Цели и задачи преподавателя по эстрадному вокалу на различных этапах обучения в дмш 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи преподавателя по эстрадному вокалу на различных этапах обучения в дмш



Цели и задачи преподавателя по эстрадному вокалу на различных этапах обучения в ДМШ

Цели и задачи программы:

Главная цель программы выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.

Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством  для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 Задачи:

образовательные –

- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;

- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования;

- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);

- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;

- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);

- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном

развивающие –

- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых                

возможностей;

- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;

- развитие исполнительской сценической выдержки;

- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;

- развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;

- духовно- нравственное развитие.

воспитательные –

- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время

-воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;

- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;

- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;

- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ

СЕМИЛЕТНИЙ КУРС

Класс

 Цель:

· заложить основы вокально-исполнительской деятельности;

· сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

· формирование певческой установки;

· постановка певческого дыхания;

· формирование начальных навыков певческой артикуляции;

· формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне

1-ой октавы;

· ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;

Содержание учебного материала.

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания

 (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. На отчётном концерте в конце 1 класса исполняется 2 небольших произведения, одно из которых исполняется в микрофон - под фонограмму с дублированной мелодией. Другое произведение исполняется под аккомпанемент фортепьяно (дублирование мелодии на усмотрение педагога).

 

Рекомендуемый репертуарный список:

В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В.Шаинский «Голубой вагон»

Д. Тухманов «Божья коровка»

Д.Тухманов «Дровосек-жук»

Класс

Цель:

· развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.

Задачи:

· развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);

· развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);

· развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука (с целью активизации звукообразования);

· развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;

· выработка ощущения головного резонирования;

· формирование высокой певческой позиции;

· расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);

· усовершенствование навыка работы с микрофоном;

Содержание учебного материала.

Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Хороший результат дает упражнение на «ха» «хэй».

Необходимо следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося и уделять внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит  дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров. При работе над вокализом  добиваться плавного звуковедения.

Рекомендуется включать в репертуар песни с элементами джаза или песенки с переходами из мажора в минор или наоборот. Также возможно включать в репертуар маленькие несложные песенки на иностранном языке и детские русские народные песни. Необходимо уделять достаточно внимания актёрским задачам при работе над репертуаром.

Полезны упражнения, помогающие при работе с микрофоном: в момент исполнения песни поворачивать голову, корпус, делать шаги в разные стороны, фиксируя при этом руку с микрофоном.

При переходе в 3 класс исполняется два произведения.

 

 

Рекомендуемый репертуарный список:

А.Гладких «Розовый слон»

Д. Тухманов «Папа»

Р. Паулс «Золотая свадьба»

М. Минков «Дорога добра»

Г.Фиртич «Добрый жук»

В.Моцарт «Колыбельная»

Класс

 Цель:

·  расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне);

Задачи:

· развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);

· развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);

· закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;

· работа над высокой певческой позицией;

· сглаживание переходных звуков;

· формирование ощущения головного и грудного резонирования;

· развитие навыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нонлегато;

· развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсировке;

· целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой;

· работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

· работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

Содержание учебного материала

В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.

В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных авторов и исполнять их на языке оригинала (английском, французском, итальянском и т. д.) Это развивает фонетический слух, знакомит с иной стилистикой. Помогает освоить ту или иную манеру исполнения.Учащийся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво.

При переходе в 4 класс исполняются 2 произведения, одно из них – на иностранном языке.

 

Рекомендуемый репертуарный список:

П. Маккартни «Yesterday»

Е. Крылатов «Колокола»

Е.Крылатов «Едет-едет»

В.Шаинский «Песня про папу»

В. Шаинский «Уголок России»

Класс

 Цель:

· расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся);

Задачи:

· развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);

· развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);

· развитие тембровых возможностей голоса;

· развитие динамических возможностей голоса;

· работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

· работа над стилистическими особенностями произведений;

· работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

Содержание учебного материала

В этом классе большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой.

Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Продолжается работа с микрофоном.

При переходе в 5 класс исполняются 3 произведения, желательно разные по жанру.

