Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии в области СМИ и информационных системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый «конвейер» публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании и формированию здорового трезвого образа жизни. Решение такой задачи невозможно «на общественных началах», с ней может справиться только специализированная пресс-служба. Работа такой пресс-службы должна строиться в рамках выполнения государственного заказа. Можно сформулировать основные принципы публикаций по профилактике потребления любых интоксикантов. Первое: информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенка безысходности. Второе: негативная информация должна содержать сведения о трагических последствиях употребления табака, алкоголя и других наркотиков. Третье: нельзя показывать в СМИ сцены употребления наркотиков и людей в состоянии эйфории, демонстрировать наркотические средства. Четвертое: резюме любой публикации должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике потребления интоксикантов и воспитанию трезвого поколения. Пятое: любая публикация должна воздействовать на мотивационную сферу адресной аудитории. Шестое: в подготовке материалов, обязательно, должны участвовать специалисты (наркологи, собриологи, психологи, психоаналитики, социальные педагоги, сотрудники правоохранительных органов, превентологи, ювенологи, алкологи, геронтологи и другие). II. Интернет-консультирование. Три варианта специальных служб, работающих в единой методической увязке, послужат не только информационным мостом для населения, но и позволят динамично отслеживать социальные координаты наркотизма: а) Интернет или телефон «горячей линии», задача которого – широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, в том числе об учреждениях, занимающихся, предупреждением, воспитанием трезвости, избавлением от зависимостей, реабилитацией и социальной адаптацией зависимых и созависимых; б) Интернет или телефон поддержки для алко- и наркозависимых и членов их семей; эта служба работает в круглосуточном режиме; на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости; в) Интернет или телефон «доверия», отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают профессиональные психологи. III. Интернет сегодня, к сожалению, изобилует как антинаркотической, антиалкогольной, так и противоположной по содержанию информацией. По интенсивности воздействия Интернет в настоящее время значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование его информационного ресурса просто необходимо, без опоры на него сегодня не работает ни одна солидная организация по профилактике потребления табака, алкоголя и других интоксикантов. Проблема профилактики употребления любых интоксикантов в условиях современной России является наиболее актуальной в настоящее время. Исходя из био-психо-социо-энерго-духовной модели наркомании и алкоголизма, профилактическое воздействие непременно должно носить разносторонний характер, затрагивать все сферы деятельности человека, его макро- и микросоциальное окружение, все социальные институты. На законодательном уровне необходимо создание надлежащей законодательной базы в сфере формирования устойчивой убежденной трезвости у подрастающего поколения, правового регулирования, направленного на совершенствование применения мер медицинского, психологического, педагогического, собриологического характера к конкретным типам проявления употребления любых интоксикантов, избавления от зависимостей, реабилитации и социализации зависимых и созависимых в целом. Следует обобщить весь опыт нормотворческой работы на уровне законодательных органов всех видов в области формирования трезвого образа жизни, борьбы с наркотизмом, ресоциализации наркоманов и пьяниц и улучшения условий их содержания в заключении. К сожалению, в отличие от некоторых зарубежных государств, на сегодняшний день в России нет единой программы противодействия наркотизму, как явлению. В рамках полномочий Правительства РФ общий уровень профилактики требует скоординированной работы большинства министерств, ведомств, комитетов и служб МВД РФ, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства социального развития и т.д. В данном случае, их работа должна проявляться в виде управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности и реализации предписаний законодательных органов. Кроме того, в рамках установленной компетенции органы исполнительной власти должны активизировать функцию нормотворчества в целях решения тех же задач. Сочетание точного и единообразного применения закона с рациональной инициативой (в т.