг. был достигнут дореформенный уровень благосостояния населения, а на 2011 г. среднестатистический россиянин по этому показателю находится на пороге «золотого миллиарда» с показателем 21 091 дол. США в год, что почти в два раза выше среднемирового. Индекс человеческого развития (ИЧР - рассчитывается по ВВП на душу населения, уровню грамотности, образования и долголетия) высокий - 0,788 (в 2013 г. 55 место в мире, 4 - среди постсоветских государств).
Норма валового накопления в России существенно снизилась с 30,1% в 1990 г. до 15,5% в 1999 г., однако затем начала повышаться, превысив 20% в 2010 гг. При этом основным источником инвестиций стали собственные средства предприятий, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы и фондового рынка. Сократившись в первое десятилетие реформ, роль государства стала возрастать в некоторых отраслях и сферах с середины прошлого десятилетия. В государственных и муниципальных учреждениях, организациях и фирмах в 2013 г. работали более 30% всех занятых, государству принадлежало свыше 40% основных фондов, по средствам бюджета оно осуществляло более 20% всех инвестиций. Продолжается усиление крупного бизнеса, однако по объему продаж лидирующее положение занимают компании сырьевого, топливно-энергетического, финансового и телекоммуникационного секторов. Практически во всех отраслях слабо развит малый бизнес - на него приходится около 10% работников, 2% основных фондов и около 5% инвестиций. Мегарегулятором в денежно-кредитной и страховой сферах выступает Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежную эмиссию в размерах, соответствующих золотовалютным резервам страны, предоставляет кредиты коммерческим банкам, регулирует функционирование денежного, валютного и страхового рынков. Ставка рефинансирования (ключевая ставка) в России остается средней (4,25% на ноябрь 2020 года). После гиперинфляции 1990-х гг., (её показатель иногда превышал 100%), в последнее время она становилась все меньше и с начала 2020 года составила 3,32%, в годовом исчислении - 3,98%. Количество коммерческих банков в стране постепенно сокращается, на начало 2020 г. их общее число было чуть более 400. Несколько крупнейших банков контролируются государством, в том числе два крупнейших - Сбербанк и Внешторгбанк(ВТБ), а также государственная корпорация развития «Внешэкономбанк», полностью принадлежащая государству и играющая особую роль в обеспечении внешнеэкономической деятельности Правительства РФ и подконтрольных ему структур, а также реализации особо значимых проектов внутри страны. Доля банков с иностранным капиталом в банковских активах невелика, составляет около 17%, а в свете введения санкций странами Запада против Российской Федерации можно предположить, что она незначительно сократится. Совокупные банковские активы за последние годы существенно увеличились и на январь 2013 г. составили почти 80% от ВВП. Небольшие размеры активов, ориентация на простые и доходные операции с иностранной валютой, недостаточная прозрачность большинства потенциальных заемщиков и отсутствие кредитных историй мешают росту кредитования: банковские кредиты в 2013 г. составили всего 44% по отношению к ВВП, что несколько меньше, чем в ведущих странах Центральной и Восточной Европы или в Китае
Налогово-бюджетная сфера обеспечивает бесперебойное удовлетворение потребностей государства в финансовых ресурсах. По объему собираемых средств лидируют доходы от внешнеэкономической деятельности (22,4%), взносы на обязательное страхование (16,9%), налог на добавленную стоимость (15,6%), налог на прибыль организаций (10,9%), налог на добычу полезных ископаемых (10%), налог на доходы физических лиц (9,6%), налоги на имущество (3,3%) и акцизы (3,1% - подакцизными товарами считаются те, производство которых исторически обеспечивает получение сверхприбыли, не обусловленной использованием уникальных технологий, бизнес-процессов и т.п.). Проведенная в начале 2000-х гг. в стране налоговая реформа привела к незначительному снижению налогового бремени, существенному упрощению и унификации налогового законодательства, четкому разграничению бюджетных полномочий (Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации). Расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (их совокупность называют консолидированным бюджетом) в 2013 г. составили более 35% от ВВП. Структура общих расходов следующая: - социально-культурные мероприятия - 56,2%; - национальная оборона - 7,6%; - национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 7,6%; - общегосударственные вопросы - 6,8%; - жилищно-коммунальное хозяйство - 6,0%; - обслуживание государственного долга - 1,6%; - развитие национальной экономики - 14,0%, из них: - топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - 0,3%; - сельское хозяйство и рыболовство - 1,3%; - транспорт - 2,5%; - дорожное хозяйство - 3,6%; - прикладные исследования в области национальной экономики - 0,9% - связь и информатика - 0,4%. При этом большая часть социально-культурных расходов связана с выполнением пенсионных обязательств. Так, в 2014 г. бюджет Пенсионного фонда РФ составил 6,29 трлн руб., что превышает 8,6% ВВП. С начала и до конца 1990-х гг. консолидированный бюджет сводился с дефицитом, начиная с 2000 г. - с профицитом, а начиная с 2012 г. - снова с дефицитом. Внешний долг России на конец декабря 2013 г. составлял чуть более 720 млрд дол. США, при этом долг органов государственного управления - всего 56 млрд долл., что менее 34% и 2% ВВП, соответственно, и может считаться очень низким показателем на фоне других развитых стран (Великобритания - 396%, Франция - 236%, Германия - 164%, Италия - 144%, США - 101%, Япония - 120%) или относительных размеров внешнего долга России в конце 1990-х гг., когда он составлял 84% ВВП. За последние годы внешний долг в относительном выражении довольно быстро сокращался, что стало следствием значительного сокращения масштабов заимствований, досрочного погашения ранее взятых на себя обязательств.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.008 с.) |