Рекомендуемый репертуарный список:

 

К.Кельми «Замыкая круг»

Д. Гершвин «Летом»

В. Резников «Домовой»

М. Дунаевский «Гадалка»

Е. Крылатов «Лесной олень»

Класс

 Цель:

· расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении, формирование ровности и силы звука в разных регистрах;

Задачи:

· развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);

· развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых темпах);

· развитие навыков вокального интонирования (работа над чистотой интонирования хроматических звуков в мелодии);

· развитие навыков импровизации в джазовых композициях;

· работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

· работа над сценическим движением;

 

Содержание учебного материала

 

Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всём его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.

Приветствуется исполнение джазового стандарта, либо песни зарубежных авторов. На экзамене выпускник должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.

 

Г. Гладков «Волшебный луч»

Ю.Варум «Городок»

А.Шевченко «Иногда»

Э.Ханок «Журавлик»

Класс

 Цель:

· расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства (работа над вокальными навыками, связанными с наиболее выразительными исполнительскими эстрадными приемами, работа над нюансировкой от пиано до форте);

Задачи:

· развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);

· развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);

· развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах);

· развитие беглости голоса на легато и стаккато;

· развитие навыков импровизации в джазовых композициях;

· работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

· работа над сценическим движением;

 

Содержание учебного материала

 

В данном классе продолжается работа над расширением диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, фальцет, глиссандо. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. При переходе в 7 класс исполняются 3-4 разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список:

Р. Паулс «Любовь настала»

В. Резников «Половинка»

М. Минков «Старый рояль»

А. Жобим «Дезафинадо»

Р. Паулс «Маэстро»

Б.Рычков «Все могут короли»

И.Николаев «Свирель»

А. Пугачёва «Звёздное лето»

Класс

 Цель:

· расширение параметров сольного эстрадного вокального исполнительства: выявление тембральных особенностей голоса учащихся, развитие динамических возможностей голоса).

Задачи:

· развитие навыков певческого дыхания;

· развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пени в умеренных и быстрых темпах);

· развитие навыков звуковедения (совершенствование техники в различных нюансах, темпах, регистрах);

· развитие навыков импровизации в джазовых композициях;

· работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

· работа над сценическим движением;

               Содержание учебного материала

В данном классе продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-технических приёмов и навыков. Работа над музыкальными произведениями.

На выпускном экзамене учащийся исполняет 3-4 произведения, разные по жанру:

1- исполнение джазового или блюзового стандарта;

2- исполнение быстрой темповой песни;

3- исполнение медленной, лиричной композиции;

4- исполнение произведения зарубежных композиторов на иностранном языке;

 На экзамене выпускник должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений, свободное органичное движение на сцене, безупречную технику речи и навыки актёрского мастерства.

Примерный репертуарный список:

Д. Гиллеспи «Ночь в Тунисе»

М. Минков «Спасибо музыка»

Ю. Началов «Блюз любви»

Альбинони «Адажио»

А. Зацепин «31 июня»

А. Зацепин «Чарльстон»

Цели и задачи преподавателя по эстрадному вокалу на различных этапах обучения в ДМШ

Цели и задачи программы:

Главная цель программы выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.

Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством  для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 Задачи:

образовательные –

- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;

- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования;

- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);

- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;

- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);

- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном

развивающие –

- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых                

возможностей;

- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;

- развитие исполнительской сценической выдержки;

- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;

- развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;

- духовно- нравственное развитие.

воспитательные –

- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время

-воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;

- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;

- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;

- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ

СЕМИЛЕТНИЙ КУРС

Класс

 Цель:

· заложить основы вокально-исполнительской деятельности;

· сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

· формирование певческой установки;

· постановка певческого дыхания;

· формирование начальных навыков певческой артикуляции;

· формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне

1-ой октавы;

· ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;

Содержание учебного материала.

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания

 (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. На отчётном концерте в конце 1 класса исполняется 2 небольших произведения, одно из которых исполняется в микрофон - под фонограмму с дублированной мелодией. Другое произведение исполняется под аккомпанемент фортепьяно (дублирование мелодии на усмотрение педагога).

 

Рекомендуемый репертуарный список:

В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В.Шаинский «Голубой вагон»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.084 с.)