Контроль за исполнением хозяйственных договоров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль за исполнением хозяйственных договоров.



В подразделениях, осуществляющих заключение договоров, ведется учет (журнал в электронном виде либо на бумажном носителе) заключения и исполнения договоров данным подразделением. В случае нарушения контрагентом обязательств по договору, исполнитель немедленно предпринимает все необходимые меры для устранения нарушений и одновременно ставит в известность непосредственного руководителя. В случае если после предпринятых исполнителем действий контрагент не устранит допущенные при исполнении договора нарушения, исполнитель в трехдневный срок готовит пакет документов и передает его в юридический отдел для ведения претензионной и исковой работы.

Дублирующий контроль исполнения договоров может осуществлять централизованная бухгалтерия:

- вести отдельный учет внешнеторговых договоров закупки со сроком предоплаты более 50 дней;

- по данным бухгалтерского учета по истечении 50 дней от даты предоплаты, произведенной предприятием по внешнеторговому договору, информировать руководителя подразделения исполнителя о приближении сроков, после которых к канцелярщику могут быть применены санкции;

- по истечение 60 дней от даты предоплаты, произведенной предприятием по внешнеторговому договору, повторно информировать руководителя подразделения исполнителя и при непринятии исполнителем мер для устранения дебиторской задолженности, выносить факт нарушения на рассмотрение;

Локальный акт предприятия по вопросу организации договорной работы регламентирует деятельность всех его подразделений и должностных лиц, связанных с подготовкой, прохождением, порядком визирования, подписания, отправления договоров, рассмотрением разногласий, контролем за их реализацией.

Важно понять, что речь идет о том, чтобы исключить случаи подписания некачественных документов, когда устанавливаются нереальные обязательства, отсутствуют сроки их выполнения, договоры (контракты) подписываются лицами, не имеющими соответствующих полномочий, не согласовываются цены на те или иные виды товаров, подлежащих поставке и т. п.

Для контроля за выполнением собственных договорных обязательств необходимо определить конкретные службы, отвечающие за снабжение сырьем, материалами, оборудованием, производство и реализацию товаров, подлежащих поставке. Для контроля за выполнением обязательств контрагента по договору следует определить те службы, которые обязаны незамедлительно информировать руководство предприятия о случаях срыва поставок продукции на предприятие, подготавливать и передавать правовой службе материалы для предъявления претензий и (или) исков. В зависимости от конкретных условий возможен вариант, когда соответствующие службы готовят претензионные материалы самостоятельно.

 

 

31. Предложения студентов по вопросу реформирования законодательства в рамках данной темы.

 

32. Роль юридической службы в подготовке и принятии локальных нормативных актов

Еще до начала создания предприятия готовятся его учредительные документы. Весьма важно, чтобы эти документы отражали специфику деятельности предприятия, строго соответствовали закону.

Специфика деятельности правовой службы предприятия заключается в том, что она объективно располагает возможностью рассмотреть проект локального акта — решения общего собрания, постановления совета директоров, приказа или распоряжения ис-полнительного органа предприятия еще до принятия, подписания или утверждения соответствующего акта. Тем самым правовая служба может реально способствовать предотвращению принятия незаконных управленческих решений.

Особенность ЛНПА в том, что при их принятии работодатель обязан в установленных случаях учитывать мнение представительного органа работников

Юридическая служба, работая с проектами локальных нормативных актов по труду, должна учитывать требования закона о том, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Предусмотрено, что в таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы трудового права.

 Предприятие обязано приводить свои учредительные документы и локальные акты в соответствие со вступившими в силу новыми законодательными актами, постановлениями правительства, другими обязательными для исполнения правовыми актами. Смысл всей этой работы в том, чтобы все виды деятельности предприятия осуществлялись в правовых рамках. Это, в свою очередь, позволяет избежать материальных потерь — например, в виде штрафов за нарушения законодательства.

 

33. Общие правила подготовки и принятии локальных нормативных актов.

В разработку конкретного ЛНПА могут быть включены начальники структурных подразделений, а также работники коллегиальных органов, профсоюзных комитетов и руководители общественных организаций.

ЛНПА могут приниматься:

1. Самостоятельно нанимателем.

С учетом примерного перечня, указанного в ч. 2 ст. 405 ТК, наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ч. 3 ст. 405 ТК).

2. С участием профсоюзов.

К примеру, установление, замена или пересмотр норм труда установление правил внутреннего трудового распорядка на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

3. По согласованию с профсоюзом.

Многие вопросы, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, должны решаться нанимателем по согласованию с профсоюзом:

·утверждение графика работ (сменности)

·установление пятидневной с двумя выходными днями или шестидневной с одним выходным днем рабочей недели ·введение суммированного учета рабочего времени

·принятие решения о разделении рабочего дня на части

·установление по индивидуальным или коллективным просьбам режима гибкого рабочего времени 

·утверждение графика трудовых отпусков (в случае отсутствия профсоюза график трудовых отпусков утверждается нанимателем по согласованию с работником)

·установление иного срока составления графика трудовых отпусков, отличного от определенного в ч. 2 ст. 168 ТК (иной срок может устанавливаться также коллективным договором, соглашением)

4. Совместно с профсоюзом. (Например, заключение коллективного договора)

Согласование разработанного проекта конкретного ЛНПА происходит с заинтересованными работниками соответствующих структурных подразделений, с отдельными должностными лицами, с работниками профсоюзного комитета, с работниками службы охраны и труда и другими.

