Общая характеристика технологии проблемного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика технологии проблемного обучения



Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»[7, C.29].

Так что же такое – технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа? Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека. Технология проблемного обучения ставит несколько задач: 1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; 2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы; 3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

Познавательную деятельность учащихся в процессе проблемного обучения можно отнести к следующим основным характерным этапам: возникновение проблемной ситуации, осознание и формулировка проблемной задачи, поиск способа решения с обоснованием, доказательством гипотез, проверки правильности решения проблемных задач [9, C. 48].

Проблемная ситуация – это психическое состояние человека, испытывающего познавательную трудность, это противоречие, выявившееся в форме вопроса, заданному самому себе. В результате разрешения системы проблемной ситуации, учащиеся открывают для себя новые знания и способы действий с ними, овладевают общими принципами решения задач.

Проблемная ситуация возникает только тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу.

Проблема – это задача или вопрос, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения. Проблемные ситуации должны быть доступными для учащихся определенного возраста, необходимо учитывать их познавательные и практические возможности. Такие ситуации, как правило, создаются на реальном материале. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению [9, C. 57].

В проблемной ситуации можно выделить три признака: 1. она должна быть такой, чтобы ее разрешение можно было ориентировать на возможности познавательной и исследовательской активности учащихся; 2. все вопросы, порождаемые проблемной ситуацией, должны быть значимыми для учащихся; 3. Разрешение основной проблемы, как правило, должно протекать на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой и показывающих логические отношения между изучаемыми законами, процессами, явлениями. Главное чтобы проблемная ситуация вызвала у учащегося интерес, желание разобраться в проблеме и удивила его [5, C. 17].

Осознание сущности затруднения учащимся возможно, если он понимает объективные основания усвоенных способов действия и может проследить соответствие этих оснований реальным условиям решаемой задачи. На основе данного анализа из проблемной ситуации появляется проблемная задача. В концепции технологии проблемного обучения это этап является важнейшим для развития потенциала самостоятельной работы и формирование научного мировоззрения у учащихся. Нахождение и постановка проблемы, ее четкая формулировка зачастую требует больших интеллектуальных усилий, чем последующее разрешение. Сформулированная и осознанная проблемная задача предполагает появление несколько проблемных вопросов. Эти проблемные вопросы переходят в проблемную задачу в поиск решения, где рассматриваются различные пути, методы и средства. Далее учащиеся собирают информацию о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию. По итогам данного сбора наступает этап выработки инструментальной гипотезы разрешения проблемы. После выявления гипотезы учащимся предлагается проверить, насколько она соответствует исходным условиям задачи и обосновать ее. После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их проверки, затем осуществляется окончательный этап – оценка найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения других задач [2, C. 4].

В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций выделяют четыре уровня технологии проблемного обучения: уровень обычной активности, уровень полусамостоятельной активности, уровень самостоятельной активности и уровень творческой активности.

Основными условиями успешности технологии проблемного обучения являются: посильность работы с возникающими проблемами, интерес учащихся к содержанию проблемы, доброжелательное отношение преподавателя к свободному мыслительному процессу учащегося, значимость получаемой при решении проблемы информации [6, C. 7].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.)