Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вокально-интонационные навыки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
— пение и интонирование: ü одноголосных и двухголосных мелодий с элементами ритмики «опережения» и других видов синкоп; ü мелодий эстрадного и джазового репертуара («стандартов»); ü несложных мелодий в пентатонических и блюзовых ладах в ритме Swing; тритонов от произвольных звуков; тритонов с разрешением в тональностях в заданном (ум.5/VII – ум.5/II – ув.4/IV – ув.4/VI), произвольном и импровизационном порядке; ü уменьшенных квинт и увеличенных кварт от заданных звуков с разрешением во всех возможных тональностях; ü заданных мелодий с аккомпанементом трезвучиями (левой рукой); ü трезвучий от заданных звуков и их обращений; на заданных ступенях в тональностях и их обращений; ü обращений мажорных и минорных трезвучий от заданных звуков; ü обращений мажорных и минорных трезвучий от любых звуков в заданном порядке (Б5/3 – М5/3 – Б6 – М6 – Б6/4 – М6/4 – Б5/3); ü обращений главных трезвучий в заданных тональностях в произвольном порядке; ü доминантовых и субдоминантовых трезвучий и их обращений с последующим разрешением в заданных тональностях; ü вспомогательных и проходящих оборотов в заданных тональностях; «полных» гармонических оборотов от разных обращений тоники (T – S – D – T); ü аккордовых последовательностей на основе главных трезвучий и их обращений в заданных тональностях; Навыки слухового анализа и записи музыкального диктанта — определение на слух: ü гармонических и мелодических разновидностей ладов мелодий; ü разновидностей пентатонических и блюзовых ладов; ü измененных ступеней в гармонических и мелодических ладах; ü «блюзовых» ступеней; ü метрических размеров 6/8 и 9/8; ü ритмических формул с триолями и простыми синкопами; ü верхних звуков мелодических и гармонических интервалов от заданных нижних звуков; ü тритонов вне тональности; ü ув.4 и ум.5 по разрешению (вне тональности); по разрешению (в тональностях); ü обращений мажорных и минорных трезвучий, звуки которых сыграны последовательно снизу вверх или сверху вниз; ü обращений мажорных и минорных трезвучий, звуки которых сыгранны одновременно; ü «полных» оборотов (T – S – D – T и T – VI – II – D – T) в различных вариантах в заданных тональностях;
— воспроизведение: ü верхних и нижних звуков отдельно и последовательно сыгранных вне тональности интервалов; ü трезвучий четырех видов сверху вниз или снизу вверх, сыгранных от произвольных звуков; ü четырех видов трезвучий, звуки которых сыграны последовательно снизу вверх или сверху вниз или одновременно; — пение: трезвучий четырех основных видов, сыгранных от определенных звуков; обращений мажорных и минорных трезвучий, сыгранных от определенных звуков; — воспроизведение и определение на слух: ü нижних звуков главных трезвучий лада в заданных тональностях; ü главных трезвучий в натуральных и гармонических ладах в заданных тональностях; ü нижних звуков, сыгранных в заданных тональностях обращений главных и побочных трезвучий; ü основных тонов, сыгранных в заданных тональностях обращений главных и побочных трезвучий; ü обращений главных трезвучий в заданных тональностях; ü обращений побочных трезвучий в заданных тональностях; ü доминантовых и субдоминантовых трезвучий и их обращений по их разрешениям в тональностях; Творческие навыки — сочинение: ü мелодических фраз на основе заданных ритмических формул с использованием триолей и простых синкоп; ü одноголосных мелодий в форме блюза или блюза с использованием триолей и характерных синкопированных ритмов; ü одноголосных мелодий в метрических размерах 6/8 и 9/8; ü одноголосных мелодий по заданным ритмам с использованием триолей и простых синкоп; ü одноголосных мелодий по заданному ритму с триолями, шестнадцатыми, пунктирным ритмом и синкопами (элементами «ритмического опережения»); ü мотивов и мелодий на основе интонирования тритонов и тритонов с разрешениями; ü мелодий к заданным аккордовым последовательностям с использованием доминантовых септаккордов и их обращений; ü «досочинение» мелодий с аккордовым или фигурационным аккомпанементом с использованием доминантовых септаккордов и их обращений; ü мотивов и мелодий на основе интонирования трезвучий четырех видов и их обращений; ü третьего голоса к заданным интервальным последовательностям; ü вариантов гармонической фигурации к заданным аккордовым последовательностям с использованием главных и побочных трезвучий лада с обращениями;
ü аккордового или фигурационного аккомпанемента главными трезвучиями лада и их обращениями (для левой руки) к заданным мелодиям; ü аккордового или фигурационного аккомпанемента главными трезвучиями лада и их обращениями (для двух рук – бас и аккорды в «плавном» соединении) к заданным мелодиям; ü мелодий к заданным аккордовым последовательностям главных трезвучий лада и их обращений; ü «досочинение» мелодий с аккордовым или фигурационным аккомпанементом главными трезвучиями лада и их обращениями; ü — сочинение аккордовых последовательностей на основе главных трезвучий и их обращений с использованием «правильных» разрешений доминантовых и субдоминантовых аккордов. История музыки: ü Синтетические жанры: мюзикл, рок - опера ü «Юнона» и «Авось», ü «Иисус Христос - суперзвезда» ü Алла Пугачёва и София Ротару ü Зарубежные вокалисты ü Джазовый стиль исполнения, Лариса Долина ü Современные русские исполнители ü Музыкальная жизнь Ярославля