ч. – законодательной) должно способствовать их совместной работе. Министерству просвещения и Министерству науки и высшего образования необходимо совершенствовать школьную, внешкольную и постшкольную образовательную программу (методику и методологию) с обязательным включением предметов или спецкурсов, пропагандирующих трезвый здоровый образ жизни (например, «Уроки культуры здоровья», «Уроки трезвости», «Собриология»), социально-положительные молодежные ориентации. Вести пропагандистские занятия, привлекать к работе школьников, учащихся и студентов. Также необходимо создание специальных лечебно-воспитательно-образовательных учреждений совместно с Минздравом. Эти заведения могли бы сочетать медикаментозное и педагогическое воздействие, корректируя сознание тех, кто уже имеет табачную, алкогольную или иную наркотическую зависимость или принадлежит к группе риска. Министерству здравоохранения необходимо проводить научные исследования по разработке наиболее эффективных средств избавления от табачной, алкогольной и иной наркотической зависимости, совершенствовать ныне существующие методики избавления (например, методы Шичко, Зайцева, Бейтса, Орлова, Гринченко, Худолина, Карпова, Линдемана, Фекьяера и других), давать советы и практические рекомендации через СМИ о предупреждении различных отклонений и их симптомов, вести просветительскую работу. Необходима разработка терапевтических средств избавляющих не только от физиологической зависимости (именно на это, главным образом, ориентирована современная мировая медицина), но и снимающих психологическую зависимость от различных наркотических средств и психотропных веществ. Как свидетельствуют экспертные оценки специалистов, занимающихся избавлением от наркомании и алкоголизма, труднее преодолевается психологическая зависимость, являющаяся доказательством того, что вся нормативно-ценностная система страдающего никотинизмом, алкоголизмом или наркоманией – искажена. Действующая система реабилитации страдающих, никотинизмом, алкоголизмом или наркоманией и ресоциализации осужденных-наркоманов носит ущербный характер: медицинские наркологические диспансеры, кабинеты анонимного избавления и иные не обеспечивают анонимности и надлежащего избавления (повсеместно применяются устаревшие методики). Существующие инструкции Минздрава России с ограниченным грифом доступности нередко прямо обязывают уведомлять органы милиции об отдельных категориях страдающих этой группы; система принудительной реабилитации в условиях изоляции существенно устарела; система ресоциализации преступников-наркоманов практически не действует. Кроме того, 65% из числа наркоманов и более 90% алкоголиков не считают себя таковыми. Более половины из них не собираются избавляться. Что делать обществу в такой ситуации? Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наркоманов и алкоголиков надо избавлять от зависимостей, а еще лучше и эффективнее – заранее предупреждать их от человеческой катастрофы. И при этом содержать изолировано от здоровых и больных в психическом отношении людей. Избавление наркоманов и алкоголиков должно складываться из двух этапов: 1. Освобождение организма от биохимических последствий приема алкоголя, табака и других наркотиков, укрепление воли наркомана и пьяницы, подготовка человека к пониманию причин его обращения к наркотикам. 2. а) Ликвидация психологических предпосылок приема алкоголя, табака и других наркотиков. б) Замещение интереса к табаку, алкоголю и другим наркотикам социально положительными, основой которых является не принудительный, созидательный труд. в) Создание комфортных условий в референтной группе, способствующих социальной адаптации личности, воспитания воли, самостоятельности и самодисциплины. Наиболее полно эта программа может реализовываться в так называемых терапевтических сообществах, семейных клубах трезвости по методу профессора В. Худолина, клубах оптималистов, специализированных врачебно-педагогических комплексах по реабилитации зависимых личностей. Министерству просвещения и Министерству культуры, Федеральному агентству по делам молодежи как факторы, определяющие мировоззрение личности, в своих полномочиях должны проводить соответствующую работу в ключе предупреждения пьянства, наркомании и наркотизма, создание и реализация трезвеннических программ военно-патриотического воспитания, открытие соответствующих трезвых подростковых клубов, сети молодежных трезвых кружков, расширение молодежного движения «Молодежь за трезвую Россию». В направлении своей работы посильный вклад в профилактику наркомании должен быть внесен Министерством спорта, различными комитетами и службами. На уровне общей профилактики преступлений, правонарушений, алкоголизма и наркомании, государство уместно рассматривать как единый целостный субъект профилактики, в основе формирования которого лежат процессы интеграции, объединения совместных усилий. Борьба и предупреждение этих явлений «социального зла» должны рассматриваться как наиболее актуальные из ведущих проблем, решение которых требует консолидации политических сил в различных направлениях внутренней политики: организационно-правовом, материально-техническом, финансовом, идеолого-просветительском, информационном и т.д. Ведущее место в профилактике наркотизма должно занимать образование, культура, медицина, полиция и другие службы. Как показывает практика работы служб и подразделений, уголовно-правовая, т.