Характеристика экономики России на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика экономики России на современном этапе



По оценкам большинства авторитетных экономистов Россию можно оценить как развивающуюся страну с рыночной экономикой. В начале 1990-х гг. были проведены либеральные реформы, сопровождавшиеся одномоментным освобождением цен на большинство товаров, быстрой приватизацией государственной собственности, ликвидацией государственной монополии на осуществление хозяйственной и внешнеэкономической деятельности («шоковая терапия»). Эти процессы сопровождались ослаблением государственных институтов, в том числе правоохранительных, усилением криминальной деятельности и теневой экономики (на нее приходилось около 25% ВВП), резким расслоением населения, когда буквально за несколько лет огромная общенародная собственность оказалась сконцентрированной в руках узкой группы лиц, приближенных к власти и распределительным процессам. Коллапс государственного планирования, разрыв прежних хозяйственных связей, девальвация национальной валюты, непомерное увеличение внешнего долга, специфическая борьба с возникшей в ходе «шоковой терапии» инфляцией посредством сокращения спроса со стороны государства (сократились расходы госбюджета) привели к обвалу ВВП, катастрофическому снижению уровня жизни населения. Финансово-экономические кризисы неоднократно потрясали страну.

После финансового кризиса в августе 1998 г., когда был девальвирован рубль (за период с августа по декабрь его курс снизился более чем в три раза) и объявлен частичный дефолт в отношении государственного долга. Стабилизация законодательства, проведенные налоговая, бюджетная и административные реформы, а также крайне благоприятная конъюнктура на мировых рынках углеводородов придали существенный импульс для развития отечественной экономики. Уже в середине 2000-х гг. был достигнут дореформенный уровень благосостояния населения, а на 2011 г. среднестатистический россиянин по этому показателю находится на пороге «золотого миллиарда» с показателем 21 091 дол. США в год, что почти в два раза выше среднемирового. Индекс человеческого развития (ИЧР - рассчитывается по ВВП на душу населения, уровню грамотности, образования и долголетия) высокий - 0,788 (в 2013 г. 55 место в мире, 4 - среди постсоветских государств).

Норма валового накопления в России существенно снизилась с 30,1% в 1990 г. до 15,5% в 1999 г., однако затем начала повышаться, превысив 20% в 2010 гг. При этом основным источником инвестиций стали собственные средства предприятий, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы и фондового рынка.

Сократившись в первое десятилетие реформ, роль государства стала возрастать в некоторых отраслях и сферах с середины прошлого десятилетия.

В государственных и муниципальных учреждениях, организациях и фирмах в 2013 г. работали более 30% всех занятых, государству принадлежало свыше 40% основных фондов, по средствам бюджета оно осуществляло более 20% всех инвестиций.

Продолжается усиление крупного бизнеса, однако по объему продаж лидирующее положение занимают компании сырьевого, топливно-энергетического, финансового и телекоммуникационного секторов. Практически во всех отраслях слабо развит малый бизнес - на него приходится около 10% работников, 2% основных фондов и около 5% инвестиций.

Мегарегулятором в денежно-кредитной и страховой сферах выступает Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежную эмиссию в размерах, соответствующих золотовалютным резервам страны, предоставляет кредиты коммерческим банкам, регулирует функционирование денежного, валютного и страхового рынков. Ставка рефинансирования (ключевая ставка) в России остается средней (4,25% на ноябрь 2020 года).

После гиперинфляции 1990-х гг., (её показатель иногда превышал 100%), в последнее время она становилась все меньше и с начала 2020 года составила 3,32%, в годовом исчислении - 3,98%.

Количество коммерческих банков в стране постепенно сокращается, на начало 2020 г. их общее число было чуть более 400. Несколько крупнейших банков контролируются государством, в том числе два крупнейших - Сбербанк и Внешторгбанк(ВТБ), а также государственная корпорация развития «Внешэкономбанк», полностью принадлежащая государству и играющая особую роль в обеспечении внешнеэкономической деятельности Правительства РФ и подконтрольных ему структур, а также реализации особо значимых проектов внутри страны. Доля банков с иностранным капиталом в банковских активах невелика, составляет около 17%, а в свете введения санкций странами Запада против Российской Федерации можно предположить, что она незначительно сократится. Совокупные банковские активы за последние годы существенно увеличились и на январь 2013 г. составили почти 80% от ВВП. Небольшие размеры активов, ориентация на простые и доходные операции с иностранной валютой, недостаточная прозрачность большинства потенциальных заемщиков и отсутствие кредитных историй мешают росту кредитования: банковские кредиты в 2013 г. составили всего 44% по отношению к ВВП, что несколько меньше, чем в ведущих странах Центральной и Восточной Европы или в Китае

Налогово-бюджетная сфера обеспечивает бесперебойное удовлетворение потребностей государства в финансовых ресурсах. По объему собираемых средств лидируют доходы от внешнеэкономической деятельности (22,4%), взносы на обязательное страхование (16,9%), налог на добавленную стоимость (15,6%), налог на прибыль организаций (10,9%), налог на добычу полезных ископаемых (10%), налог на доходы физических лиц (9,6%), налоги на имущество (3,3%) и акцизы (3,1% - подакцизными товарами считаются те, производство которых исторически обеспечивает получение сверхприбыли, не обусловленной использованием уникальных технологий, бизнес-процессов и т.п.). Проведенная в начале 2000-х гг. в стране налоговая реформа привела к незначительному снижению налогового бремени, существенному упрощению и унификации налогового законодательства, четкому разграничению бюджетных полномочий (Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации).

Расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (их совокупность называют консолидированным бюджетом) в 2013 г. составили более 35% от ВВП. Структура общих расходов следующая:

- социально-культурные мероприятия - 56,2%;

- национальная оборона - 7,6%;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 7,6%;

- общегосударственные вопросы - 6,8%;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 6,0%;

- обслуживание государственного долга - 1,6%;

- развитие национальной экономики - 14,0%, из них:

- топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - 0,3%;

- сельское хозяйство и рыболовство - 1,3%;

- транспорт - 2,5%;

- дорожное хозяйство - 3,6%;

- прикладные исследования в области национальной экономики - 0,9%

- связь и информатика - 0,4%.

При этом большая часть социально-культурных расходов связана с выполнением пенсионных обязательств. Так, в 2014 г. бюджет Пенсионного фонда РФ составил 6,29 трлн руб., что превышает 8,6% ВВП.

С начала и до конца 1990-х гг. консолидированный бюджет сводился с дефицитом, начиная с 2000 г. - с профицитом, а начиная с 2012 г. - снова с дефицитом.

Внешний долг России на конец декабря 2013 г. составлял чуть более 720 млрд дол. США, при этом долг органов государственного управления - всего 56 млрд долл., что менее 34% и 2% ВВП, соответственно, и может считаться очень низким показателем на фоне других развитых стран (Великобритания - 396%, Франция - 236%, Германия - 164%, Италия - 144%, США - 101%, Япония - 120%) или относительных размеров внешнего долга России в конце 1990-х гг., когда он составлял 84% ВВП. За последние годы внешний долг в относительном выражении довольно быстро сокращался, что стало следствием значительного сокращения масштабов заимствований, досрочного погашения ранее взятых на себя обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.008 с.)