Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика технологии проблемного обучения
Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»[7, C.29]. Так что же такое – технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа? Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека. Технология проблемного обучения ставит несколько задач: 1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы; 3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. Познавательную деятельность учащихся в процессе проблемного обучения можно отнести к следующим основным характерным этапам: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка проблемной задачи, поиск способа решения с обоснованием, доказательством гипотез, проверки правильности решения проблемных задач [9, C. 48]. Проблемная ситуация – это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданному самому себе. В результате разрешения системы проблемной ситуации, учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач. Проблемная ситуация возникает только тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу.
Проблема – это задача или вопрос, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, необходимо учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению [9, C. 57]. В проблемной ситуации можно выделить три признака: 1. она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориентировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся; 2. все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся; 3. Разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми законами, процессами, явлениями. Главное чтобы проблемная ситуация вызвала у учащегося интерес, желание разобраться в проблеме и удивила его [5, C. 17]. Осознание сущности затруднения учащимся возможно, если он понимает объективные основания усвоенных способов действия и может проследить соответствие этих оснований реальным условиям решаемой задачи. На основе данного анализа из проблемной ситуации появляется проблемная задача. В концепции технологии проблемного обучения это этап является важнейшим для развития потенциала самостоятельной работы и формирование научного мировоззрения у учащихся. Нахождение и постановка проблемы, ее четкая формулировка зачастую требует больших интеллектуальных усилий, чем последующее разрешение. Сформулированная и осознанная проблемная задача предполагает появление несколько проблемных вопросов. Эти проблемные вопросы переходят в проблемную задачу в поиск решения, где рассматриваются различные пути, методы и средства. Далее учащиеся собирают информацию о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию. По итогам данного сбора наступает этап выработки инструментальной гипотезы разрешения проблемы. После выявления гипотезы учащимся предлагается проверить, насколько она соответствует исходным условиям задачи и обосновать ее. После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их проверки, затем осуществляется окончательный этап – оценка найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения других задач [2, C. 4].
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций выделяют четыре уровня технологии проблемного обучения: уровень обычной активности, уровень полусамостоятельной активности, уровень самостоятельной активности и уровень творческой активности. Основными условиями успешности технологии проблемного обучения являются: посильность работы с возникающими проблемами, интерес учащихся к содержанию проблемы, доброжелательное отношение преподавателя к свободному мыслительному процессу учащегося, значимость получаемой при решении проблемы информации [6, C. 7].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.) |