е. репрессивно-карательная модель воздействия малоэффективна, в особенности при решении проблемы наркотизма несовершеннолетних. Необходимо осуществлять криминологическую профилактику, проводимую МВД РФ, как на уровне общем, совместно с другими структурами власти, так и на индивидуальном уровне. Кроме того, в профилактике и предупреждении потребления табака, алкоголя и других интоксикантов должны принимать участие общественные организации и физические лица. На профессиональной и добровольной основе, с поддержкой органов местного самоуправления или без таковой, необходимо создание молодежных трезвеннических, антиалкогольных, антитабачных и антинаркотических движений, обществ, клубов, ассоциаций и т.д. местного, локального значения. Работа в этом направлении перспективна для студенческой общественности и учащихся школ. Безусловно, все это должно проходить и действовать под патронажем органов власти и управления. На уровне индивидуальной профилактики, в качестве субъектов можно отметить юридические (организации) и физические лица. В настоящее время существуют некоторые малочисленные организации (т.н. «союзы спасения», SOS, АА, АН, Аланон, Алатен и другие), работающие в сфере реабилитации наркоманов и алкоголиков, помогающие естественному процессу социальной адаптации. В данном случае, при оказании помощи работниками таких организаций, во внимание принимаются индивидуальные свойства и качества личности, психологический портрет несовершеннолетнего. Знание этих характерологических черт позволяет выработать индивидуальный подход, учитывающий потребности, интересы и мировоззренческие ориентации несовершеннолетних. Нам необходимо разработать и принять Федеральный закон «О формировании трезвого здорового образа жизни среди подрастающего поколения». На наш взгляд, следует также разработать и принять закон РФ «О профилактике зависимостей среди несовершеннолетних». Данный закон должен содержать правовые основы государственной политики в сфере предупреждения вовлечения несовершеннолетних в алкоголизм и наркоманию, профилактики дальнейшего потребления наркотиков и систему действующих превентивных мер. Среди последних должно найти свое отражение создание дошкольных, школьных и послешкольных образовательных программ (занятий, лекций, семинаров, спецкурсов, трезвых слетов, трезвых фестивалей, трезвых балов и т.п.), специальное решение комитетами и службами занятости вопроса о трудоустройстве несовершеннолетних, организация молодежных политических и неполитических движений, союзов, ассоциаций, федераций и т.п. Ведущее место в такой работе может принадлежать организациям, решающим вопрос трезвого досуга несовершеннолетних (спортивные игры, туризм, художественная деятельность и многое другое). Необходимо решение вопроса также и в случае появления зависимости. Представляется нужным разработать закон РФ «О мерах реабилитации и ресоциализации зависимых наркоманией и алкоголизмом». Данный закон предусматривал бы разработанную систему медицинских, правовых, педагогических, психологических и социальных мероприятий, проводимых с целью оказания психологической, медицинской, социальной и иной помощи страдающим. Полезным шагом было бы создание, среди прочих, специальных клиник и стационаров для избавления от зависимостей несовершеннолетних. В качестве физических лиц выступают представители власти, сотрудники милиции. Так, например, в этом отношении достаточно значима роль участкового инспектора полиции, умеющего не только надлежащим образом организовать работу на своем участке, но и непосредственно принимающего участие в профилактике наркотизма несовершеннолетних. В решение этой проблемы, роль участкового инспектора полиции зачастую недооценивается. Вместе с тем, именно им может проводиться работа по организации досуга несовершеннолетних, внесению соответствующих предложений в органы жилищно-коммунального хозяйства, местного самоуправления. Под патронажем участкового инспектора полиции с целью профилактики наркотизма и оздоровления микросоциальной среды могут создаваться молодежные некоммерческие объединения и т.д. В качестве содержания непосредственной индивидуальной профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков можно выделить следующие направления: 1. Выявление несовершеннолетних, от которых можно реально ожидать совершения преступлений. 2. Всестороннее и глубокое изучение профилактируемых лиц и условий их жизнедеятельности. Результатом изучения в этом случае должны стать сведения: - о предшествующем противоправном, в том числе и преступном поведении того или иного подростка, курения, алкоголизации и наркотизации и ее хронологии; - об обстоятельствах (причинах, условиях, факторах, «фоновых» явлениях), обуславливающих преступное или иное противоправное поведение, мотивы и причины наркотизации конкретного несовершеннолетнего; - о социально-демографических и личностных характеристиках объекта; - об индивидуально-психологических особенностях того или иного несовершеннолетнего. 3. Установление психологического контакта между субъектом и объектом (профилактируемым) индивидуальной профилактики.