Необходимость приведения в соответствие ранее изданных ЛНПА включает в себя правовые процедуры, связанные с внесением изменений или дополнений в действующие ранее локальные акты либо необходимость их отмены. На стадии обсуждения в проект раз-работанного ЛНПА могут вноситься различные изменения и дополнения, высказанные специалистами, руководителями структурных подразделений, трудовыми коллективами, работниками профсоюзного комитета и другими. После обсуждения такой ЛНПА утверждается. Его подписывает либо наниматель самостоятельно, либо совместно с руководителем профсоюзного комитета. Если такой ЛНПА принимается коллегиальным органом управления учреждения, то моментом его принятия являются результаты голосования. В этом случае решение принимается большинством голосов, присутствующих на собрании работников.

С принятым и утвержденным ЛНПА ознакамливаются работники учреждения, он может быть вывешен на видном месте, объявлен по радио и телевидению, опубликован в печатном изда-нии данного учреждения.

Путем издания приказа либо распоряжения коллегиального органа данный локально-нормативный акт вводится в действие с момента его подписания.

Основания признания ЛНПА недействительными:

1) если они ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;

2)если они приняты без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников.

 

 

Участие юридической службы в разработке, принятии и регистрации учредительных документов организации. Подготовка и принятие коллективного договора.

Для создания юридического лица необходимо разработать, утвердить и провести регистрацию учредительных документов. Учредительные документы юридического лица особый вид локального нормативного правового акта.

Согласно п.3.2 Типового положения о юридической службе предприятия (объединения) участие юридической службы (юрисконсульта) в процессе разработки, принятия, регистрации учредительных документов осуществляется в рамках работы по подготовке и внедрению системы локальных нормативных правовых актов предприятия.

Согласно ст. 48 Гражданского кодекса юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Так для юридического лица, созданного в форме республиканского унитарного предприятия (РУП), открытого акционерного общества (ОАО) учредительным документом является только устав, для юридического лица, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) учредительными документами является устав и учредительный договор.

Устав разрабатывается и утверждается его учредителями (участниками), учредительный договор заключается. В уставе юридического лица должны быть указаны: наименование юридического лица, место нахождение, подчиненность, цели деятельности, предмет деятельности, порядок формирования имущества и его расходования, субсидиарная ответственность, уставный фонд, внутренняя организационная структура, сведения об обособленных подразделениях, органы управления юридического лица, порядок их назначения или избрания и компетенция, виды деятельности, условия его реорганизации и прекращения деятельности. В устав могут быть включены такие положения, связанные с особенностями деятельности юридического лица, не противоречащие закону.

Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания (конференции) со стороны Нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профкома.

В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.

1. Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.

2. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) Нанимателя.

3. В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь для регистрации коллективного договора Наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

4.1. заявление в письменной форме с просьбой о регистрации

(с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации, в том числе профсоюзной организации; наименования вышестоящего профсоюзного органа);

5.2. коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;

6.3. копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

На практике встречаются случаи проставления печатей организации на подписи сторон, что не является нарушением, однако и не является обязательным требованием.

7. Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.

Практика выявила многочисленные факты представления на регистрацию документов профсоюзами как более заинтересованной стороной.

 Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему должны вноситься после принятия на собрании (конференции).

 

35.Роль юридической службы в подготовке и принятии правил внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный правовой акт предприятия (ПВТР), регулирующий внутренний трудовой распорядок работников при выполнении работы у нанимателя под его руководством и контролем. Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка. Типовые ПВТК утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 г. №46. Положения Типовых ПВТР обязательны при разработке и принятии ПВТР. Форма участия профсоюза в принятии ПВТР законом не урегулирована. Как правило, на практике, ПВТР согласовываются с профсоюзом и в тексте ПВТР делается надпись об их согласовании с профсоюзом, при отсутствии профсоюзов, ПВТР принимаются единолично нанимателем. ПВТР, как локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовой распорядок, не может ухудшать положение работников по сравнению с ТК Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими соответствующие отношения в социально-трудовой сфере (ст.194 ТК). Правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются юридической службой совместно с кадровой службой предприятия и отделом труда и зарплаты. При разработке ПВТР необходимо привлекать также профсоюз. Так как правила внутреннего трудового распорядка разрабатываются на основе Типовых ПВТР и они обязательны для сторон трудовых отношений, то юридической службе (юрисконсульту) необходимо определить соответствуют ли они Типовым ПВТР. Разрабатывая ПВТР юридическая служба должна учитывать особенности условий конкретного предприятия, виды его деятельности при установлении обязанностей участников трудовых отношений, поэтому к участию в разработке этого акта следует привлекать и специалистов соответствующих структурных подразделений по принадлежности. ПВТР на предприятии принимаются с целью обеспечения труда, укрепления трудовой дисциплины, рационального использования рабочего времени, улучшения качества работ, содействие росту производительности труда. Правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателя. Содержание ПВТР включает в себя несколько разделов: - Общие положения; - Порядок приема и увольнения работников; - Обязанности работников; - Обязанности нанимателя; - Рабочее время и его использование; - Поощрения за успехи в работе; - Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. ПВТР не должны противоречить законодательству о труде, Типовым ПВТР и в то же время в них должна быть отражена специфика условий труда у конкретного нанимателя. Наличие ПВТР на предприятии обязательно, что предусмотрено ст. 195 ТК. Утверждение ПВТР должны быть вывешены над нанимателем на видном месте. При приеме на работу каждый работник должен быть ознакомлен с ПВТР под роспись. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.024 с.)