Методическое обеспечение Говоря о СОДЕРЖАНИИ курса сольфеджио и истории музыки, необходимо рассмотреть вопрос не только о том, «что учить», но и «как учить». В данном случае говорится о порядке расположения изучаемого материала этих предметов. Если СОДЕРЖАНИЕ курса сольфеджио ДМШ довольно легко соотнести со стандартными программными требованиями, спецификой учебного заведения и индивидуальными качествами обучающихся, то порядок изучения теоретического материала и принципы взаимоотношения изучения теории с развитием практических навыков вызывает куда больше вопросов. Пренебрегать этими вопросами крайне нежелательно, так как от их решения во многом зависит как то, насколько хорошо будет усваиваться и закрепляться теоретическим материал, так и то, насколько теория будет помогать развитию практических навыков, насколько обе эти стороны процесса музыкального обучения будут взаимодействовать, взаимодополнять друг друга. Если выделить «теоретическую составляющую» содержания курса сольфеджио и истории музыки, проанализировать различные программы, методики и учебники теории музыки, то можно легко обнаружить две основные тенденции распределения теоретического материала: тенденции к «последовательному» и к «циклическому» изложению. Последовательное распределение ориентировано на изложение материала по строго логической схеме: от «ключевых» элементарных понятий к более сложным, синтетическим. Циклическое распределение предполагает постоянный возврат к более глубокому, подробному изучению пройденного материала, рассматриваемого уже с некоторых других сторон. Так, например, понятие «лад» на первом «витке» рассматривается в самых общих чертах (внутреннее интервальное строение, ступени лада, система устоев и неустоев, тяготений и разрешений, главные ладогармонические функции, вводные тона и др.). При последующем возврате к этой теме можно рассмотреть круг проблем связанных с гармоническими и мелодическими ладами. На третьем «витке» – полную систему альтераций и некоторые «особые» лады (пентатоника, блюзовый лад, лады народной музыки и др.). Последовательное же распределение материала предполагает изучение того или иного понятия сразу в полном объеме.
У каждого из этих методов есть свои плюсы и минусы, и при разумном подходе можно воспользоваться первыми и избежать негативного влияния вторых, применить тот или иной метод в такой ситуации, где это видится наиболее целесообразным. В частности, последовательное изложение материала рационально применить в том случае, если обучающийся поздно начал заниматься музыкой на более-менее серьезном уровне, или есть острая необходимость быстро повторить весь пройденный теоретический материал. Циклическое распределение материала представляется целесообразным в том случае, если обучающийся начинает заниматься музыкой в довольно раннем возрасте и предполагается достаточно длительный срок обучения (7 лет и более). Последовательное изложение в таком случае становится мало приемлемым, так как рассчитано на достаточно подготовленного воспитанника в смысле общего развития, способного усваивать довольно сложный теоретический материал. Но если обучающийся демонстрирует незаурядную сообразительность и любознательность уже на ранних стадиях обучения, подобный метод вовсе не стоит исключать из методического арсенала. Разделение принципов изложения материала на последовательное и циклическое само по себе достаточно условно – как правило, в реальной педагогической практике имеет место сочетание разных принципов распределения материала. Именно разумный компромисс и представляется «идеальным» решением, особенно, если он дополнен гибким подходом к индивидуальным способностям и потребностям ребёнка. Таким образом, предложенный в программе вариант распределения теоретического материала не является окончательным и единственно возможным. Он рассчитан на некоторого условного «среднестатистического» обучающегося и требует обязательного «приспособления» к конкретным условиям: дети часто поступают с различной степенью подготовленности, многие учились ранее в других школах и по совершенно разным методикам и программам. Найти единственно «правильный» вариант построения программы в таких условиях совершенно невозможно. «Идеальное» выстраивание программы под конкретного ребёнка – естественная обязанность педагога. Порядок распределения теоретического материала, предложенный в этой программе, ориентируется и на «последовательное», и на «цикличное» изложение материала, так как в Школу принимаются обучающиеся с различной музыкально-теоретической подготовкой (от самых начинающих, до имеющих хорошую музыкально-теоретическую подготовку).
«Сжатость и избирательность» изложения теоретического материала связана с принципом цельности изложения тем – изучение некоторых тем не «размазывается» на несколько месяцев, а группируется в тематические блоки. Например, тональности изучаются не по отдельности, а все сразу: даются основные понятия, принципы определения и построения звукорядов, ключевые знаки и т. д. Понятно, что обучающийся не запомнит строение всех тональностей сразу, но комплексное изучение этой или подобной темы должно помочь ему лучше разобраться и понять её суть, так как у него будет возможность сразу сравнить несколько разных вариантов воплощения этого понятия. «Сжатость» и «цельность» изложения теоретического материала видится принципиально важной в построении программы, так как в неакадемическом музыкальном образовании особое значение необходимо придавать тому, чтобы «теория» не очень сильно отставала от «практики». Очень важно, чтобы каждый «объект» теоретического изучения так или иначе находил свое применение в реальной практике музицирования. В учебном процессе используются: - музыкально-дидактические материалы (всевозможные карточки); - методические пособия по теории и истории музыки; - теоретические и нотные практические тетради; - аудио и видео материалы; - возможности Интернета; Список используемой литературы
8. Иофис, Б.Р. Музыкальная литература: примерная программа и методические рекомендации для детских музыкальных школ и музыкальных отделений искусств / Б. Р. Иофис. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М,2004. – 59 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.011 с.) |