Несмотря на эффективность индивидуальной профилактики проводимой МВД РФ, образованием, культурой, спортом и здравоохранением, они реально могут осуществлять лишь непосредственную превенцию, как часть правоохранительной функции. Но что же делать с причиной этих преступлений – с потреблением табака, алкоголя и других наркотиков? Ведь бороться со следствием бессмысленно, пока свое действие осуществляет причина. В этом случае, для подведения итога необходимо дать характеристику сказанному о профилактике. Общая профилактика таких преступлений не нейтрализует их причин, так как пьющий и наркотизировавшийся несовершеннолетний не в состоянии воспринимать и адекватно реагировать на превентивную информацию. Необходимо предупреждать именно первичную наркотизацию, т.к. она с внутренней необходимостью и неизбежностью вызывает криминальное поведение. Как показывают многочисленные исследования, первое приобщение к легальным наркотикам происходит дома, в семье, особенно на праздники, где происходят семейные возлияния алкоголя. Общая профилактика наркомании, в основе которой должны лежать процессы интеграции усилий субъектов предупреждения должна способствовать заполнению той «идеологической ниши», которая существует ныне среди молодежи. Однако, на этом уровне (общей профилактики) будет устранено лишь условие, но не причина наркотизации, которую мы отождествили с субъективными предпосылками, т.е. мотивами. Чтобы нейтрализовать причину наркомании, нужна, действительно эффективная в этой сфере, ранняя индивидуальная профилактика наркотизации, т.е. собственно говоря, предупреждение наркомании методами трезвого воспитания и обучения, формирование устойчивого здорового и убежденного трезвого образа жизни. Такая функция, не смотря на ее продуктивность и результативность, не может осуществляться только государственными структурами. Лишь частично она может реализовываться учителями и педагогами, а также общественными организациями и движениями. Ведущую роль в ранней индивидуальной профилактике занимает семья, непосредственно участвующая в социализации личности несовершеннолетнего. Стиль воспитания детей, цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Традиционные институты и методы воспитания были высокоэффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, прежде всего потому, что были тесно связаны с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость. Соответственно меняются практические задачи и критерии эффективности обучения – воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы, главным образом, по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Нынешние социальные изменения – научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается, что сегодняшним детям и юношам предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свои воспитательные успехи они должны оценивать не столько по тому, как им удалось передать молодым свои знания и умения, сколько по тому сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. Специалисты выделяют два ряда качеств, которыми, по их мнению, должен обладать индивид наших дней, в особенности несовершеннолетний: Во-первых, он должен обладать устойчивым, твердым ядром трезвой личности, трезвым мировоззрением, трезвыми социальными и нравственными убеждениями. Иначе на каждом крутом вираже истории – а их в его жизни будет предостаточно – он будет, образно говоря, распадаться на составные части или будет реагировать неадекватно на любые проалкогольные или пронаркотические вызовы жизни. Во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую трезвенническую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте, когда старшие поколения привыкли обходиться старым багажом. Без этого личность неизбежно отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса. В этой связи, основную роль в профилактике наркотизма в стране играет семья. Как бы банально и упрощенно это не звучало, ни у одного государства, министерства или организации никогда не будет такой возможности влияния на личность, как у семьи, тогда как «… антинаркотическая политика наиболее эффективна, когда основные усилия направлены в область воспитания, и особенно – самовоспитания, то есть сознательного целенаправленного воздействия на самого себя». Это влияние должно брать свое начало с самых ранних этапов социализации, а не с момента обнаружения привыкания к табаку, алкоголю и другим наркотикам. И вот здесь зерно всей проблемы. Главное – это создание настоящей здоровой, трезвой семьи. Без этого проблему не решить. И для этих целей, в каждом Федеральном округе России необходимо создание специальных обучающих семейных институтов или Институтов Семьи, которые обучали бы семейной трезвости не только специалистов, но и большинство наших семей. Таким образом, чтобы подойти к решению проблемы наркотизма, следует применять так называемую «систему пресса», когда гармонично взаимодействует влияние, как на спрос, так и предложение табака, алкоголя и других наркотиков, когда система срабатывает в комплексе «запрет плюс отказ».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.012 с.) |